По страницам летописи
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Ануфриева Екатерина Владимировна

Конспект урока по Окружающему миру по программе Перспектива 4 класс часть 2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_stranitsam_letopisi.docx30.67 КБ
Файл po_stranitsam_letopisi.pptx1.32 МБ

Предварительный просмотр:

Тема «По страницам летописи»

Тип урока: открытие нового знания

Планируемые результаты:

Предметные: показывать на карте места обитания разных племён, о которых рассказывает летопись; характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике; знать фрагменты Повести временных лет, посвящённые вопросу о многообразии славянских и неславянских племён, обитавших на Восточно-Европейской равнине; определять по карте взаимное расположение племенных территорий; иметь представление об археологических находках, дополняющих сведения письменных источников о племенном многообразии населения Восточно-Европейской равнины в древности.

Личностные: осознавать ценность мирных отношений между людьми разного этнического происхождения, живущими на одной территории (на основе рассказа летописца Нестора)

Метапредметные: характеризовать связь значений  славянских этнонимов с особенностями мест их обитания, с именами предполагаемых родоначальников племен; сравнивать между собой женские височные украшения, находить общее и различное.

Ход урока

  1. Орг. момент
  2. Проверка домашнего задания.

Индивидуальная работа

Скифы – это ________________________________, о котором более двух тысячлет назад написал _________________________________. Скифы кочевали в степях ________________________________, достигли границ ____________________ .Скифские курганы найдены на территории современных _____________________  и _______________________________ краёв, в степях между ________________ и _________________ , близ Оренбурга. Скифские сокровища отличает ___________ стиль. Особенно великолепен образ _______________________________ . Этот   образ с детства вдохновлял выдающегося российского археолога ______________.

Фронтальная работа

- Для начала давайте мы с вами вспомним, что вы изучали на прошлых уроках.

- Вспомните значение слова «история». ( в переводе с греческого языка «история» это рассказ о прошлых событиях, о прошедшем, т.е наука о прошлом; последовательность событий во времени)

- Какие источники помогают изучать историю? (Письменные источники (предания, былины, легенды, летописи) и вещественное наследие или находки археологов (орудия труда, постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства)

- Вспомните значение слова «археология». (Историческая наука, которая позволяет заглянуть в то время, когда письменности ещё не было.)

- Почему наука археология важна и для изучения тех эпох, когда письменность уже существовала? (Она дополняет сведения, полученные из письменных источников.)

Таким образом, можно сделать вывод о том, что археология и письменные источники дополняют друг друга и помогают, более точно познакомиться с определенными отрезками времени.

  1. Актуализация знаний.

Театрализованная постановка

Сейчас перед вами появится необычный человек. Ваша задача - узнать, кто это и чем он занимается.

В классе гаснет свет, на столе зажигается свеча, и ученик, который одет в костюм монаха, с гусиным пером в руке, изображает, периодически макая пером в чернильницу, пишущего по свитку (свернутая трубкой рукопись) человека и декламирует наизусть переделанное стихотворение .

На девственном листе, под узеньким окном,
Не спешно буковки вывожу я пером
И между ярко-красными рядами
Вставляю я строку; веселыми цветами
И разноцветными головками зверей
И птиц невиданных – фантазией своей
Искусной вязью, - вдоволь есть сноровки –
Украшу я заставки и концовки
И заголовки все, - ведь некуда спешить!
Порою труд прерву, чтоб лучше заострить
Перо гусиное … и гляну: радость – солнце
Столпами падает на стол через оконце;
И чудится: в них вовсе не остыл
Чуть синеватый дым невиданных кадил!

Словарь: кадило – металлический сосуд на цепочке для окуривания ладаном церковного помещения при богослужении.

- Кто этот человек? (Монах)

- Чем он занимается? (Пишет летопись)

- Что такое летопись?  (Рукописные книги о событиях древней истории, сведения в которых изложены по годам.)

- Вспомните, на чем писали люди в древние времена? (Папирус, пергамент и береста)

- Как вы думаете, на каком материале писали летописи? (Летописи писали на пергаменте.) Почему?

- Вспомните, одного из самых известных летописцев Древней Руси. (Монах Нестор)

- Благодаря чему мы помним монаха Нестора?  (Он написал летопись «Повесть временных лет»)

IV. Постановка учебной задачи

- А знаете ли вы, на какие вопросы отвечает эта летопись? (Предположения детей)

 - Сегодня я вам предлагаю совершить мысленное путешествие по страницам его летописи.

Откройте учебники на стр. 12. Прочитайте первый абзац.

- На какие вопросы мы сегодня сможем получить ответы?

