Хлеб-главное богатство России.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Чучупал Татьяна Николаевна

 Открытый урок. Окружающий мир. 2 класс.                                

Хлеб-главное богатство России.     

Цель: расширить знания детей о процессах выращивания зерновых культур и изготовления хлебных изделий; о профессиях ,занятых в этой деятельности; развивать познавательный интерес школьников, воспитывать в детях бережное отношение к хлебу, уважение к людям, которые делают его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hleb.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Открытый урок. Окружающий мир. 2 класс.                                

Учитель Чучупал Т.Н.

    Хлеб-главное богатство России.      

Цель: расширить знания детей о процессах выращивания зерновых культур и изготовления хлебных изделий; о профессиях ,занятых в этой деятельности; развивать познавательный интерес школьников, воспитывать в детях бережное отношение к хлебу, уважение к людям, которые делают его.

1.Оргмомент.

2.Сказка(рассказывает учитель)

«Давным-давно жил царь Мидас. Был он жадным и хотел стать самым богатым на земле человеком. Попросил он богов сделать так, чтобы он мог все превращать в золото. Согласились боги .Но скоро сам Мидас был не рад своей просьбе, потому что в золото превращались не только вещи, но и все, до чего дотрагивался царь Нашел Мидас кусочек черствого хлеба. Обрадовался, думал, что наконец-то он утолит свои голод. Но и хлебная  горбушка превратилась в слиток золота. Нечего было есть жадному царю. Понял тогда Мидас ,что самое большое богатство на земле –это хлеб. Есть хлеб-человек сыт ,дети накормлены.Много хлеба –в доме достаток и богатство. Пошел царь к богам, рассказал о своем открытии: золото не может заменить хлеб. Хлеб-главное богатство человека.»

3.Беседа.

-Достаточно ли человеку иметь только хлеб в доме?

-Разве не желает человек иметь золото?

-Что важнее для человека быть богатым или сытым?

-Чему учит нас сказка?

-Какая из пословиц больше всего подходит к этой сказке?(на доске написаны пословицы:

-Хлеб - всему голова.

-Хлеб- батюшка ,водица- матушка.

-Хлеб да вода- крестьянская  еда.

-Кто лениться ,у того хлеб не родиться.

-Худ обед ,коли хлеба нет.)

-Это и будет тема нашего урока. А что это значит?

4.Работа с учебником.

1).стр.63 Прочтите первый абзац .

2)А что выращивают в Ростовской области?

3)Посмотрите на доску. Какие культуры вам знакомы ,покажите и назовите Как назвать их одним словом? Почему?

5.Как хлеб к нам на стол пришел.

1.Поскорее накрывай.

Стол скатеркой чистой,

Перед нами каравай

С корочкой душистой.

Крутобок и маслян он,

В меру крут, посолен,

Пахнет солнечным теплом,

Пахнет знойным полем.

Режь да ешь от всей души,

Силы набирайся,

Лишь напрасно не кроши,

Хлебом не бросайся.

Чтобы в добрый ,светлый час

Хлеб на стол явился

Кто-то встал пораньше нас

И крепко потрудился.

-Давайте поговорим ,как хлеб приходит к нам в дом, проследим его путь.

(дети используя иллюстрации на доске ,рассказывают весь путь хлеба от возделывания земли ,посадки зерна ,до готового хлеба на столе)

2. «Пахарь».

Ты говоришь : «Зерно такое мелкое».

Ты зря к нему подходишь с этой меркою.

А для меня ,для пахаря оно -

Его Величество зерно.

Воспитанный  на хлебе и стерне

А утверждаю: истина в зерне.

3.-Мы посадили зерно, необходимо время ,пока оно прорастет ,отгадайте загадки:

а ) Вырос в поле дом,

   Полон дом зерном,

   Стены позолочены,

   Ставни заколочены.

   Ходит дом ходуном

    На столбе золотом.(колос)

б ) Лежало на свету,

    Просилось в темноту,

    Да и там покоя нет

    Как бы выбраться на свет. ( зерно)

в ) В долг зерно возьмет -

     Каравай вернет. ( поле, пашня)

г) На поле сережки

    На тоненькой ножке . (овес)

д) Широко, а не море,

    Золото, а не деньги.(пшеница)

е) Сегодня на земле,

    А завтра на столе.( хлеб)

ж ) Не море, а волнуется.( нива)

4.Обратимся к толковому словарю: нива -засеянное поле ,пашня ,зеленое поле.

5.Физминутка.

6.Беседа по картине.

-А вот и рожь наша подоспела. Что необходимо делать, чтоб она такая была?

-Посмотрите на картину И.Шишкина «Рожь».

-Рожь уходилась, близки сроки,

Отяжелела и на край

Всем полем подалась к дороге,

Нависнула, хоть подпирай.

7.Склонила тяжелую голову Рожь:

   «Спасибо вам, солнце и ласковый дождь,

Спасибо земле ,что была моим домом,

И сильным рукам ,моим старым знакомым.

