Урок окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Прокопова Татьяна Алексеевна

Конспект урока по окружающему миру, 4 класс, тема "Пустыни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_pustyni.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

            УРОК ПРИРОДОВЕДЕНИЯ В 4 КЛАССЕ

ТЕМА УРОКА.     Пустыни.

ЦЕЛИ УРОКА.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

 1) формирования представления о смене природных зон на территории России;

2) формирования понятия о зоне пустыни как сообществе;

3) формирование представлений о некоторых видах животных и растений зоны пустыни;

4) формирование представления о влиянии деятельности человека на природу пустыни.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

1) развитие анализирующего наблюдения при выявлении характерных признаков растений и животных пустыни;

2) развитие логического мышления на основе отработки логических операций:

а) анализ – при выявлении природных условий пустыни;

б) установление причинно-следственных связей (между распределением тепла и влаги по поверхности Земли и сменой природных условий; между особенностями растений и животных пустыни и природными условиями);

в) обобщение при формулировке понятия о зоне пустыни как сообществе;

3) развитие самостоятельности при работе с таблицей.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

1) экологическое образование на основе показа взаимосвязей в природе;

2) воспитание познавательного интереса.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Для учителя: карточки для опроса, учебник, физическая карта РФ, климатическая карта РФ, иллюстрации растений и животных.

Для учащихся: карточки для опроса, учебник, таблица.

ХОД УРОКА:

1. Организация класса.

а) проверка готовности детей к уроку;

б) положительный настрой на работу.

Снова пришел долгожданный миг –

Нам пора в дорогу.

Он зовет нас, в загадочный мир,

Таинственный мир природы.

2. Проверка домашнего задания.

1) Индивидуальный письменный опрос по карточкам.

                                  КАРТОЧКА №1

Вставь пропущенное слово или допиши ответ.

1. Зона степей расположена на ……. нашей страны.

2. На карте природных зон зона степей закрашена ……. цветом.

3. Характерный признак зоны степей – это …… .

4. В Красную книгу занесены следующие степные растения и животные ……… .

                                   КАРТОЧКА №2

Выбери правильный ответ.

1. Какая из цепей питания характерна для степи:

а) ежевика – лемминг – песец;

б) водоросли – рачки – сайка – гагарка;

в) растения – заяц-беляк – рысь;

г) зерно – суслик – орел-беркут.

2. Основным занятием населения степей является:

а) земледелие;

б) рыболовство;

в) оленеводство.

3. В Арктике обитают животные:

а) бобры, нутрии, хомяки;

б) волки, белые медведи, рыси;

в) моржи, тюлени, белые медведи.

                                 КАРТОЧКА№3

1. Заполни таблицу

           ПРИЧИНЫ

        СЛЕДСТВИЯ

Вырубка лесных полос

Неправильная распашка почвы

Суховеи

Смыв почвы водными потоками

2. Рассели животных по природным зонам: расставь фишки с изображением животных на карте природных зон в атласе.

                                    КАРТОЧКА№4

1. Вставьте пропущенные названия зон:

а) ………. – это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники.

б) ………… - это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья,  кустарники, травы, мхи и лишайники.

в) …………. – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники.

2. В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи:

а) голубика – лемминг – белая сова, песец (………….);

б) водоросли – рачки – сайки – тюлени (……………..);

в) зерно – суслик – орел-беркут (……………).

                                   КАРТОЧКА №5

Работа с карточкой на которой изображено животное (дрофа)

Опиши это животное по плану:

а) название животного;

б) группа животных (зверь, птица, насекомое, земноводное, пресмыкающееся, млекопитающее);

в) чем питается (всеядное, растительноядное, насекомоядное, хищник);

г) значение в природе и жизни людей.

                                   КАРТОЧКА №6

1. Напиши растения по зонам.

а). Тундра - ……..

б). Степь - …….

в). Лес - ………

2. Составь цепи питания для зоны степей.

2). Индивидуальный устный опрос.

а). Расскажи о степи с географической точки зрения, опираясь на свои знания и карту.

Вопрос классу: назовите особенности природы степной полосы.

(Ответ на вопрос после устного ответа)

б). Расскажите о том, какие растения и животные живут в степи и как приспосабливаются к условиям жизни.

(Дети внимательно слушают ответ и дополняют после рассказа)

в). Степь и человек.

Вопрос классу: какие экологические проблемы возникли в степи?

3). Фронтальный устный опрос:

- Какую тему вы готовили к сегодняшнему уроку?

- Каким цветом на карте закрашена зона степей?