V. Основной период

- О какой территории нам сегодня поведает летописец? ( Просторы Восточно-Европейской равнины)

 На странице 13 представлена карта расселения славян по территории Восточно-Европейской равнины.

- Ребята, скажите, что обозначает территория, выделенная розовым цветом?  Зеленым? Светло зеленым? Назовите, название племен, которые встретились вам на карте?  (словене, кривичи, вятичи, северяне, дреговичи, древляне, волыняне, радимичи)

Найдите второй абзац на стр.12 и прочитайте первые 2 предложения. (Название славянских племен словно рождены той землей, где они поселились. Летописец так и говорит: «Разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от тех мест, на которых сели».)

- О чём вы узнали из этих предложений?

- Посмотрите на карту: одни славяне «пришли и сели по Днепру и назвались полянами», а как вы думаете, почему они так назвались? (Потому что там были плодородные поля).

Работа в парах

 Я вам предлагаю поработать в парах и определить, почему именно такие названия имеют племена. В этом вам помогут карта, логические рассуждения и учебник на стр.12

Поляне – плодородные земли (поля, степи)

Древляне – «сели в лесах», среди деревьев

Дреговичи – дрягва (болото)

Полочане – берега реки Полоты

Северяне – жили севернее какого-то другого племени

 Ильменские словене  – просто оставили себе свое имя и название озера

Кривичи – имя родоначальника Крива

Радичи – имя родоначальника Радим

Вятичи - имя родоначальника Вятко.

Защита работ. Учащиеся называют племя, причину названия племени  и показывают место расселения на карте.

Итак, мы с вами убедились в том, что названия племён происходит от местности, где они селились, или по  имени основателя рода.

Физминутка

VI. Продолжение работы по теме

- Посмотрите внимательно на карту. Вблизи каких географических объектов селились все славяне? (Вблизи водоёмов, рек) Как вы думаете, почему? (Защита от врагов, давала воду для приготовления пищи, рыбу, можно было путешествовать по рекам)

- Ребята, как вы думаете, у всех этих племен были одинаковые условия для жизни? А одевались они одинаково? Сейчас мы с вами рассмотрим женские украшения разных племен, ваша задача определить, чем они похожи и чем отличаются. 

-Ребята, а теперь откройте страницу 14 и прочитайте текст «в мире жить - с миром жить». Будьте готовы ответить на мои вопросы.

  1. Как между собой жили славянские племена?
  2. Как образовалась древнерусская народность?
  3. Какие народы называли братскими?

Молодцы ребята, вы хорошо поработали.

Для того чтобы закрепить, то о чём мы с вами сегодня говорили, давайте ответим на несколько вопросов:

- Какие вопросы о прошлом нашего Отечества поставил Нестор-летописец? (Откуда есть пошла Русская земля? Какие народы её населяли? Как они друг с другом ладили?)

- Как назывались балтские и финно-угорские племена, которые издревле жили на территории Восточно-Европейской равнины? (весь, чудь, корсь, мурома, меря, мордва, литва)

- Чем можно объяснить названия древних славянских племён? («Разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от тех мест, на которых сели»)

- Почему русский, украинский и белорусский народы можно назвать братскими? (жили рядом, объединялись в семьи, рождали детей)

Тест (если согласны с выражением, то поставьте отметку в столбце «да», если же не согласны, то в столбце «нет» и исправьте в столбце «коррекция»)

1.Монах Нестор написал библию. (летопись)

2.Летописи писали на пергаменте.

3.Древляне названы так потому, что селились на полях и степях. (лесов, деревьев)

4.Кривичи названы так потому, что родоначальником был Крива.

5.Дреговичи названы так потому, что селились в лесах. (болото)

6.Русские, украинцы и белорусы всегда враждовали. (дружили)

VII. Итог

Читаем вопросы в учебнике на странице 15 и отвечаем.

Какой  вывод можно сделать познакомившись с этой темой.

VIII. Рефлексия

Поднимите руку, кому понравился урок! Встаньте, кто узнал что-то новое! 

