Рабочие программы для 2 класса УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Романова Ирина Николаевна

рабочая программа по окружающему миру .пояснительная записка. КТП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_okr.docx32.76 КБ
Файл ktp.docx33.03 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального   государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального образования и авторской программы А.А. Плешакова«Окружающий мир» без внесения изменений.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Цели изучения предмета:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

   Изучение предмета во 2 классе направлено на решение следующих задач:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Общая характеристика предмета.

Отбор содержания предмета «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между

неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родителиучащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Место предмета в учебном плане.

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2 класс (68 часов)

Где мы живём? (4 часа)

Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета -  Земля, страна - Россия, название нашего посёлка, что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух. Вода, растения. Животные- всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Природа (20 часов)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце- источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и их

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.

Сезонные изменения в природе(осенние явления).  Кошки и собаки различных пород. Уход  за домашними питомцами. Животные живого уголка.

Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.  

Отрицательное влияние людей на растения и животных(сбор букетов, обламывание ветвей. Вырубка лесов, вылов красивых насекомых. Неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников.)Охрана растений и животных своего края.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными . Меры их охраны. Правила поведения в природе.

Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.

Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями

Жизнь города и села (10 часов)

Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский .Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность.сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля- составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.

Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.

Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины  посёлка.

Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры ,  их охрана.

Профессии людей , занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.

Сезонные изменения вприрод: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: наблюдение зимних явлений  природе; знакомство с достопримечательностями посёлка.

Здоровье и безопасность (9 часов)

Строение тела человека. Здоровье человека- его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.

Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.

Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей(терапевт, стоматолог, отоларинголог)

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Меры безопасности в домашних условиях( при обращении с бытовой техникой, острыми предметами).Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде.

Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.

Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающем двигателем,  не собирать ягоды и грибы возле шоссе.

Практическая  работа: Отработка правил перехода улицы.

Общение (7 часов)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношениями между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости(дома, в школе, на улице).Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом..Культура поведения в общественных местах( в магазине, кинотеатре, транспорте)

Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

Путешествия (18 часов)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва - столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.

Знакомство с другими городами нашей страны.

Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля - общий дом всех людей.

Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.

Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях;
  • осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
  • установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.

Метапредметнымирезультатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
  • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;
  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.

Материально - техническое обеспечение.

Перечень литературы:

Плешаков А.А. Окружающий мир 2 класс.- М.: Просвещение 2012.

Плешаков А.А. Рабочая тетрадь 2 класс.- М.: Просвещение 2015.

Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас.- М.: Просвещение 2004.

Плешаков, А. А. Тетрадь для проверочных работ «Проверим себя» / А. А Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.

Методическое пособие к учебнику «Мир вокруг нас. 2 класс» / О.В.Казакова, Н.А. Сбоева. – М.: Вако, 2008.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе.- Ростов «Учитель», 2002.

Перечень материально-технического обеспечения:

Наглядные пособия:

Натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы.

Гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп. Микропрепараты.

Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых.

Изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.

Географические и исторические карты.

Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, ее хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

Плакаты по основным темам естествознания, магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т. п.).

Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.).

Атлас географических и исторических карт.

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету, Интернет.

Технические средства обучения (ТСО)

ПКучителя

Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

Термометр медицинский.

Лупа.

Компас.

Часы с синхронизированными стрелками.

Микроскоп (цифровой по возможности).

Натуральные объекты

Коллекции полезных ископаемых.

Коллекции плодов и семян растений.

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения).

Живые объекты (комнатные растения, животные)

СОГЛАСОВАНО                                                                                    

 Зам. директора по УВР

 __________/ Гуртова Н.К /

подпись        расшифровка подписи

«28» августа 2015 г.

СОГЛАСОВАНО

 на заседании ШМО (РМО)

протокол № 1 от «27» августа  2015 г.

Руководитель ШМО (РМО)

_____________ / Романова И.Н./

подпись             расшифровка подписи



Предварительный просмотр:

Календарно- тематический план

по окружающему миру

на 2015- 2016 учебный год.

Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки изучения  учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Раздел  «Где мы живём»  (4 часа)

1

Родная страна

Понимать учебные задачи урока. Различать государственные символы России.  Анализировать информацию, полученную на уроке, и делиться своими знаниями.

