урок окружающего мира в 1 классе на тему "Живое- неживое"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Попова Алла Николаевна

Урок для первоклассников "Живое- неживое" с использованием проектной работы, работы в группах 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_urok_27.02.docx56.26 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО : Попова Алла Николаевна

Должность: учитель начальных классов

Предмет: окружающий мир

Программа: «Школа 2100»

Класс: 1 «а»

Тема: «Живое  и неживое»

Тип урока: открытие новых знаний

Цели деятельности учителя:

  • Создать условия для развития умения делить предметы окружающего мира на группы;
  • Способствовать формированию представления о живых организмах и неживых предметах окружающего мира, воспитанию чуткого, заботливого отношения к живым организмам; прививать бережливость, аккуратность в использовании вещей и различных предметов.

Цели деятельности обучающихся:

Познавательные:

  • С помощью опытов, проводимых учащимися на уроке, воспроизвести  природные явления, направляя познавательную деятельность  на выявление признаков опытных образцов.
  • Направлять внимание детей на изменение состояния опытных образцов в начале, с течением времени и в конце опыта, подводя учащихся к обобщению и выводам о свойствах растений- живых организмов.
  • Формировать  знания о понятиях «живое- неживое».
  • Познакомить учащихся со свойствами  живых организмов и неживых предметов

Развивающие:

  • Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, логического мышления.

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру поведения  при работе в парах, группах.
  • Научить бережному отношению к живым организмам.

Формирование УУД:

Предметные:

  • Умение  объяснять мир: называть живые и неживые  природные богатства и их роль в жизни человека; называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  • Умение определять своё отношение к миру: оценивать правильность  поведения людей в природе.
  • Умение оценивать жизненные ситуации, поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  • Умение выполнять самооценку на основе критерия успешности  учебной деятельности ( личностные УУД)
  • Умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД)

Личностные :

  • Учащиеся проявляют познавательный интерес и учебные мотивы.
  • Умение выполнять самооценку на основе критерия успешности  учебной деятельности; 

Метапредметные:

  • Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, опытных образцов;  вносить необходимые коррективы  в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по   плану, принимать и сохранять  учебную задачу. (Регулятивные УУД)
  • Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать  речь других; совместно договариваться  о правилах общения.

 ( Коммуникативные УУД)

  • Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, иллюстрации учебника, результаты опытов. ( Познавательные УУД)

Планируемые результаты:

- Внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности.

- Способность принимать и сохранять учебную задачу.

- Использовать знаково-символические средства, владеть спектром логических действий и операций.

- Учитывать позицию собеседника, адекватно передавать информацию.

Средства обучения: мультимедиапроектор, презентация

Оборудование: ветки деревьев, луковицы, семена фасоли, посуда

Плакат «Живое- неживое» из комплекта наглядных материалов

Учебные пособия:

Вахрушев А.А. «Окружающий мир», 1 класс, часть 2. Стр.46-49 «Рабочая тетрадь» А.Вахрушев

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД и ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

  1. Организационный этап.

Цель:

  • Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

  1. Вводное слово учителя. Эмоциональный настрой.

В просторный класс пришли мы снова,

К уроку все уже готовы.

- Сегодня на урок к нам заглянуло солнышко.(слайд1)

 Солнце на небе проснулось,

Нам, ребята, улыбнулось.

Глазки все мы  открываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучи солнышка возьмём

И к сердечку поднесём.

- Какое настроение у вас возникает, когда вы видите солнышко? Мне хочется , чтобы на протяжении всего урока у вас было радостное настроение.

Дети садятся по группам.

Повторяют быстро правила работы в группах

Дети быстро решают, кто будет отвечать от имени группы

Коммуникативные УУД:

Формирование  умения  работать в паре, группе.

ΙI.Мотивация  к учебной деятельности

Цель:

  • Актуализировать  требования к ученику  со стороны учебной деятельности;
  • Формирование положительной эмоциональной направленности учащихся «Хочу, потому что могу», мотивации достижения успеха.
  • Создать условия  ля возникновения  у учеников  внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Девиз урока: «Знаешь- говори, не знаешь- слушай»

-Значит, чему будет посвящён урок? ( изучению нового)

Дети настраиваются  на рабочий лад.

Личностные УУД:

Формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Познавательные УУД:

Формирование умения ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

Формирование умения  совместно договариваться  о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Формирование умения оформлять свои мысли  в устной форме.

