Исследовательская работа "Витаминный калейдоскоп"
проект по окружающему миру (3 класс) на тему

Матюшенко Надежда Альбертовна

Исследовательская работа "Витаминный калейдоскоп".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vitaminnyy_kaleydoskop.rar2.57 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ «12 лет Октября средняя общеобразовательная школа »

Районный конкурс « Продвижение – первая ступень»

ПРОЕКТ

                          Номинация : Человекознание

Выполнила: ученица 3  класса Вилисова Алина

Руководитель: Матюшенко Надежда Альбертовна

учитель начальных классов

МОУ «12 лет Октября СОШ»

Срок выполнения : сентябрь- декабрь

                                                                   

п. 12 лет Октября

Поспелихинский район

 Алтайский край

  1.  

                                                   1.Я И МОЙ ПРОЕКТ

Меня зовут Вилисова  Алина. Я учусь в третьем классе  МОУ « 12 лет Октября средняя общеобразовательная школа».

Что мне интересно больше всего? 

 Кататься на велосипеде, играть на компьютере, петь и танцевать, кушать пирожные и конфеты, подольше спать по утрам, а ещё мне нравится читать книги и энциклопедии  и искать ответы на интересующие меня вопросы.

Что хотелось бы узнать больше всего?

 Как сделать так, чтобы все люди всегда были здоровыми, как стать звездой, зачем нужно делать зарядку? Где живут витамины и какая от них польза.

 Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Да, моим классом, у нас замечательные ребята. Я горжусь своей семьёй.   Дедушка, бабушка, мама, папа и брат Саша всегда поддерживают во всех моих делах и помогают мне решить все проблемы.

Что я хочу сделать?

Проект, который мне поможет узнать всё о витаминах.

2. КАК БУДЕТ НАЗЫВАТЬСЯ МОЙ ПРОЕКТ?

Очень часто мама говорит мне: « Кушай овощи и фрукты - это очень полезно  в них много витаминов! » Мне захотелось узнать, какие витамины содержатся в овощах и фруктах, чем они полезны для нашего здоровья.

Я назову свой проект « Витаминный калейдоскоп».

Для чего я хочу сделать проект?

Цель:

Узнать какие витамины содержатся в овощах, фруктах и ягодах и какова их роль в сохранении и укреплении здоровья.

Что мне нужно сделать?

Задачи:

  • научиться работать на компьютере, выходить в интернет, находить там полезную информацию;
  • изучить каково содержание тех или иных витаминов в овощах, фруктах и ягодах ( прочитать книги)
  • изучить какое влияние они оказывают на человеческий организм ( спросить у взрослых и одноклассников)
  • узнать рецепты полезных блюд из овощей и фруктов
  •  составить книгу кулинарных рецептов «Витаминный калейдоскоп»,

А такой будет эмблема моего проекта

Это разные витамины

они живут дружно и очень нужны

детям.

3.ПЛАН МОИХ ДЕЙСТВИЙ

Чтобы выполнить проект мне придётся сделать несколько самых важных шагов:

К кому я  обращусь за помощью?

  • Учителю,
  • Маме, папе, бабушке, дедушке, брату
  • Одноклассникам
  • К повару школьной столовой.

                                                                                         

Что  буду делать?

  • Находить  ответы  на вопросы в книгах и энциклопедиях.
  • Буду работать на компьютере, выходить в интернет, находить интересный материал.
  • Составляю книгу рецептов.
  • Сделаю буклет.
  • Нарисую газету.
  • Узнаю, какие полезные блюда можно приготовить из овощей и фруктов.
  • Оформлю проект.
  •   Расскажу о своём проекте одноклассникам, родителям, учителям.

                                              4. МОЙ МАРШРУТ ДВИЖЕНИЯ

( выполнение проекта)

Я выбрала тему проекта,  определила цель, нарисовала эмблему.

Предполагаю, что в разных овощах и фруктах содержатся разные витамины, которые помогают  нашему  организму.

4.1. К кому я буду обращаться?  На чью помощь  я могу рассчитывать?

Моя учительница Надежда Альбертовна  предложила мне прочитать памятку. Вот она:

Дорогой друг!

Всем известно, новые знания можно получить от других людей в готовом виде, а можно получить самостоятельно. Чтобы научиться их добывать, надо овладеть техникой исследовательского поиска. Постепенно выполняя задания, ты сможешь освоить приёмы проведения собственных исследований. Будь внимательным, прежде чем  сделать записи, обдумывай свои ответы  на предложенные вопросы. Можешь взять себе в помощники взрослых: старшего брата или сестру, маму, папу, бабушку, дедушку. Они с удовольствием тебе помогут освоить приёмы исследовательской деятельности.

