Вода и её свойства
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Лис Марина Владимировна

Урок окружающего мира  в 3 классе по УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voda_i_eyo_svoystva.doc107.5 КБ
Файл voda_i_ee_svoystva.pptx1.01 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира

Ф.И.О. учителя

Лис Марина Владимировна

Образовательная программа

Гармония

Тема урока

Вода и её свойства

Цель

Задачи

создание ситуации для мини-исследования, в ходе решения которой обучающиеся узнают о свойствах воды.

- формировать знания об основных свойствах воды в процессе опытов и практической работы;                                                                        - формировать практические умения ставить опыты, вести наблюдения, делать выводы по результатам  

наблюдений, анализировать и обобщать;

- создать условия для личностного развития ученика, активизации самостоятельной деятельности и работы в паре;

- создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в парах, выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.

Планируемый результат

Предметные:

- определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды,

- уметь  анализировать,  обобщать,  классифицировать,  сравнивать  изучаемый  объект -  воду, называя ее

существенные признаки;

- экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воды.

Метапредметные (УУД)

Познавательные: 

- умение сравнивать, устанавливать аналогии;

- проводить опыты по исследованию свойств воды;

- обобщать, учить выделять существенные признаки природного объекта.

Регулятивные:

- способность принимать и сохранять учебную задачу,

- планировать, контролировать и оценивать свои действия.

Коммуникативные:

- учитывать разные мнения, умение сотрудничать;

- уметь формулировать собственное мнение и позицию;

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные:

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах;

- развитие самостоятельности.

Ресурсы:

 

Презентация;  видеофрагмент «Вода»;  листы наблюдений, стаканы с водой, ложки, цветные полоски, соль, сахар (для каждого ребёнка); стаканы с жидкостями (сок, кофе, вода, молоко), различные по форме сосуды, пластиковая бутылка с водой и пустая.

Формы работы

фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах

Этапы урока

Методическое  обеспечение

Деятельность  учащихся

УУД  на  этапах  урока

1.Мотивация к учебной деятельности

 

Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

            - Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать?

Организуют своё рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей на столе.

Личностные:

соблюдение основных правил участия и общения на уроке.

Коммуникатив-

ные: поддержание интереса к уроку. 

2.Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.

- Сейчас покажу вам фрагмент из фильма, после просмотра попробуйте

 ответить: О чем пойдет речь на нашем уроке?  Внимание на экран.    

                                                                                                (Видеофрагмент «Вода»)

- Итак, о чем будем с вами говорить на уроке?    (О воде) 

- А кто из вас сможет мне ответить что такое вода? Что мы знаем о воде  из

прошлого урока? Мы знаем уже достаточно много. Зачем же снова говорить о воде?  

(Будем узнавать новое)

- Какие мы делаем шаги, когда открываем новые знания?  (Что я не знаю?  Буду стараться узнать новое)

- В ваших ответах сейчас прозвучала фраза: Вода – это вещество. А любое вещество имеет свои свойства. А о свойствах воды вам известно?   (Нет, знаем только свойства воздуха)

- А если мы не знаем о свойствах воды, то тогда  чем будем заниматься на уроке? (находить  свойства воды)                                                                            (Слайд 1)                                                                          

Отвечают на вопросы,  оценивают свои знания и ставят новые  познавательные задачи.

Регулятивные:

умение   определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Коммуникатив-     ные:

умение оформлять свои мысли в устной форме.

3.Выявление

места и причины

затруднения.

Постановка проблемы.

- Итак, что такое вода? (жидкость). 

- Ребята, перед нами проблема. В нашу научную лабораторию поступило неизвестное вещество, эта жидкость.  (Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.)

- К концу урока мы должны определить с вами что это за вещество? Объектом нашего исследования  будет жидкость в сосуде. Как вы думаете, что это?  (Ответы детей)

- Похоже на воду. Можно ли точно сейчас сказать, что это вещество – вода?  (Нет!   Да! – Почему?)

- А кто-нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду? (Сравнение с перекисью, спиртом, туалетная вода, уксус и т.д.)

- К концу урока мы должны узнать: «Является ли жидкость в сосуде – водой?»                                                                 

Отвечают на вопросы. Объясняют свою точку зрения.

Регулятивные:

способность принять учебную задачу.

