Конспект урока ОПК "Христос и его крест", 4класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Филимонова Светлана Юрьевна

  Конспект урока ОПК "Христос и его крест",  4класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  урока  ОПК

Тема: Христос и его крест.

Учитель: Филимонова С.Ю.

Цель урока: формирование понимания значения креста для христиан.

Оборудование урока: мультимедиапроектор, бумага для рисования, цветные карандаши.

Ход урока.

  1. Повторение. Постановка цели урока.

- Вспомним, о чем говорили на прошлом уроке.

(- О том, что если отвечать злом на зло – зло будет расти;

- О том, что земные богатства и радость не одно и то же. Если человек тяжело болен, никакое богатство не принесет ему радости.  Деньги у человека могут украсть, а сделанное человеком доброе дело навсегда останется только его.

- О Нагорной заповеди Христа, в которой говорится о т ом, как люди должны относиться  друг  к другу, об отношениях Бога и людей, о том, что полюбив Бога, душа может сродниться с Ним уже на земле и если это произойдет, то смерть, коснувшись тела, не коснется души )

- В чем новизна отношений Бога и человека в Новом Завете?

( Раньше религиозные проповедники говорили о том, какие жертвы люди должны приносить Богу или богам.  А в Новом Завете сказано о том, какую жертву Бог Сам приносит людям и ради людей. Христос не просто говорил о такой жертве, Он Сам этой жертвой стал.)

-Верно,  Христос говорил о том, что Бог любит людей и Сам стал человеком, чтобы быть вместе с ними. Бог, ставший человеком, – это и есть Иисус Христос. Он говорил, что пришел в мир не для того, чтобы подчинять и наказывать людей, а для того, чтобы послужить людям.
Некоторые люди сочли это оскорблением своей веры в Бога. По их мнению, Бог не мог сотворить такого чуда и стать столь близким к людям. Они объявили Христа преступником и стали добиваться Его казни. Христос же не стал уклоняться от суда.

Сегодня на уроке вы узнаете:  (на доске)

 - Как Бог стал человеком

- Почему Христос не уклонился от казни

- Символику креста.

- Вспоми, как выглядит крест, который носят православные христиане у себя на груди. Прошу двух учеников нарисовать его на доске.

(дети рисуют на задней стороне доски крест)

  1. Работа со статьёй учебника.

-Откройте учебник на стр. 24.  Прочитайте тему нашего урока.

(Христос и его крест)

- Библия подчеркивает, что Бог невидим. У Бога нет тела и нет границ. Никакое время не может указать Богу Его начала и Его конца.

-Как же Бог стал человеком? Прочитай в учебнике «Боговоплощение».

(читаем до слов  «... Христиане это чудо называют воплощение (от слова «плоть»).

-В ночь Рождества Христова пастухи вифлиемские пасли свои стада в поле. Вдруг явился им ангел. Пастухи испугались. Но ангел сказал им: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость: в эту ночь родился Спаситель мира и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». В это время на небе появилось много ангелов, которые славили Бога и пели: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

     Когда ангелы скрылись, пастухи стали говорить: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, о чем возвестил нам Господь». Они пришли в пещеру и нашли Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Они поклонились Ему и рассказали Иосифу и Марии, что видели и слышали от ангелов.

     На восьмой день после рождения Ему было дано имя Иисус.

С. 26 – выразительное чтение учащимися  стихотворения А. Солодовникова  «В яслях лежит ребенок…»

В яслях лежит Ребенок.

Матери нежен лик.

Слышат волы спросонок

Слабенький детский крик.

Придет Он не в блеске грома,

Не в славе побед земных,

Он трости не переломит

И голосом будет тих.

Не царей назовет друзьями,

Не князей призовет в совет –

С галилейскими рыбаками

Образует Новый Завет.

Никого не отдаст на муки,

В узилища не запрет,

Но Сам, распростерши руки,

В смертельной муке умрет.

 

 (Апостолы до встречи со Христом были рыбаками на Галилейском озере)

До тридцатилетнего возраста Иисус Христос жил вместе со Своей Матерью, Девой Марией, в Назарете, в доме Иосифа. Когда Ему минуло 12 лет, Он вместе с родителями отправился в Иерусалим на праздник Пасхи и пробыл в храме три дня, беседуя с книжниками. О других подробностях жизни Спасителя в Назарете ничего не известно, кроме того, что Он помогал Иосифу плотничать. Как человек, Иисус Христос рос и развивался естественным путем, как все люди.

На 30-м году жизни Иисус Христос принял от прор. Иоанна крещение в реке Иордане. Прежде чем начать Свое общественное служение, Он отправился в пустыню и постился сорок дней, будучи искушаем сатаной. Позже у  Иисуса Христа появились ученики, их число постепенно увеличивалось. Из них Он избрал двенадцать и назвал их апостолами, т.е. посланниками, так как Он посылал их для проповеди Своего ученья.

     Имена апостолов следующие: Андрей и Петр, Иаков, Иоанн - сыновья Заведея, Филлип, Варфоломей, Фома, Матфей или Левий, Иаков Алфеев и Симон Зилот, Иуда Иаковлев и Иуда Искариотский.

