Конспект урока Окружающего мира «По страницам летописи» (УМК "Перспектива", 4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Муравьёва Анастасия Владиковна

Конспект урока по окружающему миру

Тема: «По страницам летописи»

Цели деятельности учителя: формирование представлений о древних племенах, об их расселении на территории нашей страны.

Планируемые результаты

Предметные:   

уметь: показывать на карте места обитания разных племён, о которых рассказывает летопись;

знать: названия племён; расположение племенных территорий; женские украшения соответствующего времени из археологических находок.

Личностные: осознавать ценность мирных отношений между людьми разного этнического происхождения, живущими на одной территории (на основе рассказа летописца Нестора).

Тип урока: открытие "нового" знания

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 24.11.20

Школа: 104

Класс: 4 «Б»

Кабинет: 206

                     ФИО учитель школы: Копотева.Л.И.

                     ФИ студентка: Муравьёва А.

                     ФИО методиста: Сачкова Т.А.

Конспект урока по окружающему миру

Тема: «По страницам летописи»

Цели деятельности учителя: формирование представлений о древних племенах, об их расселении на территории нашей страны.

Планируемые результаты

Предметные:        

уметь: показывать на карте места обитания разных племён, о которых рассказывает летопись;

знать: названия племён; расположение племенных территорий; женские украшения соответствующего времени из археологических находок.

Личностные: осознавать ценность мирных отношений между людьми разного этнического происхождения, живущими на одной территории (на основе рассказа летописца Нестора).

Тип урока: открытие "нового" знания

Оборудование: Окружающий мир, УМК «Перспектива», 4 класс (2 часть), А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, раздаточный материал.

Челябинск, 2020 г.

Этап урока, методы и приемы

Хро

нометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Слово учителя

1 мин.

Приветствие.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Владиковна, сегодня урок истории проведу я.

- Сначала тихо сядут девочки, еще тише сели мальчики.

- Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

Готовят рабочее место, эмоционально настраиваются на урок.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный беседа

5 мин.

- Что такое археология?


- Почему наука археология важна и для изучения тех эпох, когда письменность уже существовала?

- Где в России находятся скифские курганы?

- Когда скифы господствовали в степях Северного Причерноморья?

- Кто мне можем сказать, что то такое летопись?

- Вспомните, на чем писали люди в древние времена?

- Как вы думаете, на каком материале писали летописи?

- А знаете ли вы, чем известен Нестор-летописец?

- Вы знаете, о чем эта летопись?

Археология - это историческая наука, которая позволяет заглянуть в то время, когда письменности ещё не было.

Она дополняет сведения, полученные из письменных источников.

В Краснодарском и Ставропольском краях, в Воронежкой и Белгородской обл-х, В степях между Волгой и рекой Урал, на Алтае.

С 7 по 3 век до н.э.

Это рукописные книги о событиях древней истории, сведения в которых изложены по годам.

Папирус, пергамент и береста.

Летописи писали на пергаменте.

Он написал летопись «Повесть временных лет».

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

III. Постановка учебной задачи

Словесный беседа

2 мин.

- Как вы думаете, о чем будет наш урок?

- Верно. А тема нашего урока будет звучать так: “По страницам летописи”.

- Сегодня я вам предлагаю совершить мысленное путешествие по страницам летописи «Повесть временных лет».

- А знаете ли вы, на какие вопросы отвечает эта летопись?

- Откройте учебники на стр. 12. Прочитайте первый абзац.

- На какие вопросы мы сегодня сможем получить ответы?

- Молодцы! Именно на эти вопросы мы с вами найдем ответы.

О летописи

Высказывают предполажения

1.”Откуда есть пошла Русская земля?”

2. Какие народы её насеяли? Как они друг с другом ладили?

Л: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

IV. Открытие "нового" знания

Работа с картой

8 мин.

- Давайте посмотрим видео.(с 00:25 до 2:40)

-Слушайте внимательно, только самые внимательные ответят мне на вопросы!

-И вот мы может увидеть их на страницах учебника.

- Рассмотрите их. Чем они похожи, чем отличаются. Как вы думаете, эти украшения нашли в одном или разных местах?

-Давайте посмотрим видео и узнаем немного больше о восточных славян.

-Слушайте внимательно, буду задавать вопросы.

-Итак, кто скажет, где расселились славяне?

Смотрят видео.

Слушают учителя

Следят за расположением племен на карте

Почти все серьги в форме круга. Где то есть ромбики или кольца на серьгах. Есть простые серьги в форме спирали или обычного круга.

Их нашли в разных местах

Центральной, Восточной и Южной.

Р: саморегуляция

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

V. Первичное закрепление

Практический: работа с таблицей

Работа с картой

 

5 мин.

Работа в парах

- Я вам предлагаю поработать в парах и определить, почему именно такие названия имеют племена. В этом вам помогут карта, логическое рассуждение и учебник на стр.12.(Раздатка в конце конспекта)

-На это задание вам 2 минуты.

Проверка:

-Кто скажет, какова причина названия племени Поляне?

- А какова причина названия Древляне?

-Название племени было с причиной дрягва (болото)?

- Название племени было с причиной берега р. Полоты?

- А какова причина названия Северяне?

-Какое племя оставили себе свое имя и название озера?

-У какого племени было имя родоначальника Крива?

- А какова причина названия Родичи?

- У какого племени было имя родоначальника Вятко?

- Итак, мы с вами убедились в том, что названия племён происходит от местности, где они селились, или по имени основателя рода.

