рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Буянкина Нина Александровна

пояснительная записка, календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx63.07 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»:                                        «Согласовано»:                                       «Утверждено:

на заседании МО учителей                     Заместитель директора по УВР             Директор МБОУ «БСОШ»

начальных классов                                   __________     /Кулагина Г.В. /              ____________   /Кулагин И.А./

Руководитель МО

_________   /Гуськова Л.Я./                    «   » __________ 2015 г.                          «___»_________ 2015 г.

«   » __________ 2015г.

Рабочая программа

по предмету «Окружающий мир»

в 4 «Б» классе

УМК «Гармония»

       

                                                             Составитель программы: Буянкина Н.А.,

                                                                                                                   учитель начальных классов            

                                                                       

                                                       

Большие Березники

2015г

                                                     Пояснительная записка

             

         

                   Цели  учебного предмета:

- создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении;

- последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира;

- создание содержательной пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естественнонаучных и гуманитарных курсов;

- формирование предметных умений, универсальных учебных действий и информационной культуры;

- выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром;

- создание условий для самопознания и саморазвития младших школьников.

- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;

- формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Общая характеристика учебного предмета

Краткая характеристика предмета

            Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

          В процессе изучения данного предмета школьники получают знания об окружающем мире из различных источников, используя разные способы познания; начинают осмысливать окружающий мир, ориентироваться в нём, понимать место и роль человека в нём; осознают, что мир красив, многообразен, един, изменчив. При этом ученики приобретают разнообразные навыки и умения наблюдать и сопоставлять, спрашивать и доказывать, выявлять взаимозависимости, причины и следствия, отражать полученную информацию в виде рисунка, схемы, таблицы, проводить несложные опыты, пользоваться приборами, ориентироваться на местности, приобщаться к творческому труду. Приобретают желание осваивать новые виды учебной деятельности, познавать глубже окружающий мир, активно действовать в нём.

      В 4 классе знания о многообразии объектов природы и их изменчивости дополняются пространственно-временными представлениями об окружающем мире. Формируются знания о природных сообществах и природных зонах, о Земле как планете Солнечной системы. Ученики узнают о трудном и славном историческом пути России, о богатом культурном наследии Родины, о государственных деятелях, повлиявших на её судьбу, о знаменитых соотечественниках, которыми гордится Россия. Перед учащимися на исторической карте и исторической «ленте времени» разворачиваются наиболее значительные события российской истории. После завершения знакомства со своей страной учащимся предстоит мысленно попутешествовать по материкам и океанам Земли, познакомиться с историей их открытия, узнать, что на нашей планете много стран и народов с разным образом жизни и культурой.

Особое внимание уделяется тому, что природа планеты – это общее достояние человечества, а её охрана – важнейшая задача всех народов Земли.

     Основной задачей в выпускном классе является обобщение и систематизация полученных ранее знаний. Закрепляется умение работать с научно-популярным текстом и другими видами информации: с планом, географической и исторической картами, с более сложными схемами, таблицами, алгоритмами. Продолжает формироваться экологическое мышление. При этом внимание акцентируется на нахождении взаимосвязей между живой и неживой природой, между живыми существами, между деятельностью человека и состоянием окружающей среды. Учащиеся подводятся к пониманию закона экологии «Всё связано со всем».

У учеников постепенно формируются представления об историческом пути нашего Отечества, о месте и роли родного края в судьбе Родины, о созидательной деятельности многих поколений наших предков. Получаемые в течение учебного года представления о природе и истории России ученики закрепляют и дополняют конкретными сведениями о богатстве природы, занятиях людей, историческом прошлом, достопримечательностях и культурных ценностях своего родного края.

Таким образом, изучение окружающего мира осуществляется по трём стержневым направлениям:

-окружающий мир многогранен, интересен и все время изменяется – наблюдай и познавай его; 

-опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни – уважай и изучай его;       -природа жизненно необходима тебе, но она ранима – знай об этом и береги её красоту и гармонию.

 Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе учебной программы по окружающему миру в соответствии с учебно-методическим комплектом «Гармония» для четырехлетней начальной школы (автор – кандидат пед. наук, доцент О. Т. Поглазова), с учетом федерального комплекта государственного стандарта начального общего образования.

Изменения внесены не были.        

