Россия – Родина моя. Грибные богатства наших лесов.
классный час (3 класс) по теме

Хвостова Татьяна Вениаминовна

Классный час из серии мероприятий, на патриотическую тематику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon griby.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 Россия – Родина моя. Грибные богатства

                                      наших лесов.

Класс: 3

Провела: Хвостова Т. В. МОУ «Лицей №7» г. Электростали.

Цели:

- продолжить знакомство детей с природными богатствами нашей страны;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

- развивать речь, мышление, воображение, внимание, познавательный интерес;

- воспитывать чувство патриотизма.

                                                      Ход занятия.

   Наше путешествие по России продолжается, продолжается знакомство с богатейшей природой этой удивительной страны, страны с такой удивительной культурой и традициями, страны, где живут такие талантливые во всех отношениях люди. Мы должны гордиться тем, что посчастливилось родиться и жить в России. Пусть на земле есть множество других стран с не менее интересной культурой, с не менее красивой природой, мы-то знаем, что самой лучшей во всём мире является наша Родина – Россия!

Наш любимый край – Россия,

Где в озёрах синева,

Где берёзки молодые

Нарядились в кружева.

         Чистые ручьи по твоим долинам,

          Как звон украшений девичьих кос,

          О, как я горжусь, что сын твой родной,

          С рожденья твоею живу красотой!

   Отгадайте загадку:

У меня свои повадки,

Я всегда играю в прятки.   (гриб)

   Вот мы с вами сегодня и поговорим о грибах.

   Под словом «грибы» мы привыкли обычно подразумевать те самые рыжики, сыроежки, подберёзовики, что собираем в лесу. Но это лишь малая часть грибного мира. Среди грибов есть крупные, величиной с арбуз, а есть такие, которые увидеть можно только с помощью микроскопа. Грибы есть всюду: в воздухе, в воде, в почве, и их роль в жизни природы и человека огромна. В одном грамме почвы содержится миллион грибков. Есть грибы, для которых единственной средой обитания является вода. Найден гриб, который развивается в жидком топливе реактивных самолётов и разъедает аллюминевые баки.

   С грибами мы постоянно встречаемся в повседневной жизни: плесень на хлебе – гриб, тёмные пятна на стене в сырой комнате – гриб, гнилые яблоки, зелёный сыр – всё это работа грибов.

   В настоящее время известно и описано около 80000 видов грибов. Нас же будет интересовать высшая их форма – шляпочные грибы.

    Назовите грибы, произрастающие в наших лесах.

             На поляне лесной,

             Под могучей сосной

             Старый старичок.

             На нём бурый колпачок,

             Колпачок набочок.

             Кто в лесу бывает,

             Тот его и знает.

   Полное лукошко белых – мечта всех грибников. Недовольные возвращаются они из леса, если в корзинке нет хотя бы нескольких боровиков. Грибы эти всем известны, встречаются по всей территории страны, и недаром имеют много синонимов: боровик, глухарь, медвежатник. Растёт в сухих и не очень густых берёзовых рощах и сосновых борах, в дубовых и еловых лесах со второй половины июня до октября. Растут они чаще группами. Найдя белый гриб, не спешите уходить, осмотритесь внимательно, не поленитесь обойти вокруг, и тогда лукошко наполниться быстрее. Это очень красивые и крупные грибы. Шляпка в диаметре достигает 20-25 сантиметров. Окраска может быть различной, в зависимости то того, в каком лесу растёт гриб: в сосновом – тёмно-коричневая, в лиственном – светлая.

    Белые грибы имеют сходство с несъедобным желчным грибом. Отличить желчный от боровика можно по следующим признакам: при разламывании внутри желчный гриб розовеет, белый же не меняет окраски; кроме того, желчный гриб горек, а белый – безвкусен.

               Я родился в день дождливый

               Под осинкой молодой.

               Круглый, гладкий и красивый,

               С ножкой тонкой и прямой.

    Подосиновики встречаются в лиственных лесах, чаще в осиновых, а также в хвойных с берёзой. Растёт одиночно. Спутать этот гриб с другим нельзя, он не имеет сходства и с ядовитыми грибами. В красных нарядных беретах на зелёном ковре подосиновики далеко видны и становятся лёгкой добычей даже тех, кто впервые попал в лес. Только поздней осенью, когда опадает листва, найти их бывает трудней. Диаметр шляпки – до 30 сантиметров! Но не надо собирать переросшие грибы: они становятся опасными для здоровья.

                                Меж редеющих верхушек

                            Показалась синева,

                            Зашумела у опушек

                            Ярко-жёлтая листва.

                           Птиц не слышно. Треснет мелкий

                           Обломившийся сучок,

                           И, хвостом мелькая, белка

                           Лёгкий делает прыжок.

                          Стала ель в лесу заметней –

                          Бережёт густую тень.

