Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Курникова Светлана Михайловна

На странице представлена рабочая программа по окружаюшему миру для 4 класса , пояснительная записка, КТП, КИМы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc53.5 КБ
Microsoft Office document icon ktp.doc894.83 КБ
Microsoft Office document icon kim_4_klass.doc1.56 МБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

               Рабочая программа по окружающему миру для 4 Б класса разработана на основе примерной программы начального общего образования и авторской программы О.Н. Федотовой «Наш мир», утверждённой МО РФ (Москва, 2004 г.) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.).

Рабочая программа рассчитана на 68 часов (из расчета 2 часа в неделю).

в 1-й четверти - 18;

во 2-й четверти - 14;

в 3-й четверти - 20;

в 4-й четверти – 16;

контрольных работ-5;

практических работ – 6;

экскурсий – 5.

Для реализации программного содержания используются:

1 УМК:

- Федотова, О. К, Трофимова, Г. В., Трофимов, С. А., Краснова, J1. А. Наш мир. 4 класс: учебник. В 2 ч. - М.: Академкнига / Учебник, 2008.

- Федотова, О. Н., Трофимова, Г. В., Трофимов, С. А., Краснова, Л. А. Наш мир в вопросах и заданиях. 4 класс: тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2. - М.: Академкнига / Учебник, 2008.

- Федотова, О. Н., Трофимова, Г. В. Трофимов, С. А., Краснова, Л. А. Наш мир знакомый и загадочный. 4 класс: учебник-хрестоматия. - М.: Академкнига / Учебник, 2008.

- Федотова, О. Н., Трофимова, Г. В., Трофимов, С. А., Краснова, Л. А. Наш мир. 4 класс: методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига / Учебник, 2008.

2. Дополнительная литература:

- словари;

- интернет ресурсы;

- ЦОР

Промежуточная и итоговая аттестация проводятся в форме тестовых и контрольных работ.

Рабочая программа по  окружающему миру для 4 класса разработана в полном соответствии с авторской программой, так как логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.

 Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

– развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

– освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;

– воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;

– формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на ступени начального общего образования:

• получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

• обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;

• приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении;

• получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рациональнонаучного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре

других народов;

• познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

• получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;

• примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Учащиеся должны знать/понимать:

   - Солнце - небесное тело, источник тепла и света (общие представления о влиянии на земную жизнь);

   - климат как характерная погода данной местности в разные сезоны года;

- строение тела человека, название важнейших органов организма человека;

- основы личной гигиены;

- влияние образа жизни и окружающей среды на здоровье;

- способы сохранения и укрепления здоровья;

- даты важнейших событий в истории в соответствии с программой;

уметь:

соблюдать правила безопасности при проведении опытов и во время уроков-экскурсий, предусмотренных программой;

   устно описывать объекты природы;

   вести наблюдения в природе и устно и письменно формулировать выводы;

   в пределах программы объяснять взаимосвязи в природе, природы и человека;

   пропагандировать знания о природе, об отношении к ней человека;

   лично вместе со взрослыми участвовать в практической работе по охране природы;

   устанавливать зависимость между поведением людей в природе и последствиями этого; оценивать  воздействие человека на природу;

   соблюдать правила охраны и укрепления здоровья;

   описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни:

для обогащения постоянного жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска информации в словарях, справочниках, Интернете;

   выполнения правил поведения в природе; рассказа о родном крае, родной стране, столице.

При разработке рабочей программы учтены особенности 4 Б класса: в данном классе обучаются учащиеся с разным уровнем усвоения учебного материала и особенностями поведения. Следовательно, в классе необходимо вести работу по формированию  интереса к содержанию учебной деятельности

Исходя из этого для достижения планируемых результатов используются:

  1. методы формирования сознания:  
  • рассказ
  • объяснение
  • беседа
  • слушание произведений в исполнении мастеров художественного слова.
  • слушание стихотворений в исполнении взрослого или подготовленного ребенка (в сочетании с музыкальным сопровождением). Умение сопоставлять, сравнивать свои впечатления от прослушивания музыки и стихов.
  • работа с книгой
  • метод примера (кейс - стади)

      2)   методы организации деятельности и формирования опыта общественного   поведения:

  • упражнения на релаксацию и привлечение внимания
  • воспитание культуры общения с собеседником (ребенком или взрослым): умение проявлять внимание, доброжелательность к собеседнику, умение слушать собеседника и поддерживать разговор с ним.
  • метод создания воспитывающих ситуаций( на примере героев произведения) ,
  • педагогическое требование,
  • инструктаж,
  • наблюдения,
  • иллюстрации и демонстрации,
  • репродуктивные и проблемно – поисковые методы,
  • индуктивные и дедуктивные методы;
  1. методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения :
  • игра - соревнование,
  • познавательная игра,
  • эмоциональное воздействие – использование ЦОР,
  • поощрение,
  1. методы контроля:
  • специальная диагностика,
  • устный и письменный опрос,
  • контрольные тестовые работы,
  • самопроверка,
  • взаимопроверка.
  • контроль техники чтения

