Методическая разработка в предметных областях «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР)
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Курс «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы православной культуры»

Тема: Урок - путешествие «Дорога домой через путь к Храму»

Скачать:


Предварительный просмотр:

КРАЕВОЙ КОНКУРС

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

«ПЕДАГОГ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

В ПРИМОРСКОМ КРАЕ В 2024 ГОДУ

«Лучшая методическая разработка в предметных областях «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР)

Автор: Михальченко Марина Сергеевна,

учитель начальных классов,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13 г. Уссурийска» Уссурийского городского округа.

2024 г.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы православной культуры»

Тема: Урок - путешествие «Дорога домой через путь к Храму»

Тип урока: урок-путешествие.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями православного храма и традициями поведения в нём.

Задачи урока: познакомить с внутренним устройством храма и правилами поведения в нём; учить уважительному отношению к православной культуре, её правилам и нормам.

Формируемые УУД

- познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; развитие навыков продуктивного чтения; - коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

- регулятивные: планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией;

- личностные: умение соотносить события с принятыми этическими принципами.

Учебник: Основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры: учебник для 4 класса общеобразовательных организаций / О.Ю. Васильева, А.С. Кульберг, О.В. Корытко, И.А. Кокин, Д.Д. Кочкина «Основы православной культуры»: учебник для 4 класса, М.: «Просвещение» 2023.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, видео, презентация, иллюстрации.

Формы работы с учащимися: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы работы с учащимися: проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы.

Ход урока:

  1. Орг. момент. Дорогие ребята! Я рада вас видеть на уроке «Основы

православной культуры». Желаю нам успешной работы!

  1. Актуализация знаний.

- А сегодня мы с вами отправимся в интерактивное путешествие по нашему любимому городу Уссурийску.

- Предлагаю вашему вниманию посмотреть небольшой видеоролик и обратить внимание на архитектурные сооружения, которые украшают улицы нашего города.

Дети смотрят видеоролик «Путешествие по улицам г.Уссурийска»

- Какие сооружения привлекли ваше внимание? (ответы детей). (Презентация «Храмы г.Уссурийска»).

- Славный город Уссурийск известен не только своими талантливыми людьми, но и архитектурными памятниками, которые своей историей могут рассказать немало интересного. Наш видеоролик посвящен трем храмам города.

(слайд. 1-4)

  1. Сообщение темы и целей урока.

- Но прежде, чем мы окунемся в историю, давайте послушаем стихотворение и определим тему нашего урока.

Православные Храмы России,
Вы — свидетели давних времён,
Куполами сияете в сини,
Колокольный даря перезвон.

Сколько в вас благородства, величья,
Сколько мощи, былой красоты!
И глядят с высоты божьей птичьей,
Золотясь безмятежно, кресты.

(дети слушают, обдумывают и дают ответ)

- Сегодня мы поговорим о храмах, а тема нашего урока «Дорога домой через путь к храму».

- Вы узнаете о назначении храма и о его внешнем и внутреннем устройстве.

- А также мы поразмышляем: «А у многих ли из нас «Дорога домой проходит через путь к Храму»?»

  1. Изучение нового материала.

- Можно ли представить себе современный русский город или крупное село без храма? (ответы детей)

- Где бы ни селился русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.

- На слайде вы видите изображение храмов. Чем они похожи? (над храмом купола)

- Что вам напоминает купол? (шлем богатыря)

- А кто такой богатырь? (ответы детей)

- Храм собирает людей, которые готовы бороться со злом в своей душе.

- А чем отличаются храмы? (размером, цветом, формой)

- Так и у каждого человека свои особенности внешности (цвет глаз, форма лица, рост), свой характер, своя жизнь.

- Посмотрите на иллюстрации и попробуйте дать определение слову «храм». (Слайд 5) Можно обратиться к словарю (Храм – это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки и т.д.) Храм – от слова «хоромы». Божий дом, здание, построенное для молитвенных собраний.

- Запишите в рабочих тетрадях: «Храм – место особого присутствия Бога», «Крест - главный символ христианства, поэтому расположен на самой высокой точке храма».

- Скажите, пожалуйста, какое же место люди выбирали для строительства храма?

- Храм обычно строился на особом «красном» месте, т.е. самом лучшем, красивом, потому что посвящали Богу всё самое лучшее, самое красивое.

5. Учебно-познавательная деятельность.

- Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Пользуясь учебником (стр.4 –11), составьте рассказ по своей теме.