  • Значит нужно обратиться  к маме, папе, бабушке, дедушке, брату и задать вопрос : как вы относитесь к витаминам, которые содержатся в овощах и фруктах?

Вот что они мне ответили:

                                                                                                                     

4.2. Затем я обратилась к одноклассникам. Вот их ответы:

  • Матюшенко Аня:  « Бабушка говорит мне, что в лимонах апельсинах много витаминов. Будешь  кушать фрукты, овощи не заболеешь»
  • Логвинов Алёша :« Я люблю морковь в ней много витамина « А».Этот витамин полезен для здоровья»
  • Панарина Альвина:  « Я точно знаю, что во время гриппа нужно больше кушать чеснока и лука. Гриппом точно не заболеешь»
  • Терёшкина Катя: « Я люблю все овощи, фрукты, а больше всего орехи. Они богаты разными витаминами»
  •  Блинова Анжелика: « Бабушка мне советует больше кушать овощей и фруктов, чтобы не болеть»
  • Пыхов Антон: « Я знаю, что в моркови много витамина « А». Мама говорит, что если кушать много моркови будет хорошее зрение и рост»
  • Овчинников Родион: « Морковь, лук, чеснок полезны для здоровья»
  • Книс Элина: «  Я люблю  яблоки,  виноград, гранаты. В них много витаминов»

Вывод:  Члены моей семьи и мои одноклассники считают, что витамины, которые содержатся в овощах и фруктах полезные, укрепляют здоровье.

  1.  Я прочитала книги:
  • Энциклопедию «Всё обо всём»       ( Л.Лукум ),
  • Книгу «Разговор о правильном питании» (М.М. Безруких,
  • Детскую  энциклопедию "Здоровье" Л.И. Дурейко
  • Энциклопедический справочник "Культура питания" под редакцией   д.м.н. А.И.Чаховского.
  • "Здоровье на тарелке" Н.С. Криволап  О.А.Хаткевич.

Изучив материал, содержащийся в  энциклопедиях и книгах,  я нашла определение  слова «витамины». Витамины - органические вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма, а так же препараты, содержащие эти вещества. Витамины регулируют процессы обмена, играют большую роль в повышении сопротивляемости организма, тесно связаны с процессами роста и развития .При разнообразном и рациональном питании, включающем овощи и фрукты, организм получает необходимый набор и количество витаминов.

4.5. Мы с мамой составили таблицу «Витаминная семейка»

Таблица: «Витаминная семейка»

Название витамина

В чем содержится

Польза для организма

А

Овощи: морковь, сладкий перец, помидоры, репа, петрушка, сельдерей, зелёный лук

Фрукты: абрикосы, персики

Ягоды: шиповник, облепиха

Здоровая кожа, хорошее зрение, быстрый рост

Группа В

Овощи: капуста, салат,

огурец

Орехи

Сильные мышцы, крепкие нервы, красивые волосы, защита от ядов

С

Овощи: капуста, помидоры, зелёный лук, укроп, картофель, сладкий перец Фрукты: лимоны, апельсины, яблоки, гранат

Ягоды: чёрная смородина, шиповник, вишня, клюква

Защита организма от микробов и вирусов, слаженная работа всего организма, очищение крови

Е

Овощи: сладкий перец, салат, петрушка Орехи

Защита от вредных веществ, обогащение крови кислородом

Р

Овощи: сладкий перец,

огурцы

Фрукты: яблоки,

лимоны, апельсины,

сливы

Ягоды: виноград,

черноплодная рябина

Здоровье крови, стимулируют обмен веществ

Вывод:  Теперь я знаю какие витамины бывают, в каких овощах и фруктах содержатся и какую пользу приносят.

4.6.Что нужно сделать ещё, чтобы выполнить  проект« Витаминный калейдоскоп»?

Посетить интернет

В интернете  много полезного и интересного о витаминах .Вот что заинтересовало меня больше всего:

