Календарно-тематическое планирование по окружающему миру, 3 класс, "Школа России"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему

Витязева Наталья Анатольевна

Материал содержит календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса по УМК "Школа России" с УУД учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_okruzhayushchemu_miru_3b_klass.docx80.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Мужевская  средняя общеобразовательная школа

имени Н. В.Архангельского»

              РАССМОТРЕНО

        на заседании  МО учителей

        начальных классов

                          УТВЕРЖДАЮ

                         Директор школы

                         Е.В. Костылева

        Протокол № __________

        от «__»________2015г.

                         Приказ № __________

                         от «__»________2015г

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

 «окружающий мир»

3  класс

 Количество часов: 68 ч., в неделю -  2 ч.  

 Составитель: Витязева Наталья Анатольевна,

учитель начальных классов

 Мужи, 2015

I. Пояснительная записка.

Рабочая программа курса «Природоведение» составлена для 3 коррекционного класса VII вида на в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки от 17 декабря 2010 г. №1897)  на основе Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требований к результатам освоения ООП НОО;  программы формирования универсальных учебных действий. Рабочая программа разработана в рамках УМК «Школа России». При составлении рабочей программы использовались примерная программа по отдельным учебным предметам(2011г.) и авторская программа А.А.Плешакова «Окружающий мир»1 – 4кл», сборник рабочих программ УМК «Школа России» Москва «Просвещение» (2011г.). Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.» Для достижения результата используется современный УМК «Школа России» издательства «Просвещение», включающий учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта. Все учебные и методические пособия для изучения курса «Окружающий мир» рекомендованы Министерством Образования и науки РФ.

Учебник: «Окружающий мир» 3 класс, автор Плешаков А.А. Просвещение, 2010 год.

Программа рассчитана на 66 часов.

Одним из противоречий современной эпохи, затрагивающим самые основы существования цивилизации, является все углубляющееся противоречие между обществом и природой. В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры. Удовлетворению общественной потребности в действенном экологическом воспитании младших школьников призвано служить изучение курса «Природоведение» в 3 классах четырехлетней начальной школы.

Цель данного курса - воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.

Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

 - развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

 - освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

 - воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Основные требования к  знаниям, умениям

 и навыкам обучающихся.

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

  • Что такое тела, вещества. Частицы.
  • Компоненты живой природы: воздух, вода, полезные ископаемые, их основные свойства.
  • Компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микроорганизмы. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, и некоторые их отличительные признаки.
  • Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери их отличительные признаки.
  • Некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы.
  • Некоторые взаимосвязи между природой  и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу.
  • Строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены.

Учащиеся должны уметь:

  • Различать наиболее распространенные в данной  местности растения, животных.
  • Устно описывать объекты природы;
  • Объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
  • Подготовить рассказ природоведческого содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников;
  • Измерять температуру воздуха с помощью термометра;
  • Проводить самостоятельные наблюдения в природе;
  • Изготавливать кормушки для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы.
  • Выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
  • Выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи.

II. Общая характеристика учебного предмета

На доступном для  учащихся уровне раскрывается  сложившееся противоречие между обществом и природой, пути его разрешения. Учащиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. К таким проблемам относятся: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. Важной задачей курса является преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней. Изучение природоведения способствует формированию у детей  убеждения  в необходимости охраны природы, как в своем крае, так и в стране, на  всей планете. Учащиеся приобретают также определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.

Формы организации работы при изучении курса природоведения разнообразные  уроки в классе и в природе, экскурсии, полевые практикумы, домашние работы.  Разнообразны также методы, приемы и средства обучения. Так значительная роль отводится наблюдениям в природе, практическим работам, демонстрации опытов, наглядных пособий. Широко используется моделирование: создание графических и динамических схем, отражающих те или иные  явления. В частности, дети изображают с помощью моделей простейшие пищевые связи между организмами. Особое значение имеют модели, отражающие взаимодействие человека и природы. Они помогают учащимся прогнозировать последствия поступков людей или определенных способов хозяйственной деятельности и формулировать правила и нормы экологически приемлемого поведения и хозяйствования. Для лучшего усвоения правил поведения в природе целесообразно использовать знаки, содержащие выраженные в графической форме запреты и предписания, касающиеся тех или иных действий человека. Нельзя недооценивать и значения яркого, эмоционального рассказа учителя. Содержание и форма такого рассказа способствуют  пробуждению интереса и любви к природе у детей. Важное место в учебном процессе должны занять ролевые игры, учебные дискуссии, самостоятельное чтение дополнительной литературы, практическая работа по охране природы.

