Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему

Ряскова  Светлана  Николаевна

Рабочая  программа + календарно-тематическое  планирование по  окружающему  миру 3 класса УМК  "Школа  России" (учебный  план - триместры)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_okruzh._miru_3_kl.docx77.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «СОШ №18»

_______________  Н.И. Федосова

Приказ №_____  от_________  20__г

Рабочая программа

учебного предмета  «Окружающий  мир»

(УМК «Школа России»)

для  3  класса

Составитель:

Ряскова  С.Н., учитель  начальных классов

г. Воскресенск

2015 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по «Окружающему  миру» разработана в соответствии с:

Законом РФ «Об образовании №273-ФЗ» от 29.12.2012г.

Федеральным государственным образовательным стандартом  начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 6 октября 2009г. № 373).

Примерной образовательной программой начального общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от 8 апреля 2015г. №1/15.)

Основной образовательной программой начального общего образования МОУ «Средняя образовательная школа №18» на 2015-2019 уч. год.

Приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 08.06.2015г. №576).

Положение о рабочих программах учебных предметов, курсов, модулей МОУ «Средняя образовательная школа №18», утвержденным приказом директора от 29.08.2014г.

Учебным планом МОУ «Средняя образовательная школа №18» на 2015-2016 уч. год.

Авторской программой курса А. А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы».

 

Общая  характеристика  учебного предмета

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Программа направлена на  реализацию средствами  предмета «Окружающий  мир» основных  задач образовательной  области «Естествознание и обществознание».

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели здоровьесберегающего и безопасного  поведения  в  условиях  повседневной жизни  и в различных  опасных  ситуациях;

4) формирование компетенций  для  обеспечения экологически и этически  обоснованного  поведения в природной  среде,  эффективного  взаимодействия  в  социуме.

Основная  концептуальная  идея  курса состоит  в следующем:  курс  должен  строиться  на  базе  синтеза  трёх  фундаментальных понятий, характеризующих мир  и отношение  человека  к  нему – «многообразие», «целостность», «уважение».

Ведущие идеи  курса:

  1. идея многообразия  мира;
  2. идея целостности  мира;
  3. идея  уважения   к миру.

Учебный  материал 3 класса предусматривает  развитие  основных  содержательных  линий  курса:

- наша  планета,  родная  страна  и малая  родина;

- мир  неживой  и живой  природы;

- мир  людей  и мир,  созданный людьми;

- мир  в  прошлом,  настоящем  и будущем;

- мир  здоровье  и безопасность;

- наше  отношение  к  окружающему  и экология.

Многообразие как форма существования  мира  ярко  проявляет  себя   и в природной, и в социальной сфере. На  основе  интеграции  естественнонаучных, географических, исторических сведений  в курсе выстраивается  яркая картина действительности, отражающая  многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое  внимание  уделяется знакомству младших  школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без  которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных  потребностей.

Фундаментальная  идея целостности  мира также последовательно  реализуется в курсе  путём раскрытия  разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри  живой природы, между  природой  и человеком.

Уважение  к миру – это своего  рода формула нового  отношения к окружающему, основанного  на  признании  самоценности сущего, на включении  в нравственную  сферу отношения не  только  к другим  людям, но  и к природе, к рукотворному  миру, к культурному достоянию народов России и всего  человечества.

В  основе  методики  преподавания курса «Окружающий  мир»  лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное  освоение различных способов познания окружающего. При  этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдение за  явлениями природы  и общественной  жизнью, выполняют практические  работы и опыты, в том  числе исследовательского  характера, различные  творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые  игры, учебные  диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для  успешного решения  задач курса важны  экскурсии и учебные  прогулки, встречи  с людьми различных  профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы  работы, обеспечивающие  непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим    миром. Занятия  могут проводиться не  только  в классе, но и на  улице, в лесу, парке, музее. Для  достижения  планируемых  результатов очень  большое  значение  имеет  организация  проектной  деятельности  учащихся, которая  предусмотрена  в каждой  разделе  программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил.

Форма  организации образовательного  процесса: классно-урочная  система.