ΙII. Актуализация знаний

Целеполагание.

  • Формирование  регулятивных универсальных учебных действий, рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;
  • Овладение обобщёнными способами приобретения новых знаний: приёмами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи;
  • Формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть  знания, приобрести умения.

1.Рассмотрите фотографии на слайде (слайд 4)

 

На какие 2 группы мы можем разделить эти предметы? (природа и изделия) (слайд 5)

– Чем различаются предметы справа и слева?- Можем ли мы назвать что-то, что относится и к первой, и ко второй группе? (Ни один объект не может быть отнесен одновременно и к природе, и к изделиям).

Побуждаем детей сформулировать вывод:

все, что нас окружает, делится на две группы, которые отличаются тем, что к одной группе относится все то, что сделано человеком, а к другой – то, что существует независимо от человека. Только то, что включает вторая группа, называется природой.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг… (природа) 

Чтобы точно установить,  что объединяет или разъединяет эти предметы, нужно установить следующее:

* Как появились на свет животные? ( котёнок,  снегирь..)

А откуда взялись машина, дом, стол? ( ответы учащихся)

Пробное учебное действие.

Дети просматривают слайды, отвечают на вопросы

Осознание возникшего интеллектуального затруднения.

Фиксация затруднения.

Определяют тему и цели урока. Дети ставят цель для себя каждый.

 

Познавательные УУД:

  • формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
  • формируем умение представлять информацию в виде схемы;
  • формируем умение ориентироваться на развороте учебника

Регулятивные УУД:

  • формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом урока;
  • формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);  

Коммуникативные УУД:

  • формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • формируем способности сравнивать своё планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом

оставленной задачи;

Личностные УУД:

  • Формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Регулятивные УУД:

  • формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Жёлтый кружок- регулятивные умения

ΙV. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

  • формирование познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
  • Развитие способности к обобщению;
  • Воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;
  • Овладение обобщёнными способами приобретения новых знаний: приёмами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи;
  • Формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть  знания, приобрести умения.

1.Постановка проблемы.

- Рассмотрите  следующий слайд (слайд 6).

- На какие 2 группы мы можем разделить все фотографии? (Живая и неживая природа)

Тема «Живое и неживое» (так тему урока назвали авторы учебника)

  1. На какие вопросы вы хотели бы сегодня получить ответы? Составление плана.

План.

  1. Чем отличаются живые организмы от неживых? По каким признакам можно определить, что один предмет живой, а другой неживой?
  2. Какие организмы относятся к живым организмам, а какие – к неживым?

- Почему одни предметы  вы определили в группу живых организмов, а другие  отнесли к неживым предметам? ( ответы детей)

Отберите объекты, способные к росту, размножению, нуждающиеся в питании, воздухе. Могут ли они умереть?

Вывод: Живые организмы рождаются, двигаются, питаются, растут, развиваются, размножаются.

Задание №1 в  рабочей тетради ( стр.56)

Опорный конспект: ( слайд 7)

Живые организмы

растут

Пьют воду

дышат

Приносят потомство

питаются

Мы с вами перечислили свойства живого организма, а что можно сказать о растении?

  –  Как оно живёт и развивается? (слайд 8) Юные учёные- исследователи, что скажите вы? ( дети коротко рассказывают о своих исследованиях)

–  Что нужно растению для роста?

–  Что же можно сказать про растения? (Растения – это тоже живые организмы)

–  Докажите свою точку зрения.

-Что необходимо растениям для жизни? ( свет, тепло, вода, воздух)

- Мы должны всегда помнить о том, что природа – наш щедрый друг, она создаёт все необходимые условия для нашей жизни, в ответ мы должны её беречь.

–  Сравним свои выводы с выводом учебника на с. 47.

Физминутка: игра «живое- неживое» (слайд 9)

Живое – хлопай, неживое - топай

 -А что мы знаем о неживых предметах?

Опорный конспект.

Неживые организмы

Придуманы и сотворены умом и руками  людей

Не способны к выведению потомства, росту

Существуют в природе, не нуждаясь  ни в пище, ни в воздухе

 

 Вывод: Неживые предметы не могут дышать, пить, их создают люди, либо они существуют неподвижно уже очень давно. (слайд 10)

-Но ведь что-то связывает  картинки  с изображением живых организмов и неживых предметов в нашем задании, раз их соединили вместе. Можете установить, какие свойства живых организмов мы обнаруживаем у неживых объектов? Найдите общие черты и различия в каждой паре рисунков ( стр.48) .( слайд 11) ( работаем в парах, обсуждаем и советуемся между собой.) Схемы помогут выполнить  задание.