В 3 классе в начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», которая дает возможность обобщить, систематизировать и расширить уже имеющиеся у детей представления о многообразии природы, взаимодействии природы  и человека и служит введением курса. Далее содержание программы раскрывается в темах: «Сбережем воду и воздух, полезные ископаемые и почву», «Сохраним удивительный мир растений и животных». Особое внимание обращается на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе: внутри неживой природы, между неживой природой и живой, внутри живой природы, а также, между природой и человеком. Затем изучается тема «Будем беречь здоровье», нацеленная на формирование   представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены.

 Содержание программы предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении. Основные знания и умения, которыми должны овладеть школьники 3 классов, определены в специальном разделе программы. В программе указана также примерная тематика дополнительных материалов для учащихся.

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределить часы по темам программы, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данном классе.

 Основные разделы:

Как устроен мир (7 ч), Эта удивительная природа (21 ч), Мы и наше здоровье (10 ч), Наша безопасность (8 ч), Чему учит экономика (11 ч), Путешествие по городам и странам (9 ч). В структуру планирования включён материал краеведческого характера.

      В учебно-методический комплект «Школа России» входят:

-Учебник: А.А.Плешаков. Окружающий мир. 3 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2010.

- Рабочая тетрадь к учебнику: А.А.Плешаков. Окружающий мир . 3 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2011.

- «Школа  России» Концепция и программы для начальных классов – М.: «Просвещение», 2008.

Формы организации работы при изучении курса разнообразны: уроки в классе и на природе, экскурсии, мастер-класс специалистов, заочное путешествие. Разнообразны также методы, приемы и средства обучения. Так, значительная роль отводится наблюдениям, практическим работам, демонстрации опытов, организации учебного диалога в ходе урока, созданию долгосрочных и краткосрочных проектов, презентаций.

III. Описание места учебного предмета

Содержание курса базируется на следующих ведущих идеях: многообразие мира; экологическая целостность мира; уважение к миру. Благодаря чему  у ребенка воспитываются чувства патриотизма, гражданственности, своей общности со всем миром. Такая гражданско ориентированная и глобалистическая позиция заложена в концепции комплекта "Школа России".

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

     Освоение курса «Природоведение» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1)        формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину,   российский   народ   и   историю   России,   осознание   своей   этнической   и
национальной     принадлежности;     формирование     ценностей     многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентации;

2)        формирование целостного,  социально  ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3)        формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;

4)        овладение   начальными   навыками   адаптации   в   динамично   изменяющемся   и
развивающемся мире;

5)        принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;

  1. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
    информационной деятельности,  на основе представлений о нравственных нормах,
    социальной справедливости и свободе;
  2. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8)        развитие   этических   чувств,   доброжелательности   и  эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9)        развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы ИЗ спорных ситуаций;

10)        формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.

Изучение курса «Природоведение» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
    поиска средств её осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
    соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
    эффективные способы достижения результата;
  4. формирование умения пони мать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
    способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  1. использование   знаково-символических   средств   представления  информации  для
    создания   моделей   изучаемых   объектов   и   процессов,   схем   решения   учебных   и
    практических задач;
  2. активное    использование    речевых    средств    и    средств    информационных    и
    коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных
    задач;

8)        использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации,     передачи     и     интерпретации     информации     в     соответствии     с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета
«Окружающий мир»;

  1. овладение   логическими   действиями   сравнения,   анализа,   синтеза,   обобщения,
    классификации   по   родовидовым   признакам,   установления   аналогий   и   причинно-
    следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  2. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
    существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё
    мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

И) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  1. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
    явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
    соответствии с содержанием учебного предмета «Природоведение»;
  2. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
    существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  3. умение работать в материальной и информационной среде начального общего
    образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
    предмета «Природоведение».

При изучении курса «Природоведение» достигаются следующие предметные результаты:

  1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
    национальные свершения, открытия, победы;
  2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
    истории, культуре, природе нашей страны, ее" современной жизни;

3)        осознание   целостности   окружающего   мира,   освоение   основ   экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей,
норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4)        освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных
архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5)        развитие   навыков   устанавливать   и   выявлять   причинно-следственные   связи   в
окружающем мире.