Активные формы обучения и элементы педагогических  технологий:

-ТРКМЧП

-игровая

-проблемного обучения

Приемы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный);
  • репродуктивный (границы мастерства и творчества);
  • проблемное изложение знаний;
  • групповая работа ( в малых группах и парах сменного состава)
  • частично-поисковый (эвристический);
  • исследовательский.
  • словесные методы обучения (или методы устного изложения материала);



Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.

№ п/п

Наиме нование раздела

про граммы

Тема урока (этап проектной или исследова тельской деятель ности)

Кол- во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля,

измерители

Элементы дополнитель ного (необяза тельного) содержания

Дата про ведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

История Отечества (7 часов)

Древние славяне

ОБЖ Основные причины бытового травматизма

1

Комби ниро ванный

История Отечества: отдельные, наибо лее важные и яркие исторические кар тины быта, труда, традиций людей в разные историче ские времена

Знать: названия древних городов; основателя Москвы; сколько веков отделяет время возведения первых стен Московского Кремля от нашего века.

Уметь: работать с толковым слова рем; работать с картой «Восточные славяне»; анализировать рисунки предметов труда и быта древних сла вян и определять их назначение; рас сказывать о занятиях древних славян, от кого защищались, как обожествля ли природу

Текущий

Работа с с раздаточным материалом

Древние

летописи,

былины,

поверья.

Идолы

3.09

3.09

2

Древняя Русь.

Р\к Наш край на карте Родины.

1

Комби ниро ванный

История Отечества: отдельные, наибо лее важные и яркие исторические кар тины быта, труда, традиций людей в разные историче ские времена

Знать, когда и где произошло объ единение Новгородского и Киевского княжеств.

Уметь: работать с картой «Путь "из варяг в греки"»; пользоваться толковым словарем; называть имена и годы правления киевских князей; определять значение для Руси бога тырских застав; рассказывать из былин о великом князе Владимире Красное Солнышко и о русских богатырях - Илье Муромце и Добрыне Никитиче

Текущий

Задания по группам

Христиан ство. Варяги. Греческие города. Византия. Дань

6.09

6.09

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

3

История Отечества

Крещение Руси

ОБЖ Водоемы. Меры безопасности.

1

Комби ниро ванный

История Отечества: отдельные, наибо лее важные и яркие исторические кар тины быта, труда, традиций людей в разные историче ские времена

Знать, во что верили древние славя не; почему славянская письменность названа кириллицей. Уметь: называть имена богов и духов древних славян; объяснять важность крещения Руси в истории нашей стра ны; называть годы правления Влади мира Мономаха; объяснять, почему князя Ярослава Владимировича про звали Ярославом Мудрым

Текущий

Работа по группам

Кириллица

10.09

10.09

4

Борьба Руси с западными завоевателями.

Р\к Ханты-Мансийск-столица края, город на семи холмах.

1

Комби ниро ванный

Знать военные победы Александра Невского.

Уметь: работать по карте «Невская битва»; описывать Ледовое побоище

Текущий

Борьба Руси с западными завоевате лями

13.09

13.09

5

Возникновение Москвы. Первые московские князья

ОБЖ Основные и подручные средства спасения на воде

1

Комби ниро ванный

Москва - столица России. История Отечества: отдель ные, наиболее важ ные и яркие исто рические картины быта, труда, тради ций людей в раз ные исторические времена

Знать, когда была основана Москва; в какое княжество входила Москва при Юрии Долгоруком. Уметь: называть московских князей и киевских князей; располагать на «ленте времени» периоды правления московских и киевских князей; анали зировать «ленту времени» и читать по ней даты

Текущий

Индиви дуальный опрос

Возникно вение Мо сквы. Первые московские князья

17.09

17.09

6

Вера в единого бога и сохранеие традиционной обрядовости. Первое заседание клуба.

Р\к Картины природы в лесной зоне. Экскурсия в музей.

1

Комби ниро ванный

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические кар тины быта, труда, традиций людей в разные историче ские времена

Иметь представление о мировых религиях.

Уметь отвечать на вопросы по тексту; работать со справочной литературой

Текущий

Христиан ский храм. Мечеть. Буддийский храм. Сина гога.

Мировые религии

20.09

20.09

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

7

История  Отечества

Обобщение по теме «Древние славяне»

ОБЖ Виды транспортных средств.

