Главные вкладки

    Творческие задания на уроках окружающего мира
    методическая разработка по окружающему миру на тему

    Лазарева Лариса Александровна

    из опыта работы

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развивающие игры и творческие задания на уроках окружающего мира.

    Предмет « Окружающий мир» в начальной школе – сложный , так как дети должны приобрести большой объём знаний, умений и навыков на каждом возрастном этапе, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас , необходимо его сделать уроком занимательным, творческим.

    В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно- поисковый подход. При этом используются разнообразные методы и формы обучения.

    Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни. Выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания, проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице , в лесу, парке и т.д.

    Развивающие игры  и творческие задания на разных этапах урока:

    -Организационный момент. Определение темы и целей урока

    ( кроссворды, загадки, ребусы, игры и т.д.)

    -Проверка домашнего задания (игра, графический диктант или тестовые задания, сообщения детей по выбранным темам и т.д.)

    -Работа над новой темой (проект, просмотр слайдов или фильма с обсуждением, практические задания, опыты и т.д.)

    -Физкультминутка (имитация движения того или иного животного и т.д.)

    -Продолжение работы над темой (работа с учебником, рабочими тетрадями, тестовыми заданиями, использование компьютера и мультимедийной техники, развивающие и интерактивные игры и т.д.)

    -Закрепление изученного  (проблемные вопросы ,игры, тестовые задания).

    Проводятся нестандартные уроки. Например: урок- путешествие « В царстве грибов», « В пустыне»,уроки- экскурсии « Московский Кремль», уроки-игры « Город и село», урок- сказка « Осенние изменения в природе».и т.д.

    Красочные иллюстрации , интересные и забавные задания , загадки и кроссворды , доступное изложение материала , тесно связано с повседневной жизнью- всё это не даст заскучать на уроке.

    Развивающие игры и творческие задания учат детей размышлять, самостоятельно находить верные ответы. Пользуясь дополнительной информацией в виде кратких текстов, схем и таблиц, дети могут проверить, закрепить и дополнить знания по основным темам школьного курса, узнать много нового и интересного.

       Я в своей работе использую  такой занимательный материал, как загадки, игры, экологические сказки, информацию из Книги рекордов Гинесса или из рубрики «Знаете ли вы?».

       Например, по теме «Вода в природе» можно предложить следующую любопытную информацию:

    1. Самая крупная дождевая капля составила 9.4 мм в диаметре. Такой крупный дождь наблюдали в США 17 августа 1953 г.
    2. Самый продолжительный дождь шёл в Индии 12 месяцев – с 1 августа 1860 г. по 31 июля 1861 г.
    3. Самая крупная градина весом в 1 кг  была отмечена в Бангладеш 14 апреля 1986 г.  тогда от града погибло 92 человека.

     Большой интерес на уроках окружающего мира вызывает прослушивание или разбор «подслушанных» в природе разговоров между растениями, птицами и зверями. Например, на уроке по теме «Зима в природе»(слайд 5)

    - Как вы думаете, изменилась ли жизнь  животных с приходом зимы? 

    Вот какой разговор удалось подслушать между синицей и белочкой.

                                            Синица и белка.

     - Ты почему, белка, из гнезда не выходишь?

     -  Я, птица синица, тепло берегу. На воле-то нынче студено. Я вход в гнездо мохом заткнула, все щелочки законопатила. Боюсь нос высунуть.

     - А чем же ты кормишься?

     - А у меня с лета сухие грибки припасены, да орешки, да желуди. Вот в морозы и отсижусь!

          - Как зимует белочка?  Почему она не впадает в спячку?

      - Какие еще звери впадают в спячку?

    Эти «разговоры» помогут детям узнать и запомнить, какие звери зимой спят, какие – запасают корм, какие – ведут активный образ жизни.