ФОРМИРОВАНИЕ УУД

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
    учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться   выстраивать   проблемный   диалог   (ситуации),   коллективное    решение
    проблемных вопросов;
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
    деятельности класса на уроке.
  • Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
    учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике
    (на развороте, в оглавлении).
  • Добывать новые  знания:  находить  ответы на вопросы, используя  учебник, свой
    жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные
    задания;
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
    работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их
    образы.
  • Моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем.
  • Уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком - схемой.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать
    небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
    (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им
    (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура
    поведения в общественных местах).
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать
    ролевые игры).
  • Формировать умение работать в группах и парах.
  • Составлять небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать»;

V. Содержание  учебного предмета

Как устроен мир (7ч).

Познакомить учащихся с разнообразием природы и её классификацией; рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека; рассмотреть  отличие человека от других объектов живой природы; дать  понятие об экологии, о взаимодействии человека с природой; на  основе экологических связей развивать логическое мышление, память, воображение, речь; помочь  учащимся научиться строить своё поведение в природе на основе знаний о взаимодействиях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков; познакомить со ступенями познания, дать учащимся представление о людях, населяющих планету Земля, подвести к тому, чтобы дети проявляли дружбу и уважение к любому народу; воспитывать бережное отношение к людям, любовь к малой родине; воспитывать  бережное отношение к природе. 

Эта удивительная природа (21 ч)

Познакомить  детей с телами их составом; познакомить  с веществами: соль, сахар, крахмал, кислота; учить правильно, пользоваться этими веществами; познакомить  учащихся с составом и свойствами воздуха; познакомить  учащихся со свойствами воды; сформировать  у учащихся представление о круговороте воды; рассмотреть  причины загрязнения водоёмов; познакомить  детей с мерами охраны водоёмов от загрязнения; формировать представление о разрушении в природе твёрдых пород под воздействием определённых факторов; познакомить  учащихся с основной классификацией растений; познакомить  детей с Красной книгой и животными, которые в неё занесены; познакомить  учащихся с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота; рассмотреть  связь солнца, растений и людей; развивать  память, мышление; формировать знания об экологической целостности природы; воспитывать  доброе отношение к природе и показать скрытую от наших глаз великую роль растений в поддержании жизни на Земле.

Мы  и наше здоровье  (10ч.)

 Познакомить  детей с организмом человека; учить  прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать; познакомить  детей с органами чувств и их значением для человека; учить  беречь органы чувств; познакомить детей с понятием «кожа» и её функциями; формировать  у детей представление о здоровом образе жизни; укреплять  гигиенические навыки; познакомить  учеников с необходимыми организму питательным веществами, пищеварительной системой; выучить  правила правильного питания; узнать  об органах дыхания и выделения; научиться  заботиться о своём здоровье; обобщить  знания об устройстве организма человека;  воспитывать  человека, который умеет заботиться о своём здоровье.

Наша безопасность (9 ч).

Знать, как выглядит опасность и почему она возникает; развивать  кругозор детей; воспитывать  бережное отношение к своей жизни, находчивость, собранность; познакомить детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр», «Эколог»; доказать  детям, что Земля - наш дом, познакомить  с дорожными знаками, вспомнить  правила безопасного поведения на дорогах; выявить  опасные места для человека, учить предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать - решительно и чётко; научить защищаться от природы, на практических примерах показать отрицательное влияние на жизнь человека, изучить правила безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с природой и научить выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах; учить работать с книгой, учить рецензировать ответы и выступления товарищей, дополнять их.

Чему учит экономика (11ч)

Познакомить  с новым для них значением слова «экономика»; познакомить  детей со свойствами полезных ископаемых; узнать  об одной из отраслей сельского хозяйства - растениеводстве; узнать  о важнейшей отрасли экономики - промышленности, уметь различать продукцию каждой отросли промышленности; познакомить  с монетами, денежными единицами, сбережениями; познакомить  детей с новыми терминами: бюджет, расходы, доходы, налоги; познакомить с понятием «семейный бюджет»; научить  различать культурные растения;  узнать  особенности разведения и содержания домашних животных; развивать  кругозор детей, учить анализировать, обобщать, делать выводы; воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи; воспитывать  любовь к растениям и животным.

                Путешествие по городам и странам (10 ч)

Познакомить  детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностям,  познакомить  учеников с государствами - ближайшими соседями России; познакомить с северными европейскими государствами;                                 познакомить со странами Бенилюкса, экономикой этих стран;   познакомить со странами , расположенными в центре Европы, с Францией и Великобританией;    познакомить со странами расположенными на юге Европы: Греция, Италия; познакомить со знаменитыми местами мира; развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать.

VI. Тематическое планирование

п/п

Базовая программа

( планирование по разделам)

Кол – во

часов

1

Как устроен мир?

