Главные вкладки

    Тема «Водоемы Краснодарского края»
    план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему

    Шупенько Екатерина Валентиновна

    1.           Формирование знаний о водоёмах нашего края.

    2.           Способствовать развитию мышления, умения сравнивать, обобщать.

    3.           Воспитывать бережное отношение к природе, культуру поведения в местах отдыха на лоне природы. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vodoemy_krasnodarskogo_kraya.doc159 КБ
    Файл test_vodoemy_krasnodarskogo_kraya.pptm2.57 МБ

    Предварительный просмотр:

    Кубановедение 3 кл

    Тема «Водоемы Краснодарского края»

    Цели: 

    1. Формирование знаний о водоёмах нашего края.
    2. Способствовать развитию мышления, умения сравнивать, обобщать.
    3. Воспитывать бережное отношение к природе, культуру поведения в местах отдыха на лоне природы.

    Ход урока

    Содержание урока

    № слайда

    1. Организация начала урока.
    2. Проверка домашнего задания

    Назовите природные явления, погодные аномалии, расскажите о них.

    III.Изучение нового материала.

    1. Разгадывание ребуса. О чем пойдет речь на уроке?(Вода)

    Вода находится повсюду.Сегодня мы будем говорить о воде, как о нашем богатстве, о водоемах. Другими словами, мы будем говорить о водных ресурсах Краснодарского края.

    (Ресурсы — означает в переводе с французского “имеющиеся в наличии запасы, средства, которые используют при необходимости”.)

    2.Знакомство с видами водоемов.

    - На какие две группы делятся все водоемы?

    - Назовите естественные (искусственные) водоемы.

    - Какая вода на вкус в водоемах?

    - Как вы понимаете, естественные водоёмы? (создала природа)

    - Какие вы знаете естественные (природные) водоёмы?

    -Как вы понимаете, искусственные водоёмы? (создали люди)

    -Какие вы знаете искусственные водоёмы?

    Естественные

    Искусственные

    О  о       озеро    река   море   океан

             пруд канал водохранилище

    3.Изучение естественных водоемов.

    Моря – огромные водоемы с соленой водой. Они богаты растительным и животным миром. Море дает человеку продукты питания, лекарства, служит водными дорогами. Морские берега – прекрасное место для отдыха.

    - Что вы знаете о морях Краснодарского края? Обратите внимание на очертание береговой линии этих морей, что вы можете сказать? (Черное море имеет малоизвилистую береговую линию всего с двумя удобными бухтами: Геленджикская и Новороссийская. Береговая линия Азовского моря изрезана, имеет множество лиманов и заливов).

    - Какая из них длиннее, узнайте по карте.

    Легенда о том, как появилось название "Черное море"

    В разные исторические эпохи Черное море носило разные названия. Древние греки вслед за Герододом называли его Понт Эвксинский (гостеприимное). На Руси оно получило название Русское море, но закрепилось турецкое - Кара - Денгиз ("кара" - черный). Почему Черное? По одной версии, потому что вода темнеет во время шторма, по другой - из-за жестоких схваток между соседями, населявшими морское побережье. А третья версия связана с наличием серо - водородного слоя под воздействием которого чернеют железные предметы.

    Что вы можете рассказать о Черном море? ЧЕРНОЕ МОРЕ, Наибольшая глуб. 2245 м. С.-зап. берег низменный, остальные - высокие и большей частью крутые. Относится к числу теплых, летом темп, достигает +28°, а зимой в центр, части не превышает +6°С. В пределах края в Ч.м. впадает около 200 рек. На глубине 150 - 200 м вода содержит сероводород, концентрация которого у дна достигает 11-14 мг/л. Животный и растительный мир. Промысловые рыбы: белуга, камбала, кефаль, осетр, севрюга, ставрида, тарань, хамса и пр. Встречаются дельфины, акулы (черноморский катран). В прибрежных водах растут водоросли.

    - Расскажите об Азовском море.

    Азовское море Глубина 7 - 14 м. Воду А.м. опресняют Дон, Кубань, Челбас, Ея и др. степные реки. В ней мало солей, поэтому море легко замерзает на 1-2 месяца. Среднегодовая темп, воды на с. +11 °С, +12 °С. Летом у берегов вода прогревается до 32 °СМелководность, хорошая прогреваемость вод, а также низкая соленость создают благоприятные условия для развития растительных и животных организмов, служащих кормом для разных видов рыб (сельдь, лещ, судак, сазан, осетровые).

        Физминутка. 

    К речке быстрой мы спустились,
    Наклонились и умылись.
    Раз, два, три, четыре,
    Вот как славно освежились.
    А теперь поплыли дружно.
    Делать так руками нужно:
    Вместе – раз, это – брасс. (Лёгкое покачивание на носках, имитирующие движение – брасс)
    Одной, другой – это кроль.
    Качаясь на волне, плывём на спине.
    Все как один плывём как дельфин.
    Вышли на берег крутой
    И отправились домой.

    4. . Беседа об озёрах Краснодарского края.

    Текут по земле реки и ручейки, выбивают из – под земли ключи и родники.

    Собирается их вода в какой-нибудь впадине – и образуется озеро. Все озера разные, и нигде в мире нет двух одинаковых.

    У Азовского моря есть озеро Ханское, которое, так же как и озеро Чембурка около Анапы, известно своими целебными грязями. А вот озеро Абрау (у Новороссийска) и озеро Кардывач (у Красной Поляны) привлекают к себе туристов необычайной красотой. В горах есть и другие озера, но они невелики по своим размерам и образованы главным образом запрудами обвалов.

