Основы духовно-нравственной культуры народов России. ОРКСЭ Светская этика. (4-й класс) Урок по теме: «Зачем в школе нужны особые правила поведения?»
учебно-методический материал по орксэ (4 класс) по теме

ШАГАНЕЦ ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА

Это 1-ый урок  в системе уроков по теме: Глава 3:  «Какие правила морали особенно важны в школе?» Правила поведения в школе. Что значит играть роль ученика? Равновесие прав и обязанностей школьника. Новые ситуации – новые правила…

 На тему отводится: 6 часов.

Предметные умения:

1. Использовать знание норм и требований школьной жизни, ориентироваться в их разнообразии, чтобы понимать, как пользоваться правами и выполнять обязанности ученика.

2. Обсуждать и анализировать правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

3. Различать формы поведения, допустимые и недопустимые в школе и в других общественных местах.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ:Раскрыть возможности ОС «Школа 2100» для решения проблемы системно-деятельностного подхода в обучении через проблемное обучение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План решения проблемы:

1.  ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ УРОКА.

2. ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ.

3. РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ,

    ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ.

4. СРАВНИВАЕМ СВОЙ ВЫВОД С АВТОРСКИМ.

5. ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ  ЗНАНИЯ.



Предварительный просмотр:

1-я группа: «Хочешь, чтобы тебя уважали, – уважай     человеческое достоинство других людей».

Поработайте в группе и выполните задания. Могут ли эти правила подойти для нашей школы и класса? Обсудите в группе одно из них, приведите пример жизненной ситуации, в которой оно «работает».


2-я группа: «Умей противостоять неразумным, низким и преступным поступкам».

Поработайте в группе и выполните задания. Могут ли эти правила подойти для нашей школы и класса? Обсудите в группе одно из них, приведите пример жизненной ситуации, в которой оно «работает».

        


3-я группа: «Всегда отстаивай своё мнение, но если ты неправ, признай это».

Поработайте в группе и выполните задания. Могут ли эти правила подойти для нашей школы и класса? Обсудите в группе одно из них, приведите пример жизненной ситуации, в которой оно «работает».


4-я группа: «Правда нужна не только тебе, но и окружающим». 

Поработайте в группе и выполните задания. Могут ли эти правила подойти для нашей школы и класса? Обсудите в группе одно из них, приведите пример жизненной ситуации, в которой оно «работает».


5-я группа: «Стремись жить с пользой для других и для себя».

Поработайте в группе и выполните задания. Могут ли эти правила подойти для нашей школы и класса? Обсудите в группе одно из них, приведите пример жизненной ситуации, в которой оно «работает».



Предварительный просмотр:

Я знаю!

Хочу узнать!

Вопрос урока:

Моё настроение:

  • Начало урока:  
  • Конец урока:

1.Детский сад

3.Основная школа (начиная с 5 класса)

2.Начальная школа (1-4 классы)

Вывод по проблеме урока:

Задания в парах: (самооценка)

1. Каким было задание?

2. Получил ли результат?

3. Сам или с помощью?

4. Правильно или с ошибкой?

5. Какую ставишь себе отметку?

Задания в группе: (самооценка)

Алгоритм подготовки учениками ответа на продуктивный вопрос:

 1.Осмыслить задание. 2.Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.). 3.Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие). 4.Мысленно сформулировать ответ. 5.Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что …, потому что во-первых…, во вторых…».

Задания для коллективной работы (весь класс): (самооценка)

Рефлексия деятельности:

Оценка своей деятельности на уроке

(письменно):

на листе бумаги обведите свою ладошку.

каждый палец – это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

  • большой – Я понял (а)…
  • указательный – Мне было интересно…
  • средний – Мне было трудно…
  • безымянный – Мне ещё нужно… (не нужно…)
  • мизинец - Мне захотелось…
  • Итак, я доволен (довольна) своей работой на уроке или … выбери:



Предварительный просмотр:

МЫ  ЗНАЕМ…

ХОТИМ УЗНАТЬ…

«Золотое правило нравственности»

мораль и нравственность,

долг и совесть,

честь и достоинство,

справедливость и милосердие.