7

2

Эта удивительная природа

21

3

Мы и наше здоровье

10

4

Наша безопасность

9

5

Чему учит экономика?

11

6

Путешествия по городам и странам

10

68 часов

I четверть  (18 часов)

№ урока

№ по теме

Тема

Сроки

Наглядность

Как устроен мир? (7 часов)

1

1

Природа

Схемы – опоры, иллюстрации животных

2

2

Человек

Кроссворд, схемы – опоры

3

3

Общество

Политическая карта мира, карта России

4

4

Мир глазами эколога

Кроссворд «Экология», таблицы

5

5

Природа в опасности

Знаки об охране природы

6

6

Природа вокруг нас (экскурсия)

7

7

Природе нужна твоя помощь

Практическая работа№1 «Моделирование влияния человека на природу»

Рисунки «Любимый уголок природы»

Эта удивительная природа (21 часов)

8

1

Тела, вещества, частицы (предметный урок)

Карточки - опоры

9

2

Разнообразие веществ

Практическая работа№2 « Моделирование расположения частиц в твердом, жидком и газообразном веществе»

Кроссворд, карточки с заданиями

10

3

Воздух и его охрана

Схема – опора « Состав воздуха»

11

4

Вода

Практическая работа№3

 «Свойства воды. Очистка загрязнённой воды с помощью фильтра»

Глобус,  рисунки «Вода в жизни всего живого»

12

5

Превращения и круговорот воды

Схема « Круговорот воды в природе»

13

6

Берегите воду!

Кроссворд

14

7

Как разрушаются камни

Схема «Разрушение камней»

15

8

Что такое почва

Коллекция почв

16

9

Разнообразие растений

Практическая работа№4 «Рассматривание живых и гербарных растений»

Таблица « Царства живой природы»

17

10

Солнце, растения и мы с вами

Практическая работа№5

 «Определение органов растений, сравнение органов различных растений»

Схемы «Питание растений», «Дыхание растений»

18

11

Размножение и развитие растений

Схема «Развитие растения из семени»

II четверть (14 часов)

№ урока

№ по теме

Тема

Сроки

Наглядность

19

12

Охрана растений (предметный урок)

Картинки с изображением растений, схемы правила поведения в природе

20

13

Разнообразие животных

Схемы « Домашние и дикие животные», « Классификация животных»

21

14

Кто что ест

Практическая работа№6

 « Моделирование цепей питания»

Схема « животные» ( по типу питания)

22

15

Невидимая сеть и невидимая пирамида

Схема пищевой сети в дубовом лесу, схемы « Правила поведения в лесу»

23

16

Размножение и развитие животных

Практическая работа №7

«Моделирование этапов развития бабочки или лягушки

Картинки с изображением животных

24

17

Охрана животных

Стенд «Как прекрасен этот мир»

25

18

В царстве грибов

Картинки с изображением грибов

26

19

Великий круговорот жизни

Схема «Круговорот жизни»

27

20

28

21

Проверочная работа

Мы и наше здоровье (10 часов)

29

1

Организм человека

Плакат с изображением человека и его органов

30

2

Органы чувств

Рисунки с изображением органов чувств

31

3

Надежная защита организма

Практическая работа№8

Таблица « Надежная защита организма»

32

4

Опора тела и движение

Плакаты «Скелет человека», «Нарушение осанки»

33

5

Наше питание (экскурсия)

Таблица « Пищеварительная система»

34

6

Дыхание и кровообращение

Практическая работа

№ 9

«Подсчет ударов пульса»

Таблица « Дыхательная система», «Кровообращение»

III четверть (20 часов)

№ урока

№ по теме

Тема

Сроки

Наглядность

35

7

Умей предупреждать болезни

Кроссворд

36

8

Здоровый образ жизни

Таблица «закаливание организма»

37

9

Здоровый образ жизни

38

10

Проверочная работа

Наша безопасность (9 часов)

39

Огонь, вода и газ

Таблица « Опасность игры с огнем»

40

Чтобы путь был счастливым

41

Дорожные знаки

Дорожные знаки

42

Дорожные знаки в нашем поселке (экскурсия)

43

Опасные места

Картинки и плакаты с изображением опасных мест

44

О молниях, змеях, собаках и прочем.

Картинки с изображением животных

45

Экологическая безопасность

Плакаты и рисунки о защите природы

46

Проверочная работа

Чему учит экономика? (11 часов)

47

1

Для чего нужна экономика.

кроссворд

48

2

« Три кита экономики».