Коммуникатив- ные:

вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, аргументировать

4. Построение

проекта выхода из

затруднения.    

- Переходим к следующему этапу нашей работы, исследование воды.

- Как же мы будем исследовать воду?

                         План

1. Сами проведем опыты и понаблюдаем за веществом.

2. Сделаем выводы.                                                                                         (Слайд 2)

Самостоятельносоставляют план работы по исследованию воды.

Коммуникатив-           ные: умение выражать  в речи  свои мысли.

5. Реализация проекта. Совместное открытие новых знаний.  

Стакан с водой, ложка, цветные полоски

Стакан с водой, ложка, цветные полоски

В стаканах сок, кофе,

вода. Имеют этикетки

с названием.

В стаканах молоко, сок, вода. Имеют этикетки

с названием.

Стакан с водой, ложка, соль и сахар.

Стакан с водой, ложка.

Различные по форме сосуды на столе учителя.

Пластиковая бутылка пустая и наполненная водой.

 - Настоящие исследователи часто работают с неизвестными веществами, и для безопасности соблюдают определенные правила, которые и мы должны знать. Сейчас вы с ними познакомитесь.                                                               (Слайд 3)                                                                                                                            

 - Использовать для опытов мы будем только известные вещества, поэтому перчатки  и халат нам не понадобятся, а вот аккуратность при проведении опытов  не помешает.                      

- Все результаты опытов вы будете записывать в «Лист наблюдений». В нём уже записаны свойства, которые мы выявили у воздуха. Поэтому будем помечать знаком + присутствие данных свойств  или знаком  –  их отсутствие.                         

                                           Работа в парах.

Опыт 1. Прозрачность.

-Попробуйте при помощи данного оборудования объяснить первое свойство. (Опустили в стакан с водой ложку, увидели полоску бумаги сквозь стакан с водой и т.д.)
- Что можно сказать?
Вывод: вода прозрачна  (заносим в лист наблюдений)
- А кому особенно важна прозрачность воды?    
(Подводным   растениям,   нуждающимся   в солнечном свете; живущим в воде животным (рыбам, ракам, крабам, осьминогам, тюленям и др.)

Опыт 2. Цвет.
-При помощи этого же оборудования сделайте вывод о следующем свойстве.
(Сравнивают  цвет жидкости с цветом полоски.)   

-О каком свойстве воды это говорит?
 Вывод: вода не имеет цвета, бесцветная (заносим в лист наблюдений)

Опыт 3. Запах.

- Можно ли каким-то способом, не видя содержимого стаканов, узнать о том, что в них находится?   (Понюхать).

- Сейчас мы будем узнавать вещество по запаху. Вспомните правила безопасности при определении запаха. Как нужно нюхать неизвестные вещества?  

- Приглашаю к демонстрационному столу группу экспертов. Глаза мы завяжем. 

- Я буду подносить вам для определения запаха разные вещества, а вы

постарайтесь их узнать. (Узнают кофе, сок.)

- Какое чувство помогло вам? (Обоняние)

- Почему было трудно определить третье вещество? (Нет запаха)

- Давайте посмотрим, какое вещество не имеет запаха?  (вода)

Вывод: вода не имеет запаха (заносим в лист наблюдений)  

Опыт 4. Вкус.

- Как можно еще отличить вещества друг от друга?    (По вкусу)

- Приглашаю следующую группу экспертов. Вам предстоит определить вещество в каждом стакане, попробовав их.

- Вспомним правила безопасности… Но эти вещества вам хорошо известны, я знаю, что они безопасны, поэтому вы можете их пробовать.    Завязываем  глаза.

- Какие ощущения?  (Стакан №1-молоко (сладкое)  №2 – сок (кислый)   №3 – вода (нет вкуса!!!)

 Вывод: вода не имеет вкуса  (заносим в лист наблюдений)  

- А может ли вода приобрести какой-нибудь вкус? Как? (Посолить, посластить)

- Где в жизни вы с этим встречались?  (Чай, суп)

- Ну, что исследователи устали? Предлагаю вам отдохнуть.

Физминутка

Очень всем нужна вода, делай раз и делай два.

Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.

Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,

Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора.

Опыт 5. Вода – растворитель.

-Попробуйте объяснить следующее свойство, используя данное оборудование. (Добавляют в стакан соль  или  сахар,   размешивают.) 