01.09– 07.09

2

Город и село. Проект «Родной город (село)»

Сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село. Рассказывать о своём доме по плану. Распределять свои обязанности по выполнению проекта.

3

Природа и рукотворный мир

Приводить примеры объектов; различать объекты природы и рукотворного мира.

08.09 – 14.09

4

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём»

Выполнять тестовые задания учебника. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Раздел  «Природа» (20 час)

1

Неживая и живая природа.

Классифицировать объекты по существенным признакам.

15.09 – 21.09

2

Явления природы. Термометр – прибор для измерения температуры. Практическая работа № 1 «Измерение температуры».

Рассказывать о результатах своих наблюдений, определять сезон по характерным явлениям природы.

3

Что такое погода.

Наблюдать и описывать погоду за окном класса, характеризовать погоду, как сочетание температуры воздуха, осадков, облачности, ветра. Вести дневник наблюдений за погодой.

22.09 – 28.09

4

В гости к осени. Экскурсия № 1.

Наблюдать изменения в живой и неживой природе, устанавливать взаимосвязи между ними, формулировать выводы.

5

Неживая и живая природа осенью.

Наблюдать изменения в неживой природе осенью, формулировать выводы. Рассказывать об осенних явлениях в неживой природе. Вести дневник наблюдений за погодой

29.09– 05.10

6

Звёздное небо.

Находить на рисунке знакомые созвездия, моделировать созвездия Ориона, Лебедя, Кассиопеи, формулировать выводы.

7

Заглянем в кладовые Земли.

Практическая работа № 2 «Знакомство с горными породами и минералами».

Исследовать с помощью лупы состав гранита, различать горные породы, формулировать выводы. Работать в паре.

12.10 – 16.10

8

Про воздух.

Рассказывать о значении воздуха для растений, животных и человека. Описывать эстетическое воздействие созерцания неба на человека.

9

Вода в жизни человека.

Рассказывать о значении воды для растений, животных и человека. Описывать эстетическое воздействие созерцания водных просторов на человека.

19.10 – 23.10

10

Какие бывают растения.

Практическая работа №3 «Распознавание деревьев, кустарников и трав».

Устанавливать по схеме различия между группами растений, классифицировать растения и делать самопроверку, приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края.

11

Какие бывают животные.

Соотносить группы животных и их существенные признаки, знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию, выступать с сообщениями. Сравнивать животных. Выявлять зависимость между строением тела животного и местом его обитания.

26.10 – 30.10

12

Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира.

Моделировать изучаемые взаимосвязи, выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей.

13

Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа № 4 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений».

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; приводить примеры, находить и обсуждать новую информацию. Формулировать выводы. Работать в парах.

02.11 – 06.11

14

Дикие и домашние животные.

Сравнивать и различать диких и домашних животных; моделировать значение домашних животных для человека. Формулировать выводы. Работать в парах.

15

Комнатные растения.

Практическая работа №5 «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями».

Узнавать комнатные растения на рисунках; осуществлять самопроверку. Оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека. Работать в группе.

09.11 – 16.11

16

Животные живого уголка. Про кошек и собак.

Практическая работа №6

«Отработка приёмов ухода за животными живого уголка».

Рассказывать о животных живого уголка и особенностях ухода за ними. Работать в группах.

17

Про кошек и собак.

Определять породы кошек и собак; обсуждать роль кошек и собак в хозяйстве человека. Работать в группе.

23.11 – 27.11

18

Красная книга.

Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране. Работать в группах.

19

Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту». Подготовка к выполнению проекта.

Анализировать факты, угрожающие живой природе, знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил и предлагать свои правила. Работать в группах.

30.11 – 04.12

20

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». Тест №1.

Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов. Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

Раздел  «Жизнь города и села» (10 часов)

1

Что такое экономика.

Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану, моделировать взаимосвязи отраслей экономики, читать тексты, находить в них ответы на поставленные вопросы.

07.12 – 11.12

2

Из чего что сделано.

Классифицировать предметы по характеру материала, прослеживать производственные цепочки, моделировать их и составлять

рассказ.

3

Строительство дома.

Рассказывать о строительстве городского и сельского домов. Сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского.

14.12 – 18.12

4

Виды транспорта.