 

Отгадывают загадки, классифицируют.

 

Реализация способа действия, соотнесенная с эталоном

Обобщают, делают выводы.

С помощью учителя дети составляют опорный конспект

Классификация, синтезируют извлечённую информацию.

С помощью учителя дети составляют опорный конспект

На основе анализа объектов делают выводы.

Познавательные УУД:

*  формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

*  формируем умение представлять информацию в виде схемы;

*  формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

*  формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

Коммуникативные УУД:

  • формируем умение слушать и понимать других;
  • формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • формируем умение работать в группе.

Регулятивные УУД:

  • формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом урока;
  • формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные УУД:

  • формируем умение анализировать и синтезировать полученные знания и представлять в виде картинки.
  • Развитие воображения

Коммуникативные УУД:

  • формируем умение слушать и понимать других;

Регулятивные УУД:

  • Формирование способности сравнивать своё планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом
  • Овладение приёмами самоконтроля правильности полученных результатов;

Познавательные УУД:

  • формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Личностные УУД:

  • формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
  • формируем мотивацию  к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;             

Познавательные УУД:

  • формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
  • формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

Регулятивные УУД:

  • формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
  • формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

V. Информационный этап.

Применение нового знания. Включение в систему знаний.

Цель:

  • Организовать выполнение  учениками пробного действия;
  • Организовать фиксирование  учащимися индивидуального затруднения;
  • Овладение обобщёнными способами приобретения новых знаний: приёмами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи;
  • Формирование способности  анализировать, сравнивать имеющийся материал;
  • Определение  содержания и последовательности  действий для решения  поставленной задачи;
  • Формирование умения обобщать и классифицировать по признакам;
  • Формирование умения  работать с информацией.

Формирование работы над пропедевтическими терминами ( подготовка к изучению русского языка

Работа по группам (группам выдаются карточки с заданиями)

1. Определи, какие признаки живого мы можем найти у мухи, у комнатного растения хлорофитума.

2.  Объясни, какие признаки указывают на то, что воробей, береза, щука – живые, а сосулька, камень – неживые объекты. Свой ответ обоснуй.

3. Представь: путешественники прибыли на остров, затерянный в океане. Исследовав его, они нашли родник, рядом с родником стоял глиняный кувшин, вокруг росли красивые яркие цветы, порхали бабочки и пели птицы. «Мы не первые на этом острове, –

сказали путешественники, – до нас здесь уже побывали люди». Как они об этом узнали?

4. Породы домашних животных выведены человеком. Являются домашние животные частью природы или нет?

5. Компьютер считает быстрее человека, радио говорит, самолет летает, преодолевая силу тяжести и ветер. Можно ли считать их живыми? Почему?

- Оцените работу группы.

– Что вам нужно было сделать?

– Удалось выполнить работу?

– Вы выполнили всё правильно или были недочёты?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Полностью или частично вы закрасите свой кружок-отметку в дневнике? Почему?

– Отметь в дневнике.

Закрепление знаний

  1. Признаки живой и неживой природы:

А) игра «Продолжи предложение»: планеты являются а) живой природой

б) неживой природой

Б) Исключи лишнее: дыхание, рост, плавание, питание.

Микроорганизмы, грибы, животные, полезные ископаемые.

В) Продолжи предложение:  Рождение, дыхание, питание, рост, размножение и умирание- признаки…

а) живой природы

б ) неживой природы.

2. Что посоветуем девочке? (Р.Т.стр.57 задание3)( если позволит время)

- Какие друзья есть у Лены- любимые игрушки, питомцы? С ними всё в порядке? У неё ещё мало опыта, чтобы справиться со своим игрушечным и живым хозяйством. Помогите ей советом.

* С игрушками нужно играть.

Не ломать, на место всегда убирать.

А о живых существах нельзя забывать,

Нельзя их вниманием обделять.

Игрушки не просят ни есть и ни пить,

А организмы живые нужно поить и кормить.

Фронтальная работа

Работа в группах.