 Общий объём часов: на изучение учебного предмета в 4 классе отводится 68 часов ( 2 часа в неделю )

 

Место учебного  предмета в базисном учебном плане:

Предмет «Окружающий мир» входит в инвариантную часть базисного учебного плана для образовательных учреждений Р.Ф. На данный предмет в учебном плане отводится

68 часов ( 2 часа в неделю )

 

 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

   

 -Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

 -Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

 -Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

 -Человечество как многообразие народов, культур, религий.

- Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

 -Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

 -Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

 -Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

     

Результаты освоения курса

Планируемые результаты формирования

универсальных учебных действий

Личностные и метапредметные
У ученика могут быть сформированы следующие личностные
качества:
– положительное отношение, учебно-познавательный интерес к приобретению знаний о природе и истории России, к способам познания окружающего мира, к исследовательской деятельности, к способам отображения полученной информации в разных формах; к освоению регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
– познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность, воображение, фантазия, творческие способности;
– осознание себя как гражданина своего Отечества; понимание важности знания истории своей страны;
– осознание того, что наша Родина имеет более чем тысячелетнюю историю, что её народы прошли вместе трудный и славный путь создания своего государства и отстояли его независимость;
– чувство любви к родной стране, к её природе, культуре;
– чувство гордости наследием предков, достижениями российских учёных, деятелей культуры и искусства, путешественников,внёсших большой вклад в открытие новых земель на нашей планете, в освоение космического пространства;
– понимание того, что родной край – частица России, многонационального государства; что родной край имеет свою богатую историю;
– уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;
– умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами, способность оценивать свои поступки, высказывать суждения о поступках наших предшественников, исторических
деятелей;
– экологическая культура, готовность следовать этическим, экологически грамотным и безопасным правилам поведения в обществе и природе;
– чувство прекрасного, восхищение красотой объектов природы и культуры; понимание того, что природа нужна человеку не только для удовлетворения потребностей жизни, но и для проявления эстетических чувств, создания произведений искусства;
– понимание личной ответственности и способность оценивать свой вклад в дело сохранения памятников природы, культуры, истории;
– понимание того, что объединяет жителей родного края, граждан всей страны, всех людей Земли;
– способность оценивать и желание улучшать результаты своего учебного труда, развивать свои творческие способности.

Регулятивные УУД
Ученик может научиться:
– самостоятельно (или с одноклассниками) определять задачи урока, намечать план «открытия» новых знаний, освоения новых учебных действий;
– обнаруживать (совместно с учителем и одноклассниками) возникшую познавательную проблему, высказывать свою гипотезу и предлагать способ её проверки;
– оценивать недостаточность знаний и после обсуждения с одноклассниками (с учителем) формулировать задачи урока (домашней работы);
– планировать свои учебные действия (с учителем, самостоятельно, с одноклассниками) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач;
– следовать намеченному плану, решая учебные задачи, корректировать свои действия самостоятельно (или с помощью учителя), проверять правильность выполнения действий;
– делать выводы по результатам выполненных действий, сверять их с поставленными задачами, вносить необходимые коррективы, выявлять причины ошибок и самостоятельно (или с помощью учителя) исправлять их;
– предлагать совместно с одноклассниками (с учителем) систему оценки успешности выполнения учебных и творческих заданий, в соответствии с ней оценивать результаты своего труда и одноклассников;
– осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений.
Познавательные УУД
Ученик может научиться:
– осознавать познавательную (практическую, исследовательскую) задачу и целенаправленно решать её;
– выбирать источники информации (самостоятельно, с учителем, с одноклассниками) для решения учебно-познавательных,
учебно-практических задач, находить в них примеры применения знаний;
– извлекать информацию, представленную в разных формах:
в словесной, изобразительной, схематической, табличной, модельной, условно-знаковой;
– критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом, использовать словари и другую справочную литературу;
– обобщать и систематизировать знания об изучаемых объектах и явлениях, которые получены из разных источников: из учебной статьи, по результатам наблюдений, эксперимента, проектной деятельности;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую, в том числе в знаково-символическую;
– пользоваться таблицами, схемами, моделями;
– характеризовать, описывать природные объекты и явления, исторические и социальные события, выделяя их сущностные стороны;
– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию объектов окружающего мира, выбирая основание для этих логических операций;
– подводить под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков;
– устанавливать причинно-следственные связи между природными, социальными явлениями на основе рассуждений, наблюдений; предлагать варианты решения учебных проблем;
– пользоваться моделями для изучения строения природных объектов, объяснения природных явлений; моделировать предметы и явления окружающего мира;
– осуществлять исследовательскую деятельность и представлять её результаты в разной форме (рассказ, сообщение, предметная или графическая модель, таблица, диаграмма, демонстрация опыта и др.).