 Узнавать по фотографиям виды транспорта и классифицировать его.

5

Культура и образование.

Различать учреждения культуры и образования, узнавать их и приводить примеры. Посещать музеи.

21.12 – 25.12

6

Все профессии важны. Проект  «Профессии». Подготовка к выполнению проекта.

Распределять обязанности по выполнению проекта, извлекать информацию из различных источников. Интервьюировать респондентов об особенностях их профессии. Собирать материал в «Большую книгу профессий»

7

В гости к зиме. Сезонные изменения в природе.

Экскурсия № 2.

Наблюдать над зимними природными явлениями. Обсуждать зимние явления за прошедший день, исследовать пласт снега и выявлять зависимость от чередования оттепелей, снегопадов и морозов.

28.12 – 08.01

8

Живая природа зимой. Зимняя жизнь зверей и птиц.

Обобщить наблюдения над зимними природными явлениями. Формулировать правила поведения на улице зимой. Работать с текстами учебника, делать выводы.

9

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». Тест №2

Выполнять тестовые задания. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

11.01 – 15.01

10

Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга», или возьмём под защиту», «Профессии».

Выступать с подготовленными сообщениями. Иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся и оценивать их.

Раздел  «Здоровье и безопасность» (9 часов)

1

Строение тела человека.

Называть и показывать внешние части тела человека, определять на страницах учебника или на муляже положение внутренних органов.

18.01 – 22.01

2

Если хочешь быть здоров.

Рассказывать о своём режиме дня, составлять рациональный режим дня школьника. Обсуждать сбалансированное питание школьника, формулировать правила личной гигиены.

3

Берегись автомобиля! Правила дорожного движения

Формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов, моделировать сигналы светофора.

25.01 – 29.01

4

Школа пешехода. Практическая работа № 7 «Отработка правил перехода улиц».

Практически учиться соблюдать правила дорожной безопасности.

5

Домашние опасности.

Объяснять с опорой на иллюстрацию учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций, формулировать правила безопасности в быту.

01.02 – 05.01

6

Пожар.

Характеризовать пожароопасные предметы, запомнить правила предупреждения пожара, моделировать вызов пожарной охраны по мобильному и обычному телефону по номеру МЧС.

7

На воде и в лесу.

Характеризовать потенциальные опасности в лесу, определять с помощью дополнительной литературы опасных насекомых.

Характеризовать потенциальные опасности на воде, запомнить правила поведения во время купания.

08.02 – 12.02

8

Опасные незнакомцы.

Практическая работа № 8

Характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми, предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях, моделировать звонок в милицию и МЧС.

9

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». Тест №3

Выполнять тестовые задания. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

15.02 – 19.02

Раздел  «Общение» (7 часов)

1

Наша дружная семья.

Формировать понятие «культура общения», рассказывать о семейных взаимоотношениях, моделировать ситуации семейной трапезы.

15.02 – 19.02

2

Проект «Родословная». Подготовка к выполнению проекта.

Интервьюировать своих родителей о представителях старшего поколения, отбирать фотографии из семейного архива, составлять родословное древо семьи.

29.02 – 04.03

3

В школе.

Рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, в школе. Обсуждать вопрос о культуре общения в школе, моделировать различные ситуации.

4

Правила вежливости.

Обсуждать, какие правила вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения. Формировать правила поведения, моделировать ситуации общения в различных ситуациях.

07.03 – 14.03

5

Ты и твои друзья. Практическая работа № 9 «Отработка основных правил этикета».

Обсуждать морально-эстетические аспекты дружбы, правила поведения за столом. Формулировать правила этикета в гостях. Моделировать различные ситуации за столом.

6

Мы – зрители и пассажиры.

Обсуждать правила поведения в театре, в общественном транспорте, формулировать их на основе иллюстраций учебника.

15.03 – 21.03

7

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». Тест №4

Выполнять тестовые задания. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

Раздел  «Путешествия» (18 часов)

1

Посмотри вокруг. Горизонт и стороны горизонта.

Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта; находить на схеме и называть указанные стороны горизонта.

22.03 – 28.03

2

Ориентирование на местности.

Находить ориентиры на рисунке учебника, на дороге от дома до школы, в своём городе.