1

Комби ниро ванный

История Отечест ва: отдельные, наиболее важные и яркие историче ские картины бы та, труда, тради ций людей в раз ные исторические времена

Знать историю Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие историче ские картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Промежуточный

Тест

24.09

24.09

8

Земля - планета Солнечной системы

(4 часа)

Солнечная система.

Р\к Взаимосвязь растительного и животного мира.

1

Комби ниро ванный

Земля - планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода

Знать: названия планет Солнечной системы; что Земля один оборот во круг Солнца делает за один год. Уметь: называть космические тела; рассказывать о возникновении Сол нечной системы; выполнять модель Солнечной системы; объяснять появ ление в календаре високосного года

Текущий

Вселенная. Високос ный год. Плазма. Астероиды. Кометы. Метеорные тела. Обра зование Солнечной системы

27.09

27.09

9

Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца.

ОБЖ Тормозной путь.

1

Комби ниро ванный

Земля - планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода

Знать причины смены дня и ночи, смены времен года на Земле. Уметь: проводить простейшие опы ты, делать выводы; объяснять смену времен года, смену дня и ночи на Земле

Текущий

Работа по группам

Солнце - небесное тело, ис точник све та и тепла (общее представ ление о влиянии на земную жизнь)

1.10

1.10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

10

Земля - планета Солнечной системы

Природные зоны нашей страны.

Р\к Разнообразие птиц Югры. Священные птицы: гусь, гагара,орел.

1

Комби ниро ванный

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природ ной зоне. Природа как важнейшее ус ловие жизни чело века

Знать: понятие «природные зоны»; причины смены с севера на юг нет скольких природных зон.

Уметь: работать с картой «Природ ные зоны России»; объяснять услов ные обозначение на карте; называть природные зоны

Текущий

Природные

зоны

России

4.10

4.10

11

Обобщение по теме «Земля - планета Сол нечной систе мы». Готовим ся к школьной олимпиаде.

ОБЖ Езда на велосипеде.

1

Обоб щение знаний

Земля - планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. По нимание связи не живой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

Уметь: изображать Солнце и орбиту вращения Земли; рисовать Землю и ее ось вращения; определять время года в С* верном полушарии по рисунку; по высоте Солнца над горизонтом опре делять время года; работать с картой «Природные зоны России»; называть природную зону, в которой мы живем

Промежуточный

Тест

8.10

8.10

12

Путешествие по природным зонам России (13 часов)

Второе заседание клуба «Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны. Растения ледяной зоны. Животные ледяной зоны. Арктика и че ловек».

Р\к Загадки и тайны югорских болот

1

Комби ниро ванный

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

Иметь представление об особенно стях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности чело века в зоне арктических пустынь.

Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; сравнивать природные условия своей местности с природны ми условиями Арктики; называть характерные растения и животных для арктической зоны; составлять цепи питания, которые сложились в Аркти ке; объяснять, почему люди с давних

Текущий

Работа по группам

Полярная ночь. По лярное сия ние. По лярный день. Птичьи базары

11.10

11.10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

13

Путешествие по природным зонам России

Второе заседание клуба «Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны. Растения ледяной зоны. Животные ле дяной зоны. Арктика и че ловек».

ОБЖ Основные правила езды на велосипеде.

1

Комби ниро ванный

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природ ной зоне. Природа как важнейшее ус ловие жизни человека

пор осваивают Арктику; называть за поведники Арктики; рассказывать о мерах защиты и охраны природы северного края

Текущий

15.10

15.10

14

Тундра. Тундра и человек.

Р\к Грибы- часть живой природы.

1

Комби ниро ванный

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природ ной зоне. Природа как важнейшее ус ловие жизни человека

Иметь представление об особенно стях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности чело века в тундре.

Уметь: находить зону тундры на кар те «Природные зоны России»; объяс нять, почему в тундре много болот; приводить примеры животных тунд ры, которые отличаются способом питания; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; расска зывать, как растения и животные при способились к суровым условиям тун дры; сравнивать природу Арктики и тундры; показывать на карте Мур манск и другие города, расположен ные в зоне тундры

Текущий

Беседа по вопросам

18.10

18.10

15

Тундра. Тундра и человек.

ОБЖ Меры безопасности во время езды на велосипеде.

1

Комби ниро ванный

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природ ной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

Текущий

Тест

22.10

22.10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

11

12

16

Путешествие по природным зонам России

Зона лесов. Растения зоны лесов. Живот ные зоны ле сов. Роль леса в природе и жизни людей

Р\к Лес- легкие Югры. Бережное использование лесных богатств края.

1

Комби ниро ванный

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

Знать о роли леса в природе и жизни людей.

Иметь представление: об особенно стях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности чело века в зоне лесов; как меняется харак тер лесов с севера на юг.