Поляне – плодородные земли (поля, степи)

Древляне – «сели в лесах», среди деревьев

Дреговичи – дрягва (болото)

Полочане – берега реки Полоты

Северяне – жили севернее какого-то другого племени

Ильменские словене  – оставили себе свое имя и название озера

Кривичи – имя родоначальника Крива

Радичи – имя родоначальника Радим

Вятичи - имя родоначальника Вятко.

Р: саморегуляция

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

5 мин.

Тест

- Перед вами таблица. Если согласны с выражением, то поставьте отметку в столбце «да», если же не согласны, то в столбце «нет» и исправьте в столбце «коррекция».

1. Монах Нестор написал библию.

2.Летописи писали на пергаменте.

3.Древляне названы так потому, что селились на полях и степях.

4.Кривичи названы так потому, что родоначальником был Крива.

5.Дреговичи названы так потому, что селились в лесах.

6. Северяне – жили севернее какого-то другого племени.

0 ош. - «5»

1 ош. - «4»

2 ош. - «3»

3 и более - «2»

-Давайте посмотрим и разберем ваши ошибки.

  1. Нет. Летопись
  2. Да
  3. Нет. Лесов, деревьев.
  4. Да
  5. Нет. Болото.
  6. Да.

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 

 

Р: саморегуляция

VII. Включение в систему знаний

Словесный: беседа

8 мин.

- Ребята, а теперь откройте страницу 14. Найдите заголовок «В мире жить - с миром жить».

-Сейчас мы с вами будем читать текст. Будьте готовы ответить на мои вопросы:

  1. Как между собой жили славянские и неславянские племена?
  2. Как образовалась древнерусская народность?
  3. Какие народы называли братскими?

(3 человека по очереди читают текст, остальные следят)

- А сейчас ответим на вопросы.

-Начнем с первого. Как между собой жили славнские племена?

- Верно. Кто ответит на второй вопрос?

- Молодец. И последний вопрос.

- Все согласны? Отлично, вы были внимательны и ответили на всё верно.

-Откройте дневники и запишите домашнее задание

Учебник с. 12-15; Р.т. с.8-9 № 1,2.

Слушают учителя

1.Они жили чересполосно, перемежаясь друг с другом.

2. Люди разных племён объединялись в общие семьи. Смешивались обряды, менялся язык. Так образовалась древнерусская народность.

3.Братские народы - это русские, украинцы и белоруссы.

Р: саморегуляция

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный беседа

2 мин.

- Какими знаниями вы можете поделиться по теме, которую мы сегодня изучали?

- Что для вас было сложным? Что показалось легким?

- Теперь, пожалуйста, изобразите собой шкалу успеха. Покажите, насколько вы были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно, научились применять свои знания.

Если: 

• Слабо – сидите за партами.

• Хорошо – просто стойте.

• Отлично – стоя похлопайте в ладоши.

- Считаю, что вы сегодня хорошо потрудились. Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и внимательны. Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы

Оценивают свою работу на уроке

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Вопросы.

Да/ Нет

1. Монах Нестор написал библию.

Нет. Летопись

2.Летописи писали на пергаменте.

Да

3.Древляне названы так потому, что селились на полях и степях.

Нет. Лесов, деревьев.

4.Кривичи названы так потому, что родоначальником был Крива.

Да

5.Дреговичи названы так потому, что селились в лесах.

Нет. Болото.

6. Северяне – жили севернее какого-то другого племени

Да.


Вопросы.

Да/ Нет

1. Монах Нестор написал библию.

2.Летописи писали на пергаменте.

3.Древляне названы так потому, что селились на полях и степях.

4.Кривичи названы так потому, что родоначальником был Крива.

5.Дреговичи названы так потому, что селились в лесах.

6. Северяне – жили севернее какого-то другого племени

Вопросы.

Да/ Нет

1. Монах Нестор написал библию.

2.Летописи писали на пергаменте.

3.Древляне названы так потому, что селились на полях и степях.

4.Кривичи названы так потому, что родоначальником был Крива.

5.Дреговичи названы так потому, что селились в лесах.

6. Северяне – жили севернее какого-то другого племени




Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающегомира: "Лес и человек". 4 класс.

Урок окружающего мира в 4 классе. К конспекту урока прилагается презентация. На уроке используется дифференцированный метод обучения. Присутствует работа в парах. С помощью частично-поискового, нагляд...

Конспект урока ОПК "Христос и его крест", 4класс

Конспект урока ОПК "Христос и его крест",  4класс...

Конспект урока окружающего мира «Страницы истории 19 века» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цели деятельности учителя:формирование представления о жизни в XIX в., о технических изобретениях того времени.Планируемые результаты Предметные: знать важные события XIX века;уметь использовать получ...

Конспект урока окружающего мира «Страницы истории XIX века» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о важнейших событиях жизни страны в XIX веке: восстании декабристов, отмене крепостного права, создании новых технических изобретений того времени...

Конспект урока по теме: ««Страницы истории XIX века»» (4 класс). УМК Школа России

Цель деятельности учителя: формирование представлении учащихся об историческом периоде Отечественной войны 1812 года.Планируемы результаты:предметные:       - рассказыват...

Конспект урока по теме: « «Страницы истории 1920-1930 годов»» (4 класс). УМК Школа России

Цели деятельности учителя: формирование знаний об образовании новой страны - СССР;формирование представлений о жизни страны в 1920-1930 годов.Планируемые  результатыПредметные:знать историю 1920-...

Конспект урока окружающего мира "Страницы истории 1920-1930-х годов" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: ·        формирование знаний об образовании новой страны - СССР;·        формирование пре...