В Иерусалиме иудейские первосвященники благодаря помощи Иуды Искариота, предавшего Иисуса за  30 серебреников,  схватили  его и  предали римским властям. Римский прокуратор Иудеи Понтий Пилат предложил помиловать его по случаю Пасхи, но вынужден был поддаться требованиям толпы и осудить Иисуса на смерть через распятие на кресте.

( Чтение статьи учебника : Так более 2000 лет назад произошло Рождество Христово)

-Что же такое Голгофа? Прочитай в учебнике.

(1 и 2 предл.)

- Зачем же Христос умер? (мнение детей)

-Прочитай в учебнике (с. 25 до конца части)

-Знакомо ли тебе слово «жертва»? Как ты  понимаешь его значение?

Жертва – это добровольный отказ от чего-либо в чью-либо пользу.

-Прочитай, почему , ради чего  Христос  принес  себя в жертву?

(чтение части «Жертва Христа»)

Римский правитель Иудеи Понтий Пилат  во время суда трижды отказывался предать смерти Иисуса Христа, при этом «Взял воды и умыл руки перед народом, использовав т.о. старинный иудейский обычай, символизировавший невинность в пролитии крови – отсюда выражение «умыть руки», но был вынужден  поддаться требованиям толпы и осудить Иисуса на смерть через распятие на кресте.

-Что такое распятие. Прочитай в учебнике с. 26.

- То есть это действие свободной воли  Христа, отдающего Себя на смерть, чтобы другие могли жить - жить вечной жизнью, жить с Богом.

И этому всему знаком является крест, потому что, в конечном итоге, любовь, верность, преданность испытываются не словами, даже не жизнью, а отдачей своей жизни; не только смертью, а отречением от себя  настолько, что от человека остается только любовь: крестная, жертвенная, умирание и смерть самому себе для того, чтобы жил другой.

-Давайте рассмотрим православный крест.

- на православном кресте есть три поперечные перекладины.

Верхняя, над головой Христа – символизирует дощечку с надписью ИНЦИ, которая была на распятии Иисуса Христа. Это начальные буквы фразы «Иисус Назарянин, царь иудейский». «Назарянин» – потому что Его детство прошло в городе Назарете в стране, которая сегодня называется Израиль. Слово «царь иудейский» – из того ложного приговора, что вынесли Ему люди, обвиняя в том, что Он хочет произвести переворот и стать царем в древней Иудее.

К средней перекладине были прибиты руки Христа.

   К нижней были прибиты Его ноги. Она перекошена потому, что вместе с Христом были казнены еще два человека. Они действительно были преступниками. Один стал издеваться над Христом: мол, если ты Бог, то сотвори чудо и сойди с креста, прекрати свою казнь. Другой просил прекратить издевки: « мы осуждены справедливо, а Он ничего худого не сделал». Этот покаявшийся разбойник был справа от Христа. Поэтому перекладина на кресте Христа поднята в правую сторону и опущена в левую. Это знак того, что «благоразумный разбойник» покаялся и пошел ввысь, а тот, кто даже в минуту смерти не попробовал измениться, так и завершил свою жизнь в низости.

- Нательный крест (на Руси его называют “тельник”) возлагается на нас в Таинстве Крещения во исполнение слов Господа ИисусаХриста: “Кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” (Мк. 8, 34). Нательный крест помогает переносить болезни и невзгоды, укрепляет дух, защищает от злых..людей и в трудных обстоятельствах. Крест “всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов”, — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. Как вы думаете, почему православные христиане  носят крест на груди? Можно ли носить крест, как украшение?

- У крестов, устанавливаемых над храмами, иногда нижняя перекладина дополняется или заменяется полумесяцем. В этом случае крест обретает очертания якоря. Якорь же – знак уверенности и твердости. Храм тогда воспринимается как корабль, увозящий людей от угрозы, а его колокольня как мачта.

- Давайте вернемся к рисункам, которые сделали ребята на доске в начале урока.  Скажите, правильно изображен православный крест?

Исправь ошибки.

-Объясни каждую из составляющих частей креста.

3. Итог урока. Рефлексия.

- Продолжи предложения:

Сегодня на уроке я узнал…

Больше всего мне запомнилось…

Я задумался…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по модулю "Основы православной культуры." Тема урока: "Христос и его крест"

Данная работа была защищена на курсах повышения квалификации . Смерть Иисуса Христа на кресте - центральный образ христианского искусства. Значение крестной казни Христа в том ,что « Он снизошел быть...

конспект урока по окружающему миру в 4классе по программе 8вида по теме :"Мебель".

Конспект урока разработан и проведен по вспомогательной программе 8 вида в 4 классе. Использовались игровые и проблемные ситуации. К уроку прилагается цветное приложение...

Конспект урока технологии "Вышивка крестом" 3 класс

В конспекте изложен ход урока и технология вышивки крестом....

План-конспект урока математики Доли и дроби 4класс

План-конспект урока математики   Доли и дроби 4классЦели: • формирование знаний, умений, навыков действий с дробями; повторение ед. измерения. • развитие логического мышл...

Методическая разработка. Урок «Христос и Его Крест» (ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры»).

Урок «Христос и Его Крест» подготовлен с  учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов. Он формирует и основы православной культуры, и качественное эмоцион...

План-конспект урока по теме "Daily life" (4класс)

Конспект урока повторения лексического материала по теме "Повседневная жизнь" и грамматического материала по теме простое будущее время в 4классе по учебнику Верещагина 4кл....