Картинки и изображением природных богатств

49

3

Полезные ископаемые (предметный урок)

Практическая работа № 10

« Рассматривание и определение образцов полезных ископаемых»

Образцы полезных ископаемых, картинки с изображением применения полезных ископаемых

50

4

Растениеводство

Практическая работа № 11

«Рассматривание живых и гербарных экземпляров культурных растений»

Гербарии, рисунки с изображением представителей с/х профессий

51

5

Животноводство.

Картинки с изображением дом.животных

52

6

Какая бывает промышленность (добывающая, электроэнергетика, металлургия)

Схемы – опоры с названиями отраслей промышленности

53

7

Практическая работа № 12

Что такое деньги

Рисунки или образцы старых заменившихся денежных знаков

54

     8

Государственный бюджет.

IV четверть (16 часов)

№ урока

№ по теме

Тема

Сроки

Наглядность

55

9

Семейный бюджет

Карточки - схемы

56

10

Экономика и экология

57

11

Обобщающий урок по теме

Путешествие по городам и странам (10 часов)

58

1

Золотое кольцо России

Слайды, фотографии с изображением городов Золотого кольца

59

2

Наши ближайшие соседи 

Практическая работа №14

Политическая карта, атласы

60

3

На севере Европы ( Норвегия, Швеция)

Фотографии, слайды изучаемых стран

61

4

Что такое Бенилюкс?

Физическая и политическая карта

62

5

В центре Европы

Физическая и политическая карта

63

6

Путешествие по Франции и Великобритании

Фотографии, слайды изучаемой страны

64-65

7-8

На юге Европы

Физическая и политическая карта

66

9

По знаменитым местам мира

Фотографии, слайды изучаемых достопримечательностей.

67

10

Что мы узнали и чему научились за год

Раздел VII. Материально – техническое обеспечение учебного процесса

п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

Министерство образования и науки РФ

ФГОС НОО/второе издание/

2011

Москва «Просвещение»

2

А.А.Плешаков

Программа «Окружающий мир» УМК «Школа России»  

2009

Москва «Просвещение»

3

А.А.Плешаков

Сборник рабочих программ «Школа России»

1-4 классы

2011

4

А.А.Плешаков

Окружающий мир 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.

2013

Москва «Просвещение»

5

А.А.Плешаков

Окружающий мир.3класс: рабочая тетрадь № 1, 2

2013

Москва «Просвещение»

Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова

2013

Москва «Просвещение»

Дополнительная литература для учителя

п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

Е.М .Тихомирова

Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»  

2009

Москва «Экзамен»

2

А.А.   Плешаков

«Великан на поляне» приложение к учебнику «Окружающий мир»

2010

Москва «Просвещение»

3

А.А.   Плешаков

Атлас – определитель «От земли до неба»

2009

Москва «Просвещение»

4

А.А.   Плешаков

«Зелёные страницы» приложение к учебнику «Окружающий мир»

2009

Москва «Просвещение»

Средства обучения:

  • наглядные пособия:
  • натуральные живые пособия – комнатные растения;
  • гербарии полевых растений; растений леса ; злаковых культур;
  • коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
  • изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
  • физическая карта России; карта полушарий;
  • предметные картинки с изображением предметов, представляющих  быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
  • мультимедийное оборудование
  •  компьютер
  •  медиа проектор
  •  DVD-проектор
  • средства фиксации окружающего мира
  • фото- и видеокамера
  •  Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/) http://standart.edu.ru/
  • набор энциклопедий  о животных для младших школьников
  • измерительные приборы
  •  весы
  •  термометры
  •  сантиметровые линейки
  •  раздаточный материал
  • экскурсионное снаряжение
  •  складные лупы
  • рулетки 

Основная литература для учащихся

1. А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник.3 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение,2013

2. . А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение,2013

НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Устный ответ Оценка «5» ставится, если ученик:

1)        Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2)        Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами,  фактами; самостоятельно   и   аргументировано   делать   анализ,   обобщения,    выводы.    Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять   полученные   знания   в   незнакомой   ситуации.   Последовательно,   чётко,   связно, обоснованно    и   безошибочно    излагать   учебный    материал;    давать   ответ   в   логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы;
формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе   не   повторять   дословно   текст  учебника;   излагать   материал   литературным   языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия,- справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

        3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Показывает знания  всего  изученного  программного  материала.  Даёт полный и правильный  ответ  на  основе  изученных теорий;  незначительные  ошибки  и  недочёты  при воспроизведении   изученного   материала,   определения   понятий   дал   неполные,   небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы
    учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3)        Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками   (правильно   ориентируется,   но   работает   медленно).   Допускает  негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал        излагает        несистематизированно,        фрагментарно,        не всегда
    последовательно;
  3. Показывает   недостаточную   сформированность  отдельных  знаний   и  умений;   выводы   и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  1. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  2. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  4. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  5. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. Или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа:

  • поиск ошибки;
  • выбор ответа;
  • продолжение или исправление высказывания.

Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся.

Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.

Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.

Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.

Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Средства контроля

(система контролирующих материалов для оценки освоения школьниками планируемого содержания)

I  четверть

1.Определите, есть ли ошибка в высказывании (подчеркни  «да» или  «нет»).

К телам живой природы относятся: растения, снег, дождь, снег, животные и человек.

  • да
  • нет

Воздух – смесь газов.

  • да
  • нет

В почве не живут животные.

  • да
  • нет
  1. Отметь правильное высказывание.

Солнце – звезда.

Солнце – планета.

  1. Вставь пропущенные слова.

а)На географической карте горы обозначаются_________________ цветом, леса - ______________ цветом, а водоёмы________________  цветом.

б)Солнце – источник света и ____________ .

  1. Напиши, какую  «работу выполняют» корень, лист.

Корень ______________________________________________________

Лист________________________________________________________

  1. Отметь явления, которые связаны с уменьшением тепла в окружающей среде.

Спячка животных; гнездование; листопад; замерзание водоёмов; осадки в виде дождя; осадки в виде снега; таяние снега.

  1. Как человек использует ветер (движение воздуха)?
  2. Нарисуй план своего пути от дома до школы.
  3. Запиши названия ядовитых растений, произрастающих в нашей местности.

II  четверть

  1. Зачеркни лишнее слово в каждом ряду.
  • Белый медведь, бурый медведь, акула, тигр.
  • Олень, лось, заяц, сова.
  1. Соедини название животного и слово, обозначающее способ его взаимодействия с сородичами.

пчёлы                   лебеди          муравьи              слоны

живут парами      живут колониями      живут стадами      живут семьями

  1. Отметь правильное высказывание. Каково положительное влияние насекомых на жизнь растений?
  • опыляют растения
  • повреждают органы растений
  • уничтожают вредителей
  • заражают растения
  • уничтожают больные растения
  1. Напиши названия птиц, которые живут в нашем крае.
  2. Отметь неверные ответы.

Паук – насекомое.

Паук – не насекомое.

У животных нет органов чувств.

У животных есть органы чувств.

6. Закончи предложения.

     Звери, птицы, рыбы - ______________________________ животные.

Насекомые, пауки, раки, черви - _____________________ животные.

Какова роль животных в природе?

III четверть

  1. Запиши имена великих русских князей, которые много сделали для развития русского государства.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Приведи примеры устаревших древнерусских имён.

____________________________________________________________________

  1. Закончи предложения.

Первым русским царём стал_____________________________________.

Первым российским императором ________________________________.

Последний русский император ___________________________________.

  1. Установи историческую последовательность названий нашего государства (поставь цифры 1, 2, 3, 4).

Советская Россия, Древняя Русь, Московская Русь, Россия.

  1. Закончи предложение.

Большевики пришли в России к власти в __________ году.

  1. Дополни предложения.

До появления христианства наши предки были______________, то есть верили _______________________.

Христианство на Руси было принято в ___ веке, при великом князе___________.

7. Как питались наши предки?

IV четверть

  1. Исправь ошибки, если они есть.

1560 год – это 16 век

1235 год – это 12 век

1945 – год – это 20 век

  1. Отметь правильные ответы.

Крестьяне работали на помещиков.

Помещики работали на крестьян.

Ремесленники работают в поле.

Ремесленники изготавливают полезные в хозяйстве предметы.

  1. Закончи предложения.

Крепостные крестьяне – это ____________________________________.

Ремесленники – это ___________________________________________.

  1. Напиши, какие ремёсла были в России в 17 – 18 веках.
  2. Запиши, какие условия нужны были для того, чтобы люди занимались этой деятельностью?

Ловля рыбы - ______________________________________

Обработка дерева - _________________________________

Производство металла - _____________________________

Изготовление посуды - _______________________________

  1. Напиши, несколько наиболее важных, на твой взгляд, достижений, которые относятся к 19 веку.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Закончи предложения.

Первый искусственный спутник Земли был запущен в космос _______________.

Первым космонавтом в мире стал советский лётчик _____________________ .

Он пробыл в космосе _____________________  минут.

8. Какие технические достижения советского времени тебе известны? Напиши.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ТЕСТОВ:

1 .Окружающий мир

Каждое верно выполненное задание уровня

А оценивается в 1 балл,  В - в 2 балла,  С - в 3 балла.