                          Подосиновик последний

                          Сдвинул шапку набекрень.

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички,

Золотистые ….                             (лисички)

    Лисички – довольно распространённый гриб. Получила лисичка своё название за ярко-рыжую окраску. Обитают в хвойных и лиственных лесах стайками. Растут с середины июля до ноября, особенно обильно в сырое лето. Они всегда на виду. Лисички – единственный вид грибов, которые не мнутся и не крошатся. Собирать их можно в мешки и рюкзаки.

   Кто из вас знает, какие грибы появляются самыми первыми? (сморчки и строчки)

   Они появляются в апреле-мае, чаще всего по опушкам лесов и по канавам. Сморчки и строчки очень похожи и различить их очень трудно. У сморчка поверхность шляпки ячеистая, у строчка – извилистая. Эти грибы считаются условно съедобными, так как содержат яд, который удаляется, если их варить 10 минут.

    Теперь поговорим о несъедобных грибах.

    О их существовании люди узнали при первом же своём знакомстве с грибами. Среди ядовитых оказались и такие, которыми можно излечить и некоторые болезни. Но всё же в них больше вредного, чем полезного. История донесла до наших дней факты, когда в Римской империи ядовитые грибы являлись средством борьбы за власть. Грибами, например, был отравлен император Клавдий. Это оружие действовало бесшумно и безотказно. Медики того времени были бессильны против этого оружия. В Африке и сейчас есть негритянские племена, которые и сейчас готовят из грибов яд для стрел.

    Необходимо знать ядовитые грибы.

   Бледная поганка – самый опасный гриб. Съеденный кусочек сильнее укуса змеи – он смертелен. От всех грибов бледная поганка отличается тем, что ножка у неё будто вылезает из горлышка горшочка, на шляпке у неё белые обрывочки, а на ножке  - воротничок.

                                   Он в лесу стоял,

                                   Никто его не брал.

                                   В красной шляпке модной,

                                   Никуда не годный.

   Я думаю, что про этот гриб вы много знаете. Он не только ядовит, но и является доктором для лесных жителей. Поэтому в лесу не топчите и не сбивайте мухоморы.

   Скажите, как нужно собирать грибы?

   Грибы нельзя выдёргивать из почвы, поскольку разрушается грибница. Их нужно осторожно срезать острым ножом или выкручивать. И самое главное: собирать надо только те грибы, которые вы хорошо знаете.

   А теперь немного поиграем. Для начала отгадайте загадки:

1. Глубоко был спрятан он,

    Раз, два, три и вышел вон.

    И стоит он на виду.

    Белый, я тебя найду.         (боровик)

2. Нет грибов дружней, чем эти,

         Знают взрослые и дети.

         На пеньке растут в лесу,

         Как веснушки на носу.         (опята)

     3. Не спорю, не белый,

         Я, братцы, попроще,

         Расту я обычно

         В берёзовой роще.           (подберёзовик)

     4. Вдоль лесных дорожек

         Много белых ножек,

         В шляпках разноцветных

         Издали заметных.                     (сыроежки)

   Из множества иллюстраций выберите отдельно изображения съедобных грибов и несъедобных, назовите их.

   Мы с вами поговорили лишь о самых распространённых грибах, ведь вы часто летом бываете в лесу и не знать эти грибы нельзя. Но вы можете пополнять свои знания чтением различной литературы, и тогда ещё раз убедитесь в том, как безграничны богатства наших лесов. Но это вовсе не значит, что мы с вами должны бездушно уничтожать сокровища природы. Будьте бережливы, при посещении леса не ломайте деревья, не вытаптывайте травы, не разрушайте птичьих гнёзд и муравейников. И тогда природа отплатит вам тем, что подарит много радостных минут общения с ней и угостит чем-нибудь вкусненьким.

Берегите Землю! Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стебле повилики,

На тропинке солнечные блики.

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем.

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Россия - родина моя

Конспект классного часа для учащихся 1  класса...

Октябрятский сбор - праздник: «Россия – родина моя»

Цель сбора: прививать патриотические качества личности, формировать у детей осознанное отношение к ценностям русской  культуры, повышать интерес к истории Отечества, воспитывать уважительно...

Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."

Классный час расширяющий знания о  Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....

Классный час "Россия - Родина моя. Символы России".

Класс: 3    Цель:познакомить учащихся с понятиями: «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»;познакомить учащихся с некоторыми правами и обязанностями граж...

Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов

Тип урока: Открытие новых знаний.Цель: Создание условия для ознакомления учащихся с природными зонами России: тайга и зона смешанных лесов.Задачи: Образовательные:1.     Познакомит...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [й\'а], [\'а], буквы Яя. Россия - Родина моя" (УМК "Школа России, 1 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся знаний о букве «Я» и звуках [й'а], ['а].Планируемые результаты: Предметные:1.Уметь ...