методическая разработка в предметных областях «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), (4 класс) Тема: «Любовь и уважение к Отечеству»
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Горинская Марина Владимировна

методическая разработка в предметных областях «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа№ 2                                                                          

352690 Краснодарский край, г. Апшеронск,  улица Ленина, д. 74

тел.:8 (86152) 2-84-02 ,  E-mail:   school2@aps.kubannet.ru                                                                                                            

Лучшая методическая разработка в предметных областях «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ),

 (4 класс)

Тема: «Любовь и уважение к Отечеству»

Номер работы: 51865.2.8.2024 Номер работы: 51865.работы: 51865.2.8.2024

Автор: Горинская Марина Владимировна,
учитель начальных классов

г. Апшеронск

Екатиринодарская  Епархия Русской православной церкви

Кубанская митрополия

9-й Апшеронский районный благочиннический округ
apsh.svet@yandex.ru 


+7 (86152) 2-74-00

2024г.

Содержание           

1.Введение………………………………………………………………………3

2.    Совместная деятельность школы и Церкви……………………………...4

3. Методическая разработка …………………………………………………5-10

3.  Список литературы и источников информации………………………...…11

4.  Приложение………………………………………………………………12-14

ВВЕДЕНИЕ.

В нашей школе курс «Основы светской этики» изучается как модуль в предметной области «Основы религиозной культуры и светской этики в 4 классе (1ч в неделю, 34 ч). В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Развитие у обучающихся таких качеств, как толерантность, готовность и способность к диалогу друг с другом, уважение других людей, милосердие. В основе изучения предмета ОРКСЭ у обучающихся появится возможность осознать себя гражданами Российской Федерации, живущими в мире культурного разнообразия. Сущность духовно-нравственного воспитания обучающихся рассматривается как формирование и развитие у них уважительного отношения к людям, природе, обществу, России и другим народам, к их истории и культуре, духовным традициям.  Именно поэтому, в  настоящее время тема духовно-нравственного воспитания очень актуальна.

Актуальность методической разработки.

        Представленный урок создаёт условия для формирования у младших школьников чувства патриотизма, ценностного отношения к Отечеству через призму различных источников на примере самоотверженности и самопожертвования православных христиан.

         В ходе этого урока учащиеся обобщат знания и представления о единстве духовных традиций многонационального народа России, расширят представления о понятиях «служение» и «патриотизм», о значении любви в отношениях между людьми и по отношению к Родине.

         Воспитание патриотических качеств личности осуществляется посредством работы с пословицами о Родине и сопоставления названий и дат государственных праздников.

        Усвоение нравственно-этических ценностей, понятия «патриотизм» обеспечивается через художественную литературу. На информационно-аналитическом этапе урока используется технология продуктивного чтения, формируется умение извлекать информацию из текста, осмысливать и интерпретировать её. В дискуссии происходит корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом. Через оценивание поступков героев в определённых ситуациях и выражение своего отношения к ним происходит формирование личностных универсальных учебных действий.

Совместная деятельность школы и Церкви.

          С 2011 года ведётся совместная работа МОУСОШ № 2   и Свято-Покровского прихода  г. Апшеронска.  Это сотрудничество ставит своей задачей не религиозное обучение детей, а духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения на основе православных, русских традиций, истории России.

          Всякое воспитание может быть эффективным только тогда, когда оно связано с жизнью, опирается на практику и конкретные дела. Налаживая работу с храмом, мы исходили из того, что главным в процессе воспитания является привитие ребенку способности сострадать и быть милосердным. 

Вся совместная деятельность школы и Церкви строится только на добровольной основе, без принуждения и с согласия родителей.

         Значительную часть знаний о своей родной земле дети черпают, посещая экскурсии в храме. Традиционными стали детские мероприятия к Великим православным праздникам. Особенно интересно и весело проводятся Рождество, Масленица, Пасха, что несомненно воспитывает в детях чувство милосердия и добра. Традиционными стали также совместные с храмом мероприятия ко Дню славянской письменности. Ежегодно  настоятель Свято-Покровского прихода протоирей Виктор Бандурко благословляет  классы казачьей направленности и проводит посвящение в казаки. Проводит торжественное посвящение учащихся образовательных учреждений Апшеронского района в ряды ВВПОД «ЮНАРМИЯ».