Уметь: находить зону лесов на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса; назы вать животных зоны лесов; составлять цепи питания между обитателями зо ны лесов; рассказывать о заповедни ках, расположенных в лесной зоне России

Текущий

Работа по группам

25.10

25.10

17

Зона лесов. Растения зоны лесов. Животные зоны лесов. Роль леса в природе и жизни людей.

ОБЖ Соблюдение правил дорожного движения велосипедистами.

1

Комби ниро ванный

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

Текущий

Сообщение

Используя Интернет, выяснить, чем знаменит Приокскотеррсный запо ведник

29.10

29.10

18

Зона степей. Степь и человек.

Р\к Водоемы нашего края: реки,болота, ручьи.

1

Комби ниро ванный

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природ ной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

Иметь представление об особенно стях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности чело века в степи.

Уметь: находить зону степей на карте «Природные зоны России»; сравни вать зону степей и зону лесов; объяс нять название промежуточной зоны «лесостепь»; называть редких живот ных степей, занесенных в Красную книгу; составлять цепи питания между обитателями степей; находить в Ин тернете материал о растениях и жи вотных степей; рассказывать о запо ведниках и охранной деятельности человека в зоне степей

Текущий

Беседа по вопросам

1.11

1.11

19

Зона степей. Степь и человек

ОБЖ Основные причины бытового травматизма.

1

Комби ниро ванный

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природ ной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

Текущий

Работа по группам

12.11

12.11

1

2

3

4

5

6

7

8

9

11

12

20

Путешествие по природным зонам России

Зона пустынь. Жизнь челове ка в пустыне.

Р\к Роль реки в жизни коренных народов Югры.

1

Комби ниро ванный

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природ ной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

Иметь представление об особенно стях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности чело века в пустыне.

Уметь: находить зону пустынь на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть растения и животных зоны пустынь; составлять цепи питания между обитателями зоны пустынь

Текущий

15.11

15.11

21

Зона пустынь. Жизнь челове ка в пустыне.

ОБЖ Причины ДТП, травматизма пешеходов

1

Комби ниро ванный

Текущий

Беседа по вопросам

19.11

19.11

22- 23

Третье заседание клуба «Субтропическая зона. Природные условия субтропиков. Растения и жи вотный мир Черноморского побережья Кавказа. Отдых на Черноморском побережье»

Р\к Значение водоемов нашего края, их охрана. Экскурсия в музей.

2

Комби ниро ванный

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

Знать правила поведения во время отдыха на Черноморском побережье. Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.

 Уметь: находить зону субтропиков на карте «Природные зоны России»; называть особенности неживой природы Черноморского побережья; называть растения Черноморского побережья; делить животных субтропической зоны по месту обитания (на суше, в море); составлять цепи питания между обитателями субтропической зоны; рассказывать об охранной деятельности человека на Черноморском побережье

Текущий

Работа по группам.

22.11

26.11

22.11

26.11

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

24

Путешествие по природным зонам России

Обобщение по теме «Путеше ствие по при родным зонам России». Гото вимся к школь ной олимпиаде.

ОБЖ Причины ДТП, травматизма пассажиров.

1

Обоб щение знаний

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природ ной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

Уметь сравнивать строение корневой системы растений разных природных зон; по цепи питания устанавливать название природной зоны; определять, в каких ярусах леса живут данные растения; сравнивать особенности приспособлений к условиям жизни животных в зоне Арктики и в зоне пустынь

Текущий

 «Своя игра»

29.11

29.11

25

Родной край - часть великой России (11 часов)

Твой родной край.

Р\к Живая связь времен.

1

Комби ниро ванный

Родной город (село), регион (область, респуб лика, край): назва ние, основные достопримеча тельности

Знать название родного края.

Уметь: работать с толковым слова рем; анализировать политико-адми нистративную карту России; объяс нять условные обозначения; рассказы вать, в каком направлении от Москвы находится родной город (поселок); показывать границы родного края

Текущий

Работа по группам

Особенности труда людей родного края, профессии

3.12

3.12

26

Московское время.

ОБЖ Поведение школьников вблизи ж/д путей.

1

Комби ниро ванный

Россия на карте. Простейшие изме рения времени по часам

Иметь представление о часовых поясах.

Уметь: определять, в каких часовых поясах находятся данные города; работать с картой «Часовые пояса России»

Текущий

8.12

8.12

27

Карта твоего края

1

Комби ниро ванный

Элементарные приемы чтения плана, карты. Род ной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримеча тельности

Уметь: работать с физической картой России и с картой родного города (по селка); определять положение родного края на карте России

Текущий

Практическая работа

10.12

10.12

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

28

Родной край-часть великой России

Поверхность и водоемы твоего края.

ОБЖ Предназначение и задачи, решаемые ГиБДД.