Сейчас трудно найти человека, не слышавшего слова «витамины».Но оказывается, что до конца ХIХ века многие о них не знали.
Более ста лет назад в русских деревнях к весне, когда кончались запасы мяса и овощей, начиналась повальная болезнь – куриная слепота. Даже зоркие люди к вечеру словно слепли. Куриная слепота проходила с появлением на столе первой зелени: крапивы, щавеля, лука. А кривые ноги малышей, большая голова на слабом тельце? Это рахит. Чаще всего встречался он у городской детворы, проводящее все свое время в сырых подвалах без солнечного света, необходимого для образования в организме витамина D.
А цинга? От нее жестоко страдали знаменитые путешественники – экипажи Магеллана, Джеймса Кука и других мореплавателей. Но однажды путешественники заметили, что цинга отступала, когда в экспедиции стали брать квашеную капусту, лимонный сок, отвар из хвои. Сегодня мы знаем, что причиной цинги является недостаток витамина С в организме.
Эпидемия «бери-бери» начиналась с того, что у больных появлялись быстрая утомляемость, судороги, пропадал аппетит. Затем пропадала чувствительность в конечностях, возникал паралич. И все это от недостатка витаминов группы В.
Всех этих болезней могло бы и не быть, если бы люди раньше узнали о витаминах. Наблюдая течение этих болезней, ученые пришли к выводу, что в пище содержатся еще не изученные вещества. Науке нелегко далось познание этих веществ. Пища долго не открывала своих секретов.
В 1881 году русский врач Н.И. Лунин провел опыты над двумя группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, других – искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода те же, что и в молоке. Животные второй группы вскоре погибли. Лунин решил, что в пище есть еще какое-то незаменимое вещество, необходимое для поддержания жизни.
Открытое вещество назвали витамином – от латинского слова «вита» - жизнь.
Витамины обозначили буквами латинского алфавита.
 Известно 13 незаменимых пищевых веществ, которые являются витаминами.
Больше всего витаминов обнаружено в плодах красного перца. За ним идет капуста, шпинат, щавель, морковь, помидоры. Картофель оказался главным поставщиком витамина С, особенно осенью и в первые месяцы зимы. Салат, зеленый лук, петрушка и укроп, которые считают приправами, оказались богаты разными витаминами.
Шиповник, облепиха, рябина, черная смородина, красный сладкий перец – самые старательные поставщики витаминов А и С. Высушенные плоды красного шиповника раз в 30 богаче витамином С, чем апельсин. В плодах красной рябины больше витаминов А и С, чем в лимонах.  Много витаминов группы В в зерновых и бобовых. Витамина Е больше в зародышах зерна пшеницы.
Виноград и груши содержат другие ценные питательные вещества, но витаминов в них мало. Немного их в огурцах, чернике, белой смородине. В сахаре витамины полностью отсутствуют.
Недавно сделано удивительное открытие: в помидорах и в цитрусовых содержится витаминов в 20 раз меньше, чем в дикорастущих плодах. Больше витаминов содержится в лесной малине, чем в садовой, в лесной землянике, чем в клубнике, в одном диком яблочке, чем в раздувшемся арбузе.
«В овощах силы велики». Не напрасно появилась эта народная пословица. Потому что овощи, как и фрукты, – настоящая кладовая витаминов и других полезных для здоровья веществ.
Есть в народе такая поговорка: «За ягодами пойдешь – здоровье найдешь». А еще в народе говорят: «Сотня таблеток не заменит килограмма ягод». Это потому, что ягоды – настоящая сокровищница витаминов и других полезных для здоровья веществ.
Витамины повышают защитные силы организма. Потребность  организма в витаминах выражена в разной степени. Постоянно организм нуждается в таких витаминах, как витамины А, группы В (В1, В2, В3, РР, В5, В6, В9, В12), С, Е
и др.

Дети по сравнению со взрослыми должны получать больше витаминов в связи с интенсивным ростом и усиленным обменом веществ.

Потребность детей и подростков в витаминах (в мг/сут)

Возрастные группы

А

В1

В2

В6

РР

С

1-2 года

1,0

0,8

1,1

0,9

9,0

35,0

3-4 года

1,0

0,9

1,2

1,0

1,0

40,0

5-6 лет

1,0

1,1

1,4

1,3

1,3

45,0

7-10 лет

1,5

1,2

1,6

1,4

1,4

50,0

Я ещё  я нашла в интернете стихотворения о пользе овощей и фруктов

( Приложение 3)

4.7. Я узнала,  что думает о витаминах, содержащихся в овощах и фруктах,  их пользе повар нашей школьной столовой  Наталья Владимировна Третьякова.

Вот что она мне рассказала :

« Витамины   нужны человеку. Особенно те, которые содержатся в овощах и фруктах. Поэтому мы стареемся в меню нашей столовой особенно в зимний период включать салаты из капусты, свеклы, моркови, огурцов. Варить компоты из ягод, которые летом были заготовлены на пришкольном участке и заморожены( так они лучше сохраняют свою пищевую ценность), добавлять лимон в чай. Мы заинтересованы в том, чтобы вы были здоровы».