-Что произошло с солью (с сахаром)?  (Растворились)
Вывод: вода – растворитель.

-Когда используем это свойство? (Это свойство воды используем, когда умывается, стираем, моем.)

- Недавно на глаза мне попалась сказка, в которой содержался вопрос, на который вы, я думаю, теперь сможете мне ответить. Два осла шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой - ватой. Первый осел едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй осел шел весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, зашел в воду и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его поклажа. Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго - тяжелее?
- Ребята, а если я насыплю песок в воду, он растворится?

Вывод: вода - растворитель, но не все вещества в ней растворяются (заносим в лист наблюдений)  Об этом мы будем говорить на следующем уроке.

Опыт 6.   Вода жидкая, течёт.

                              Случайно проливаю воду.

- Ой! Что произошло?              (Вы пролили воду.)

- И что же с ней произошло на полу?    (Растеклась, разлилась, расплескалась.)

- Это говорит еще об одном свойстве воды … – текучести.                                           -Аккуратно зачерпните ложкой воду из стаканчика и снова вылейте её в него. Течет вода? Почему? (Да. Потому что вода жидкая.)
Вывод: вода – жидкая; течет    (заносим в лист наблюдений)

-Именно этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьем чай.

- Мы доказали с вами, что вода это жидкость.      (Да)  

Опыт 7.  Имеет ли форму.
-Посмотрите внимательно, я сейчас налью воду в банку, стакан, бутылку и вазу. Какую форму имеет вода?
Вывод: Вода не имеет форму, а может принимать форму того сосуда, в котором находится (заносим в лист наблюдений)

Опыт 8. Упругость.

-Сдавите пластиковую бутылку. Результат? Другую я  заполнила пластиковую бутылку водой и закрыла крышкой. Попробуйте сейчас сдавить бутылку.  О каком свойстве воды это говорит?  (вспомните шар, который давили)

Вывод: у воды есть упругость   (заносим в лист наблюдений)

Опыт 9.

- Рассмотрите рисунки и предположите, как проводился этот опыт?       (слайд 4)                           

- Какой вывод сделаем?

Вывод:  вода почти не сжимается  (заносим в лист наблюдений)

- Ну, теперь давайте подведем итог наших исследований.                                                                                          -Какое вещество было объектом нашего исследования?  (Вода)

- Какими свойствами она обладает? Давайте сделаем вывод, опираясь на свой лист  наблюдений.

          Лист наблюдения  «Свойства воды»

Прозрачность

+

Цвет

-

Запах

-

Вкус

-

Вода – растворитель

+

                    но не все вещества

Жидкая, течет

+

Форма

-

но принимает форму того сосуда, в котором находится

Упругость

+

Сжимаемость

                почти не сжимается

Вывод: Вода прозрачная, бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха. Вода растворяет многие вещества, текуча, принимает форму сосуда, упругая, сохраняет свой объём.

 Обсуждают технику безопасности при проведении опытов. Выполняют исследования с помощью простого лабораторного оборудования, делают выводы по результатам опытов, фиксируют результаты своих исследований в таблице.

Личностные:

развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах; развитие самостоятельности.

 Познавательные: 

умение сравнивать, устанавливать аналогии;

проводить опыты по исследованию свойств воды;

обобщать, учить выделять существенные признаки природного объекта.

Коммуникатив-  ные:  учиться аргументировать свою позицию и координировать её с позицией партнёра в совместной деятельности.

6.Первичное закрепление

с проговариванием во внешней речи.

- Мы возвращаемся к проблемному вопросу, чтобы ответить на него. «Является ли жидкость в сосуде – водой?»    (слайд 5)

-В начале урока мы могли это определить?  А теперь? Как определим?  (Сравним свойства)

- Сравним свойства этой  жидкости со свойствами воды  (по таблице)

 (С обратной стороны листа наблюдений – зелёные сигналы, если свойства схожи; потом каких больше)

ПРОЗРАЧНА? ЦВЕТ?   ЗАПАХ? – давайте  проверим  

ЖИДКАЯ? ТЕЧЁТ?  - наливаю в стакан.

РАСТВОРИТЕЛЬ? – проверим, растворим соль  

ФОРМА?  (УПРУГОСТЬ? СЖИМАЕМОСТЬ?)