Коммуникативные УУД
Ученик может научиться:
– пересказывать одноклассникам (учителю, родителям) прочитанный текст (о событиях в отечественной истории, об открытии материков и др.);
– обмениваться информацией, собранной из разных источников, с одноклассниками (учителем, родителями);
– выражать свои мысли, чувства в устной или письменной форме, донося своё мнение, отношение, оценку событий и др.;
– составлять небольшие информационные сообщения с использованием подобранных иллюстраций, представляя их одноклассникам;
– участвовать в диалоге, в общей беседе при обсуждении

                                             Тематическое планирование

Окружающий мир

4 класс

п/п

Наименование разделов

Макси-мальная нагруз-

ка на

 уч-ся,ч

Теорет.

обуч-е,

ч.

Прак-тиче-ская

работа

Прове-

рочная работа

Контроль-ная работа

1.

Ориентирование в пространстве и во времени

7

6

1

2.

Способы изображения объектов окружающего мира(как изображают предметы и местность)

9

8

1

3.

Природные богатства России(путешествие по поверхности и недрам России)

8

7

1

4.

Природные зоны и природные сообщества(путешествие по экосистемам)

11

10

1

5.

Важнейшие события в истории Отечества(путешествие в прошлое России)

21

19

2

6.

Материки, океаны, страны и народы Земли(путешествие по океанам и материкам Земли)

12

11

1

                                             Итого:

68

61

2

4

1

Содержание учебного предмета

1. Ориентирование в пространстве и во времени – 7часов

Краткое описание содержания раздела

Формировать представление о путешествии. Знакомство с терминами «геология», «география», «археология».

Ввести понятия «сутки», «месяц», «год». Устройство счёта времени. Знакомство с разными видами часов. Научить детей ориентироваться на местности. Знать стороны горизонта. Термин «компас». Изображение предметов, термин «масштаб». Научить составлять план местности.

Знакомство с географическими и историческими  картами, моделью Земли. Что изучает наука астрономия? Термин «глобус».Солнечная система. Космос. Учащиеся должны научиться  понимать новые термины и уметь ориентироваться  на местности. 

Ученик научится:

знать

– понятия: «исторические источники», «краеведческий музей», «исторический музей»;

– способы познания окружающего мира;

- о старинных способах счета времени;

-о периодически повторяющихся изменениях в природе;

– разные виды часов.

-понятие об ориентировании. 

Ученик получит возможность научиться:                                                                                         -рассуждать о путешествии как способе познания окружающего мира, о значении наук, использующих результаты путешествий;

-определять начало сезонов по календарю, по солнцу, по фенологическим признакам.

-пользоваться разными видами часов;

– пользования компасом;

– развивать наблюдательность и мышление.

2. Способы изображения объектов окружающего мира(как изображают предметы и местность) – 9 часов

Краткое описание содержания раздела

      Способы изображения объектов окружающего мира. Рисунок, чертёж, план предмета. Масштаб, его использование при изображении объектов окружающего мира. Изображение местности на плане. Условные знаки на плане городской  и сельской местности. Географическая карта, её отличие от плана местности. Условные знаки физической карты: обозначения равнин, гор, водоёмов, населённых пунктов, границ государств. Историческая карта, её отличие от физической карты. Условные знаки исторической карты, изображение территорий государств, исторических событий на ней.

    Изображение Земли. Глобус -  модель Земли. Условные линии и точки на глобусе (полюсы, экватор, меридианы, параллели). Карта полушарий Земли. Контурные карты, способы работы с ними.

     Объекты космического пространства, их изображение. Звёзды и созвездия. Звёздная карта, её условные обозначения, изображение звёзд и созвездий.