Технологии, используемые в обучении: технологии развивающего обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, технологии индивидуальной проектной  деятельности, критического  мышления, здоровьесбережения, личностного ориентированного  обучения, информационные  технологии, проблемно-диалогического  обучения.

Основные формы  и виды контроля  знаний, умений и навыков: текущий  контроль – в форме устного, фронтального опроса, индивидуальных заданий, тестов, проверочных работ;  тематический контроль «Проверим  себя  и свои  достижения» по  окончании каждого  раздела;  проектные  работы.

Виды и типы уроков, которые используются в реализации данной программы:

  • комбинированный урок;
  • открытие новых знаний;
  • обобщающий урок;
  • урок закрепления;
  • нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-игра, урок-экскурсия, практическое занятие, урок-презентация, урок-проект, турнир знатоков, урок-викторина, заочная экскурсия, живая газета, устный журнал;
  • работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком или иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с различными моделями;
  • проведение фенологических наблюдений;
  • выполнение практических работ и мини-исследований;
  • моделирование объектов и процессов;
  • дидактические игры;
  • уроки-путешествия;
  • уроки с элементами исследования;
  • кратковременные предметные экскурсии.

Место учебного  предмета  в учебном плане

По программе обучения и учебному плану МОУ «СОШ №18» на изучение предмета «Окружающий  мир»  в 3  классе отводится  68 часов  в год (2 часа  в неделю) из расчёта 34 учебных недель.

Личностные, метапредметные и предметные  результаты

освоения  учебного  предмета

Личностные

У обучающегося будут  сформированы:

  • овладение основами гражданской идентичности личности  в форме  осознания «Я» как  гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
  • проявление чувства гордости за  свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов  Золотого  кольца  России;
  • формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на  основе знакомства с историко-культурным наследием и современной  жизнью разных  стран,  в том  числе  стран зарубежной  Европы;
  • целостный взгляд на  мир и единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире,  в том числе в природе, между  природой  и человеком, между разными  странами и народами;
  • уважительное  отношение   к иному  мнению, истории  и культуре других  народов  на  основе  знакомства  с многообразием стран и народов  на  Земле, выявления общего  и различного   в политическом  устройстве  государств;
  • формирование  начальных навыков  адаптации  в мире  через освоение  основ  безопасной  жизнедеятельности, правил  поведения в природной  и социальной среде;
  • внутренняя  позиция на  уровне осознания и принятия  образца ответственного ученика;  мотивы учебной  деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного  смысла учения как условия успешного  взаимодействия  в природной  среде и  социуме;
  • осознание  личностной ответственности за  свои поступки, в том  числе  по  отношению    к  своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
  • эстетические  чувства, впечатления через  восприятие природы  в её  многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов  России и разных стран мира;
  • этические  чувства и нормы на  основе представлений о внутреннем  мире человека, его  душевных  богатств, а также  через  освоение  норм  экологической  этики;
  • способность  к  сотрудничеству  со  взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при  ведении  домашнего  хозяйства, пользовании  личными  деньгами, соблюдении  правил экологической  безопасности  в семье), доброжелательное отношение к  окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому  мнению, в том  числе  в ходе  проектной и внеурочной  деятельности;
  • установка  на  безопасный, здоровый  образ жизни  на  основе  знаний  о системах органов  человека, гигиене  систем  органов, правилах  поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на  улице, в окружающей  местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной  жизни;
  • мотивация к творческому  труду, работе на  результат, бережное  отношение к материальным и духовным  ценностям в ходе  освоения  знаний  из области  экономики.

