урок окружающего мира 2 класс
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) по теме
конспект к уроку окружающий мир по УМК плешакова по теме "В гости к весне"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок с использованием ИКТ
Предмет: Окружающий мир
Класс: 2
Тема: В гости к весне
Учитель: Поправко Татьяна Васильевна
Цели урока:
- дать учащимся представление о характерных признаках весны в живой природе;
дать представления об изменениях в жизни растений, животных весной;
показать связь этих изменений с неживой природой;
- развивать у детей наблюдательность, умение делать выводы, анализировать;
- воспитывать интерес, любовь, бережливое отношение к природе.
Оборудование:
компьютер, проектор, раздаточный материал (схемы, кроссворды), наглядный материал (изображения живой, неживой природы, схема), подборка книг.
Ход урока:
1.Оргмомент.
- Здравствуйте! Посмотрите в окошко – солнышко улыбается нам. Давайте мы в ответ улыбнемся ему, а теперь улыбнемся друг другу. Начнем наш урок с хорошего настроения.
2.Введение в тему урока
-Закройте глаза, представьте картину.
Слушание стихотворения А. Некрасовой под музыкальное сопровождение (Вивальди «Весна»), читает учитель
Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит ,в полях сверкая,-
Значит к нам пришла она.
Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна,
И поет пичужек стая,-
Значит к нам пришла она.
Если солнце разрумянит
Наши щеки до красна,
Нам еще приятней станет,-
Значит к нам пришла она.
(А. Некрасова)
-Мы прослушали отрывок из музыкального произведения Вивальди и стихотворение Некрасовой.
-Как вы думаете, что объединяет эти два произведения?
-Как вы догадались, что они о весне?
3. Постановка темы, целей урока.
-Сегодня мы отправимся в гости к весне (тема на экране)
-Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении?
-О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
-Да, мы будем говорить о весенних изменениях в природе и попробуем нарисовать картину весны.
4.Объяснение нового материала
-А сейчас послушайте загадки о весенних месяцах и узнайте, о каком из них идет речь. А также запомните признаки этого месяца, которые вы услышите.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мокнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
(март- на экране)
-О каких весенних изменениях вы услышали?
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел?
(апрель- на экране)
-О каких весенних изменениях прозвучало в загадке?
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай-
Что за месяц это?
(май – на экране)
-Какие весенние изменения я назвала?
-Представьте, что доска – это альбомный лист, на котором мы изобразим, как меняется природа весной. Вы будете рисовать изменения в природе за своими партами – на альбомных листах.
- Все перечисленные признаки весны нам надо изобразить на своих картинках.
- Начнем с неживой природы.
- В первую очередь нарисуем солнце. Какое оно весной? Почему? (Учитель вывешивает на доске рисунок солнца, ученики рисуют на местах.)
- Занесем это весеннее изменение в схему: на доске и на местах.
(Ученик у доски ) Проверьте.
(схема открывается по ходу урока)
Весенние изменения
в неживой природе в живой природе
- солнце выше, чем зимой - набухание почек
- потепление - появление листьев
- небо голубое, высокое - цветение растений
- облака белые , легкие - возвращение перелетных птиц
- осадки: снег, дождь - появление насекомых
- первая гроза - изменения в жизни зверей
- таяние снега, льда
- оттаивание почвы
- ледоход
-Одинаково ли солнце греет землю все весенние месяцы?
- Какой месяц самый холодный, самый теплый? Почему?
-Теперь нарисуем небо.
-Какое оно весной? Рисуем.
-Занесем в схему.
-Дорисуем облака. Какими они будут?
- Обозначим в схеме.
- Какие осадки выпадают весной?
-Нарисуем их.
-Внесем изменение в схему.
- А теперь прослушайте стихотворение и определите еще одно весеннее изменение в неживой природе. (читает Гена)
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом
Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам.
И гам лесной, и шум нагорный –
Все вторит весело громам.
-Оценим.
- О каком изменении вы услышали в стихотворении?
- Нарисуем его, а теперь занесем в схему.
-А что покрывает землю зимой?
- Что происходит с наступлением весны со снегом?
- Запишем изменение в схему.
- Теперь изобразим почву.
-Что происходит с почвой весной? Почему?
- Нарисуем ее, обозначим изменение в схеме.