1

Комби ниро ванный

Формы поверхно сти: равнина, горы, холмы, овраги (уз навание в природе, на рисунке, карте). Водоемы, их ис пользование чело веком. Родной го род (село), регион (область, респуб лика, край): назва ние, основные достопримеча тельности

Знать: понятия «холмистая» и «пло ская» равнина; понятия «искусствен ные» и «естественные» водоемы; час ти реки (исток, устье, приток). Уметь: работать с физической картой России; сравнивать на карте изобра жение участка холмистой равнины и изображение участка низменности; составлять список водоемов родного края; показывать на карте части реки

Промежуточный

Тестовая работа за полугодие

13.12

13.12

29

А что можешь сделать ты?

1

Комби

ниро ванный

Влияние человека

на природу. Охрана

Природных богатств

Знать правила поведения, которые

необходимо соблюдать во время про

гулок в лес, на луг, к водоему.

Уметь: соблюдать правила поведения

в природе; составлять план мероприя

тии по охране поверхности земли род ного края

Текущий

Красная

книга род  ного края

17.12

17.12

30

Полезные ископаемые твоего края.

ОБЖ Как правильно пользоваться огнетушителем.

1

Комби

ниро ванный

Родной город (се

ло), регион(об ласть, республика, край): название, основные досто примечательности

Знать понятия «месторождения»,

«бассейн», «полезные ископаемые».

Уметь: работать с картой «Полезные ископаемые»; определять положение родного края на карте; указывать, ка кие полезные ископаемые добывают в родном крае

Практическая работа

с картой полезных ископаемых

Полезные

ископаемые, распростра ненные в родном крае (2-3 названия), их исполь зование человеком

20.12

20.12

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

31

Родной край - часть великой России

Растения твоего края

1

Комби ниро ванный

Разнообразие рас тений. Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные до стопримечатель ности

Знать отрасли растениеводства.

Уметь: определять положение родного края на карте «Природные зоны России»; называть растения и животных родного края; проводить наблюдения за неживой природой родного края; называть отрасли растениеводства родного края; проводить «учет» и описание растений и животных, которые обитают на школьном дворе

Практи ческая работа

24.12

24.12

32

Отрасли жи вотноводства твоего края и домашние животные.

ОБЖ Охраняемые и неохраняемые переезды.

1

Комби ниро ванный

Разнообразие жи вотного мира. Род ной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечатель ности

Знать отрасли животноводства.

Уметь: называть домашних животных родного края; называть отрасли животноводства родного края

Текущий

Особенности труда людей родного края, профессии

27.12

27.12

33

Народные про мыслы твоего края

1

Комби ниро ванный

Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные досто примечательности

Уметь: работать с картой «Народные промыслы»; называть народные промыслы; описывать народные промыслы родного края

Текущий

Особенности труда людей родного края, профессии

14.01

34

Заповедные места

твоего края.

ОБЖ Знаем ли мы ПДД. Игры.

1

Экскур сия

Охрана природных богатств. Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные досто примечательности

Знать понятие «заповедник».

 Уметь: работать с картой «Охраняемые территории»; пользоваться толковым словарем; описывать заповедные и охраняемые места родного края

 Текущий

17.01

35

Обобщение
по теме «Родной край – часть великой России».

Готовимся
к олимпиаде

Обобщение знаний

Россия на карте. Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности

Знать историю, достопримечательности родного края.

Уметь: составлять цепи питания между обитателями родного края; описывать водоем родного края по плану; называть растения и животных  родного края; рассказывать о родной школе

Промежуточный

Тест

Важные

сведения

 из истории родного края

21.01

36

Человеческий организм

Письмо руководителей клуба школьникам. Как устроен организм
человека

Комбинированный

Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Знать понятия «орган», «система органов».

Иметь представление о строении и значении костной системы, мышечной системы, системы пищеварения, дыхания, кровообращения, мочевой, нервной систем.

Уметь: называть основные части тела человека; рассказывать о значении каждой части тела человека

Текущий

Работа по группам

24.01

37

Путешествие
в мир клеток

Комбинированный

Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Знать понятие «ткань».

Уметь: сравнивать внешний вид ткани разных органов (нервная ткань, ткань носовой полости, жировая ткань, мышечная ткань) под микроскопом

Текущий

Мир клеток

28.01

38

Самый большой орган чувств

Комбинированный

Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Знать: термин «кожа»; строение кожи (эпидермис, меланин, дерма, подкожный слой).

Уметь: проводить простейшие опыты; рассказывать о значении кожи для организма человека; показывать на схеме структурные части кожного покрова

Текущий

Самый большой орган чувств

31.01

39

Человеческий организм

Как человек двигается.

ОБЖ Первая медицинская помощь при травмах.