Метапредметные

Регулятивные

Обучающийся научится:

  • понимать учебную задачу, сформулированную  самостоятельно и уточнённую учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
  • планировать свои  действия  в течение  урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
  • контролировать и корректировать своё поведение  с учётом установленных  правил;
  •  в сотрудничестве  с учителем  ставить  новые  учебные  задачи.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
  • выделятьсущественную  информацию из  литературы разных  типов (справочной и научно-познавательной);
  • использовать знаково-символические  средства, в том  числе  элементарные  модели  и схемы  для  решения  учебных  задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
  • осуществлять синтез объектов при  составлении цепей питания, схемы круговорота  воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
  • моделировать различные ситуации и явления природы (в том  числе  круговорот  воды  в природе, круговорот  веществ).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • включаться в  диалог и коллективное обсуждение  проблем и вопросов с учителем и сверстниками;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
  • высказывать мотивированное, аргументированное  суждение  по  теме  урока;
  • проявлять  стремление  ладить  с собеседниками, ориентироваться на  позицию  партнёра  в  общении;
  • признавать  свои  ошибки, озвучивать из;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);  
  • готовить  сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
  • составлять  рассказы на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль  и оказывать  в сотрудничестве необходимую взаимосвязь;
  • продуктивно разрешать  конфликт на  основе  учёта  интересов  всех его  учатников.

Предметные

Обучающийся научится:

  • находить на карте  города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих  городов;
  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
  • находить на карте страны – соседи России и их столицы;
  • определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
  • осознавать и раскрывать ценность природы для  людей, необходимость ответственного отношения к природе;
  • различать внешность человека и его  внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира  человека;
  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные  вещества;
  • проводить наблюдать  и ставить опыты, используя лабораторное  оборудование;
  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот  воды в природе;
  • классифицировать объекты живой природы, относя их  к определённым царствам и другим изученным группам;
  • пользоваться атласом-определителем для  распознавания  природных  объектов;
  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости  бережного  отношения  к природе;
  • приводить примеры  растений и животных из Красной книги России;
  • использовать тексты и иллюстрации  учебника, другие  источники информации для  поиска  ответов  на  вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
  • устанавливать связь  между  строением и работой  различных органов и систем органов человека;
  • использовать знания  о строении и жизнедеятельности  организма человека  для  сохранения и укрепления своего  здоровья;
  • оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • вырабатывать  правильную  осанку;
  • выполнять  правила рационального  питания, закаливания, предупреждение  болезней;
  • понимать  необходимость здорового  образа  жизни и  соблюдать  соответствующие  правила;
  • правильно вести  себя  при  пожаре, аварии водопровода, утечке  газа;
  • соблюдать  правила безопасности  на  улицах и дорогах, различать  дорожные  знаки разных  групп,  следовать их  указаниям;
  • понимать, какие места вокруг нас могут быть  особенно  опасны, предвидеть скрытую  опасность  и избегать её;
  • соблюдать правила  безопасного поведения  в природе;
  • понимать, что такое  экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности  в повседневной  жизни;
  • раскрыть роль экономики  в нашей жизни;
  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного  отношения  к природным богатствам;
  • различать отрасли  экономики, обнаруживать   взаимосвязи между  ними;
  • понимать роль  денег в экономике, различать денежные  единицы  некоторых стран;
  • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов  гражданами страны;
  • понимать, как ведётся хозяйство семьи;
  • обнаруживать связи между  экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
  • рассказывать по  карте  о различных  странах, дополнять эти  сведения информацией из других  источников(таблица, текст и  иллюстрации  учебника);
  • приводить  примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
  • использовать различные  справочные  издания, детскую литературу для  поиска  информации  о человеке и обществе;

Содержание учебного предмета  

Как устроен мир (5 ч.)

      Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.
      Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.
      Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.  


      
Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.
      
Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.

      Проект «Разнообразие  природы  родного  края».

Эта удивительная природа (18 ч.)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.


      
Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.

Мы и наше здоровье (12 ч.)

Организм человека. Органы и системы органов.

Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.


        
Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.

Проект «Школа  кулинаров»

Наша безопасность (6 ч.)

 Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и со

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.


      
Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.
        
Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.

Проект «Кто  нас  защищает».

Чему учит экономика (12 ч.)

 Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в ХХI веке.
         
Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.

   Проект «Экономика  родного  края».

Путешествие по городам и странам (15 ч.)

Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, — наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.


            
Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

            Проект «Музей  путешествий».