4.8. Овощи и фрукты можно употреблять в сыром виде, а ещё из них можно приготовить много разнообразных витаминных салатов, напитков – очень полезных для детей и взрослых. Мы с мамой прочитали  кулинарные книги, поэкспериментировали  на кухне с овощами и фруктами   и получили  рецепты полезных и вкусных блюд. Составили книжку рецептов «Витаминный калейдоскоп»

( Приложение 2)  , а брат  Саша помог мне сделать буклет.

(Приложение 4)

  1. ПОДВЕДЁМ ИТОГИ!
  •  Выполнила ли я то, что задумала?

Да у меня получился интересный проект « Витаминный калейдоскоп».  Над его выполнением я работала с удовольствием. Я  прочитала в книгах, нашла в интернете много нужного и полезного материала, работа над проектом изменила мои отношения с одноклассниками. Я многому научилась, мне оказали помощь все: мама, папа, брат, дедушка, бабушка.

  •  Получилось ли сделать то, что я записала как главный результат проекта?

Да . Я узнала  какие витамины содержатся в овощах, фруктах и ягодах и какова их роль в сохранении и укреплении здоровья.

  •  Всё ли получилось, как я задумала?

Наверное, всё.

  •  Что  было выполнить легко, а что  оказалось неожиданно трудно?

Легко было читать, работать в интернете, общаться с одноклассниками и другими людьми.

Трудно было то, что  значение многих слов я не понимала и приходилось обращаться в дедушке – Геннадию Сергеевичу  он врач, чтобы он по проще  мне всё объяснил. Я не умею делать буклеты  мне помог брат  Саша, мне трудно выбрать из всего материала главное и  мне помогали мама, бабушка, Надежда Альбертовна- моя учительница.

Я попросила взрослых оценить мою работу:

  •  Что сказала мама:

« Я так люблю, когда ты занята делом.  Ты много узнала нового, интересного и полезного. Здоровье – это самое главное для человека, а ты теперь знаешь, как овощи и фрукты помогают поддерживать здоровье. Ты молодец!»

  •  Что сказала учительница:

  « Алина,  работая над проектом,  ты приобрела много новых знаний, умений. Ты учишься  осваивать навыки исследовательской работы, а это пригодится в жизни. А ещё я рада тому, что глядя на тебя, все ребята  класса хотят сделать свой проект»

Какие проекты я ещё смогу сделать?

 Когда я делала свой проект  о витаминах, все ребята в классе меня поддерживали, старались помочь и теперь им тоже хочется делать проекты.

 Нам всем интересна жизнь диких животных . Следующий проект о животных мы будем делать вместе!

 

                               

                                                                                 Приложение1

КАК Я ДЕЛАЛА ПРОЕКТ

  • Читаю книги и энциклопедии, делаю записи.
  • Ищу полезный материал Интернете.
  • Моя мама – Анна Геннадьевна помогла мне составить таблицу

« Витаминная семейка».

  • Моя учительница Матюшенко Надежда Альбертовна и я Защита проекта.

                                                                            Приложение 2

                  Рецепты  блюд из овощей и фруктов                                    

Разноцветный винегрет.

2 - свеклы, Зшт. картофеля, 1 стакан фасоли, 200г. грибов, 2-3 огурца, 200г. майонеза или 0,5 стакана растительного масла, сок 0,5 лимона, соль по вкусу. Варёные свеклу и картофель нарезать кубиками и перемешать с варёной фасолью. Добавить мелко нарезанные солёные грибы и огурцы, сок лимона, посолить, заправить майонезом или растительным маслом.

Фруктовый салат «Лакомство гномов»

Возьмите любые фрукты (сочетающиеся друг с другом) бананы, апельсины, киви, персики, абрикосы, вишню, черешню, ананас, груши, яблоки и т.д. В общем всё, что у вас есть. Нарежьте всё это небольшими дольками и сложите слоями в стеклянную посуду, пересыпая каждый слой кукурузными хлопьями. Полейте сахарным сиропом, а лучше мёдом по вкусу. Затем залить всё прозрачной глазурью для тортов (продаётся в пакетиках). Дать застыть -торт - салат готов.

Салат «Осенняя мозаика»

Капуста 1\2 некрупного кочана. Яблоки кислые (крупные) 2шт. Свекла 1шт. Морковь 2шт. майонез.

Свеклу отварить и остудить. Нарезать тонкой соломкой свеклу, яблоки, на крупной тёрке натереть сырую морковь. Лук ошпарить кипятком и мелко порезать. Капусту нашинковать (лучше вручную) посолить и дать постоять. Затем отжать лишнюю жидкость. Всё перемешать и заправить майонезом (можно сметаной)

Фруктовый салат «Дары солнца»

Груши 2 шт., сливы 6-7 шт., дыни 200гр., сметана 1\2 стакана, сахар по вкусу. Грушу, сливу и дыню вымыть, очистить, нарезать аккуратными кусочками, посыпать сахаром, выложить в стеклянную вазу и полить сметаной.