«Зачем нужны в школе   особые правила поведения?»

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Городской семинар

учителей начальных классов

Тема семинара:

«Системно-деятельностный подход

в обучении и воспитании младших школьников»

Урок по проблеме:

«Зачем в школе нужны

особые правила поведения?»

Цели урока по линиям развития личности:

1-я линия развития личности:

        Учить определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).

2-я линия развития личности:

        Учить делать выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.

        Учить договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

Предметные умения:

        Использовать знание норм и требований школьной жизни, ориентироваться в их разнообразии, чтобы понимать, как пользоваться правами и выполнять обязанности ученика.

        Обсуждать и анализировать правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

               Различать формы поведения, допустимые и недопустимые в школе и в других общественных местах.

Этапы урока:

I. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

II. Актуализация знаний.

III. Решение проблемы, открытие новых знаний.

IV. Выражение решения проблемы.

V. Выполнение продуктивных заданий по теме.

VI. Итог урока. Рефлексия.

VII. Домашнее задание.

                   

Формирование УУД:

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из разных источников (текст, таблица).

 2. Сопоставлять, сравнивать, анализировать и       оценивать ситуации и тексты из различных источников, чтобы

разбираться и понимать, как нужно выполнять моральные нормы в отношении взрослых и сверстников в школе и дома, во внеучебных видах деятельности.

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

4. Делать выводы на основе анализа объектов.

5. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

6. Обобщать и классифицировать.

Регулятивные УУД

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Принимать и сохранять учебную задачу.

4. Планировать свои действия.

5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Городской семинар

учителей начальных классов

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Оценивание достижений учащихcя:

Решение проблемы, открытие новых знаний.

 Работа в учебнике: отметить учеников, которые отвечали на вопросы, анализировали таблицу, делали

выводы.

Выражение решения проблемы.

          Отметить учеников, наиболее полно  сформулировавших ответ на ключевой вопрос урока.

Выполнение продуктивных заданий по теме.

Отметить учеников, которые представляли работу группы.

 Итог урока. Рефлексия.

Отметить учеников, которые сформулировали ответ на ключевой вопрос урока, привели примеры из

жизни.

       

«Я слышу – я забываю,

я вижу – я запоминаю,

я делаю – я усваиваю».

                 Китайская мудрость

        

                       

                                   D:\л.в\презентации к мастеру\14[1].gif

           

Системно - деятельностный подход –
методологическая основа концепции

государственного стандарта
общего образования второго поколения


Основная педагогическая задача:

организация условий, инициирующих детское действие

http://rmk-tula-sov.ucoz.ru/Standart3.JPG

2013г.

Городской семинар

учителей начальных классов

Жизнь на уроке должна стать подлинной

или  системно – деятельностный подход в обучении и универсальные учебные действия.

ОРКСЭ. Светская этика.

(4-й класс)

Урок по проблеме:

 «Зачем в школе нужны

особые правила поведения?»         

                                   

   

Учитель начальных классов

МОАУ гимназия №25:

Шаганец Елена Викторовна



Предварительный просмотр:

Городской семинар «Системно-деятельностный подход в обучении»

(2012-2013 уч/год)

Проект урока

МОАУ гимназия № 25 г.Благовещенска

Учитель:  Шаганец Елена Викторовна

Параметры урока

        Содержание параметра

1

Предмет, уровень

ОРКСЭ, светская этика. Базовый уровень.

2

Тема урока

«Зачем нужны особые правила поведения в школе?»

3

Класс

4 «Б»

4

Характеристика класса

Уровень  обученности  класса – средний (качество знаний по предмету – 89%). Большинство учащихся дисциплинированны и работоспособны, уровень мотивации и ценностные ориентации – разные, не все дети ещё умеют самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность. В связи с этим использую активные формы познания: наблюдение, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог, проблемных дискуссий, нетрадиционные формы уроков, в том числе деловые и ролевые игры.

    Кроме того, для развития самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), необходимо использовать элементы анализа, учить определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов – это является основой для целеполагания.