       


Календарно-тематический план

по  окружающему  миру  

за 2015-2016  учебный  год

Номера  уроков  по  порядку

№ урока в разделе, теме

Тема урока

Основные  виды  деятельности обучающихся

Плановые  сроки изучения учебного  материала

Скорректированные  сроки изучения  учебного  материала

1 триместр (20 ч)

КАК  УСТРОЕН  МИР (5 ч)

1.

1

Природа. Проект «Разнообразие  природы  родного  края»

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей;

работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам; предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников; классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку;формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных;

различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека; работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека;

моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр;

01.09.-04.09

2.

2

Человек

3.

3

Общество

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

определять место человека в мире;

характеризовать семью, народ, государство как части общества;

обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества;

сопоставлять формы правления в государствах мира;

работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации: описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему;

работать в паре: анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека; моделировать связи организмов с окружающей средой, обсуждать и оценивать предложенные модели;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

07.09 -11.09

4.

4

Что  такое  экология

5.

5

Природа в опасности! Охрана  природы

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий;

работать в группе: сопоставлять (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу: рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным приводить примеры такого отношения из современной жизни; - моделировать в виде схемы воздействие человека на природу;

обсуждать, как каждый может помочь природе; работать со взрослыми: готовить сообщение о заповедниках и национальных парках в своём регионе, о природоохранных мероприятиях в своём городе (селе); участвовать в природоохранной деятельности;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

14.09-18.09

ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ  ПРИРОДА  (15 ч.)

6.

1

Тела, вещества, частицы

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»;

классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ;

наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположенияобъясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц;

работать в группе: проверять с помощью учебника правильность приведенных утверждений; различать тела и вещества, осуществлять самопроверку: моделировать процесс растворения, а также расположение частиц в твёрдом, жидком и газообразном веществах;

7.

2

Разнообразие  веществ

Практическая  работа

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты;

практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради;

работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков;

работать со взрослыми: различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха;

исследовать с помощью опытов свойства воздуха; различать цель опыта, ход опыта, вывод: фиксировать результаты исследования в рабочей тетради;

работать в паре: объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку; извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием;

работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

21.09 – 25.09

8.

3

Воздух  и его  охрана

9.

4

Вода и её  свойства

Практическая  работа

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды (определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради):

работать в паре: находить главные мысли учебного текста, раскрывать их, используя информацию из текста; анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды; рассказывать об использовании в быту воды как растворителя. сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, обобщать информацию;

работать со взрослыми: проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

высказывать предположения о состояниях воды в природе; различать три состояния воды;

наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя;

работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда; рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, осуществлять взаимопроверку; моделировать кругооборот воды в природе, осуществлять самопроверку

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

28.09 – 02.10

10.

5

Превращения  и круговорот  воды

11.

6

Берегите  воду!

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника;

работать в паре: извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста; рассматривать фотодокументы и высказывать соответствующие суждения; моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды, рассказывать о загрязнении воды с помощью модели; обсуждать способы экономного использования воды;

работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах по охране чистоты воды в родном городе (селе);

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам;

высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна,  обосновывать их;

практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента,  использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез,

анализировать схему связей почвы и растения; на основе схемы моделировать связи почвы и растений;

обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве;

характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризовать меры по охране почвы от разрушения (на основе материала учебника о деятельности В. В. Докучаева);

обсуждать рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя» из книги «Великан на поляне»;

12.10 –16.10

12.

7

Что  такое  почва

Практическая  работа

13.

8

Разнообразие  растений

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны;

знакомиться с группами растений по материалам учебника;

работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверять и оценивать их ответы; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений; определять растения с помощью атласа-определителя, осуществлять взаимопроверку;

приводить примеры растений разных групп и видов с помощью атласа-определителя;

используя книгу «Зелёные страницы», подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

выполнять тестовые задания;

выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений;

моделировать процессы дыхания и литания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы;

выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений;

доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

19.10 -23.10

14.

9

Солнце,  растения  и мы  с  вами

15.