Общее представление о Солнечной системе, её составе. Модель Солнечной системы. Солнце – центр Солнечной системы. Планеты, их названия, последовательность расположения относительно Солнца, сравнительные размеры.

Древнегреческие философы о строении Солнечной системы, о форме и движении Земли.

Земля и её естественный спутник Луна. Место Земли в Солнечной системе, её соседи. Первые космические полеты вокруг Земли и на Луну. Искусственные спутники Земли, их использование в народном хозяйстве. Влияние Солнца на процессы, происходящие в неживой и живой природе Земли. Использование солнечной энергии.

Ученик научится:

-Выделять основную и второстепенную информацию в тексте, извлекать информацию, представленную разными формами (словесная, иллюстративная, схематическая, условно-знаковая) и использовать её для ответов на поставленные вопросы, проверять истинность предлагаемых утверждений.

-Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, моделирования, практической работы).

-Составлять план наблюдений, опытно-экспериментальной деятельности, обобщать результаты наблюдений, делать выводы.

.-Принимать участие,  сотрудничать при выполнении  коллективных проектов. планировать своё участие в проектах, предлагать источники информации, форму её презентации и др..

-Называть и характеризовать способы изображения предметов и местности.

-Различать рисунок и план предмета, объяснять, для чего рисуют (чертят) разрезы предметов, что с их помощью можно узнать о них.

-Объяснять,  что показывает численный масштаб, для чего и когда его используют, переводить численный масштаб в именованный.

-Объяснять, как составлять план местности, какие измерения надо выполнять, как использовать масштаб, как определять местоположение и изображать объекты на плане.

-Представлять текстовую информацию в виде схематического рисунка, графической и знаково-символической моделях.

-Различать топографические знаки плана местности, читать (декодировать) план местности.

-Сотрудничать, коллективно выполняя практическую работу при составлении плана класса.

-Сравнивать и различать план местности и географическую карту, физическую и историческую карты.

-Рассматривать физическую карту, называть её условные знаки (легенду карты), анализировать информацию, данную на

физической карте с помощью послойной окраски, декодировать (переводить) условные знаки карты в словесную информацию.

-Рассматривать историческую карту, называть её условные знаки (легенду карты), анализировать информацию, данную на ней с помощью условных знаков.

-Обсуждать, какие наблюдения доказывают шарообразность Земли.

-Объяснять, какая информация о планете Земля отображена на глобусе, её модели.

-Находить и показывать на глобусе основные линии и точки (полюсы, меридианы, параллели, экватор).

-Сравнивать глобус и карту полушарий, определять их сходства и различия.

-Находить и показывать на глобусе и карте заданные географические объекты (материки и океаны, реки  и озёра, горы и равнины, города).

-Различать понятия космическое тело, звёзда, созвездие, планета, спутник, комета, метеор, метеорит, галактика.

-Наблюдать небесные тела, называть 2-3 созвездия, хорошо наблюдаемые в данном регионе, узнавать их очертания на рисунках-схемах, находить их на звёздной карте, рассказывать о своих наблюдениях одноклассникам.

-Объяснять, почему Солнце мы видим большим кругом, а другие звёзды маленькими точками; почему меняется положение созвездий на ночном небе в течение наблюдений, почему Луну называют спутником Земли, почему меняется её вид при движении вокруг Земли, почему Солнце и Луна кажутся нам одинаковой величины.

-Сравнивать звёзды по размеру, цвету, температуре, характеризовать Солнце как жёлтый карлик.

-Характеризовать существенные различия звёзд и планет на примере Солнца и Земли.

Ученик получит возможность научиться:                                                                                         

-Моделировать положение планет относительно Солнца, называть последовательность их расположения в Солнечной системе, указывать положение Земли относительно других планет, находить планеты на рисунке-схеме.

-Обсуждать влияние Солнца на живую и неживую природу Земли, возможность использования солнечной энергии в народном хозяйстве, приводить примеры.

-Осуществлять самоконтроль за усвоением предметных знаний и освоению универсальных учебных действий.

-Находить дополнительную информацию о планетах земной группы, планетах гигантах Солнечной системы, о космических исследованиях.

   

3. Природные богатства России (путешествие по поверхности и недрам России) – 8 часов

Краткое описание содержания раздела

Знакомство с природой России, с крупнейшими равнинами и горными системами, реками, озёрами, омывающими её морями.