IX. Домашнее задание  с.12-15, рабочая тетрадь с.8-9 № 1,2.

Название племени

Причина названия

Поляне

Древляне

дрягва (болото)

берега реки Полоты

Северяне

оставили себе свое имя и название озера

имя родоначальника Крива

Радичи

имя родоначальника Вятко

Название племени

Причина названия

Поляне

Древляне

дрягва (болото)

берега реки Полоты

Северяне

оставили себе свое имя и название озера

имя родоначальника Крива

Радичи

имя родоначальника Вятко


ФИ

да

нет

коррекция

1

2

3

4

5

6

ФИ

да

нет

коррекция

1

2

3

4

5

6

ФИ

да

нет

коррекция

1

2

3

4

5

6

ФИ

да

нет

коррекция

1

2

3

4

5

6

ФИ

да

нет

коррекция

1

2

3

4

5

6

ФИ

да

нет

коррекция

1

2

3

4

5

6

ФИ

да

нет

коррекция

1

2

3

4

5

6

ФИ

да

нет

коррекция

1

2

3

4

5

6


На девственном листе, под узеньким окном,
Не спешно буковки вывожу я пером
И между ярко-красными рядами
Вставляю я строку; веселыми цветами
И разноцветными головками зверей
И птиц невиданных – фантазией своей
Искусной вязью, - вдоволь есть сноровки –
Украшу я заставки и концовки
И заголовки все, - ведь некуда спешить!
Порою труд прерву, чтоб лучше заострить
Перо гусиное … и гляну: радость – солнце
Столпами падает на стол через оконце;
И чудится: в них вовсе не остыл
Чуть синеватый дым невиданных кадил!


Фамилия имя________________________________________________

Скифы – это ________________________________, о котором более двух тысяч лет назад написал _________________________________. Скифы кочевали в степях ________________________________, достигли границ ____________________ .Скифские курганы найдены на территории современных _____________________  и _____________________________ краёв, в степях между ________________ и _________________ , близ Оренбурга. Скифские сокровища отличает ___________ стиль. Особенно великолепен образ _______________________________ . Этот   образ с детства вдохновлял выдающегося российского археолога ______________.

Фамилия имя________________________________________________

Скифы – это ________________________________, о котором более двух тысяч лет назад написал _________________________________. Скифы кочевали в степях ________________________________, достигли границ ____________________ .Скифские курганы найдены на территории современных _____________________  и _____________________________ краёв, в степях между ________________ и _________________ , близ Оренбурга. Скифские сокровища отличает ___________ стиль. Особенно великолепен образ _______________________________ . Этот   образ с детства вдохновлял выдающегося российского археолога ______________.

Фамилия имя________________________________________________

Скифы – это ________________________________, о котором более двух тысяч лет назад написал _________________________________. Скифы кочевали в степях ________________________________, достигли границ ____________________ .Скифские курганы найдены на территории современных _____________________  и _____________________________ краёв, в степях между ________________ и _________________ , близ Оренбурга. Скифские сокровища отличает ___________ стиль. Особенно великолепен образ _______________________________ . Этот   образ с детства вдохновлял выдающегося российского археолога ______________.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

По страницам летописи

Слайд 2

Виды исторических источников Орудия труда Одежда Оружие Предметы быта Украшения Постройки Монеты Вещественные ( археология ) Письменные Уст ные Летописи Хроники Указы Законы Исторические сочинения Научные труды Мемуары Легенды Сказания Мифы Песни Пословицы Поговорки Обряды Загадки

Слайд 4

Нестор-летописец

Слайд 6

Поляне Древляне – дрягва (болото) – берега реки Полоты Северяне – оставили себе свое имя и название озера – имя родоначальника Крива Радичи - имя родоначальника Вятко . – плодородные земли (поля, степи) – «сели в лесах», среди деревьев Дреговичи Полочане – севернее другого племени Словене ( ильменские ) Кривичи – имя родоначальника Радим Вятичи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий воспитательного мероприятия для начальной школы «Героические страницы летописи Великой Отечественной Войны»

Воспитательное мероприятие проводится в форме устного журнала «Героические страницы летописи ВОВ»"....

Конспект урока по окружающему миру, раздел история "По страницам летописи"

Конспект урока по УМК "Песпектива" разработан по ФГОС....

Устный журнал Героические страницы летописи ВОВ

расширить знания школьников о Великой Отечественной войне;способствовать воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою страну,  уважительного отношения к ветеранам войны....

Конспект урока Окружающего мира «По страницам летописи» (УМК "Перспектива", 4 класс)

Конспект урока по окружающему мируТема: «По страницам летописи»Цели деятельности учителя: формирование представлений о древних племенах, об их расселении на территории нашей страны.Планиру...

Технологическая карта урока окружающего мира "По страницам летописи" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование представлений о древних племенах нашей страны на материале «Повести временных лет»Задачи урока:Дидактические:1. узнать о происхождении древнерусских народов;2. нау...

Тест по окружающему миру по темам: "В путь по реке времени", "Путешествие по реке времени", "По страницам летописи"

Тест по окружающему миру по темам: "В путь по реке времени", "Путешествие по реке времени", "По страницам летописи"...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "По страницам летописи", УМК "Перспектива", 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о древних племенах, об их расселении на территории нашей страны.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1....