10

Размножение и развитие  растений

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

характеризовать условия, необходимые для размножения растения и их распространения;

наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев;

выявлять роль животных в размножении и развитии растений;

характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени;

работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

актуализировать сведения, полученные в 1—2 классах, об исчезающих и редких растениях. Красной книге, правилах поведения в природе;

характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений;

обсуждать материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе;

оформлять памятку (книжку) «Берегите растения»;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

26.10 – 30.10

16.

11

Охрана  растений

17.

12

Разнообразие  животных

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

актуализировать знания о животном мире, полученные в 1—2 классах;

классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками;

приводить примеры животных разных групп;

с помощью атласа-определителя «От земли до неба» определять животных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе;

обсуждать рассказ «История с пиявкой» из книги «Великан на поляне»;

работать с электронным приложением к учебнику;

работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

характеризовать животных по типу питания;

приводить примеры животных по типу питания;

анализировать схемы цепей питания;

характеризовать защитные приспособления растений и животных; - обсуждать материал книги «Зелёные страницы» о божьих коровках;

обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

02.11 – 06.11

18.

13

Кто что ест

19.

14

Презентация «Разнообразие природы  родного  края»

В ходе выполнения проекта дети учатся:

определять цель и этапы работы;

распределятьобязанности;

совместно со взрослыми определять с помощью атласа-определителя растения, птиц, другие природные объекты, делать фотографии, зарисовки;

находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края;

составлять и презентовать «Книгу природы родного края»

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

характеризовать животных разных групп по способу размножения;

моделировать стадии размножения животных разных групп;

рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве;

обсуждать материалы книг «Зелёные страницы» и «Великан на поляне» о размножении животных;

работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

09.11 – 13.11

20.

15

Размножение и развитие животных

II триместр  (25 ч)

ЭТА  УДИВИТЕЛЬНАЯ  ПРИРОДА  (продолжение) – (3 ч)

21.

1

Охрана  животных

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

актуализировать знания о редких и исчезающих животных. Красной книге России, полученные в 1—2 классах;

характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир;

с помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России;

обсуждать меры по охране животных;

обсуждать материалы книги «Великан на поляне» об исчезновении насекомых;

формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе;

с помощью дополнительной литературы готовить сообщение о животных, занесённых в Красную книгу, которые не изучались ранее;

создать книжку-малышку «Береги животных»;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

характеризовать строение шляпочных грибов;

с помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя

различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы;

обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из

книги «Великан на поляне»;

моделировать различие грибов-двойников;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

23.11 – 27.11

22.

2

В царстве  грибов

23.

3

Великий  круговорот  жизни

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители;

обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе;

моделировать круговорот веществ в природе;

рассказывать о круговороте веществ на Земле;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

30.11 – 04.12

МЫ  И НАШЕ  ЗДОРОВЬЕ  (12 ч.)

24.

1

Организм  человека

Практическая  работа

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе;

характеризовать системы органов человека (их части и назначение); - обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены;

анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека;

работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

25.

2

Органы чувств

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану;

распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента

формулировать правила гигиены органов чувств;

работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

практическая работа: изучить свойства кожи;

характеризовать средства гигиены и ухода за кожей;

характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи;

работать в паре: осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи;

подготовить рассказ об уходе за кожей;

работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

07.12 – 11.12

26.

3

Надёжная  защита  организма

Практическая  работа

27.

4

Опора  тела  и движение

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма;

раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека;

следить за правильной осанкой на уроке и вне его;

выполнять физкультминутки;

работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах питания;

моделировать строение пищеварительной системы;

характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания;

обсуждать правила рационального питания;

составлять меню здорового питания;

работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

14.12 – 18.12

28.

5

Наше питание

Практическая  работа

29.

6

Здоровый  образ  жизни.

Проект «Школа  кулинаров»

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие;

обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать;

готовиться к выполнению проекта «Школа кулинаров»

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

характеризовать факторы закаливания;

формулировать правила закаливания;

составлять памятку по закаливанию;

составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний;

работать с терминологическим словариком;

регулярно проводить закаливание своего организма;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

21.12 – 25.12

30.