Учащимся знать  карту России  и её границы.

Недра России. Как человек использует полезные ископаемые.

Знакомство с термином «окаменелости». Знать условные знаки полезных ископаемых. Развивать познавательный интерес, логическое мышление. 

Ученик научится:

знать

-особенности природы России, крупнейшие равнины и горные системы, реки, озера, омывающие ее моря;

- историю карты России;

- о разнообразии полезных ископаемых, способы их добычи. 

Ученик получит возможность научиться:

– работать с контурной картой;

– читать карту;

– работать с научной литературой;

- выполнять задания;

– давать ответы на вопросы.

4. Природные зоны и природные сообщества(путешествие по экосистемам) – 11 часов

Краткое описание содержания раздела

Ввести понятие термина «природная зона». Сформировать знания о климатических условиях, занятиях людей  в Арктике, в Тундре.

Знакомство с картой «Природные зоны России».

Ввести понятие термина «ярусы леса».

Россия – страна лесов. Знать, что даёт лес человеку и какие экологические проблемы возникают по вине человека.

Степные просторы. Знать расположение  зоны степей на территории России.

Жаркие пустыни. Знать географическое расположение зоны пустыни России. 

Ученик научится:

знать

-о климатических условиях, характерных растениях  и животных, занятиях

 людей в Арктике, Тундре;

– о климатических условиях характерных растениях и животных;

– об отличиях тайги, смешанных и широколиственных лесов;

-о значении леса в природе и жизни человека. 

Ученик получит возможность научиться:

– выявлять причинно-следственные связи;

– читать карту.

5. Важнейшие события в истории Отечества (путешествие в прошлое России) – 21 час

Краткое описание содержания раздела

Ввести понятие терминов «род», «старейшина», «племя», «вождь».

Древняя Русь. Когда и как возникла Киевская Русь.

Знать города-крепости в Древней Руси. Крещение Руси. Как развивалась культура после крещения Руси.

Монголо-татарское иго. Познакомить с выдающимися победами наших предков под руководством Александра Невского. Воспитывать гордость за наших  соотечественников.

 Знать как объединяли и освобождали Русь.

Иван Грозный. Как расширились границы Московского государства.

Смутное время Руси. Развитие умений работать с исторической  и географической картой. Знать и восхищаться  мастерством русских зодчих, иконописцев.

Пётр Великий. Российская империя . Познакомить учащихся с преобразованиями Петра Великого.

Екатерина Великая. Рассмотреть пути развития образования, науки и искусства при Екатерине Великой.

Нашествие Наполеона. Дать представление о первой Отечественной войне 1812 года. Знать заслуги фельдмаршала М.И.Кутузова.

Россия в 19 веке. Развивать умения работать с текстом, анализировать и обобщать. Воспитание патриотизма.

Октябрьская революция. Знать  общее представление о Февральской и Октябрьской  революциях. Развивать умения работать с научным текстом.

 Образование СССР. Знать «Политическую карту» и развитие умений при работе с картой.

Годы священной войны. Как началась великая Отечественная война.

Знать карту « Великая Отечественная война».

Как была освобождена наша Родина. Развивать умения извлекать информацию, пользуясь картой.

Трудные послевоенные годы в Советском Союзе. Знать названия 15 республик СССР. Воспитание гордости за научные достижения россиян.

Начало перестройки. Современная Россия. Раскрыть причины начала перестройки в стране. Познакомить учащихся с организацией управления в современной России.

Кем и чем гордится Россия. Ввести термин «лента времени». Формирование целостного представления о трудном и славном пути  нашей Родины.

Ученик научится:

знать

- понятия «род», «старейшина», «племя», «вождь», «исторические источники»;

-об истории возникновения Древнерусского государства, образовании Киевской Руси;

– причины распада Киевской Руси и установления монголо-татарского ига;

– о выдающихся победах наших предков под руководством Александра Невского4

– причины ослабления Московского государства;

– значение героизма народных масс и организаторов освободительных войн в борьбе с польскими и шведскими захватчиками. 

-причины отставания уровня жизни народов Советского Союза в сравнении

с другими развитыми странами мира;

- причины начала перестройки в стране;

Ученик получит возможность научиться:

– определять период развития России  по иллюстрациям;

– работать с картой;

– анализировать факты;

– рассуждать, делать выводы;

– проводить сравнительный анализ; выделять главную мысль .

-уметь выполнять задания по изученному материалу

- добывать информацию, пользуясь картой;

- выделять главное в тексте;

– выявлять причины и следствия изменений в жизни общества.

6. Материки, океаны, страны и народы Земли(путешествие по океанам и материкам Земли) – 12 часов

Краткое описание содержания раздела

Как люди открывали Землю. Знать российских путешественников.

Евразия. Знать географическое положение, уметь работать с картой полушарий и глобусом.

Как открывали Африку. Сформировать знания о материке Африка.

Кто открывал Америку. Знать географическое положение материка и историю открытия Америки.

Кто исследовал Австралию. Знать географическое положение Австралии и историю её открытия.

Как был открыт шестой материк Земли- Антарктида. Знать географическое положение  и историю её открытия.

Кто и когда совершил первые кругосветные путешествия вокруг Земли. Знать великих путешественников. Знакомство с особенностями Мирового океана.

Воспитывать познавательный интерес.

Краеведческая экскурсия по родному краю.  Знать  историю своей Родины и пути её развития. Воспитывать любовь к родному краю.

Ученик научится:

знать

-о российских путешественниках и их вкладе в открытие новых земель;

-географическое положение, растительный и животный мир материка, историю его открытия;

- о материке Африка, растительном и животном мире Африки, истории ее открытия;

- об особенностях Мирового океана;

- об использовании природных богатств родного края. 

Ученик получит возможность научиться:

- работать с картой полушарий и глобусом;

 выполнять задания;

– выступать с сообщениями;

– участвовать в конкурсах и викторинах.

Календарно – тематическое планирование

по окружающему миру

4класс

п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Кол-во

часов

Вид самост.

работы

Планир.

дата проведения

Факт.

дата

проведения

1-я четверть

18ч.

1.

Ориентирование в пространстве и во времени

7ч.

1.1

Путешествия – источник знаний

Объяснение нового материала

1

Работа в тетради на печ.основе

1.2

Природные явления и счет времени

Объяснение нового материала

1

Работа в тетради на печ.основе

1.3

Устройство для счёта времени

Объяснение нового материала,

тестирование

1

Работа в тетради на печ.основе, тестирование

1.4

Историческое время. Лента времени

Комбинир. урок

1

Работа в тетради на печ.основе

1.5

Ориентирование на местности. Стороны горизонта

Комбинир. урок

1

Задания для самоконтроля

1.6

Компас. Ориентирование по компасу

Объяснение нового материала

1

Работа в тетради на печ.основе

1.7

Определение сторон горизонта на местности. Практическая работа

Тестирование, практ. работа

1

Тестирование, практ. работа

2.

Способы изображения объектов окружающего мира

 9 ч.

2.1

Способы изображения предметов

Объяснение нового материала

1

Работа в тетради на печ.основе

2.2

Масштаб и его использование

Объяснение нового материала

1

Работа в тетради на печ.основе

2.3

План местности. Топографические знаки

Объяснение нового материала

1

Работа в тетради на печ.основе

2.4

Географические и исторические карты

Объяснение нового материала

1

Работа в тетради на печ.основе

2.5

Глобус – модель Земли

Комбинир. урок

1

Работа в тетради на печ.основе

2.6

Практическая работа

Практ.работа

1

Практ.работа

2.7

Космическое пространство и его изображение. Звёздная карта

Объяснение нового материала

1

Работа в тетради на печ.основе

2.8

Земля – планета Солнечной системы

Комбинир. урок

1

Работа в тетради на печ.основе

2.9

Способы изучения космических тел. Влияние Солнца на Землю

Объяснение нового материала

1

Работа в тетради на печ.основе

3.

Природные богатства России – 8 ч.

8ч.

3.1

Россия на глобусе и географической карте

Объяснение нового материала

1

Работа в тетради на печ.основе

3.2

Крупнейшие горы, равнины, реки, озёра России

Комбинир. Урок

1

Работа в тетради на печ.основе

2-я четверть

14ч.

3.3

Горные породы и  минералы, их образование

Объяснение нового материала

1

Работа в тетради на печ.основе

3.4

Полезные ископаемые, их разведка и добыча

Объяснение нового материала

1.

Работа в тетради на печ.основе

   

3.5

Строительные материалы, металлические руды, их использование в народном хозяйстве

Объяснение нового материала

1

Работа в тетради на печ.основе

   

 

3.6

Горючие полезные ископаемые, их использование

Объяснение нового материала

1

Работа в тетради на печ.основе

   

3.7

Альтернативные источники энергии

Тестирование,

объяснение нового материала

1

Тестирование

3.8

Обобщающий урок. Проверочная работа

Проверочная работа

1

Проверочная работа

4.

Природные зоны

и природные сообщества

11ч.

4.1

Природные зоны России

Объяснение нового материала

1

Работа в тетради на печ.основе

   

4.2

Суровая Арктика

Комбинир. урок

1

Работа в тетради на печ.основе

   

4.3

Ранимая тундра

Объяснение нового материала

1

Работа в тетради на печ.основе

   

4.4

Зона лесов

Объяснение нового материала

1

Работа в тетради на печ.основе

   

4.5

Степные просторы

Объяснение нового материала

1

Работа в тетради на печ.основе

   

4.6

Жаркие пустыни

Урок-

семинар

1

Работа в тетради на печ.основе

   

4.7

Природные зоны России. Обобщающий урок. Проверочная работа

Комбинир. урок

1

Проверочная работа

4.8

Природа гор

Комбинир. урок

1

Работа в тетради на печ.основе

   

3-я четверть        

20ч.

4.9

Природные сообщества. Жизнь в пресных водоёмах

Урок-

викторина

1

Работа в тетради на печ.основе

   

4.10

Болота, их значение для природы и человека

Объяснение нового материала

1

Работа в тетради на печ.основе

   

4.11

Жизнь луга.

Комбинир. урок

1

Проверочная работа

5.

Важнейшие события в истории Отечества(путешествие в прошлое России)

21ч.

     

5.1

Восточные славяне, их соседи

Объяснение нового материала

1

Тестирование

Работа в тетради на печ.основе

5.2

Образование Древнерусского государства

Объяснение нового материала

1

Работа в тетради на печ.основе

5.3

Крещение Руси

Комбинир. урок

1

Работа в тетради на печ.основе

5.4

Как распалась Древняя Русь

Объяснение нового материала

1

Работа в тетради на печ.основе

 5.5

Борьба Руси с иноземными захватчиками в X1II веке

Комбинир. урок

1

Работа в тетради на печ.основе

 5.6

Объединение Руси вокруг Москвы. Куликовская битва.

Комбинир. урок

1

Работа в тетради на печ.основе

 5.7

Московское государство.

Правление Ивана III и Ивана Грозного

Объяснение нового материала

1

Работа в тетради на печ.основе

5.8

Обобщающий урок. Проверочная работа

Комбинир. урок

1

Проверочная работа

5.9

Россия в XVII веке. Начало правления династии Романовых

Комбинир. урок

1

Работа в тетради на печ.основе

5.10

Петр Великий. Российская империя

Объяснение нового материала

1

Работа в тетради на печ.основе

5.11

Развитие Российской империи. Правление Екатерины II

Объяснение нового материала

1

Работа в тетради на печ.основе

5.12

Нашествие Наполеона. Бородинская битва, её значение для России

Объяснение нового материала

1

Работа в тетради на печ.основе

5.13

Россия до 1917 года. Обобщающий урок

Комбинир. урок

1

Работа в тетради на печ.основе

5.14

Проверочная работа

Проверочная работа

1

Проверочная работа

5.15

Исторические события в России в начале XX века

Объяснение нового материала

1

Работа в тетради на печ.основе

5.16

Преобразования, произошедшие в СССР в 20-30 годы XX века

Объяснение нового материала

1

Работа в тетради на печ.основе

5.17

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Объяснение нового материала

1

Работа в тетради на печ.основе

4-я четверть                

16ч.

5.18

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Объяснение нового материала

1

Работа в тетради на печ.основе

5.19

Советский Союз в

послевоенные годы.

Объяснение нового материала

1

Работа в тетради на печ.основе

5.20

Начало перестройки. Современная Россия

Объяснение нового материала

1

Работа в тетради на печ.основе

5.21

Яркие события из истории родного края

Объяснение нового материала

1

Работа в тетради на печ.основе

6.

Материки, океаны, страны и народы Земли (путешествие по океанам и материкам Земли)

12

6.1

Океаны Земли.

Жизнь в море

Объяснение нового материала

1

Работа в тетради на печ.основе

6.2

Крупнейший материк Земли, его природа, население.

Комбинир. Урок

1

Работа в тетради на печ.основе

6.3

Африка, ее природа. Исследователи Африки

Комбинир. Урок

1

Работа в тетради на печ.основе

6.4

Открытие Америки. Природа Северной и Южной Америки

Объяснение нового материала

1

Работа в тетради на печ.основе

6.5

Австралия. Уникальные растения и животные материка

Контрольная работа

1

Работа в тетради на печ.основе

6.6

Открытие Антарктиды российскими путешественниками. Суровая природа материка

Комбинир. Урок

1

Работа в тетради на печ.основе

6.7

Страны и народы мира

Комбинир. Урок

1

Работа в тетради на печ.основе

6.8

Страны и народы мира

Урок-соревнование

1

Работа в тетради на печ.основе

6.9

Итоговая контрольная работа №1 за курс 4 класса

Контрольная работа

1

Контрольная

работа

6.10

Страны СНГ – ближайшие соседи России

Контрольная работа

1

Работа в тетради на печ.основе

6.11

Земля – планета жизни

Комбинир. Урок

1

Работа в тетради на печ.основе

6.12

Обобщающий урок

Обобщение

1

Работа в тетради на печ.основе

Итого

68ч.

 

Материально – техническое обеспечение

учебного предмета «Окружающий мир»

4 класс

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения:                                                          Географические и исторические настенные карты.                                                                                                      Атлас географических и исторических карт.                                                                                                     Иллюстративные материалы(альбомы, комплекты открыток и др.)

Печатные пособия:                                                                                                                                                      Таблицы природоведческого содержания в соответствии с    программой обучения.                                 Плакаты по основным темам естествознания - магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, болота, озера и т.п.)                                                                                                                             Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.)

Технические средства обучения:                                                                                                                        Магнитофон, компьютер, проектор, экспозиционный экран.                                                                       Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:                                                                                      Термометры для измерения температуры воздуха, воды.                                                                               Термометр медицинский. Лупа. Компас.

Натуральные объекты:                                                                                                                                           Коллекции полезных ископаемых.                                                                                                                                        Коллекции плодов и семян растений.                                                                                                                   Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учётом содержания обучения).                                             Живые объекты (комнатные растения).

Оборудование класса:                                                                                                                                        Ученические столы двухместные с комплектом стульев.                                                                                           Стол учительский.                                                                                                                                                            Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.                                                                             Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

                             Учебно – методическое обеспечение по окружающему миру

4класс

Основная методическая литература:

Окружающий мир, учебник для  4 класса общеобразовательных учреждений в 2 частях, 2012г.в.,  авторы: О.Т.Поглазова, Н.И.Ворожейкина, В.Д.Шилин

Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012г.

Две рабочие тетради – 4 класс, 2015г.в., автор: О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин

Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015г.

Методическое пособие в двух частях: Окружающий мир  – 4 класс,

Поурочные планы по учебнику О.Т.Поглазовой, В.Д.Шилина, автор – составитель: Н.В.Лободина

Волгоград: издательство «Учитель», 2010г.

Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир»  для 4 класса общеобразовательных учреждений, автор О.Т.Поглазова, Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014г.

Программа к курсу «Окружающий мир» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, автор О.Т.Поглазова ; Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009г.

Г.С.Ковалёва,О.Б.Логинова «Планируемые результаты начального общего образования», Москва «Просвещение» 2011г.

Электронное сопровождение к учебникам и тетрадям: в свободном доступе на сайте «Образовательная система Гармония»

Дополнительная  методическая литература:            

   Журнал «Начальная школа»

Методические рекомендации по изучению исторического материала в интегрированном курсе «Окружающий мир», 4 класс .- Смоленск, Ассоциация 21 век, 2004.

Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей начальных классов. – М.: Просвещение, 1976.

Чудакова Н.В. Я познаю мир. История. – М.:АСТ,1998.

                          Я познаю мир. Культура. – М.:АСТ,1997.

                          Я познаю мир. Чудеса света. – М.:АСТ,1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...