1

Комби ниро ванный

Общее представле ние о строении и основных функци ях организма человека

\

Знать термины «кости», «мышцы», «скелетные мышцы», «суставы». . Иметь представление: о значении мышце-сгибателе и мышце-разгибате ле; о строении костей; что кости «де лают» кровь.

Уметь: называть части скелета (че реп, позвоночник); рассказывать о на значении костей скелета человека

Текущий

Части ске лета

40

Пищеваритель ная система

1

Комби ниро ванный

Общее представле ние о строении и основных функци ях организма человека

Знать понятия «пищеварение», «пи щеварительная система».

Уметь: выполнять правила питания; рассказывать о процессе пищеваре ния; называть необходимые для роста организма питательные вещества (углеводы, белки, кальций)

Текущий

Пищевари тельная система

41

Система крово обращения.

ОБЖ Выработка умений по оказанию первой медицинской помощи.

1

Комби ниро ванный

Общее представле ние о строении и основных функци ях организма человека

Знать, что в теле человека находятся полости, занимаемые органами.

Уметь: называть органы кровеносной системы; рассказывать о работе серд ца; рассказывать о циркуляции крови по организму; называть состав крови (красные и белые кровяные клетки, кровяные пластинки и плазма); рас сказывать о строении сердца

Текущий

Беседа по вопросам

Система кровообра щения

42

Познакомимся с дыхательной системой

1

Комби ниро ванный

Общее представле ние о строении и основных функци ях организма человека

Знать, какие внутренние органы защи щены грудной клеткой; понятия «диа фрагма», «трахеи», «бронхи», «брон хиолы», «альвеолы», «капилляры». Уметь: проводить простейшие опы ты; называть органы системы дыха ния; рассказывать о путешествии воз духа в организме человека; сравнивать вдыхаемый и выдыхаемый воздух

Текущий

Дыхатель ная система

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

43

Человеческий организм

Все о вдохе и выдохе. Береги свои легкие.

ОБЖ Понятие о взаимопомощи.

1

Комби ниро ванный

Общее представле ние о строении и основных функци ях организма человека

Знать, что курение вредно для каж дой части организма человека.

Иметь представление о том, что лег кие необходимы не только для дыха ния, но и для того, чтобы говорить.

Уметь: рассказывать о работе голо совых связок; выполнять режим дня; отказываться от вредных привычек

Текущий

Работа по группам

18.02

44

Как почки уда ляют из орга низма вредные вещества

1

Комби ниро ванный

Общее представле ние о строении и основных функци ях организма человека

Знать строение мочевой системы. Иметь представление о роли почек. Уметь называть органы мочевой системы (мочевой пузырь, почки, мочеточники, мочеиспускательный канал, почечная артерия, почечная вена)

Текущий

Как почки удаляют из организма вредные вещества

21.02

45

Нервная систе ма человека.

ОБЖ Влияние окружающей среды на здоровье человека.

1

Комби ниро ванный

Общее представле ние о строении и основных функци ях организма человека

Знать: строение нервной системы; какие сведения об окружающем мире мы получаем с помощью органов чувств.

Иметь представление о защитных рефлексах организма. Уметь: называть все органы чувств; рассказывать о строении нервной сис темы (головной мозг, спинной мозг, нервы)

Текущий

Нервная

система человека

25.02

46

Обобщение по теме «Челове ческий орга низм». Готовимся к школьной олимпиаде

1

Обоб щение знаний

Общее представле ние о строении и основных функци ях организма человека

Уметь: называть системы опорно- двигательного аппарата; называть ор ганы пищеварения, кровообращения и дыхания; называть роль нервной сис темы; называть известные клетки крови

Текущий

28.02

1

2

3

4

5

б

7

8

9

10

11

47

Изучаем органы чувств (8 часов)

Четвертое засе дание клуба «Как мы воспринимаем окружающий мир». Спроси у носа, что такое запах.

ОБЖ Влияние окружающей среды на здоровье человека.

1

Комби ниро ванный

Органы чувств. Общее представле ние о строении и основных функци ях организма человека

Знать: органы чувств; правила ухода за органом обоняния. Иметь представление: об органе равновесия; о строении носа.

Уметь: готовить сообщение об орга нах чувств по плану; рассказывать о значении носа; проводить простей шие опыты и наблюдения

Промежуточный

Тест

Обоняние

4.03

48

Высуни язык и скажи: «А»

1

Комби

ниро ванный

Органы чувств.

Общее представле

ние о строении и

основных функци

ях организма человека

Иметь представление о строении

языка.

Уметь: рассказывать о значении язы

ка; проводить простейшие опыты инаблюдения

Текущий

Орган вкуса

7.03

49

«Взгляд» на глаз

1

Комби

ниро ванный

Органы чувств.

Общее представле

ние о строении и

основных функци

ях организма человека

Знать правила ухода за глазами.