Познавательные УУД:

  • формируем умение извлекать информацию из  текстов, иллюстраций;
  • формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
  • формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
  • формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
  • формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные УУД:

  • формируем умение слушать и понимать других;
  • формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Регулятивные УУД:

  • формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

Личностные УУД:

  • формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
  • формируем мотивацию  к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;             

VI.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель:

  • соотнесение цели урока и его результатов,
  • самооценка работы на уроке,
  • осознание метода построения нового знания.
  • Формирование способности сравнивать своё планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом
  • Овладение приёмами самоконтроля правильности полученных результатов

1. Фиксация нового содержания.

– Что нового узнали?

Все живые организмы обладают уникальными свойствами: могут дышать, потреблять воду, питаться, расти, размножаться, но они очень хрупкие, поэтому требуют  очень бережного отношения, иначе могут погибнуть  раньше своего срока.

  1. Подведение итога урока

- А как должны вести себя люди, чтобы  не навредить живым организмам, чтобы не уничтожить их, чтобы живые существа всегда окружали людей? (ответы детей). 

  • Всё в мире взаимосвязано: жизнь человека и жизнь живых организмов, жизнь природы и её обитателей. И только от одного существа на Земле зависит, будет ли сохранена жизнь на планете. От кого?
  • На Земле он всех сильней,
  • Потому что всех умней!
  • От человека зависит и настоящее, и будущее планеты Земля

3.Рефлексия учебной деятельности.

Соотнесение цели урока и его результатов ( каждый оценивает, удалось ли ему лично достигнуть  целей, которые он ставил перед собой в начале урока)

4.Самооценка деятельности на уроке

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?

     Очень интересно и динамично проходил наш урок. Вы были увлечены выполнением  заданий, активны, любознательны. А главное- вы очень много узнали нового и полезного об окружающем мире, что поможет вам принимать правильные решения.

  Каждый оценивает, удалось ли ему лично достигнуть  целей, которые он ставил перед собой в начале урока. (отвечают 2-3 человека)

Познавательные УУД:

  • формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
  • формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

Коммуникативные УУД:

  • формируем умение слушать и понимать других;
  • формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Регулятивные УУД:

  • формируем умение высказывать своё предположение;
  • формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

  • формируем умение выказывать своё отношение к уроку, выражать свои эмоции;
  • формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

VII. Домашнее задание (по желанию)

Подумать над вопросом: готов ли я быть хозяином и другом домашнему животному.

Подготовьте сообщения о домашних питомцах, растениях, за которыми ухаживаете.

 Если ваше настроение осталось таким же хорошим или улучшилось,  прикрепите к нашему солнышку свои маленькие солнышки. А если чьи-то солнышки грустят -рядом с другими им станет веселее. Ведь с друзьями всегда интереснее

ТОУУ: Оцените свою деятельность на уроке, отметьте в дневнике цветом в кружочке .( зелёный цвет- всё получалось, «Я- молодец!», синий- что- то не удалось или пришлось воспользоваться чьей- то помощью; красный «В следующий раз у меня обязательно всё получится»)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ урока окружающего мира 2 класс "Живая и неживая природа"

Предмет: «Окружающий мир». Тема: Живая и неживая природа. Тип урока: урок изучения новых знаний.          Преподавание окружающего мира ведется по учебнику ...

Урок окружающего мира 1 класс "Живое и неживое"

Урок окружающего мира с элементами развития критического мышления "Живое и неживое"...

Урок окружающего мира 1 класс Живое-Неживое УМК Школа 2100

Технологическая карта урока+презентация. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОСов. Урок является заключительным этапом проекта "Выращивание растений", содержит исследовательскую деятельнос...

"Живая и неживая природа", урок окружающего мира. 2 класс.

Урок по программе А. Плешакова в соответствии ФГОС....

Живое и неживое. Презентация урока окружающего мира (1 класс)

Живое и неживое. Презентация урока окружающего мира (1 класс)...

урок окружающего мира 2 класс по теме "В гости к весне (урок). Весенние явления в неживой и живо природе."

Урок окружающего мира по программе "Школа России" в игровой форме, с презентацией...

урок окружающего мира 2 класс Живая и неживая природа

Тема: живая неживая природаКласс: 2 Цель: создание условий для  формирования представления учащихся о живой и неживой природеЗадачи: образовательные:   дать обучающимся первоначальное предст...