3

Ориентирование на местности. Практическая работа № 10 «Определение сторон горизонта по компасу».

Знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним. Знакомиться со способами ориентирования по местным признакам.

29.03 – 04.04

4

Формы земной поверхности.

Сопоставлять фотографии равнин и гор, анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе. Сравнивать по схеме гору и холм, описывать красоту гор.

5

Водные богатства.

Различать водоёмы естественного и искусственного происхождения. Анализировать схему частей реки.

05.04 – 11.04

6

В гости к весне. Экскурсия №3.

Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, появлением первых птиц и т.д., используя дополнительную литературу

7

Неживая и живая природа весной.

 Формулировать выводы о весенних явлениях природы.

18.04 – 22.04

8

Россия на карте. Практическая работа № 11 «Освоение основных приёмов чтения карты».

Сравнивать изображение России на глобусе и карте, осваивать приёмы чтения карты, учиться правильно показывать объекты на настенной карте. Учиться правильно показывать объекты на настенной карте, осваивать приёмы чтения карты.

9

Проект «Города России». Подготовка к выполнению проекта.

Распределять обязанности по выполнению проекта, извлекать информацию из различных источников. Находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города.

25.04 – 29.04

10

Путешествие по Москве.

Находить Москву на карте России, знакомиться с планом Москвы. Извлекать из дополнительной литературы сведения о достопримечательностях Москвы.

11

Московский Кремль.

 Обсуждать значение Московского Кремля для каждого россиянина.

02.05 – 06.05

12

 Санкт-Петербург - город на Неве.

Находить Санкт-Петербург на карте России, знакомиться с планом Санкт-Петербурга. Извлекать из дополнительной литературы сведения о достопримечательностях Санкт-Петербурга.

13

Путешествие по планете.

Сравнивать глобус и карту мира, находить, называть и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны.

09.05 – 13.05

14

Путешествие по материкам.

Находить материки на карте мира, знакомиться с особенностями материков, готовить сообщения. Работа в группе.

15

Проект «Страны мира». Подготовка к выполнению проекта.

Сравнивать политическую и физическую карты мира. Приводить примеры стран, расположенных на разных материках.

16.05 – 20.05

16

Впереди лето.

Приводить примеры летних явлений в живой и неживой природе, определять цветущие травы с помощью дополнительной литературы.

17

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». Тест №5

Обобщить знания по теме «Путешествие». Выполнять тестовые задания.

23.05 – 27.05

18

Презентация проектов «Родословная », «Города России», «Страны мира».

Выступать с подготовленными сообщениями. Иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся и оценивать их.

Итого

часов

В том числе:

уроков повторения

контрольных работ

практических (лабораторных) работ

уроков развития речи

по программе

68

выполнено

68

СОГЛАСОВАНО                                                                                    

 Зам. директора по УВР

 __________/ Гуртова Н.К /

подпись        расшифровка подписи

«28» августа 2015 г.

СОГЛАСОВАНО

 на заседании ШМО (РМО)

протокол № 1 от «27» августа  2015 г.

Руководитель ШМО (РМО)

_____________ / Романова И.Н./

подпись             расшифровка подписи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа . 4 класс. ШКОЛА РОССИИ.

Рабочая программа учебного курса "Русский язык" для 4 класса составлена на основе стандартов базового уровня, Концепции и программы для начальных классов "Школа России", - М.: Просвещение, 2007....

рабочие программы 3 класс Школа России

рабочие прогрммы по предметам...

Рабочая программа, 1 класс. "Школа России"

Данная программа включает основные предметы начальной школы: математика, письмо и русский язык, чтение, окружающий мир, технология. Содержит пояснительные записки и тематические планы....

Рабочая программа 3 класс "Школа России".

Это рабочая программа для 3 класса татарской школы ("Школа России")....

Рабочая программа 4 класс " Школа России"

Мною разработана рабочая программа 4 класс. " Школа России"Пояснительные к предметам, тематические планы ( Русский язык, Математика, Литературное чтение, Технология)...

Рабочая программа 1 класс "Школа России

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по 1 класс "Школа России"...

Рабочая программа 1 класс Школа России математика

Рабочая программа по математике  для  1 класса составлена в соответствии с  Федеральным государ­ственным  образовательным стандартом   на основе авторской программы учебн...