7

Умей предупреждать  болезни

31.

8

Проверим  себя и оценим  свои  достижения за  первое  полугодие

работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

28.12 – 30.12

32.

9

Презентация «Школа кулинаров»

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

обсуждать выступления учащихся;

оценивать свои достижения и достижения других учащихся

04.01 – 08.01

33.

10

Презентация «Школа кулинаров»

34.

11

Дыхание  и кровообращение

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

актуализировать знания о лёгких и сердце, полученные во 2 классе;

характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме;

моделировать строение дыхательной системы;

характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме;

моделировать строение кровеносной системы;

обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем;

практическая работа в паре: измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке;

работать с терминологическим словариком;

работать со взрослыми: измерять пульс у членов своей семьи;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

11.01 – 15.01

35.

12

Дыхание  и кровообращение

Практическая  работа

НАША  БЕЗОПАСНОСТЬ  (6 ч)

36.

1

Огонь, вода и газ

Понимать учебную задачу раздела и данного урока и стремиться её выполнить;

актуализировать знания об опасностях в быту, полученные в 1—2 классах;

характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа;

моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры;

называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей:

работать с терминологическим словариком;

анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные

в1—2 классах;

работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения;

обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными;

выполнять тесты с выбором ответа о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте;

моделировать свои действия в ходе ролевой игры;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

18.01 – 22.01

37.

2

Чтобы  путь  был  счастливым

38.

3

Дорожные  знаки. Проект «Кто  нас  защищает»

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

актуализировать знание дорожных знаков, полученное в I—2 классах;

анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам;

выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков;

моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков;

работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС;

- интервьюировать ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, сотрудников полиции, службы пожарной охраны, МЧС;

- оформлять собранные материалы в виде  стендов, альбомов и т.д.;

- презентовать и оценивать результаты проектной деятельности

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах;

обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его;

работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

25.01 – 29.01

39.

4

Опасные места

40.

5

Природа и наша безопасность

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

характеризовать опасности природного характера;

находить в атласе-определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах;

обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги «Зелёные страницы»; характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными;

отличать гадюку от ужа;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

анализировать по схеме цепь загрязнения;

приводить примеры цепей загрязнения;

моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм;

обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды;

практическая работа: знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды;

работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

01.02 – 05.02

41.

6

Экологическая безопасность

Практическая  безопасность

ЧЕМУ  УЧИТ  ЭКОНОМИКА (4 ч)

42.

1

Для чего нужна  экономика

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться её выполнить;

раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»;

различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг;

характеризовать роль труда в создании товаров и услуг;

работать с терминологическим словариком;

работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану;

приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров;

прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий;

раскрывать роль науки в экономическом развитии;

работать со взрослыми: выяснять роль профессий родителей в экономике;

работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

08.02 – 12.02

43.

2

Природные богатства и труд людей – основа  экономики

        

44.

3

Полезные  ископаемые

Практическая  работа

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в I—2 классах;

 определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя «От земли до неба»;

выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые;

характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки);

с помощью атласа-определителя готовить сообщения о каком-либо полезном ископаемом;

работать с терминологическим словариком;

работать со взрослыми: в краеведческом музее выяснять, какие полезные ископаемые добываются в регионе;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

обсуждать выступления учащихся;

оценивать свои достижения и достижения других учащихся

15.02 – 19.02

45.

4

Презентация «Кто нас  защищает»

III триместр  (23 ч)

ЧЕМУ  УЧИТ  ЭКОНОМИКА (продолжение) (8 ч)

46.

1

Растениеводство

Практическая  работа

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, полученные в 1—2 классах;

практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану;

обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством;

различать и классифицировать культурные растения;

определять с помощью атласа-определителя культурные растения;

 характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов;выявлять связь растениеводства и промышленности;

работать с терминологическим словариком;

исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье в течение дня;работать со взрослыми: интервьюировать работников сельского хозяйства;формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные в 1—2 классах;

классифицировать домашних сельскохозяйственных животных;

характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике  и труд животноводов;

выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности;работать с терминологическим словариком;

исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня;работать со взрослыми: интервьюировать работников животноводства;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

29.02 – 04.03

47.

