Рабочая программа внеурочной деятельности "Санкт Петербург - это наш город!"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

 Савельева Юлия Геннадьевна

Программа для ознакомления детей первого класса с  Санкт - Петербургом.

Программа «Санкт –Петербург – это наш город!»» дает возможность ученику переосмыслить имеющийся и приобрести новый опыт. Дети научатся ориентироваться на городских улицах и площадях, освоят правила межличностной коммуникации и поведения, в том числе в музеях, театрах библиотеках.

Возраст младшего школьника является периодом становления личности, активного освоения многообразного мира, формирования идентичности. В школе закладываются нравственные, трудовые, социальные установки личности;  основы мировоззрения, миропонимания; гражданские ориентиры, принципы россиянина. Кроме практических результатов, изучение уникального культурного наследия родного города даст возможность приобщиться школьникам к духовным ценностям, позволяит осознать значимость окружающего микромира, выработать индивидуально-личностные отношения к Санкт-Петербургу. Именно поэтому важным итогом реализации программы является развитие у учащихся таких чувств как гордость за свой город, бережное отношение к памятникам наследия, уважение к землякам, сопричастность к судьбе края.

    Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения (далее — Стандарт), Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее — Концепция), Постановление Правительства Санкт-Петербурга №1256 от 23.09.2010г. «О программе гармонизации межкультурных отношений, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011–2015 годы (программа «Толерантность»)».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Санкт - Петербург- это наш город!123.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление: Патриотическое

кружок

 «Санкт –Петербург – это наш город!»

1 класс

Савельева Юлия Геннадьевна

Воспитатель ГПД

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 688

Приморского района Санкт-Петербурга

Zhartun.u@yandex.ru

Пояснительная записка.

Программа «Санкт –Петербург – это наш город!»» дает возможность ученику переосмыслить имеющийся и приобрести новый опыт. Дети научатся ориентироваться на городских улицах и площадях, освоят правила межличностной коммуникации и поведения, в том числе в музеях, театрах библиотеках.

Возраст младшего школьника является периодом становления личности, активного освоения многообразного мира, формирования идентичности. В школе закладываются нравственные, трудовые, социальные установки личности;  основы мировоззрения, миропонимания; гражданские ориентиры, принципы россиянина. Кроме практических результатов, изучение уникального культурного наследия родного города даст возможность приобщиться школьникам к духовным ценностям, позволяит осознать значимость окружающего микромира, выработать индивидуально-личностные отношения к Санкт-Петербургу. Именно поэтому важным итогом реализации программы является развитие у учащихся таких чувств как гордость за свой город, бережное отношение к памятникам наследия, уважение к землякам, сопричастность к судьбе края.

    Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения (далее — Стандарт), Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее — Концепция), Постановление Правительства Санкт-Петербурга №1256 от 23.09.2010г. «О программе гармонизации межкультурных отношений, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011–2015 годы (программа «Толерантность»)».

Цель программы

 Создать условия для:

- духовно-ценностной и практической ориентации школьников в мире города;

- приобретения школьниками социальных знаний, ценностного отношения к социальной реальности (к родителям, к семье, к школе, к истории страны);

- получения опыта социального действия.

Развивать эмоциональное-образное, художественное мышление, что является условием становления интеллектуальной и духовной стороны личности юного петербуржца;

Воспитывать:

-  трепетное отношение к прошлому и ответственное отношение к будущему своего родного города.

- духовно-нравственные качества гражданина сквозь призму истории и культуры Санкт-Петербурга;

Повышать:

- уровень  знаний и расширять представления у школьников разного этнического происхождения об истории и культуре Санкт-Петербурга;

- интерес к памятникам архитектуры, зодчества.

Формировать:

 - образ Петербурга, уважения к его истории и культуре как неотъемлемой составляющей русской художественной культуры;

Задачи:

Образовательные:

  • Знакомство с историей создания "Санкт -Петербурга и его художественного наследия,
  • Обозначение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные воспитателем.
  • Обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
  • формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;

     

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к своему городу.
  • Воспитывать культуру общения.

