Конспект урока по теме: ««Страницы истории XIX века»» (4 класс). УМК Школа России
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Голобородько Любовь Николаевна

Цель деятельности учителя: формирование представлении учащихся об историческом периоде Отечественной войны 1812 года.

Планируемы результаты:

предметные:      

- рассказывать об Отечественной войне 1812 года на основе материала учебника;

- обсуждать, основные этапы и события войны;

- выражать свое отношение к войне, ее героям;

- воспитывать любовь к истории;

- учить учащихся понятиям: Отечественная война, Наполеон Бонапарт, село Бородино, Денис Давыдов, храм Христа Спасителя.

 

личностные:          

  -развивать устную речь;

  -развивать умение формулировать свои мысли

  -развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  -формирование уважительного отношения к иной точке зрения, к иному мнению;

 

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Страницы истории XIX века»38.92 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:                                                                                                                            ФИО учителя: 

Школа:                                                                                                           ФИ студента: Голобородько., 45 гр.                                                            

Класс:                                                                                                                                      ФИО методиста: Сачкова Т. А.    

Кабинет:                                                                 

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема урока: «Страницы истории XIX века»

Цель деятельности учителя: формирование представлении учащихся об историческом периоде Отечественной войны 1812 года.

Планируемы результаты:

предметные:      

- рассказывать об Отечественной войне 1812 года на основе материала учебника;

- обсуждать, основные этапы и события войны;

- выражать свое отношение к войне, ее героям;

- воспитывать любовь к истории;

- учить учащихся понятиям: Отечественная война, Наполеон Бонапарт, село Бородино, Денис Давыдов, храм Христа Спасителя.

личностные:          

  -развивать устную речь;

  -развивать умение формулировать свои мысли

  -развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  -формирование уважительного отношения к иной точке зрения, к иному мнению;

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хрономет-раж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный метод: слово учителя.

1 мин.

- Здравствуйте, ребята!

- В начале нашего урока подарите улыбку друг другу, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь учебный день.

Готовят рабочее место. Настраиваются на работу.

Слушать учителя и отвечать на вопросы.

Р: умение организовать свое рабочее место.

Л: самоопределение.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный метод: фронтальный опрос, диалог.

Наглядный метод: презентация.

Практический метод:

Графический диктант

3 мин.

- Ребята, сейчас мы вспомним, о чём же мы говорили на прошлых уроках окружающего мира.  

- Сейчас вам предстоит выполнить тест.

- На столах у вас лежат листочки. Вам нужно подписать их.

2. Тест Вариант 1

1. Во Франции в XVIII в. к власти пришел полководец:

а) Багратион               б) Наполеон                 в) де Толли

2. Французская армия вторглась в Россию в:

а) 1821 г.                      б) 1818 г.                      в) 1812 г.

3. В честь победы над Наполеоном был построен:

а) Петропавловский собор

б) храм Христа Спасителя

в) Спасо-Преображенский собор

4.  После окончания Отечественной войны 1812 г. в Москве на Красной площади воздвигли памятник:

а) Минину и Пожарскому

б) Петру Великому

в) Екатерине II

Вариант 2

1. Главнокомандующим русскими войсками был назначен:

а) М.И. Кутузов

б) А.В. Суворов

в) Ф.Ф. Ушаков

2. Бородинская битва произошла:

а) 26 января 1812 г.

б) 26 августа 1821 г.

в) 26 августа 1812 г.

3.  Какое решение принял Кутузов после Бородинского сражения?

а) оставить Москву

б) дать под стенами Москвы еще одно сражение

в) признать Наполеона победителем

4. Война 1812 г. называется Отечественной потому, что:

а) главное сражение произошло под Москвой

б) на войну поднялся весь народ

в) вторжение Наполеона принесло России огромные бедствия .

-Давайте проверим, как вы изучили предыдущею тему. Проверти по ключу со слайда

«0-2» - 5, «1» - 4, «2» - 3, «3» - не справился.

- Поднимите руку те, кто справился с заданием.

- Поднимите руку те, кому еще нужно повторить пройденный материал.

- Отлично. Молодцы.