Иметь представление о строении

глаза.

Уметь: рассказывать о значении гла

за; проводить простеишие опыты инаблюдения

Текущий

Работа

по группам

Зрение

11.03

50

Ухо не только орган слуха

1

Комби ниро ванный

Органы чувств. Общее представле ние о строении и основных функци ях организма человека

Знать правила ухода за органом

слуха.

Иметь представление о строении уха. Уметь: рассказывать о значении ор гана слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения

Текущий

Орган слуха

14.03

51

Ухо – орган равновесия

1

Комби ниро ванный

Органы чувств. Общее представле ние о строении и основных функци ях организма человека

Знать правила ухода за органом

слуха.

Уметь: выполнять правила ухода за органом слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения

Текущий

Ухо – орган равновесия

18.03

1

2

3

4

5

6

7

8

9

11

12

52

Изучаем органы чувств

Распознавание предметов пу тем соприкос новения с ними

1

Комби ниро ванный

Органы чувств. Общее представле ние о строении и основных функци ях организма человека

Знать правила ухода за органом осязания.

Иметь представление о строении кожи.

Уметь: рассказывать о значении органа осязания; проводить простейшие опыты и наблюдения

Текущий

Осязание

1.04

53

Советы врача

1

Комби ниро ванный

Органы чувств. Общее представле ние о строении и основных функци ях организма человека

Знать, как помочь человеку до приез да врача.

Уметь выполнять советы врача

Текущий

Охрана

здоровья

человека

4.04

54

Обобщение по

теме «Изучаем

органы

чувств».

Готовимся

к школьной

олимпиаде

1

Обоб щение знаний

Органы чувств. Общее представле ние о строении и основных функци ях организма человека

Уметь: называть органы слуха, обо няния, осязания, вкуса, равновесия, зрения; называть части глаза, строение органов чувств

Промежуточный

Тест

8.04

55

Путешествие по странам мира

(6 часов)

Границы России

1

Комби ниро ванный

Россия - наша Ро дина. Государст венная символика России. Россия на карте. Москва - сто лица России. Города России (2-3): назва ние, достопримеча тельности, распо ложение на карте. Элементарные при емы чтения карты

Знать: границы России; с какими го сударствами граничит Россия; понятие «государства».

Уметь: работать с физической картой России; называть соседние государс ва и их столицы; рассказывать о со седних с Россией государствах; назы вать основные достопримечательно сти, исторические памятники сосед них с Россией государств

Текущий

Практическая работа с картой

11.04

I

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

56

Путешествие по странам мира

Границы России

1

Комби ниро ванный

Россия - наша Ро дина. Государст венная символика России. Россия на карте. Москва - столица России. Элементарные приемы чтения карты

Знать: границы России; с какими го сударствами граничит Россия; поня тие «государства».

Уметь: работать с физической картой России; называть соседние государст ва и их столицы; рассказывать о со седних с Россией государствах; назы вать основные достопримечательно сти, исторические памятники сосед них с Россией государств

Текущий

Практическая работа с картой

Морские границы России

15.04

57

Соединенные штаты Амери ки (США)

1

Комби ниро ванный

Элементарные приемы чтения карты

Иметь представление о терроризме. Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники США; назы вать столицу и главные города США

Текущий

Терроризм

18.04

58

Велико британия

1

Комби ниро ванный

Элементарные приемы чтения карты

Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Великобри тании; называть столицу и главные города Великобритании

Текущий

22.04

59

Франция

1 '

Комби ниро ванный

Элементарные приемы чтения карты

Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, ис торические памятники Франции; назы вать столицу и главные города Франции

Текущий

25.04

60

Обобщение по теме «Путеше ствие по стра нам мира». Готовимся к школьной олимпиаде

1

Обоб щение знаний

Россия - наша Ро дина. Государст венная символика России. Россия на карте. Москва - столица России. Го рода России (2-3): название, досто примечательности, расположение на карте.

Знать сухопутные границы России с четырнадцатью государствами.

Уметь: называть с помощью карты столицы соседних с Россией госу дарств; называть страну, которая имеет самую протяженную сухопутную гра ницу с Россией, и страну, имеющую с ней самую короткую границу; назы вать государство, расположенное на одном из материков Западного полу шария, с которым Россия имеет мор ские границы; называть одну

Промежуточный

Защита проекта

«Путешествие по странам мира»

Страны и народы ми ра (общее представ ление о многообра зии стран, народов; названия 2-3 стран, их главные

29.04

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Элементарные приемы чтения карты

из областей России, которая отделена от основной части России территори ей другого государства; находить и показывать на карте географические объекты; находить в Интернете до полнительный материал о путешест венниках и славных исследователях северных берегов Азии в XVII веке; называть столицу США и ее досто примечательности; называть столицу, ее достопримечательности и ее распо ложение на реке государств (Франция, Великобритания)

Текущий

Достопри мечатель ности, рас положение на карте)

61

Москва как летопись истории России

(5 часов)

День народного единства

1

Комби ниро ванный

Россия - наша Родина. Государственные праздники

Знать: государственные праздники России; историю создания памятника на Красной площади «Гражданину Минину и князю Пожарскому от бла годарной России».