    Есть хорошее слово «почему». С него начинается всякое открытие. Люди знают уже очень много, но все новые «почему» встают перед ними, никогда не настанет время, когда человек скажет: «Хватит, я больше ничего не хочу знать». Ученик пока ничего не открывает. Ему надо узнать, что открыто до него. И тут на его пути появляются многочисленные «почему?». Важно чтобы не только любознательный, размышляющий ученик, но и тот, который ничему не удивляется, ни о чем не спрашивает, могли задуматься. Многие из явлений, с которыми детям приходится сталкиваться повседневно, они способны понять и осмыслить, если объяснение последует в доступной для них форме. Не страшно, если на некоторые вопросы дает ответ учитель, поясняет, что непонятно. Любознательность будет удовлетворена, ответы запомнятся надолго и послужат стимулом для приобретения более глубоких знаний. Поэтому,  в формировании учебно-познавательного интереса велика  роль    познавательных заданий и вопросов.  Основное методическое требование к ним состоит в том, что ответ на вопрос и выполнение задания должны показать, в какой мере школьник может творчески использовать имеющийся у него запас знаний, насколько свободно он владеет природоведческими факторами, умеет ли он думать. Например по теме: «Что такое хвоинки?», предлагаю детям такие вопросы:

    1. Почему в еловом лесу приход весны всегда запаздывает?
    2. Ель, как известно, считают вечнозеленым деревом. Почему с этим утверждением нельзя полностью согласиться? Справедлива ли загадка: зимой и летом одним цветом?
    3. Есть дерево, у которого  не листья, а хвоинки, однако называется оно лиственницей. Почему?
    4. Почему лиственницу называют «добрым деревом»?
    5. Почему в народе клен называют «поющим деревом»? Какими особенностями отличается его древесина?

              Тысячу раз сказано: «ученье – труд, и его нельзя превращать в игру». Но нельзя поставить стену между трудом и игрой. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Творческая атмосфера, свобода от шаблонов, возникающие в игре, способствуют высвобождению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создает ощущение спокойствия, облегчают межличностное общение. Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально пассивных детей. В процессе игры такой ребенок способен выполнить объем учебной работы, который ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В процессе игры мир детства соединяется с миром науки .

      Мир детства полон сказок и чудес, солнечных лучей и радостного смеха.  Для учителя начальных классов  важно сохранить положительный эмоциональный  настрой детей на обучение в школе, способствовать дальнейшему формированию познавательного интереса к окружающему миру, развитию творческих способностей, фантазии и воображения. Одной из эффективных методик работы учителя с учащимися  в данном аспекте  является сочинение  сказок. Сочинять сказки можно на уроках по любой дисциплине, в том числе и по окружающему миру.

     Методика сочинения сказок включает  несколько этапов:

    • обсуждение с младшими школьниками сказок экологического характера, созданных детскими писателями, например В.Бианки «Чей нос лучше» (о приспособительных  особенностях клюва птиц) и др.;
    • придание известным народным и авторским сказкам экологического сюжета;
    • сочинение сказки на заданный сюжет в микрогруппах или по цепочке;
    • сочинение детьми собственных сказок;
    • красочное оформление своих произведений;
    • организация выставки лучших работ.

    В своей работе я часто использую этот метод. Ученики моего класса любят сочинять экологические сказки. Сказки мы сочиняем устно, а потом рисуем один из фрагментов этой сказки. Например при изучении тем про солнце и про луну , я разделила детей на группы и они составляли сказки. А потом они рисовали.

     

     Существуют и другие развивающие задания  на уроках окружающего мира. Перечислю некоторые из них, которые особенно нравятся детям, которые я использую на уроках.

        «Головоломки». Тема урока записывается среди разных знаков. Детям предлагается прочитать эту тему правильно и рассказать,  как они это сделали. Так же можно предлагать определения понятий, небольшой текст задания. Можно дать задания на дом – изложить в таком виде основные тезисы темы, чтобы на следующем уроке дети могли обменяться своими «шифровками». Этот прием хорош для повторения материала и развития зрительной перцепции.

       «Лови ошибку». Ученики получают текст со специально допущенными ошибками. Нужно их отыскать и объяснить, как должно быть правильно. Обучив учеников данному приему, можно предлагать в качестве домашнего задания составление подобного текста для взаимопроверки на следующем уроке.