        Озеро – большое природное углубление (замкнутый водоем) заполненный водой.

    - На карте найдите озера. Где расположено большинство озер? (В горах). - Попробуйте их охарактеризовать (они холодные, потому что “питаются” тающими снегами).

    Всего в нашем крае 204 озера.

    - Найдите самые большие из них (Абрау, Ханское, Чембурское, Кардывач)

    5. Знакомство с реками.

    Переходим к следующему виду водоемов.

     Река – постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока к устью.

    В нашем крае есть реки? Найдите их на карте.

    - У нас в крае есть реки, как бурные, стремительно несущие свои воды,  так и  равнинные реки . Найдите их на карте Краснодарского края. Откуда берут начало эти реки?

    - Почему, несмотря на то что реки берут начало в горах, характер у них спокойный? (Хотя истоки этих рек находятся в горах, но они протекают по северным склонам гор, которые более пологие, чем южные, а протекая но равнинной части края, они совсем успокаиваются).

    - Что является источником рек Краснодарского края? (Родники, атмосферные осадки, тающие снега, ледники).

    Кубань – одна из крупных многоводных рек Северного Кавказа.)

    На западном склоне Эльбруса, началом реки считается место слияния рек Уллукам и Учкулам, вытекающих из под ледников.) Длина ее около 700км.

    - Назовите основные притоки Кубани.

    (Белая, Пшиш, Уруп, Лаба, Псекупс, Афипс).

    - На карте найдите притоки реки Кубань.

    6. Рассказ о плавнях Кубани.

    Плавни в нашем крае образовались от разливов степных и горных рек, от скопления дождевой воды в низменных местах. Это заболоченные земли. Они зарастают камышом и осокой. В летнюю жару вода в плавнях пересыхает. И только миллионы лягушек, этих «кубанских соловьев», перед дождём или по вечерам нарушают тишину своим оглушительным концертом. Плавни, примыкающие к Азовскому морю, называют Приазовскими.

    7. Рассказ о лиманах.

    Лиманы – мелководные водоемы, созданные деятельностью Азовского и Черного морей, степных рек и реки Кубани. В переводе с греческого языка слово «лиман» обозначает озеро, болото, залив. Весной, когда реки полноводны, лиманы выглядят как озера. Летом они мелеют и больше напоминают болота.

    Наиболее крупные – Ахтанизовский, Бейсугский, Кирпильский, Ейский, Кизилташский. Лиманы, в которые впадают реки, имеют пресную воду. Но они постепенно осолоняются морской водой, нагоняемой ветром. Соленость воды непостоянная.

    Лиманы – это настоящий рай для водоплавающих птиц и морских животных. Сюда идут на нерест (чтобы отложить икру и вывести потомство) многие рыбы, для них здесь и круглосуточно работающая «столовая».

    8. Рассказ учителя о водохранилищах.

    Существуют также искусственные водоемы, почему они имеют такое название? - Какие искусственные водоемы есть на территории Краснодарского края? Посмотрите на карту. Какие водохранилища вы можете назвать? (Краснодарское, Варнавенское, Крюковское, Шапсугское).

    - Какие еще водоемы относятся к искусственным? (Пруды, каналы) Найдите на карте пруды. (Это сделать нельзя, так как они очень мелкие, масштаб нашей карты не позволяет их изобразить, хотя они расположены повсеместно, практически на всех реках).

    Крупнейшие искусственно созданные водоемы Кубани – Шапсугское, Краснодарское, Крюковское, Варнавское водохранилища.

    На протяжении десятилетий, из года в год, в период весенних и осенних паводков Кубань, выходя из берегов, заливала десятки, сотни тысяч гектаров плодородной земли. Во многих местах не успевали убрать созревший урожай, и его смывало водой. Местные жители старались бороться с разливами рек: строили валы вдоль берегов. Но эта примитивная техника не давала желаемых результатов. Только в конце 30-х годов люди смогли обуздать своенравную и капризную Кубань. Перед самой Отечественной войной было построено Тщикское водохранилище между Лабой и Белой, на месте бывших Тщикских плавней.

    Недалеко от Краснодара, ниже по течению Кубани, там, где были Шапсугские плавни, построено второе водохранилище – Шапсугское, куда стекают воды реки Афипс и её притоков. В 70-е годах было построено Краснодарское водохранилище, соединившееся с Тщикским.

    Крюковское и Варнавское водохранилища, расположенные на левобережье Кубани, регулируют паводки горных рек.

    С помощью водохранилищ поддерживается уровень воды, необходимый для нормального судоходства, орошаются территории, бедные влагой, обеспечивается нормальный посев риса.

    IV. Закрепление изученного.

    1.Повторение изученного

    Просмотр презентации и повторение о водоемах Краснодарского края.

    2.Тест по шаблону Дмитрия Иванова на Классмейт ПК.

    (Приложение)

    V. Итог урока.

    Что интересного узнали на уроке?

    VI.Д.З.  с.12-15 пересказ, найти интересные факты о водоемах Краснодарского края.

    Слайды 1-7



    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Водоемы Краснодарского края

    План-конспект проекта по теме: "Водоемы Краснодарского края"...

    Водоемы Краснодарского края.

    Представленный материал подготовлен для урока кубановедения в 4 классе по теме "Защита и использование водоемов Краснодарского края" (урок-соревнование). Также предлагается презентация к уроку....

    Презентация к уроку кубановедения "Водоемы Краснодарского края"

    Презентация к уроку кубановедения "Водоемы  Краснодарского края"...