Салат из моркови «Заячья радость»

Сырую морковь натереть длинной соломкой и выложить в глубокую миску. Из пары апельсинов и лимона выдавить сок. В сок добавить немного мёда. Залить им морковь и дать немного постоять. Салат готов. Морковь 1кг., апельсины 2шт., лимон 1шт.,мёд 2-3 столовые ложки.

Салат «Завтрак великана»

Редька 2шт.,морковь 2шт., грецкие орехи 12шт.,майонез или сметана по

вкусу.

Редьку и морковь очистить натереть на тёрке, добавить измельчённые

грецкие орехи, заправить майонезом или сметаной.

Мусс яблочный «Фантазия»

Продукты на 10 порций.

Яблоки 350гр., сахар 150гр., крупа манная80гр., лимонная кислота по вкусу,

вода 750гр.

Мусс яблочный на манной крупе. Яблоки очистить от кожи и удалить от

сердцевины, нарезать на дольки и сварить. Отвар слить процедить, а яблоки

протереть через сито. В протёртое пюре добавить сахар, лимонную кислоту и

довести до кипения, затем тонкой струйкой ввести манную крупу и варить,

помешивая 15 минут. Смесь охладить до 30-40 градусов и взбивать до

образования густой пышной пены. Затем разлить в формы и охладить при

подаче полить любым сиропом.

Десерт из бананов по-бразильски «Банановый рай»

Сахар-песок смешивают с какао, обкатывают в этой смеси очищенные

бананы, украшают сверху пирамидой из взбитых сливок и обсыпают

молотыми орехами.

Бананы 200гр., какао-порошок 5гр., сахар-песок50гр., сливки 50гр., орехи

25гр.

Фруктовое пюре «Загадка»

1 банан, 1 апельсин или мандарин, 1 яблоко, 1 груша, 1 баночка йогурта, 1 маленькая баночка консервированных ананасов. Фрукты очень мелко порубить и перемешать с йогуртом.

                                                                                                          Приложение 3

                                 В Интернете я нашла стихотворения  о пользе овощей

                                              и фруктов                                                   

  • Мама часто говорит:

                     «Надо овощи любить.

                    Все без исключения –

               В этом нет сомнения»

  • Для здоровья всем людям на свете

           Витамины важны и нужны.

           Знают взрослые это и дети

          Есть не только в драже, но и в пище они.

  • Я знать хочу, какие витамины

Содержат фрукты, овощи хранят,

Какую пользу нам они приносят

И почему их нужно принимать.

  • Мы на кухне всей семьёю

      Изучаем пользу блюд.

         Для здоровья витамины

         Должен содержать продукт!

        Что же это за продукт?

        Это - овощ! Это - Фрукт!

  • Перец, репу и морковку

Режим для салата ловко.

Ну, а тыква - просто чудо,

Вес её почти два пуда!

В ней земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в ней!

Уплетай за обе щёки –

Будешь всех ребят сильней.

  • Киви, яблоко, гранат

 Принесла я вам в салат.

Ну, а груша - словно мёд!

Будет сок, коктейль, компот.

В ней живые витамины

Для детей незаменимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

кружок "Калейдоскоп наук"

Предлагаю пояснительную записку и тематическое планирование кружка "Калейдоскоп наук" для 2-4 классов...

Родительское собрание в нетрадиционной форме КВН Сказочный калейдоскоп.docxРодительское собрание в нетрадиционной форме КВН Сказочный калейдоскоп

Семья и школа- два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.В современном мире формы работы с родител...

модуль "Калейдоскоп" проектная задача "Осенний калейдоскоп

Конспект урока к  модулю "Калейдоскоп" построенный, как межпредметная интеграция русского языка, литературы, окружающего мира, краеведения и изобразительного искусства в разновозра...

Программа внеурочной деятельности «Калейдоскоп проектно-исследовательской деятельности младших школьников» в 1-4 классе УМК «Школа России»

ФГОС нового поколения требует использования в образовательных отношениях технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основ...

Исследовательская работа "Калейдоскоп"

Учебно-исследовательская работа  "Калейдоскоп"...

Викторина "Музыкальный калейдоскоп" и "Ответы и правила викторины "Музыкальный Калейдоскоп".

Главным достоинством игры-викторины «Музыкальный калейдоскоп» является возможность использования нескольких видов информации (статичного текста, визуальной информации, непосредственн...