2

Животноводство

48.

3

Какая  бывает  промышленность. Проект  «Экономика  родного края»

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров;

соотносить продукцию и отрасли промышленности;

выявлять взаимосвязь отраслей промышленности;

характеризовать труд работников отраслей промышленности;

работать с терминологическим словариком;

работать со взрослыми: найти в краеведческой литературе или выяснить у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- собирать информацию об экономике своего края (города, села);

- оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д.;

- коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края»;

- презентовать и оценивать результаты проектной деятельности

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля — продажа); моделировать ситуации бартера и купли-продажи;

раскрывать роль денег в экономике;

различать денежные единицы разных стран;

практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их;

работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

07.03 – 11.03

49.

4

Что  такое  деньги

Практическая  работа

50.

5

Государственный бюджет

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы;

определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета;

выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства; моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач;

работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы;

выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь;

определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья;

обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие - менее важными;

моделировать семейный бюджет;

работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

14.03 – 18.03

51.

6

Семейный бюджет

52.

7

Экономика и экология

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду полученные в 1—2 классах;

характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду;

раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией;

обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза;

приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов;

моделировать экологические прогнозы;

работать с терминологическим словариком;

работать со взрослыми: выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

21.03 - 25.03

53.

8

Экономика  и экология

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО  ГОРОДАМ И СТРАНАМ (15 ч)

54.

1

Золотое  кольцо  России

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России;

рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;

узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям;

составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу;

моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т. д.;

выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

с помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

28.03 – 01.04

55.

2

Золотое  кольцо  России

56.

3

Золотое  кольцо  России.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России;

рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;

узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям;

составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу;

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы;

обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения;

выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

04.04.– 08.04

57.

4

Проект «Музей путешествий»

58.

5

Наши  ближайшие  соседи

работать с терминологическим словариком;

с помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, граничащих с Россией;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

18.04 – 22.04

59.

6

На  севере  Европы

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

соотносить государства и их флаги;

узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран: её замечательных людей;

  • составлять вопросы к викторине по странам севера Европы;

работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса; описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям;

выполнять задания электронного приложения к учебнику;

используя дополнительную литературу, находить несколько интересных фактов по изучаемым странам;

работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

25.04 - 29.04

60.

7

Что  такое «Бенилюкс»

61.

8

В  центре  Европы

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям;

выполнять задания по электронному приложению к учебнику;

моделировать достопримечательности из пластилина;

работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

62.

9

По Франции и Великобритании

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

описывать достопримечательности Франции по фотографиям;

составлять вопросы для викторины о Франции;

выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

в дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты о Франции;

работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Франции;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

02.05 –06.05

63.

10

По  Франции и Великобритании

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

работать в группе: самостоятельно изучить материал о Великобритании, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям;

составлять вопросы для викторины о Великобритании;

выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

в дополнительной литературе и Интернете найти интересные факты о Великобритании;

работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Великобритании;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Италии подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

составлять вопросы к викторине по Греции и Италии; описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям;

выполнять задания электронного приложения к учебнику;

используя дополнительную литературу, находить интересные факты об изучаемых странах;

работать со взрослыми: в магазинах выяснить, какие товары поступают из Греции и Италии;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

09.05 – 13.05

64.

11

На  юге   Европы

65.

12

По знаменитым  местам  мира

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить-

соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся;

обсуждать цели международного туризма;

работать с картой;

описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности-

находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

16.05 – 20.05

66.

13

По знаменитым  местам  мира

67.

14

Проверим  себя и оценим  свои  достижения за  второе  полугодии

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

обсуждать выступления учащихся;

оценивать свои достижения и достижения других учащихся

68.