80-100% от максимальной суммы баллов – оценка  «5»;

60-80% - оценка «4»;

40-60% - оценка «3»;

0-40 - оценка «2».

2.Русский язык

Каждое верно выполненное задание

уровня А оценивается в 3 балла,

уровня В - в 4 балла,

уровня С - в 5 баллов.

97-100% от максимальной суммы баллов - оценка «5»;

77-96% оценка «4»;

50-76% - оценка «3»;

Менее 50% - оценка «2».

3.Литературное чтение

Задания уровня А оцениваются в 1 баллом,

уровня В - 2 баллами,

уровня С - 3 баллами ( в заданиях этого уровня может быть как один, так и несколько верных ответов).

Работа не содержит ошибок оценка «5»;

выполнено не менее 75% объёма работы - оценка «4»;

не менее 50% объёма работы - оценка «3»;

менее 50 % объёма работы - оценка «2».

4. Математика

Вопросы тестовых заданий разделены на три уровня сложности.

Задания части А - базовый уровень,

части В - повышенного,

части С - высокого уровня сложности.

Каждое верно выполненное задание

уровня А оценивается в 1 балл,

В - в 2 балла,

С - в 3 балла.

80-100% от максимальной суммы баллов - оценка «5»;

60-80% - оценка «4»;

40-60% - оценка «3»;

0-40 - оценка «2».

P.S. Контрольно-измерительные материалы допущены к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009г. № 729 (в ред. от 13.01.2011).

Приложение

            Тема: «Природа и мы»

  1.   Подчеркни названия природных объектов:

ромашка                линейка                плитка

машина                горы                        шкаф

глина                        птица                        облака

тетрадь                дерево                            дом

  1.   К неживой природе относятся:

а) человек, животные, растения, грибы и микробы;

б) Солнце, Земля, воздух, вода, человек и все то, что сделано его руками;

в) Солнце, небо, облака, земля, камни, вода, дождь, снег.

  1.   К живой природе относятся:

а) человек, животные, растения, грибы и микробы;

б) Солнце, Земля, воздух, вода, человек и все то, что сделано его руками;

в) Солнце, небо, облака, земля, камни, вода, дождь, снег.

  1. Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что:

а) они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают;

б) они разговаривают, бегают и прыгают, смеются и плачут, растут, умирают;

в) они передвигаются, растут, изменяют окружающую природу, умирают.

  1. Животные – это:

а) птицы, рыбы, звери, ящерицы, черепахи, черви;

б) звери, насекомые, змеи, растения, грибы, микробы;

в) птицы, звери, человек, насекомые, растения, грибы.

        Тема: Тела, вещества, частицы

1. Что называют телом?

а)  все то, что сделано руками человека, называется телом;

б) любой предмет, любое живое существо называется "телом;

в) любое растение, насекомое, птицу или животное называют телом.

2. В какой строчке указаны только тела?

а) кастрюля, сковорода, чайник, кран, вода;

(б) парта, доска, стол, стул, лампа;

в) карандаш, ручка, чернила, пенал, сахар.

3. В какой строчке указаны только вещества?

а) алюминий, железо, медь;

б)  алюминиевая кастрюля, железная кочерга, медный таз;

(в) кусок сахара, капля росы, кристалл соли.

4.  В какой строчке указаны только газообразные вещества?

а) вода, крахмал, соль, перец;

б) кефир, ряженка, хлор, фтор;

в) азот, кислород, углекислый газ.

5.  В каких телах промежутки между частицами наибольшие?

а) в твердых телах;

б) в жидких телах;

(в) в газообразных телах.

                Тема: Что такое почва

1.  К какой природе можно отнести почву?

а) к живой природе;

б) к неживой природе;

в) неживая и живая природа в почве соединяются.

2. Из чего состоит почва?

а) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве;

б) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;

в) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве.

3. Что растения получают из почвы?

а) перегной, песок, глину;

б) воздух, воду, соли;

в)остатки растений и животных.

4.  Что влияет на плодородие почвы?

а) наличие в почве перегноя;

б) наличие в почве воды;

в) наличие в почве песка и глины.

5.   Благодаря чему перегной превращается в соли, необходимые для питания растений?

а)благодаря животным, обитающим в почве;                                                                                    

б) благодаря воде и воздуху, содержащимся в почве;                                                                        

в) благодаря микробам, живущим в почве.

6. Какие живые существа обитают в почве?

а) муравьи, мухи, тараканы;

б) бабочки, жуки, мыши;

в) дождевые черви, кроты, медведки.