Развивающие:

  • Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
  • формировать потребности в саморазвитии и самореализации.

Содержание программы:

В курсе для 1 класса включены темы, дающие младшим школьникам начальные представления об основании Санкт- Петербурга; о географическом положении и климатических условиях города; о символах и их значении г. Санкт – Петербурга; наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках и их создателях; о музеях и театрах города, его прекрасных решётках и оградах и великолепном скульптурном убранстве.

               Основная часть программы включает вопросы, которые будут рассматриваться на уроках. Задания имеют разную степень трудности.

Вариативная часть предполагает свободу творчества учителя и учащихся. Это могут быть итоговые занятия, позволяющие закрепить пройденный материал, экскурсии, конкурсы стихов и рисунков и многое другое.

Формы организации.

 Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «История и культура Санкт-Петербурга» является урок. В процессе изучения по данной программе широко используются такие формы как:

- Лекция

- проблемно-поисковые технологии;

- практические занятия

- экскурсии

- опыты, наблюдения

- исследовательская деятельность

- компьютерные технологии

- технология активных форм и методов обучения (деловые игры, круглые столы, мозговой штурм, анализ конкретной ситуации, практикумы, экскурсии);

- технологии, основанные на индивидуально - дифференцированном подходе к обучению (личностно-ориентированное обучение);

- технология учебного проектирования (метод проектов);

- презентации, конкурсы

- самостоятельная работа (индивидуальная, в паре,  групповая);

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

Технические и другие средства обучения

  • печатные (учебные пособия, рабочие листы, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал, справочники и т.д.);
  • наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
  • аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т.п.);

  • демонстрационные (макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
  • электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
  • информационно-коммуникативные технологии.

Рабочая программа «У истоков Санкт - Петербурга» предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка.

При разработке уроков с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности учащихся. Занятия включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий, а так же строгое дозирование времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами СанПиН2.4.2.282110.

Календарно –Тематическое планирование

Тема занятия

время

дата

1

Введение: «Санкт –Петербург это наш город»  (картограф, рассматривание фото иллюстраций, книг о городе, игра «приглашаю на экскурсию»)

1 час

2

 «Город в котором я живу» (мой адрес, игра - считалка: «Люблю по городу гулять»)

1 час

3

Наши любимые места в городе. (фото экскурсии из семейного альбома). Игра –считалка  «Люблю по городу гулять»

1 час

4

«На дне древнего моря» (география, поселения, образование островов. )презентация

1 час

5

«Здесь будет город заложён» (личность Пётра I, заячий остров, закладка крепости, игра м.п.:«По болоту Пётр шёл»)

1 час

6

Петропавловская крепость. (куртины, бастионы, равелины) презентация. Экскурсия в музей Петропавловской крепости.

1 час

7

Главный архитектор - Доменико Трезини (петровские ворота, Петропавловский собор. ) презентация

1 час

8

Практическая работа: макет Петропавловской крепости, собора. (Обозначение основных элементов.)

1 час

9

Викторина: «Что? Где? Когда?»

1 час

10

Домик Петра. Презентация. Мультфильм.

1 час

11

Адмиралтейство.(значение, история возникновения,)

1 час

12

Адмиралтейство (основные элементы архитектуры) Практическая работа.(конструирование)

1 час

13

Парадиз (первый порт, мост, площадь) Чтение, рассматривание иллюстрация.

1 час

14

Столица государства. Герб, гимн, флаг.

1 час

15

Закрепление пройденного. Настольная игра «Символы города»

1 час

16

Была на Неве высокая вода. Презентация. Экспериментирование.

1 час

17

Мойка, Фонтанка. (Презентация, игра м.п. «Бегемотик»)

1 час

18

Блокада Ленинграда «Надо спасать детей» рассказ, фильм, слушание метронома.

1 час

19

Санкт –Петербург – город мостов. (основные виды мостов) Экскурсия: Троицкий мост.

1 час

20

Разводные мосты. (презентация, игра м.п. «Разводные мосты»)

1 час

21

Необыкновенно красивые мосты. (считалка «Как на банковском мосту») работа с детской энциклопедией.