          В нашем приходе к православным праздникам совместно со школой организуются выставки творческих работ учащихся. Как правило, ребята очень серьёзно готовятся к этим выставкам. Многим из них очень важно, чтобы именно его работа была выставлена в храме, так как ведётся конкурсный отбор.

Настоятель протоирей Виктор Бандурко регулярно посещает школу, поздравляет детей с праздниками, участвует в линейках.  Проводит беседы о правильном и здоровом образе жизни. А самых активных участников совместных мероприятий награждает грамотами, книгами и ценными подарками.

        Настоятель  Виктор Бандурко хорошо отзывается о совместной работе храма и школы. Приложении №1. Сотрудничество по духовно-нравственному воспитанию школьников будет продолжаться и в дальнейшем.  

           

Конспект урока по курсу ОРКСЭ «Любовь и уважение к Отечеству».

Класс: 4

Предмет: Основы православной культуры  УМК «Школа России» А.В. Кураев. Модуль «Основы религиозных культур и светской этики»

Тема урока: «Любовь и уважение к Отечеству» - 1 час

Тип урока: объяснение нового материала

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения: устный опрос, выполнение практических заданий, самоконтроль и самооценка

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Цель: формирование у обучающихся чувства патриотизма, ценностного отношения к Отечеству 

Задачи: 
1. Обобщить знания, понятия и представления о многообразии и единстве духовных традиций многонационального народа России; - углубить и расширить представления у обучающихся в понятиях: служение и патриотизм;

2. Создать условия для развития представлений о значении любви в отношениях между людьми и по отношению к Родине.

3. Приобщить к традициям русского народа;

4. Воспитывать у обучающихся  чувства любви и гордости за свою Родину.

Планируемый результат:
Предметны УДД: обобщат знания о духовных и культурных традициях многонационального народа России, их значении в жизни человека, семьи, общества; познакомятся с понятиями «служение», «патриотизм». 

Личностные УУД сформированность истинных ценностей: любви к ближнему, к Отечеству.

Регулятивные УУДконтролировать и объективно оценивать свои действия.

Познавательные УУД : ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; обобщать и делать выводы на основе анализа объектов; находить ответы на вопросы в тексте, умение выделять главное в соответствии с учебным заданием.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Ход урока:

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Самоопределение к деятельности

Прослушивание  отрывка мелодий «У моей России длинные косички» Г. Струве 

Соберите пословицы (работа в группах)

Родина – матушка, а хлеб – батюшка.

Родину мать умей защищать.

Родина – мать, чужбина - мачеха.

Дым Отечества светлее чужого огня.

Учитель читает  слова А.С. Пушкина 

«Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!»

- К чему призывает великий русский поэт?

(Выслушиваются ответы детей).

- Какой синоним слово Родина использовал поэт? (Отчизна.)

Задаются следующие вопросы: назовите ассоциации, которые вызывает у вас слово Родина, Отечество.
Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Дети внимательно слушают мелодию.

Собирают пословицы.

Дети отвечают на заданный вопрос.  

Учащиеся размышляют над ответами на вопросы.

2

Сообщение темы урока. Постановка целей и задач.

 Тема нашего урока «Любовь и уважение к Отечеству».

- Найдите ключевые слова в теме урока. (Любовь, уважение, Отечество)

-Какая цель нашего урока?

 

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «родина»?

Цель нашего урока, узнать, что такое Отечество, что значит любить и уважать Отечество.

Рассуждения  детей

3

Работа над новым материалом

Давайте обратимся к словарю и найдем  определение слову «Родина, Отечество, Отчизна».

У каждого человека, проживающего в нашей стране, есть определенный набор прав и обязанностей, которые он должен выполнять обязательно, т.к. они прописаны в законах нашей страны. Но каждый человек по-разному понимает свой моральный долг перед своей страной. Давайте вспомним, что такое мораль. Моралью можно назвать совесть человека, это неписанные правила поведения в обществе или по-другому что такое хорошо и что такое плохо. Человек, который любит свою Родину, будет бережно к ней относится.

Любовь каждого человека должна проявляться не только на словах, но и на деле. Мы любим свою семью  просто потому, что она у нас есть, так и Родину мы любим за то, что она у нас есть. Любовь – это служение. Служение проявляется, прежде всего, в делах на благо людей. Подумай, как ты можешь послужить своей Родине и запиши это в тетради.

Что объединяет все религиозные культуры и этику?