Уметь: рассказывать об истории Мо сквы, возведении Кремля, о Красной площади, Спасской башне, Кремлев ских курантах, о московских князьях и их победах над иноземными захват чиками; рассказывать о подвиге Ми нина и Пожарского

Текущий

2.05

62

Москва: память о войне 1812 года

1

Комби ниро ванный

Москва - столица России

Знать: государственные праздники России; историю создания памятника «Триумфальная арка».

Иметь представление о значении войны 1812 года.

Уметь: рассказывать об Отечествен ной войне 1812 года; называть памят ники, посвященные Отечественной войне 1812 года

Текущий

Москва: па мять о вой не 1812 г.

6.05

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

63

Москва как летопись истории России

Память Моск вы о героях Ве ликой Отечест венной войны 1941-1945 годов

1

Комби ниро ванный

Москва - столица России

Знать, когда началась и закончилась Великая Отечественная война.

Уметь: рассказывать о героях Вели кой Отечественной войны

Текущий

Память Мо сквы о геро ях Великой Отечествен ной войны 1941-1945 годов

9.05

64

Памятники Москвы поко рителям космоса

1

Комби ниро ванный

Москва - столица России

Знать: государственные праздники России; имя первого космонавта. Уметь: рассказывать об истории ос воения космоса; называть памятники, посвященные космонавтам; рассказы вать о достижениях России в освоении космоса

Текущий

Само стоятель ная

работа

Памятники Москвы покорите лям

космоса

13.05

65

Обобщение по теме «Москва как летопись истории Рос сии».

Готовимся к школьной олимпиаде

1-

Обоб щение знаний

Москва - столица России

Знать, когда началась и когда закон чилась Великая Отечественная война. Уметь: рассказывать об истории со здания памятника на Красной площа ди Минину и Пожарскому; называть памятник по его описанию; объяснять, кого можно назвать народным полко водцем; рассказывать о Бородинской битве, используя иллюстрации учеб ника и стихотворение М. Ю. Лермон това «Бородино»; называть имя мар шала, которому в октябре 1941 года была поручена оборона Москвы; рас сказывать о героях Великой Отечест венной войны

Текущий

Работа в парах и по группам

Народный полководец

16.05

66

Мы - граждане России (3 часа)

Имя нашей страны - Рос сия или Рос сийская Феде рация

1

Комби ниро ванный

Россия - наша Ро дина. Государст венная символика России. Россия на карте

Знать: все названия нашего государ ства (Русь, Древнерусское государст во, Россия); исторические столицы России; государственные символы России.

Уметь: читать наизусть Государст венный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государст венный флаг Российской Федерации

Текущий

20.05

1

2

3

4

5

б

7

8

9

10

11

67

Мы — граждане России

Основной закон страны - Кон ституция Рос сии. Президент России

1

Комби ниро ванный

Человек - член общества

Знать, что Россия объединяет 89 рав ноправных членов - субъектов Рос сийской Федерации; что главой наше го государства является Президент РФ; главные задачи парламента; по нятия «федерация», «республика».

 Уметь: подписывать адрес на конвер те; называть Основной закон страны - Конституцию России; называть права и обязанности граждан России; объяс нять, почему охрана природы является одной из важнейших обязанностей граждан; объяснять, почему государ ство заинтересовано в получении гра жданами основного общего образова ния; называть имена депутатов, кото рые представляют интересы твоего региона в парламенте страны

Итоговый

Тест

Конститу ция - Ос новной за кон Рос сийской Федерации. Права ре бенка. Важнейшие события, происхо дящие в совре менной России. Имена де путатов в парламен те России

23.05

68

Обобщение по теме «Мы - граждане России»

или экскурсия в краеведче ский музей

1

1

Обоб щение знаний

или

экскур сия

Россия - наша Ро дина. Государст венная символика России. Россия на карте. Человек - член общества

Россия - наша Ро дина. Города Рос сии: название, до стопримечательно сти, расположение на карте

Знать: исторические столицы России; государственные символы России; кто является главой нашего государства. Уметь: читать наизусть Государст венный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государст венный флаг Российской Федерации.

Знать историческое значение и ос новные достопримечательности род ного города (поселка), родного края.

 Уметь: показывать на карте; расска зывать об основных достопримеча тельностях родного города (поселка)

Текущий

Важные сведения из истории родного края

27.05


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...