- Покажите на карте зону степей.

- С какими природными зонами граничит зона степей?

- Я утверждаю, что в степи можно встретить бурого медведя. Вы со мной согласны?

- Назовите растения степи, которые занесены в Красную книгу.

- Чем поверхность степной зоны отличается от поверхности лесной зоны?

3. Актуализация знаний

Ребята, мы изучили несколько природных зон, которые располагаются с севера на юг нашей страны.

- Назовите эти природные зоны.

- Подумайте, почему растительность в каждой природной зоне отличается?

4. Формирование новых знаний.

Так как природа изменяется с севера на юг, то мы с вами продолжаем наше путешествие и отправимся туда, где жаркое солнце, а дождей иногда не бывает по нескольку месяцев. Там можно встретить верблюда и верблюжью колючку, там живут ушастые ежи и удивительные ящерицы, способные почти мгновенно зарываться в песок.

-Как называется эта природная зона?

- Кто из вас слышал, читал или возможно был в пустыни?

- В своих картах найдите зону пустынь.

- Каким цветом она обозначена на карте?

- Покажите её друг другу.

- Кто сможет показать эту зону на большой карте?

- Расскажите, как вы представляете себе пустыню.

( А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова, стр.123, рис.)

Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона.

Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы – барханы – постоянно передвигаются. Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные и даже каменистые (показ фотографий). Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыне и её обитателях.

Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до плюс 70 градусов, а в тени выше 40 градусов. А ночью прохладно, потому  что песок и глина быстро остывают.

- Чего хочется человеку, когда ему очень жарко?

К сожалению, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до минус 12 градусов, и длится зима 2-3 месяца.

Далее работа ведется в группах.

1 ряд – ботаники, 2 ряд – зоологи, 3 ряд – экологи.

Каждая группа самостоятельно выполняет полученное задание 5 минут, а затем выступают перед классом.

Материалы для ботаников:

Гербарий, рисунки с изображением растений, атлас-определитель, учебник (стр.123, 124)

Вопросы-"помощники":

1. Общая особенность растений.

2. Индивидуальное приспособление к природным условиям (корень, стебель, лист).

3. Значение в природе.

Спасибо, уважаемые ботаники! Но обратите внимание на то, что в пустыне встречаются и деревья, например саксаул (рисунок). Это низкие деревья, не более 4-5 метров, и растут на большом расстоянии друг от друга.

- Как вы думаете, почему?

- А вот как пустыня выглядит весной (показ картины "Пустыня весной"). В пустыне участки вблизи водоемов богаты растительностью, их называют оазисами. А сейчас предоставим слово нашим зоологом.

Материалы для зоологов:

Рисунки различных животных, населяющих пустыни, книга Нуждиной "Чудо-всюду", энциклопедия "Я познаю мир. Животные", учебник (стр.126-128).

Вопросы-"помощники":

1. Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются.

2. Значение в природе.

Спасибо, уважаемые зоологи! Вы, наверное, заметили, что в пустыне почти нет птиц – это потому, что птицы плохо переносят жажду. О жуке-скарабее прочитайте дома на стр.125, и вы узнаете, почему его называют священным скарабеем.

А сейчас предоставим слово нашим экологам.

Материалы для зкологов:

Учебник (стр. 129-131).

Вопросы-"помощники":

1. Экологические проблемы пустыни и пути их решения.

2. Охрана редких растений и животных, заповедники.

Спасибо, уважаемые экологи! Вы нам раскрыли экологические проблемы пустыни. И как всегда, виновник создавшихся проблем – человек. Сейчас перед людьми стоит трудная задача: исправить свои ошибки.

5. Закрепление изученного материала

 - Подумайте и ответьте на вопрос: почему у пустыни два хозяина – солнце и ветер?

- А сейчас предлагаю вам записать в тетрадях особенности пустыни, ее растительного и животного мира:

Природ-

ная зона

Природ-

ные

условия

Особенности растит. мира, характерные представи-тели

Особенности животного мира, характерные представители

Труд людей

- Составьте схему экологических проблем пустыни.

Экологические                неумеренное орошение,

проблемы                        выпас скота,

пустыни                           браконьерство.

Составление вывода о природной зоне - о пустыне.

Чтение вывода в учебнике (стр.130).

6. Домашнее задание

Стр. 122-131, ответить на вопросы рубрики "Проверь себя", для тех кто хочет выполнить задания №1 на стр. 130 и №2 на стр.131, кто не успел – закончить таблицу.

7. Подведение итогов работы

Выставление отметок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...