1 час

22

Закрепление пройденного: Кроссворд «Мосты»

1 час

23

Животные в скульптуре: звери и птицы.

1 час

24

Фантастические животные в городе. Лепка

1 час

25

Герои мифов в скульптуре.  Практическое задание – лепка из глины

1 час

26

Атланты и кариатиды рисование. Слушание песни «Атланты»

1 час

27

Экскурсия : Дворцовая площадь.

1 час

28

«Живой город »( Сосуды, клетки, лёгкие города)

1 час

29

Город и горожане. Рассказы детей о прогулках по городу.

1 час

30

Чему и как учили детей в Петербурге в 19 в. (Царскосельский лицей) Презентация. Поиск информации в интернете.

1 час

31

Чему и как учили детей в Петербурге в 19 в. (Смольный институт)

1 час

32

Быт и жизненный уклад русских царей. Мультфильм «Вперёт в прошлое» интернет ресурс.

1 час

33

Дворцы и особняки 18-19 в.в презентация. Проектная работа.

1 час

34

Музей под открытым небом. Проект.

1 час

35

Стихи и песни посвящённые любимому городу.

1 час

36

Подведение итогов. Игра - викторина .

1 час

Планируемые результаты

В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы:

Личностные

Обучающиеся научатся и приобретут:

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности к своему городу, стране.
  • эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

Метапредметные

Обучающиеся научатся:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • задавать вопросы;

Предметные

В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:

  • расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности, в интервьюировании.
  • Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам), желания «делать открытия» в привычной городской среде;
  • Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга.
  • Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.

Учащиеся научатся:

  • Находить информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях.
  • Работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по карте-схеме Петербурга;
  • Извлекать информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами;
  • Объяснять понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «город» и использовать эти понятия.

 


Список литературы:

1. Воспитание толерантности: опыт петербургской школы. Научно-методический сборник / науч. редактор Л. М. Ванюшкина. – СПб: СПб АППО, 2007.

2. Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М «Просвещение» 2010

3. Ермолаева Л. К. Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. – СПб.: СМИО Пресс, 2010.

4. Каган М. С. Град Петров в русской культуре. – СПб., 1996.

5. ФГОС. Примерные программы начального общего образования. М «Просвещение», 2010

6. «Если вы живете в Петербурге…». Организация процесса освоения культурного наследия Санкт-Петербурга: методическое пособие. – СПб.: СПб АППО, 2012.

7. Примерные программы внеурочной деятельности. Под редакцией В. А. Горского М «Просвещение» 2011

8. Санкт-Петербург: энциклопедия. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ООО «Бизнес-пресса», 2006.

9. Многонациональный Петербург: карта-путеводитель / науч. редактор Т. М. Смирнова. – СПб., 2010.

10. Многонациональный Петербург. История. Религия. Народы / Н. В. Бессонов, В. А. Дмитриев, В. А. Дымшиц и др.; научный редактор И. И. Шангина. – СПб.: Искусство-СПб, 2002

11. Санкт-Петербург: энциклопедия. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ООО «Бизнес-пресса», 2006.

12. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: энциклопедический справочник. – М., 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "История Санкт-Петербурга" 1 класс

Рабочая программа для кружка "История Санкт-Петербурга" для реализации во внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов (согласно ФГОС)...

Рабочая программа кружка "История Санкт-Петербурга" для 1 класса

Данная программа разработана мною для кружка "История Санкт-Петербурга" для 1 класса, как один из видов занятости учащихся во внеурочное время (по ФГОС)...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Встречи с Петербургом»

Одна из приоритетных задач нового Федерального государственного стандарта общего образования - это духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся младших классов. Изучение учащимися  курса «...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "История Санкт-Петербурга" 3 класс

Программа строится с учётом возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста  на основе пособий по истории города....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой город Санкт - Петербург" 4 класс"

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Прогулки по Санкт-Петербургу"

Программа внеурочной деятельности "Прогулки по Санкт-Петербургу" основана на технологии дополненной реальности и имеет особые материально-технические требования....