Работа с 3- 5 абзацами учебника страницы 142-143.

Ответить на вопрос: Как складывались духовные традиции России? Что нас всех объединяет?

Человека, который любит свою Родину и делает все, чтобы сохранить её красоту и богатство называют патриотом. Ребята, скажите, а кого бы вы могли назвать патриотом нашей страны?

- Как вы думаете, можно научиться патриотизму?

- Научить патриотизму, как учат математике и физике, нельзя. Чувство Родины – это не заучивание перечня правил и положений, это чувство проникает в нас с молоком матери, это воздух, которым мы дышим, солнце, которое мы видим, дом, в котором мы живём. Чувство любви и уважения к Отечеству должно пронизывать всю нашу жизнь.

- Напишите на листочках имена патриотов России.

- А нас с вами можно назвать патриотами? В каком случае?

-Что мы с вами должны сделать, чтобы быть патриотами?

- Проверим наши знания. Выполните тест.

Тест.

1. Почему мы называем свою страну Отечеством?

А) потому что так её называли все и всегда

Б) потому что она суровая, подобно отцу

В) потому что это Родина наших отцов и предков, и мы должны любить её, как тех, кто даровал нам нашу жизнь.

2. Любовь к Родине – это прежде всего

А) красивые слова о том, как мы её любим

Б) безучастие ко всему, что происходит с Отечеством

В) дела, которые показывают нашу любовь.

3. Для того чтобы научиться уважать Отечество надо

А) уважать суровые нравы

Б) научиться уважать живущих в нём людей

В) уважать тех, кто этого требует

4. Как вы понимаете фразу «Любовь к Родине начинается с семьи?»

А) Если у человека нет семьи, нет и Родины

Б) Там, где твоя семья, там твоя настоящая Родина

В) Любовь к Родине должна воспитываться в семье с детства и быть подобна той, которую ребёнок испытывает к родителям

Учащиеся в группах работают со словарем и находят определение.

Дети внимательно слушают.

Работа с учебником

Высказывания учащихся.

Ответы детей

Пишут в группах на листочках (Защищать, уважать, ценить, беречь, украшать, заботиться, гордиться, любить, прощать, прославлять, помогать, охранять)

Выполняют тест индивидуально на листочках

4

Рефлексия

Давайте подведём итог. Составьте синквейн. Ключевое слово «Отечество»

Отечество

Великое, могучее.

Защищает, помогает, заботится.

Отечество – это наша матушка - Россия.

Родина.

Игра снежный ком: Я люблю свою страну за то, что она…

Работа учащихся в парах.

5

Подведение итогов.

Что на уроке вам запомнилось?

Главным было то, что все мы разные, но живем в одной стране. Нас всех объединяют духовные традиции и любовь к Отечеству. Мы должны любить, уважать, заботиться о своём Отечестве! Многое зависит от нас.

6

Домашнее задание.

Подготовить рассказ о патриотах нашей страны.

Список литературы и источников информации.

  1. Кураев А. Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры», 4 класс,
  2. Словари.
  3. Шевченко Л.Л. Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. Издание 4е. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011. – 160с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по программе «Основы религиозных культур и светской этики» Тема: Как христианство пришло на Русь. для учащихся 4-го класса

Данный урок знакомит с  верованиями древних славян и принятием христианства на Руси, произведениями живописи на библейские сюжеты....

Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»

Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...

Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока: «Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие» (4 класс)

Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, в том числе и православной. Знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитани...

Священные сооружения Осетии Лучшая методическая разработка в предметных областях «Основы религиозных культур и светской этики» Срок реализации:1 год Возраст детей: 10-11 лет Разработчик: Сагкаева К.Р.(учитель)

Урок разработан для 4 класса общеобразовательного учреждения.  Обучающиеся познакомятся с историей возникновения священных сооружений Осетии.Учебный процесс организован таким образом, чтобы ...

Методическая разработка урока по предмету Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)

Методическая разработка урока направлена на обеспечение духовно-нравственного развития учащихся 4 класса в единстве урочной и внеурочной деятельности.  Тип урока- открытие новых знаний. На уроке ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА В ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЯХ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» «ОНОВЫ ПРВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» Тема урока: «Внутреннее строение и убранство храма»

В последние десятилетия произошли серьезные изменения в школьном образовании, появился новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики», составленныйна основе федерального госуд...