15

Презентация  проектов «Экономика родного  края»,  «Музей  путешествий»

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

обсуждать выступления учащихся;

оценивать свои достижения и достижения других учащихся

23.05 - 25.05

Итого

уроков

В том  числе:

уроков  повторения

  практических (лабораторных)  работ

проекты

экскурсии

по  программе

68

                  -

                                                                 

          5

         2

выполнено


Учебно-методическое и  материально-техническое  обеспечение

Учебно-методическое  обеспечение для  учителя

  1. Календарно-тематическое  планирование  уроков  для  комплекта «Школа  РОССИИ»: 1-4 классы / Авт.-сост. О.А. Лутошкина. –М.: ВАКО, 2008.-144 с. – (Мастерская  учителя).
  2. Плешаков А.А., Белянкова Н.М., Соловьёва А.Е. Методические  рекомендации «Окружающий  мир». 3 класс. Пособие для  учителей общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2012. – 63 с.
  3. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2013.
  4. Плешаков А.А. Зелёные  страницы. Книга  для  учащихся начальных классов. М.: Просвещение,2014.
  5. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на  поляне, или Первые уроки экологической этики. Пособие для  учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.
  6. Примерные  программы по  учебным  предметам. Начальная  школа. В 2 ч. Ч.1. – 5-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 400 с. – (Стандарты второго  поколения).

Учебно-методическое  обеспечение для  учащихся

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс.  Учебник для общеобразовательных учреждений  с приложением на  электронном  носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 175 с.: ил. – (Школа России).
  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс.  Учебник для общеобразовательных учреждений  с приложением на  электронном  носителе. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 175 с.: ил. – (Школа России).
  3. Плешаков А.А Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие  для  учащихся общеобразовательных организаций. В 2-х  ч. Ч.1.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
  4. Плешаков А.А Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие  для  учащихся общеобразовательных организаций. В 2-х  ч. Ч.2.- 3- изд.  – М.: Просвещение, 2012.
  5. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий  мир. Тесты. 3 класс. М.: Просвещение, 2012.

Материально-техническое обеспечение

  • магнитная аудиторная доска с набором магнитов,
  • термометры для  измерения  температуры  воздуха,  воды;
  • термометр  медицинский;
  • лупа;
  • компас;
  • демонстрационный экземпляр микроскопа;
  • демонстрационный экземпляр глобуса;
  • лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения;
  • модель «Торс  человека с внутренними  органами»;
  • модели  светофоров, дорожных  знаков,  средств  транспорта;
  • муляжи овощей и фруктов, грибов;
  • коллекции полезных  ископаемых;
  • физическая карта России;
  • политическая  карта  Мира;
  • карта полушарий;
  • гербарии дикорастущих растений.

Согласовано:        

Зам  директора по  УВР        

_____________   Кошелева  Е.И.        

«____»  _____________ 20___ г.        

        

Согласовано:

На  заседании ШМО (РМО)

Протокол №___ от «___» ____________ 20___ г.

Руководитель   ШМО (РМО)

______________  Терёхина  Т.Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по математике 1 класс 1 четверть "ШколаРоссии"

Контрольная работа представлена в 2 вариантах .  Составлена  на основе пособия "Четвертные контрольные работы 1-4 кл." Авторы: Узорова, Нефёдова  с добавлением задания геометрического м...

окружающий мир 2 класс ШколаРоссии "Наша дружная семья"

конспект урока "Наша дружная семья" 2 класс окружающий мир Плешаков...

Планирование по математике 1 класс "ШколаРоссии"

Подробное календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с САНПиНОМ 1 класс по программе " Школа России"  для работы с указанием УДД, планируемыми результатами, что необходимо уча...

"СКАЗКИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ"2 классУМК ШКОЛА РОССИИ

Урок-обобщение "Зарубежная литература"....

Конспект урока рефлексии. Математика. 4класс. УМК "ШколаРоссии".

Конспект урока рефлкексии.Математика.4 класс. УМК. "Школа России". Составлен в соответствии с требованиями ФГОС....