Выполняют тест с самопроверкой по образцу.
Осуществляют самооценку.
Ответы на тест 1 вариант:

1.- б

2.- в

3.- б

4.- а        

Ответы на тест 2 вариант:

1.- а

2.- в

3.- а

4.- б

Р: контроль и самоконтроль.

П: умение структурировать знания, анализ ответа одноклассников.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции, сотрудничество с учителем и сверстниками.

III. Постановка учебной задачи

Словесный метод: слово учителя.

Словесный метод: диалог.

Проблемное обучение: проблемная ситуация.

4 мин.

 (На доске слова: декабрист, крепостной, конка, манифест, мануфактура, Транссибирская магистраль.)

—  Объясните значение данных слов.

—  Где мы можем узнать значение данных слов?

—  На уроке узнаем об этих словах. Тема урока: «Страницы истории XIX века».

—  Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

—  Что мы будем делать для достижения этой цели?

 

Ответы детей.

- В словаре.

-познакомимся с историей России в XIX веке.

- Узнаем, какие проблемы существовали в Российском обществе и как они решались.

- Работать с учебником

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Р: целеполагание.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

IV. Открытие детьми нового знания

Словесный метод: фронтальный опрос.

Наглядный метод: презентация.

10 мин.

Игра-моделирование «Строим железную дорогу».
– Перечислите, что можно увидеть на железной дороге.
– Подумайте, из каких материалов изготовлены части самой дороги и железнодорожного транспорта; что ещё нужно для того, чтобы железная дорога действовала?
– Откуда берутся эти материалы, топливо, техника?
– Кто занимается добычей железа, угля, обработкой дерева, строительством паровозов и вагонов?
– Сколько рабочих нужно для того, чтобы была построена и действовала железная дорога?
- Зная это, попробуйте теперь объяснить, почему за первые 50 лет XIX века в России была построена только одна железная дорога, а за следующие 50 лет – десятки железных дорог?

- А почему в России был такой спад?
Почему к концу XIX века в России появилось большое количество рабочих? Кем они были раньше? 
– Вспомните, как назывался порядок, сохранявшийся в России в первой половине XIX века, при котором крестьяне полностью подчинялись своим хозяевам – дворянам?
– В чьей собственности была земля?
- Могли ли крестьяне уйти от своих хозяев к другим или в город на заработки? Прочитайте последний абзац в учебнике на с. 125. Сделайте вывод.

-Паровоз с вагонами, рельсы, шпалы

-Шпалы и вагоны сделаны из дерева; рельсы, паровоз, ходовая часть вагонов – из стали; чтобы состав двигался – необходим уголь

-Всё это необходимо сначала добыть, а затем изготовить или построить на заводах

-Рабочие

- Много

В первой половине XIX века рабочих было мало, а во второй половине появилось много рабочих, которые смогли построить много железных дорог.

- последствия войны

- Крепостное право

- В собственности дворян.

- Нет, не могли.

- Крестьяне были бесправны, за людей не считались

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог.

Логич.: анализ объектов с целью выделения признаков.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

V. Первичное закрепление

Словесный метод: диалог.

Наглядный метод: презентация.

3 мин.

- Рассмотрите карту на с. 120–121 учебника.
Найдите самую длинную ж/д. Это Транссибирскую магистраль. Через какие города она проходит?
- Вернёмся к проблеме урока. Нам надо было выяснить чем объяснить, что за первые 50 лет XIX века в России была построена только одна железная дорога, а за следующие 50 лет десятки железных дорог?.
– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос. Прочитает нам сообщение.

1. Работа с картой

—  Используя карту в учебнике, выполните задание на с. 125.

- Сейчас мы с вами немного разомнемся. Все встаем.

 Вот мы на зарядке –

(Хлопки в ладоши)

Раз, два, три!

(Прыжки на месте.)

Утром на площадке –

(Хлопки в ладоши)

Раз, два, три!

(Ходьба на месте)

Все вокруг стараются,

(Хлопки в ладоши)

Спортом занимаются!

(Прыжки на месте)

- Молодцы. Садитесь, пожалуйста.

- Читает сообщение ученик подготовивший домашнее задание.

Работают с картой в учебнике и у доски

Участвуют в физкультминутке.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, сравнение, наблюдение, обобщение.