       «Осколки». Учащиеся получают текст, составленный из обрывков фраз. Нужно составить из них связные предложения. Такой текст может быть представлен в виде двух столбиков: первый – начало фразы, второй – ее конец. Этот прием подходит для любого этапа урока и для домашнего задания – составить по теме «осколки» для взаимопроверки.

        «Реставрация». Учащиеся получают разрезанный рисунок  Необходимо правильно собрать рисунок. Прием можно использовать на любом этапе урока и для домашнего задания.

      «Отгадай, кто я.»  Работая в микрогруппах, учащиеся составляют «портрет–загадку» какого-либо растения или животного от его имени, указывая частично на особенности внешнего вида, места обитания, друзей, врагов.

     Наблюдения – этот термин встречается довольно часто: «наблюдать объекты и явления природы, наблюдать погоду самостоятельно и в группах…» Наблюдениям при изучении окружающего мира по-прежнему уделяется большое внимание. Сейчас, основная идея заключается в том, чтобы формальные наблюдения превратить

     в учебно-исследовательскую деятельность
     -постановка цели
     -выдвижение гипотез
     -умение составить программу наблюдения
     -умение пользоваться измерительными инструментами
     -умение фиксировать результаты
     -анализ результатов наблюдений.
    Моделирование включено в требования к метапредметным результатам: использование знаково-символических средств  представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и познавательных задач  – и, следовательно, должно активно присутствовать на уроках окружающего мира.
       Рассмотрим примеры таких творческих заданий в  учебниках.  При изучении темы «Планеты Солнечной системы» даю задание: вылепить из пластилина модели планет. Изучая тему «Водоемы нашего края» — придумать и изготовить модель, показывающую значение водоемов в природе и жизни людей.   При изучении темы «Кто что ест?», даю задание изготовить модель цепи питания.  

    Заключение

      Постановка проблем, совместный поиск, игра и сказки – вот те средства, которые помогают открыть детское сердце, сделать пребывание на уроке радостным.
    Экскурсии, часы общения, праздники, КВНы, викторины, - все это помогает поддерживать и формировать интерес к учению.
    Цель учителя - воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.

                Реализация описанных приемов и принципов работы приводит к следующим результатам:

    • у детей развивается умение работать с информацией;
    • формируются навыки самостоятельной работы с учебным материалом;
    • повышается активность учащихся, растет их интерес к предмету.

               Таким образом, можно утверждать, что интерес играет особую роль в учебной деятельности, а по мере его закрепления превращается в относительно действующий внутренний стимул, важный фактор развития учебного познания. Осознанное, планируемое создание условий для развития познавательного интереса – сегодня одно из основных средств повышения эффективности обучения на уроке.

     

     

             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Развитие творческих способностей на уроках окружающего мира".

    Статья на тему "Развитие творческих способностей на уроках окружающего мира по программе А.А. Плешакова "Школа России"....

    Формирование креативных способностей у младших школьников через творческие задания на уроках окружающего мира.

    Обозначенная мною тема концепции продиктована противоречивой ситуацией, создавшейся в обществе: с одной стороны возрастающие потребности общества в творчески активных людях, с другой стороны недостато...

    Доклад на тему" Развивающие игры и творческие задания на уроках окружающего мира, их роль в формировании познавательных интересов младших школьников"

    В докладе я описала как развивающие игры и творческие задания на уроках окружающего мира формируют познавательные интересы младших школьников. Привела примеры игр, которые я использую на уроке....

    Творческие задания на уроках познания мира для активизации познавательной активности учащихся

    Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Создание средств обучения находится в тесной связи с разви...

    Статья "Роль творческих заданий на уроках окружающего мира"

    В этой статье рассматривается как творческие задания на уроках окружающего мира влияют на развитие воображения ребенка, как при помощи таких заданий дети могут усваивать материал, а также реализовыват...

    Творческие задания на уроках окружающего мира

    Творческие задания на уроках окружающего мира в 4 классе....

    Развивающие игры и творческие задания на уроках окружающего мира

    Развивающие игры и творческие задания на уроках окружающего мира. Начальная школа....