    У ребят (как и у многих младших школьников) западает умение строить письменный связный текст, публичное выступление, следовательно, необходимо работать над повышением уровня коммуникативной компетентности.

    Словесно-логическое мышление сформировано на высоком уровне – у 4 человек, среднем – 15, низком – 6 человека.

5

Программа, учебник, их особенности

Образовательная программа «Школа 2100». Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс»; Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева. М. : Баласс, 2011. – 80 с., ил. Этот курс не только готовит учащихся к освоению в основной школе основ обществознания и истории, но и способствует развитию и воспитанию личности. Это имеет огромное значение для формирования гражданской позиции, умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта. Без решения этих задач невозможны выработка общероссийской идентичности и адаптация к поликультурному глобализирующемуся миру.

6

Место урока в системе уроков.

Предметные умения.

Это 1-ый урок  в системе уроков по теме: Глава 3:  «Какие правила морали особенно важны в школе?» Правила поведения в школе. Что значит играть роль ученика? Равновесие прав и обязанностей школьника. Новые ситуации – новые правила…

 На тему отводится: 6 часов.

Предметные умения:

1. Использовать знание норм и требований школьной жизни, ориентироваться в их разнообразии, чтобы понимать, как пользоваться правами и выполнять обязанности ученика.

2. Обсуждать и анализировать правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

3. Различать формы поведения, допустимые и недопустимые в школе и в других общественных местах.

7

Методическая цель

Раскрыть возможности ОС «Школа 2100» для решения проблемы системно-деятельностного подхода в обучении через проблемное обучение.

8

Цели урока по линиям развития личности

1-я линия развития личности:

        Учить определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).

2-я линия развития личности:

        Учить делать выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.

        Учить договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

9

Ресурсы урока

Учебник.

Карточки для доски и групповой работы.

Рабочий лист.

Презентация урока.

10

Форма и тип урока

Форма – учебный диалог.

Тип урока – открытие новых знаний.

11

Используемые технологии, методики, методы, приёмы

Технология проблемно-диалогического обучения, исследовательские, дискуссионные методы организации учебной деятельности.

12

Структура урока

I. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

II. Актуализация знаний.

III. Решение проблемы, открытие новых знаний.

IV. Выражение решения проблемы.

V. Выполнение продуктивных заданий по теме.

VI. Итог урока. Рефлексия.

VII. Домашнее задание.

13

Предварительная подготовка учащихся

Понятия:  (глава 1)

мораль и нравственность,

долг и совесть,

честь и достоинство,

справедливость и милосердие;

«золотое правило нравственности»

14

Формирование УУД.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из разных источников (текст, таблица).

2. Сопоставлять, сравнивать, анализировать и оценивать ситуации и тексты из различных источников, чтобы разбираться и понимать, как нужно выполнять моральные нормы в отношении взрослых и сверстников в школе и дома, во внеучебных видах деятельности.

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

4. Делать выводы на основе анализа объектов.

5. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

6. Обобщать и классифицировать.

Регулятивные УУД

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Принимать и сохранять учебную задачу.

4. Планировать свои действия.

5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль

Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...

Урок "Основы духовно-нравственной культуры народов России". Модуль «Светская этика» Тема: «Счастье и смысл жизни»

Тема: «Счастье и смысл жизни». 4 класс. Данный урок  является четвертым из 5 тем в разделе «Как отличить добро от зла». Цель урока:дать представления о поня...

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...

рабочая программа по ОРКСЭ (Светская Этика) для 4 класса

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика" для 4 класса....

Методическая разработка урока "Рождество Христово Пасха" «Основы духовно-нравственной культуры народов России» НФ Виноградова, ВИВласенко, АВПолякова 4 класс

Технология построения урокаСистемно-деятельностныйТема урока Рождество Христово ПасхаУчебник«Основы духовно-нравственной культуры народов России»  НФ Виноградова, ВИВласенко, АВП...

Дидактический материал. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Святые покровители Санкт-Петербурга

Дидактический материал Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы религиозных культур и светской этики.Основы православной культуры       ...