К: умение вступать в учебный диалог, аргументация своего мнения.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический метод: самостоятельная работа на картачках

10 мин.

- Сейчас вам предстоит выполнить самостоятельно задание. Заполните пропуски в тексте. Технические новшества С. 124-125


В конце 19 века улицы освещались сначала _____________________, затем _________________, а потом ______________________ светильниками.
В городах появляется конка. Это____________________________________
Люди стали ездить на ______________________, в домах появляются _________________, а сообщения передавали с помощью _____________
В конце 19 века начинается строительство _______________________
Эта дорога связывала ___________

- Проверти задание со слайда

- Выполните задание в рабочей тетради задание 1 на с. 42.

—  Установите последовательность событий, выполняя

- Оцените свою работу в индивидуальном листе.

Выполняют задание учителя.

 

1. Восстание декабристов. 2. Открытие железной дороги между Петербургом и Москвой. 3. Освобождение крепостных крестьян. 4. Начало строительства Транссибирской магистрали.

П: структурирование знаний.

Р: умение контролировать и оценивать учебные действия.

К: умение строить речевое высказывание и аргументировать своё мнение.

VII. Включение в систему знаний, повторение

Словесный метод: беседа.

6

мин.

- Отлично. Сейчас я буду задавать вопросы, а вам нужно ответить.

- Какое важнейшее событие произошло в 19 веке?
- Распределим картинки на 2 группы: до отмены и после.
1. Перевозка грузов на пароходах и поездах
2. Суд помещиков над своими крестьянами
3. Передача сообщений по телеграфным линиям
4. Перевозка грузов на телегах
5. Передача писем и сообщений с посыльным
6. Участие крестьян в судебных заседаниях и вынесении.
- Какой вывод мы можем с вами сделать?

Отвечают на вопросы.

- Отмена крепостного права

  1. после
  2. до
  3. после
  4. до
  5. до
  6. после

-19 век- век освобождения от крепостного права, освобождения от старых порядков.

К: умение строить речевое высказывание и аргументировать своё мнение, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: структурирование знаний.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный метод: беседа.

3 мин.

- Ребят, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Какая тема у нас была?

- Какие цели мы ставили?

- Реализовали ли мы цель?

- Кто сегодня работал наиболее активно?

- На слайде вы видите фразы, вы можете выбрать любую из них и дополнить её.

Что сегодня получилось…

В чем были затруднения…

О чём можешь рассказать дома родителям…

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 122—126 учебника.

2. Выполнить задания 2, 4 на с. 42-43 рабочей тетради.

- Молодцы. Спасибо за хорошую работу.

Ответы детей.

- Тема нашего урока: «Страницы истории XIX века.

- Мы поставили цель: узнать, историю России 19 века.

- Поставленную цель мы реализовали.

Что сегодня получилось…

В чем были затруднения…

О чём можешь рассказать дома родителям…

Записывают домашнее задание.

Р: оценка; умение контролировать и оценивать учебные действия.

П: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

К: умение слушать и вступать в диалог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики. Тема: «Проверка деления с остатком» 3 класс. (УМК Школа России)

Тема урока: «Проверка деления с остатком»Цели урока: учить выполнять проверку деления с остатком; закреплять умения внетабличного деления и умножения;Планируемые результаты:Предметные: зак...

Конспект урока математики. Тема: «Что узнали. Чему научились» 3 класс. (УМК Школа России)

Тема урока: «Что узнали. Чему научились»Цели урока: совершенствовать вычислительные навыки; закреплять умения решать задачи;Планируемые результаты:Предметные: -выполнять деление с остатком...

Конспект урока окружающего мира "Страницы истории 1920-1930-х годов" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: ·        формирование знаний об образовании новой страны - СССР;·        формирование пре...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страницы истории XIX века", 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с жизнью людей в XIX веке; формирование знаний о реформах Александра II; формирование представления о развитии экономики России в XIX веке.Планируемы результаты:П...

Технологическая карта окружающего мира "Страницы истории 19 века", 4 класс, УМК "Школа России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАДата: 15.04.2022Школа: №3Класс: 4Урок: 4Время: 11:20-12:00  Кабинет: 4Студент: Илларионов Григорий ИльичГруппа: 43Учитель: Солдаткина Яна Александ...