Я помню: как руки трудились упорно

Чтоб в землю посеять янтарные зерна,

А нынче они урожай уберут,

Спасибо вам ,руки,

За добрый ваш труд.

8.Беседа по картине «Косари».

-А кто убирает хлеб? Рассмотрите картину что вы можете сказать о людях, изображенных здесь? А в какое время была написана эта картина? Как раньше убирали хлеб? Как сейчас убирают хлеб? Люди каких профессий будут трудиться ?А куда дальше попадет зерно?

-Приходит лето, жать пора-

Полны зерном колосья.

Работа с раннего утра

Кипит у нас в колхозе.

Встает стеною золотой ,

Волнуется пшеница,

И каждый колос налитой

К земле готов склонится.

Рожь наливается зерном

Тяжелым ,урожайным,

И солнечным погожим днем

В пола идут комбайны.

Грузовики спешат, гудят-

Везут с полей пшеницу.

Колхозный урожаи богат,

Мы можем им гордиться.

9.-Какой пословицей можно закончить наш рассказ? Какова же цена хлеба?

Но есть и другая цена хлеба. Много лет назад враги напали на нашу страну .Они окружили город Ленинград. В городе был страшный голод, хлеб доставляли только по Ладожскому озеру. Летом – баржи, а зимой – машины по льду везли в город мешки с мукой .Каждый день выдавали жителям города по  125 граммов хлеба. Благодаря такому кусочку хлеба люди отстояли свой город.900 дней и 900 ночей жители защищали свой город и выстояли .В городе есть музей , он так и называется «900 дней и 900 ночей».Там, среди оружия, воинских документов, солдатских котелков, храниться вот такой (показать) кусочек хлеба – 125 грамм .Именно он помог людям выжить.

Есть у хлеба цена-это жизнь человека!  

Хлеб в трудах добывается,

Сам собой не родясь,

Хлеб не просто богатство,

Хлеб-опора для нас .

«Будет хлеб - будет песня.»

Правда в этих словах

Будет хлеб полновесный-

Будет радость в глазах.

Каждый к хлебу причастен

Будем бережны все.

Будет хлеб -будет счастье,

Будет жизнь на земле.

10.Обычаи.

а ) На Руси есть обычаи - встречать дорогих гостей хлебом и солью.

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим.

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем,

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

б )Раньше -29 августа –считали праздником хлеба ,Хлебный  Спас. На праздник пекли пироги и всех угощали.

Убран хлеб и тише стало.

Жарко дышат закрома.

Поле спит, оно устало.

Приближается зима.

Над селом дымки плывут,

Пироги в домах пекут.

Заходите, не стесняйтесь.

Добрым хлебом угощайтесь.

         Вот он хлебушко душистый,

         С хрупкой корочкой витой

         Вот он теплый, золотистый,

         Словно солнцем налитой.

          В нем здоровье наше, сила.

          В нем земли родимой соки

          Солнца свет веселый в нем.

           Уплетай за обе щеки,

           Вырастай богатырем.

11.Игра «Хлебные изделия» - назвать как можно больше хлебных изделии (на столе различные хлебные изделия)

12.Работа в тетради.

(записать названия профессий людей ,которые выращивают хлеб)

13.Итог урока.

Мы  выяснили, что хлеб дается тяжелым трудом. Как же надо относиться к хлебу?

Бублики, батоны, булки,

Плюшки, сайки, пироги.

За столом и на прогулке

Уважай и береги.

          Хлеб-драгоценность,

          Им не сори.

           Хлеба к обеду в меру бери.

Кто труд уважает,

Тот хлеб не бросает.

          С огурцами и картошкой

           Надо хлеб съедать до крошки.

           Потому что много сил

           Тратил тот, хлеб растил.

А что такое «тюря»?

Какая пословица подходит ?

14.Домашнее задание.

-Узнать рецепт блюда из черствого хлеба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России. Урок изо во 2 классе

       Любовь к нагрудным украшениям была велика в Древней Руси. Среди них особо жаловали бусы. Они выполнялись из цветного камня, стекла, золота. Золотые укр...

Урок по предмету "Окружающий мир" на тему "Богатства нашего края" 4 класс УМК "Школа России"

Урок окружающего мира в 4 классе УМК "Школа России".Тема:"Богатства нашего края".На уроке узнаем 1. Какие полезные ископаемые добывают во Владимирском крае. 2. Где находятся их месторождения. 3. Основ...

Россия – Родина моя. Грибные богатства наших лесов.

Классный час из серии мероприятий, на патриотическую тематику....

Россия – Родина моя. Лесные ягодные богатства нашей страны.

Классный час из серии мероприятий, направленных на воспитание чувства патриотизма....

Сценарий праздника "Хлеб-главное богатство"

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов...

Внеклассное занятие "Хлеб главное чудо"

Для учащихся начальных классов коррекционной школы....

Урок окружающего мира во 2-м классе по теме: "Хлеб – главное богатство России"

Конспект урока окружающего мира во 2-м классе по теме: "Хлеб – главное богатство России" (по программе "Начальная школа XXI в." под ред. Н.Ф. Виноградовой)...