1 группа - внешний вид и назначение храма. (стр. 4-6)

2 группа - внутреннее устройство храма. (стр. 7-8)

3 группа - поведение в храме. (стр.9)

Выступления детей. Записи в тетрадях по ходу выступлений учащихся.

  1. Национально-региональный компонент.

- Сегодня мы с вами поговорим о храме Серафима Саровского, который появился в нашем городе относительно недавно в 2003 году. Но мало кто знает, что его история началась в далеком 1899 году.

Дети смотрят видеоролик «История храма Серафима Саровского 1часть»

- В 30-х годах храм был разрушен, а небольшие постройки при храме были переделаны под детский сад, где находились дети от 1,5 до 3 лет. В 1990 году сад был разрушен по причине сырости. С этого момента начинается путь возрождение храма.

Дети смотрят видеоролик «История храма Серафима Саровского 2 часть»

- Дети, путь к храму начинается с семьи. Послушайте заповедь для вас (слайд.6)

Слушаясь папу, слушаясь маму,

Ты начинаешь дорогу ко храму.

Заповедь эта – к Богу ступень,

Нужно ей следовать каждый день!

Чтение стихотворения учениками

У каждого своя дорога к храму

Через паденья, трудности и страх,

Через молитву бабушки и мамы,

Через потери, горе, боль и крах.

Своя дорога, лестница на взгорье,

Которую проходит всяк из нас,

Та высота, что будет взята вскоре

В погожий день и благодатный час.

Надежда на спасение из плена

Пустых надежд, оставленных идей,

Где отступает горечь и измена,

И нет коварства преданных друзей.

У каждого своя дорога к храму,

Пусть робок самый маленький шажок,

Но этот путь тернистый - верный самый,

Где радостно встречает всех нас Бог.

  1. Подведение итогов.

- Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам? (Потому что церковь – корабль спасения, под которым понимается человеческая жизнь со всеми её испытаниями, трудностями, соблазнами, опасностями, там тебе всегда помогут справиться с любой бедой, там ты приобретаешь покой и веру.)

  1. Рефлексия

Давайте воспользуемся методом незаконченного предложения и поймем, что мы узнали на уроке.

Закончите предложения:

Я знаю _____________________________________________

Я узнал(а)___________________________________________

Я хочу узнать________________________________________

Я был(а) удивлен(а) тем, что___________________________

Я хочу рассказать родителям ___________________________

Храм- это….

#1044;омашнее задание.

1. Нарисовать храм.

#1057;оставить сиквейн к слову ХРАМ.

Список используемых материалов:

1. О.Ю. Васильева. Учебник «Основы православной культуры и светской этики». Москва «Просвещение», 2023.

2. О.К. Харитонова. Основы православной культуры. Книга для учителя. Издательский дом «Покров», М., 2002.

3. О.К. Харитонова. Основы православной культуры для детей дошкольного возраста. Книга для учителя. Издательский дом «Покров», М., 2002.

4. Интернет ресурсы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Михальченко Марина Сергеевна, учитель начальных классов , МБОУ «СОШ №13 г. Уссурийска» Курс « Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема: Урок - путешествие «Дорога домой через путь к Храму » Цель урока : познакомить учащихся с особенностями православного храма и традициями поведения в нём. Задачи урока: познакомить с внутренним устройством храма и правилами поведения в нём; учить уважительному отношению к православной культуре, её правилам и нормам.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»)

Модуль « Основы мировых религиозных культур»Класс:  4Урок: № 26Тема: Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Цель: Познакомить с основными христианскими праздниками....

Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»

Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...

Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока: «Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие» (4 класс)

Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, в том числе и православной. Знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитани...

Священные сооружения Осетии Лучшая методическая разработка в предметных областях «Основы религиозных культур и светской этики» Срок реализации:1 год Возраст детей: 10-11 лет Разработчик: Сагкаева К.Р.(учитель)

Урок разработан для 4 класса общеобразовательного учреждения.  Обучающиеся познакомятся с историей возникновения священных сооружений Осетии.Учебный процесс организован таким образом, чтобы ...

Методическая разработка урока по предмету Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)

Методическая разработка урока направлена на обеспечение духовно-нравственного развития учащихся 4 класса в единстве урочной и внеурочной деятельности.  Тип урока- открытие новых знаний. На уроке ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА В ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЯХ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» «ОНОВЫ ПРВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» Тема урока: «Внутреннее строение и убранство храма»

В последние десятилетия произошли серьезные изменения в школьном образовании, появился новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики», составленныйна основе федерального госуд...

методическая разработка в предметных областях «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), (4 класс) Тема: «Любовь и уважение к Отечеству»

методическая разработка в предметных областях «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)...