Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Плотникова Елена Николаевна

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_okr._mir.docx32.53 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание рабочей программы по окружающему миру (2 класс)

Пояснительная записка        

Учебно-тематический план        

Содержание тем учебного курса        

Требования к уровню подготовки обучающихся        

Перечень литературы для учителя        

Перечень литературы для обучающихся        


Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Цели изучения курса:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основные задачи содержания курса:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе начальной школы отводится 2ч в неделю —  68ч (34 учебные недели).

Учебно-тематический план

№ урока

Тема урока

Дата по плану.

Дата по факту.

Примечание

Где мы живем (4 ч)

1.

Родная страна

01.09

2.

Город и село. Проект «Родной город (село)»

03.09

3.

Природа и рукотворный мир

08.09

4.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем»

10.09

Природа (20 ч)

5.

Неживая и живая природа

15.09

6.

Явления природы

17.09

7.

Что такое погода

22.09

8.

В гости к осени (экскурсия)

24.09

9.

В гости к осени (урок)

29.09

10.

Звездное небо

01.10

11.

Заглянем в кладовые Земли

06.10

12.

Про воздух…

08.10

13.

…И про воду

13.10

14.

Какие бывают растения

15.10

15.

Какие бывают животные

20.10

16.

Невидимые нити

22.10

17.

Дикорастущие и культурные растения

27.10

18.

Дикие и домашние животные

29.10

19.

Комнатные растения

10.11

20.

Животные живого уголка

12.11

21.

Про кошек и собак

17.11

22.

Красная книга

19.11

23.

Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту»

24.11

24.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

26.11

Жизнь города и села (10 ч )

25.

Что такое экономика

01.12

26.

Из чего что сделано

03.12

27.

Как построить дом

08.12

28.

Какой бывает транспорт

10.12

29.

Культура и образование

15.12

30.

Все профессии важны. Проект «Профессии»

17.12

31.

В гости к зиме (экскурсия)

22.12

32.

В гости к зиме (урок)

24.12

33.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»

12.01

34.

Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии»

14.01

Здоровье и безопасность (9 ч)

35.

Строение тела человека

19.01

36.

Если хочешь быть здоров

21.01

37.

Берегись автомобиля!

26.01

38.

Школа пешехода

28.01

39.

Домашние опасности

02.02

40.

Пожар!

04.02

41.

На воде и в лесу

09.02

42.

Опасные незнакомцы

11.02

43.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

16.02

Общение (7 ч)

44.

Наша дружная семья

18.02

45.

Проект «Родословная»

23.02

46.

В школе

25.02

47.

Правила вежливости

02.03

48.

Ты и твои друзья

04.03

49.

Мы – зрители и пассажиры

09.03

50.

Проверим и оценим свои достижения по разделу «Общение»

11.03

Путешествия (18 ч)

51.

Посмотри вокруг

16.03

52,53

Ориентирование на местности

18.03

01.04

54.

Формы земной поверхности

06.04

55.

Водные богатства

08.04

56.

В гости к весне (экскурсия)

13.04

57.

В гости к весне (урок)

15.04

58.

Россия на карте

20.04

59.

Проект «Города России»

22.04

60.

Путешествие по Москве

27.04

61.

Московский Кремль

29.04

62.

Город на Неве

06.05

63.

Путешествие по планете

11.05

64.

Путешествие по материкам

13.05

65.

Страны мира. Проект «Страны мира»

18.05

66.

Впереди лето

20.05

67.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»

25.05

68

Презентация проектов «Родословная», «Города России», Страны мира»

27.05

69- 70

Резервные уроки

Содержание тем учебного курса

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Где мы живем?

4

2

Природа.

20

3

Жизнь города и села.

10

4

Здоровье и безопасность.

9

5

Общение

7

6

Путешествия

20


Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать:

- неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные  признаки времен года;  некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;

- строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;

- имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;

- основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;

- названия нашей страны и  её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.

Уметь:

- различать объекты природы и предметы, созданные человеком; объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растения и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе; различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

- использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;

- определять основные стороны горизонта с помощью компаса;

- приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.

Перечень литературы для учителя

1. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4-классы. Пособие для  учителей общеобразовательных учреждений. С.В.Анащенкова, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, М.В.Бойкина, С.И.Волкова, В.Г.Горецкий, М.Н.Дементьева, В.П.Канакина, Л.Ф.Климанова, М.И.Моро, А.А.Плешаков, Н.И.Роговцева, С.В.Степанова, Н.А.Стефаненко, Т.Е.Хохлова. - М.: Просвещение, 2011

2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – 2-е-изд. – М.: Просвещение, 2012.- 143 с.: ил. – (Школа России).

3. Планируемые результаты начального общего образования /(Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.); под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).

4.Максимова Т. Н. Поурочные разработки по курсу « Окружающий мир» 2 класс.-М.: ВАКО, 2012

Перечень литературы для обучающихся

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – 2-е-изд. – М.: Просвещение, 2012.- 143 с.: ил. – (Школа России).
  2. Плешаков А. А. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...