- Что осталось определить?    (Вкус.)

- Можно ли пробовать на вкус незнакомые вещества?  Но я точно знаю, что это вещество безопасно. Кто желает оценить его вкус? Что это?   (Вода.)

- Ответили мы на проблемный вопрос, поставленный в начале урока? Почему жидкость в сосуде – вода?  (Потому что обладает всеми свойствами, все круги зелёные)

Сравнивают свойства воды и неизвестной жидкости. Делают выводы, отвечают на проблемный вопрос.

Познавательные: 

умение сравнивать, устанавливать аналогии;

обобщать.

Коммуникатив- ные:

вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, аргументировать

7. Рефлексия учебной деятельности.

- Подведем итог нашего исследования.  Мы выполнили план урока?        (слайд 6)                                

- Перечислите свойства воды.

- На Земле есть 2 главных вещества, без которых жизнь просто немыслима. Какие?

- Сравните воздух и воду по их свойствам. Что можете сказать?   (Есть сходства: бесцветные, прозрачные, не имеют вкуса и запаха, упругие, не имеют формы)

- Молодцы, ребята! Я вами очень довольна. 

- Оцените свои знания на конец урока (капельки)                                       (слайд 7)                                                                  

Домашнее задание:

- проработать материал учебника на с.100-101;

- подобрать пословицы о воде.

- А закончить урок мне хотелось бы словами Антуана де Сент – Экзюпери:                      (слайд 8)   

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты есть. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь… Ты самое большое богатство на свете.»

Сравнивают свойства воздуха и воды, находят сходства и различия.

Проводят самооценку своей деятельности на уроке.

Записывают домашнее

задание.

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникатив- ные:строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СВОЙСТВА ВОДЫ

Слайд 2

ПЛАН 1. Сами проведем опыты и понаблюдаем за веществом. 2 . Сделаем выводы.

Слайд 3

ПРАВИЛА - необходимо бережно относиться ко всем приборам: их можно не только разбить, ими можно и пораниться; - перед и после выполнения работы необходимо вымыть руки; - в лаборатории следует работать в хлопчатобумажном халате, в перчатках, волосы должны быть убраны; - работать нужно аккуратно, результат опыта зависит от чистоты проведения эксперимента; - при необходимости определения запаха нужно легким движением ладони направить воздух от отверстия сосуда к себе и осторожно вдохнуть; - никогда не пробуй на вкус и не нюхай незнакомое вещество; - Никогда не смешивай незнакомые вещества, чтобы посмотреть, что из этого выйдет. Это крайне опасно! - никогда не оставляй в баночке вещество, оставшееся в результате опыта.

Слайд 4

ПОДУМАЙ! 9 9 9

Слайд 5

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЖИДКОСТЬ В СОСУДЕ ВОДОЙ?

Слайд 6

ПЛАН 1. Сами проведем опыты и понаблюдаем за веществом. 2 . Сделаем выводы.

Слайд 7

ОЦЕНИ СЕБЯ САМ УЗНАЛ(А) НА УРОКЕ МНОГО УЗНАЛ(А ), НО НЕ ВСЁ НИЧЕГО НЕ УЗНАЛ(А)

Слайд 8

АНТУАН СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты есть. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь … Ты самое большое богатство на свете.»

Слайд 9

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вода и ее свойства. Значение воды в природе и жизни человека.

Разработка урока по природоведению на тему: Вода и ее свойства. Значение воды в природе и жизни человека....

Урок окружающего мира в 3 классе "Вода и её свойства. Вода в природе".

Урок окружающего мира с творческим названием « Вода и её свойства. Вода в природе» (экспериментальная лаборатория) создан в качестве урока новой темы при  прохождении программного материа...

Конспект урока окружающего мира «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Конспект урока окружающего мира 3 класс УМК "Перспектива"...

Урок окружающего мира "Вода в природе. Свойства воды".

Урок окружающего мира по  учебнику А.А.Плешакова с описанием опытов, проведённых для объяснения свойств воды....

Урок окружающего мира "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" 3 класс

Урок окружающего мира в 3 классе "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" по программе "Начальная школа XXI века"...

открытый урок по окружающему миру «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Цели: создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде. Задачи: • Образовательные: через практическую деятельнос...