Тема: Организм человека

1.  Зачем нужно знать свой организм?

а) чтобы сохранять и укреплять здоровье;

б) чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться;

в) чтобы умело использовать свои возможности.

2.  Как называется наука, изучающая строение тела человека?

а) физиология; б) зоология; в) анатомия.

3.  Организм человека состоит из органов. В какой строчке указаны только органы человека?

а) глаза, легкие, желудок, кожа;

б) сердце, головной мозг, почки, кровь;

в) печень, селезенка, уши, желчь.

4. Сколько органов чувств ты знаешь?

а) 7; 6)6; в) 5.

5.  Без какого органа невозможно было бы видеть, слышать, ощущать запахи и вкус?

а) без кишечника;

б) без головного мозга;

в) без селезенки.

6.   В  какой  строчке указаны  слова,  описывающие здорового человека?

а) сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;

б) горбатый, бледный, хилый, низкий;

в) стройный, сильный, ловкий, статный.

Тема: Огонь, вода и газ

1.  Соедини стрелочками номера телефонов и названия срочных служб:

01                     газовая служба

03                     пожарная охрана

04                    скорая помощь

2.  Что необходимо сделать прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который ты не можешь потушить самостоятельно?

а) убежать;

б) закричать, позвать на помощь;

в) вызвать пожарников по телефону 01.

3. Если в подъезде дым, что ты должен сделать?

а) нужно выйти и посмотреть, где и что горит;

б) закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками;

в) не обращать внимания - ведь горит не в твоей квартире.

4.  В квартире прорвало трубу. Что ты будешь делать

прежде всего?

а)  оставить все как есть до прихода родителей - это

дело взрослых;

б)  завернуть специальный вентиль и позвонить родителям;

в) выйти из квартиры.

5. Что нужно сразу сделать, если ты почувствовал в квартире запах газа?

а) открыть окно;

б) сразу из квартиры позвонить в газовую службу - 04;

в) зажечь спичку.

Тема: Полезные ископаемые

1.  Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

1)врачи; 2) геологи; 3)строители.

2.   Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

1) песок, глина;

2) гранит, торф;

3) каменный уголь, поваренная соль.

3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

1) оловянная и медная руды;

2) каменный уголь, природный газ;

3) графит, сера.

4.  Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

1) мрамор, гранит;

2) природный газ, нефть;

3) золото.

5. Зачем мы собираем металлолом?

1) мы сохраняем запасы руды;

2) очищаем территорию от мусора;

3) участвуем в соревновании между классами

Тема: Деньги. Бюджет

1. Что такое «бартер»?

а) так называется процесс купли-продажи товара;

б) это прямой обмен одних товаров на другие;

в) это один из видов дохода?

2. Что использовалось раньше в качестве денег?

а) телевизоры и чайники;

б) морские раковины, шкурки пушных зверей;

в) рисунки на бумаге.

3. Из чего складывается бюджет?

а) из зарплаты и стипендии;

б) из денег;

в) из доходов и расходов.

4.  Из чего складываются доходы государственного бюджета?

а) из заработной платы граждан;

б) из доходов предприятий и фирм;

в) из налогов граждан и организаций.

5. Что такое «гонорар»?

а) бюджет;

б) доход;

в) расход.

6. Выигрыш по лотерейному билету - это ...

а) доход;

б) расход;

в)  не является ни доходом, ни расходом, так как не может быть запланирован.

ЛИТЕРАТУРА

Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2011

Учебники

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. - М.: Просвещение,
  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч. 4.2. - М.: Просвещение,

Рабочие тетради

2.        Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. 4.2. - М.:
Просвещение, 2011

  1. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. 4.1. - М.:
    Просвещение, 2010
  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. 4.2. - М.:
    Просвещение, 2010

Тесты

  1. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир: Тесты: 3 класс. - М.:
    Просвещение,2010.

Методические пособия

  1. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся
    общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010
  2. Плешаков А. А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов. - М.:
    Просвещение, 2010.
  3. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение,
    2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план по трудовому обучению. 4 класс школы 8 вида

Календарно тематический план по ручному труду для 4 класса коррекционной школы 8 вида для детей с легкой формой умственной отсталости по" Программе специальных (коррекционных) образовательных учрежден...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "ШКОЛА РОССИИ" 3класс

СОДЕРЖИТ: РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ, ХАРАКТЕРИСТИКУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ....

календарно-тематический план по технологии для 3 класса Школа-России

Общая характеристика учебного предмета    Начальное технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом ...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс....