Путешествие по золотому кольцу России
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Хрянина Ирина Эдуардовна

Виртуальное путешествие по "Золотому кольцу России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

План конспекта-урока

1.

Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Раздольненская средняя общеобразовательная школа имени В.Н. Ролдугина»

2.

Учитель: Лобода Ирина Эдуардовна

3.

Класс: 3

4.

Предмет: окружающий мир

5.

Цель:Познакомить учащихся с географией городов Золотого кольца России, историей их возникновения, художественной ценностью.

6.

Задачи урока

Учить вести исследовательскую работу.(Доступ, интеграция)

Развивать способность правильно формулировать мысли в процессе общения.

(Определение, создание)

Способствовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за свою страну через изучение достопримечательностей старинных русских городов.

(Определение, создание)

Познакомятся с достопримечательностями городов Золотого кольца России, закрепят умение находить нужную информацию в источниках и работу в группах.

7.

Тема урока: «Виртуальное путешествие по Золотому кольцу России»

8.

Тип урока:

Изучение нового материала, урок-путешествие (виртуальная экскурсия)

9.

Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, мультимедийная установка + мультимедийная презентация, планшеты,  карты Золотого кольца России для каждой группы, маршрутные листы с заданиями по городам в соответствии с маршрутом, листы с кроссвордом для каждой группы.

10.

Ход урока

Мотивация учащихся

I.Организационный момент

Учитель:

Ребята, мы начинаем урок окружающего мира. Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Сделайте красивую добрую улыбку и подарите радость друг другу. Помните – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и окружающую нас жизнь.

II.Проверка домашнего задания

Интеграция

(Проверка дом. задания проходит в виде тестирования.)

III.Сообщение темы и формулирование целей урока.

Учитель:

- Мы начинаем изучать новый раздел.  Как он называется?

Учащиеся: Путешествие по городам и странам.

Учитель: Как называют людей, которые путешествуют? Учащиеся: путешественники или туристы

Учитель: А какими видами транспорта можно путешествовать?

- Но сегодня мы не будем ехать на автобусе или поезде, лететь на самолёте или плыть на корабле. Мы совершим необычное путешествие – виртуальную экскурсию. Экскурсию по древним городам России. Представим себя в роли туристов. Побываем в нескольких древних  русских городах.

Учитель: Давайте поставим цель нашего путешествия. Зачем мы в него отправляемся?

(Выслушиваются ответы детей)

Учитель: Города, в которых мы побываем, расположены на маршруте «Золотое кольцо». Обратите внимание, у каждого из вас на столе лежит то, что необходимо в любом путешествии – карта.

«Золотое кольцо России» - тысячекилометровый туристский маршрут по древнерусским городам. « Золотое кольцо»- это название возникло не случайно. Сверкающее кольцо России образуется из прекрасных русских городов северо-восточной Руси. В России они занимают особое место. Здесь складывалось единое русское государство, ставшее потом великой империей. Здесь, во Владимиро-Суздальской земле, скопилась сила для будущих побед над монголо-татарами. А в лихолетье, названное Смутным временем, в Ярославле и Костроме собирали народ для битвы с польско-литовскими захватчиками Минин и Пожарский. На костромской земле простой крестьянин Иван Сусанин ценою своей жизни спас жизнь русскому царю, а значит, и будущее России. Мы познакомимся с  несколькими городами, составляющими славу Золотого кольца.

IV.Постановка проблемы.

Учитель: Почему кольцо? И почему Золотое?

Учащиеся: города расположены своеобразным кольцом к северо-востоку от Москвы. Маршрут ведет по старейшим русским городам, где сохранились древнейшие достопримечательности – памятники культуры, исторические места.

V. Введение в тему.

Учитель: В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы.

 Учитель: А кто был из вас в Москве?

Учитель: Какие впечатления, что запомнилось особенно?

Учитель: А вы знаете, кто и когда основал Москву?

Учащиеся: Основал Москву- Юрий Долгорукий.  

Учитель: Кто помнит, в каком году была основана
Москва?

Учащиеся: Она была основана в1147 году

Учитель:Что еще можете рассказать о Москве?

Учащиеся: Город Москва столица  нашей Родины. Москва – огромный город. И по числу жителей, и по своим размерам он стоит в числе крупнейших городов мира.

Учитель: Какие достопримечательности есть в Москве?

Учащиеся: Красная Площадь, Кремль, Храм Христа Спасителя, МГУ.

кремль.jpg

Учитель:Путешествовать будем по группам.

Давайте с вами вспомним правила работы в группе

Учащиеся:

1. Думай, слушай, высказывайся.

2. Уважай мнение других.

3. Записывай идеи.

Поделитесь на группы.

Учитель: Для проведения исследовательской работы, вам необходимо распределить роли среди участников группы.(Участники совещаются, назначают командира, оформителя, ответственного за поиск информации .)

Учитель: Знакомиться с городами Золотого кольца вам поможет алгоритм на инструкционных картах.

6. Алгоритм знакомства с городом.

Показать город на карте.

Кто и когда основал город?

Откуда произошло название города?

А) монастыри, соборы

Б) кремль

В) знаменитые люди

- Каждая группа будет работать по этому алгоритму, анализируя материал учебника и интернета, и у вас на рабочем столе есть папка, в которой можно взять информацию и картинки, затем вы впишите добытые вами  сведения в маршрутные листы

В конце урока, мы заслушаем ваши сообщения.

Учащиеся приступают к работе в группе, а учитель в ходе их работы ходит по группам и оказывает помощь.

1 группа:  Сергиев Посад.

 150px-The_Trinity_Cathedral_Troitse_Sergiyeva_Lavra

Сергиев Посад назван в честь святого Сергия Радонежского, город основан  1340-х годах . Самая древняя достопримечательность Троице-Сергиевой лавры – Троицкий собор, возведенный в 1422 году. Основал его Сергей Радонежский ,главный монастырь России. Достопримечательность Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник В 14 километрах к юго-востоку от Сергиева Посада на правом берегу реки Вондиги находится уникальный памятник природы – водопад Гремячий ключ, вода которого имеет лечебные свойства.

2 группа: Переславль - Залесский.

130px-SPSobor

Город основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким как Переяславль.

Название получил в честь более древнего города — Переяславля-Русского (сегодняшний Переяславль-Хмельницкий на территории Украины). В свою очередь, последний был основан и назван так князем Владимиром Святославичем.

Основанный Юрием Долгоруким город находился за лесами в Залесье — области полей и земледелия; поэтому к названию города стали добавлять дополнительное определение: Переяславль-Залесский. С XV века произношение изменилось на Переславль-Залесский.

Здесь много церквей и памятников архитектуры. Здесь сохранились старинные церкви и другие творения русского зодчества: Спасо-Преображенская церковь, Никитский и Горицкий монастыри, уникальные Музей Утюга и Музей Чайника.

На территории Горицкого Успенского монастыря Переславль-Залесского, расположенного на въезде в город со стороны Москвы, установлен бюст основателя города Юрия Долгорукого .Бюст отлит из бронзы.

3группа:  Ростов.

Город Ростов возник на земле, принадлежавшей финно-угорскому племени меря. По легенде его основатель носил имя Роста и назвал город в свою честь

Этот город самый древний в Золотом кольце. Полюбуйтесь Ростовским кремлем, с белоснежными стенами и куполами церквей.

За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном. Так же известны на весь мир Дмитриевский храм и Церковь Иоанна Богослова.

Ростов славится знаменитой ростовской финифтью. Это очень красивые украшения с эмалью – броши, серьги, браслеты, которые хранятся в музее Финифти, и вызывают восхищение окружающих.

4группа:  Углич.

Местная летописная традиция приписывает основание города Углече поле Яну Плесковитичу.Углич стоит на реке Волге. Название города, возможно, произошло от слова “угол”. Река в этом месте изгибается, течёт “углом”. В Угличе много памятников старины: Дворцовая палата удельных князей, церковь царевича Дмитрия – на крови. Интересна Угличская гидроэлектростанция, одна из первых построенных на Волге. А ещё в Угличе работает большой часовой завод, где делают известные часы “Чайка”. Вот чем славен этот город.

VII.    Физкульт минутка:

Поднимает руки класс это раз

Завертелась голова это два

3- руками три хлопка

На 4 руки шире

5- руками помахать

6- на место тихо сесть.

VIII.Отчет групп.

Учитель: Уважаемые исследователи, наше путешествие подходит к завершению. Отправьте свои подготовленные работы на рабочий стол учителя и договоритесь о том, кто будет защищать вашу работу.

После того, как все сообщения будут сформированы в единую презентацию, начинается защита сообщений. У доски представитель группы рассказывает о городе, другие при необходимости дополняют.

IX.Обобщение и систематизация знаний.

Учитель:  Теперь проверим, как вы запомнили то, о чём мы говорили на уроке.  

1. Игра «Найди город».

У вас в планшете есть папка, которая называется обощение знаний. Откройте эту папку, выполните задания.

Ростов, Кострома, Сергиев Посад, Владимир, Углич, Суздаль, Ярославль, Переславль Залесский, Плес.

- Кто из вас был внимательным, какой город изображен на этой карте лишний? (Иваново).

2. Кроссворд

(Листы с кроссвордом раздаются каждой группе)

http://festival.1september.ru/articles/515332/Image2708.gif

4. Название города произошло от слова «угол». Река течёт «углом». (Углич)

5. Главный, важный монастырь. (Лавра)

6. Красивые эмалевые украшения: броши, серьги, браслеты. (Финифть)

7. Этот город ещё в давние времена с уважением называли Великим. (Ростов)

Учитель: Почему же маршрут по этим местам называется «Золотое кольцо»?

Учащиеся: Если посмотреть на карту, то становится понятно, почему маршрут по этим местам стал называться «Золотое кольцо»: старинные русские города образуют на карте как бы окружность. В «Золотое кольцо» входят: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Великий, Ярославль, Кострома, Плес, Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской, Углич.

X.Подведение итогов и рефлексия.

- Как оцениваете наш урок и работу своей группы?

а) если всем членам группы было на уроке легко и понятно, выбирайте зелёный смайлик;

б) если во время работы вы узнали много нового, но возникли затруднения, то выбирайте жёлтый смайлик;

в) если материал урока показался сложным и необходимо вернуться к нему и разобраться получше, то выбирайте красный смайлик.

(выбирают и ставят смайлики)

Домашнее задание. Подготовить сообщение о других городах Золотого кольца, в которых мы ещё не побывали, по сегодняшнему алгоритму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий защиты проекта "Путешествие по Золотому кольцу России"

Сценарий защиты проекта "Путешествие по Золотому кольцу России"...

Фотоматериалы к проекту "Путешествие по Золотому кольцу России"

Материал собран учениками 3-го "А" класса во время работы над проектом....

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по учебнику А. А. Плешакова. Тема урока: Путешествие по Золотому Кольцу России

В презентации представлены главные достопримечательности городов Золотого Кольца России...

Путешествие по "Золотому кольцу" России

Презентация составлена к уроку окружающего мира в 3 классе по учебнику Плешакова...

Презентация к уроку "Путешествие по Золотому кольцу России"

Презентация к уроку "Путешествие по Золотому кольцу России"...

Проект по теме "Путешествие по Золотому кольцу России" 3 класс Школа России

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕПО ТЕМЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ РОСИИ". КПК: "ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА...

Технологическая карта урока окружающего мира "Путешествие по Золотому кольцу России " (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Путешествие по Золотому кольцу России (1 урок)»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с городами, входящими в Золотое кольцо России, а также с их...