-Послушайте сообщение Марины и назовите еще одно весеннее изменение в неживой природе. (ледоход – на экране)
Сообщение:
От весеннего тепла начинают вскрываться водоемы. Сначала лед на них темнеет, потом во льду появляются трещины, и лед раскалывается. На озерах льдины плавают медленно, а на реках несутся быстро, сталкиваясь и нагромождаясь друг на друга. Это ледоход. Постепенно лед тает. От растаявшего льда и снега река переполняется водой и выходит из Бергов. Вода заливает большие территории, растущие на берегу деревья, кустарники. Наступает половодье.
- Оценим Марину.
- Нарисуем ледоход .
- Занесем изменение в схему.
- Какие же изменения в неживой природе и из-за чего происходят весной?
(1-й ряд читает и комментирует по «цепочке» из схемы)
Физминутка
Кап, кап – я капель.
У меня в апреле
На весеннем тепле
Капельки поспели.
Кап, кап – на скамью,
Детям на игрушки.
Кап, кап – воробью
Прямо по макушке.
- Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят весной в живой природе.
- Отгадайте загадку и узнайте, о чём мы сейчас будем говорить.
- Дышит, растёт, а ходить не может.
- Да, это растения.
- Об изменениях в жизни деревьев и кустарников расскажет Влад.(сообщение Влада)
Лес оделся в легкую желтовато-зеленоватую дымку. Стволы сосен изменили цвет. Они стали какого-то ярко-оранжевого цвета. На лиственных деревьях и кустарниках набухли почки. На иве появились серебристые барашки, а на ольхе – сережки. Так ива и ольха цветут. Листьев на деревьях и кустарниках еще нет.
- Оценим Влада.
- Занесём изменение в схему, а я в рисунок.
- Об изменениях в жизни травянистых растений мы узнаем из учебника на странице 89.
- Прочтем текст самостоятельно.
- Вслух для всех текст прочтет Маша.
- Что узнали об изменениях в жизни травянистых растений?
- А какие растения цветут раньше других? Назовите.
(первоцветы – на экране)
- Почему эти растения зацветают так рано?
- А о каких «кладовых» читала Маша.
- Посмотрите на экран. Чем похожи корни первоцветов?
- Так о каком весеннем изменении в живой природе вы узнали?
- Занесём его в схему, а я ещё и в рисунок.
- Послушайте стихотворение о раннецветущем растении, найдите ответ на вопрос: какой вред люди приносят растениям?
-Читает учитель.
Он долго рос,
Он ждал весны,
И наконец расцвёл!
Тебе другие снились сны –
Рукой его ты смёл.
Сорвал цветок с лица Земли,
А он хотел цвести!
Постигнуть трудно красоту
И так легко смести!
А под сосной, где ты украл
Природную красу,
Два одинокие листа
На землю льют росу.
(во время чтения стихотворения ландыш –на экране)
- Многие собирают букеты растений. Можно ли это делать? Почему?
- Исчезающие растения, из них много первоцветов, занесены в «Красную книгу».
- Почему она называется «красной»?
- Красный цвет – это сигнал тревоги.
- Растения нужно беречь, потому что они не только красивые, но среди них много лекарственных растений.
- А сейчас мы продолжим говорить о живой природе, а о ком именно, вы узнаете из загадок. (читают Женя, Рома, Миша. Отгадки – на экране.)
Всех перелетных птиц черней,
Он чистит пашню от червей.
Взад, вперед по пашне вскачь.
А зовется птица … (Грач)
Свое гнездо он в поле вьет,
Где тянуться растения.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворения! (Жаворонок)
Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец)
Прилетел к нам, на конец,
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет. (Соловей)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
- Назовем птиц ещё раз.
- Что общего в поведении этих птиц?
- Каким словом их назовём?
- Каких перелётных птиц вы знаете ещё? (аист и журавль – на экране)
- А почему же перелётные птицы возвращаются на родину?
- Внесём эти изменение в схему рисунок.
- Сейчас вы услышите рассказ ещё об одной перелётной птице.(рассказ учителя о трясогузке, птица – на -экране)
Трясогузка своим хвостиком(как говорят в народе) разбивает лёд на реке. Прилетят грачи, покричат, покричат, походят по льду, да только сделать ничего не могут. Скворцы тоже не в силах лед взломать, но вот прилетит трясогузка и сразу на реку. Походит по берегу, перелетит на лёд и хлоп – хлоп хвостиком. Бегает птичка по льду, трясёт хвостиком, лед разбивает. А как разобьёт, поднатужится речка и сбросит с себя ледяные оковы. Вот как интересно бывает!
-Мы уже, говорили что весной бывает половодье. А вот что происходит во время половодья – вы узнаете из рассказа Бианки.
- Заяц жил на островке среди широкой реки. По ночам он глодал кору с молодых осин, а днем прятался в кусты, чтобы не попасться на глаза лисе или людям. Это был ещё молодой, не очень умный заяц. Он и внимание не обращал, что река кругом его островка с треском сбрасывала лёд. В тот день заяц спокойно спал у себя под кустом. Солнце пригревало его, и косой не заметил, как вода в реке стала быстро прибывать. Он проснулся только тогда, когда почувствовал, что шкурка его подмокла снизу. Вскочил – а вокруг него уже вода. Началось наводнение. Замочив только лапки, заяц удирал на середину островка: там было ещё сухо. Он видел, что скоро островок исчезнет под водой, но переплыть разбушевавшуюся реку он не мог . Так прошёл весь день и вся ночь. На следующее утро из воды торчал только крошечный кусочек острова. На нем росло толстое корявое дерево. Перепуганный заяц бегал кругом его ствола. А на третий день вода поднялась уже до самого дерева. Заяц стал прыгать на дерево, но каждый раз обрывался и шлёпался в воду. Наконец ему удалось вскочить на толстый нижний сук. По широкой реке под ним плыли деревья, брёвна, сучья, солома, и трупы животных. Три дня просидел заяц на дереве. Наконец вода спала и он спрыгнул на землю.
- Что же произошло с зайцем?
- Весной очень много животных гибнет во время половодья, и люди очень часто помогают зверькам. (фотография - на экране)
- Миша загадает вам загадку, вы узнайте, о ком пойдёт речь.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
- Как меняется жизнь медведя весной?
- Какие звери ещё просыпаются весной?
(ёж, медведь – на экране)
-Кого мы видим на этом слайде?
- Сравним зайцев
- Почему «шубки» разного цвета?
- Почему звери с приходом весны линяют?
- Рассмотрите слайд и назовите ещё одно изменение в жизни животных.
- Как вы считаете, почему звери и птицы особенно тщательно должны охраняться весной?
- А что можете сделать вы для их охраны?
- Занесём эти изменения в схему.
- Какие изменения в живой природе происходят весной – 2 –й ряд читает по цепочке.
- А связаны ли изменения в живой природе с изменениями в неживой?
- Как?
- Давайте представим, что солнце не греет Землю. Будут ли происходить изменения в неживой и живой природе?
- Как мне обозначить это в схеме?
5. Закрепление изученного материала.
- Сейчас мы ответим на вопрос: какого цвета весна?
- Для этого отгадаем кроссворд (в парах).
- Кроссворд на экране.
- 1. Что за весенняя чёрная птица любит за плугом ходить и кормиться?
- 2. При повышении температуры воздуха до нуля градусов и выше снег становится рыхлым и тает. Это явление называется …
- 3. Образовавшие во время оттепели сосульки начинают капать под лучами весеннего солнца. Это явление называется…
- 4. Текущие по склонам небольшие потоки воды.
- 5. У какого дерева весной хорошо заметно сокодвижение. Подсказка: стоит в белой одёжке, свесив серёжки.
- 6. Весной теплый ветер слизывает снег с земли. Эти тёмные пятна называются…
- 7. Весной на ветках деревьев и кустарниках распускаются молодые зелёные…
- Так какого же цвета весна?
- Проверьте себя.
(репродукции картин Левитана и Бакшеева на экране)
- Найдите среди этих репродукций изображения весны? Докажите.
- Подтверждается ли наше предположение о том, что весна голубая?
6. Домашнее задание.
Стр. 86 – 89 – пересказ, по желанию подготовить рассказ о первоцветах или о перелётных птицах.
Обратите внимание на выставку книг – этими источниками вы можете пользоваться при подготовке домашнего задания.
7. Итог урока.
- А сейчас игра «Чистая доска».
- Запомнится ли вам этот урок? Чем?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".
Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...
Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".
Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/16/picture-130418-1360959426.jpg)
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/01/picture-396107-1391259967.jpg)
Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира
Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/05/picture-396588-1672935263.jpg)
План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»
План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/02/picture-153492-1354415232.jpg)
Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"
Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»
Девятый урок в разделе программы «Человек и природа»...