Окружающий мир 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Окружающий мир.  Урок – путешествие.

Дата проведения:  21.12.2012г.

Тема: Времена года. Зима: покой природы. (Повторение.)

Тип урока: повторительно- обобщающий.

Технологии: здоровьесберегающая,  игровая,  ЭОР, технология проблемного диалога.

 

Цели:

Дидактическая:

- создать условия для осознания, осмысления и закрепления  информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий

Предметные:

- повторить (сезонные) зимние явления природы;

- формировать умение находить взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных.

 

Воспитательные:

- воспитывать чувство сопереживания, желание помочь нуждающимся животным;

 

1.ЭОР:

 Проектор, компьютер, презентация, фонограммы песни, музыки и голосов птиц.

 

2. Раздаточный материал:

 карточки и конверты  с заданиями для парной и групповой работы

 

3. Наглядный материал:

 картинки с образцами одежды, елочка  на ватмане, «снежки», сигнальные карточки для тира, буквы на магнитах.

 

 

 

 

Литература:

 

1. Учебник. А.А. Вахрушева, О.В. Бурский, А.С. Раутиан «Окружающий мир. Я и мир вокруг. 1 класс, часть1», Москва, Баласс, 2012г

2.  Рабочая тетрадь к учебнику окружающего мира для 1 класса «Окружающий мир. Я и мир вокруг». Москва, Баласс 2012г.

3. Методические рекомендации для учителя. «Окружающий мир. Я и мир вокруг.» Москва, Баласс 2012г.

4. Популярное пособие для родителей и педагогов Н.В. Ёлкина, Т.И. Тарабарина, «1000 загадок» Ярославль, Академия развития, 2004г

5. Презентация к уроку.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл окружающий мир в 1 классе37.77 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний и закрепление материала

                                                                         

II. Итог урока. Рефлексия .                                                                                                                        

Орг. момент

- Сегодня на уроке мы не одни, у нас гости. Повернулись, улыбнулись - пусть за окном мороз и холод, а у нас в классе тепло и уютно от улыбок, … и обратно развернулись.

- Мы отправляемся в путешествие, а вот куда, попробуйте догадаться!

Муз. 1(ветер вьюга)

Белый снег, пушистый  в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом  поле забелело,

Точно пеленою всё его одело.

Тёмный лес что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно...

Божьи дни коротки, солнце светит мало,

Вот пришли морозцы —и  что теперь  настало?..(зима)

 

 Да, сегодня мы отправимся к зиме, открывать её секреты и тайны, вспомним  признаки зимы, и как к ней приспосабливаются растения и животные.

Вспомним её месяцы:

- Какой месяц год кончает, зиму начинает? (декабрь)

- Этот месяц году начало, зиме середина (январь)

- А этот месяц лютый: спрашивает как обутый. У него 2 друга – метель да вьюга. (Февраль)

Посмотрите вокруг, по каким признакам определить, что наступила зима?       (1  3  4  5) 

 (Зимой природа надевает снежный наряд, реки и озера скованы льдом и т.д.)

- становится холоднее

- небо чаще покрыто облаками

- осадки выпадают в виде снега

- водоёмы покрываются льдом

- дни становятся короче, а ночи длиннее

- С чем связано общее похолодание зимой?

(Солнце стало всходить поздно, заходить рано - поэтому света и тепла земля получает мало - дни стали короткими. За короткий день солнце не успевает прогреть воздух, и стоят холода)

                     

- Осадки в виде снега, водоёмы покрыты льдом…

- Давайте  определим, чем  отличаются снег и лёд, работать будем в парах-  на столе листы-схемы)  ( 1  3  4)

         

Соедините слова линиями.

снег                                    

                                             рыхлый                                                      

                                              белый

                                              твёрдый                                  

                                              сыпучий

 лёд                                       хрупкий

                                                 бесцветный

                                              легче воды

                                              прозрачный

Обсуждение в классе….

- Послушайте рассказ "Летят снежные пушинки" В.Архангельского .

Летят снежные пушинки.

Пришла зима.

С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки.

Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!

Маленькие льдинки в высоком небе - это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой - в снежинки.

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль.

Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуются хлопья.

Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.

- Что узнали про снежинки? (как образуются, 6 лучей, нет одинаковых, когда образуют хлопья)

                 Работа в парах.  (Сиреневый конверт). (4 5 6)

- Найдите правильные снежинки.

                      (шаблоны в конверте)

Поднимите свои снежинки над головой, давайте покажем как они спускаются на землю….

                 Физминутка (муз. 2 вальс снежинок)  

Как много снега выпало…Можно и погулять!

- Посмотрите на доску -какую одежду нам  наденем в такую погоду? (на доске картинки)

- Во что мы поиграем на улице зимой? ( ……..)

- Какие зимние виды спорта вы знаете? А какие из них включены в программу зимних олимпийских игр?

                Ну, что ж к путешествию готовы! Молодцы!

 Вот вам от зимы первый снежок!

                   Закройте глаза идём дальше……

   

 Открываем глаза…Мы попали  в лес…

Рассмотрите фотографию с изображением зимнего леса.

- Что вы видите? (Ответы детей)      

- Расскажите, как живут деревья и растений зимой?

- Какие деревья не сбрасывают листву, почему? (иголки покрыты воском и им не страшен мороз)

   

- Как отличить сосну от ели? (По шишкам и длине иголок)

- А какую роль играет снег в жизни растений?

- Да, именно зимой все растения находятся в состоянии покоя или зимнего сна.  Всю осень они накапливали питательные вещества в корнях, клубнях, древесине. Зимой растения отдыхают, укутавшись снежным одеялом. Под снегом намного им теплее и поэтому растениям не страшны холода. Недаром в народе говорится «Много снега – много хлеба». Поэтому нельзя вытаптывать снег около стволов деревьев, сгребать его с газонов, клумб, грядок.

- Итак, какой вывод можно сделать, что происходит с растениями зимой?

Молодцы! А вот и награда от зимы - второй снежок!

Можно идти дальше!

Закройте глаза….. И мы оказались…

(ТОЛЬКО СЛЕДЫ):

В гостях у животных!

- А как меняется жизнь домашних и диких  животных с приходом зимы? (за домашними ухаживают люди, а диким холодно и голодно)

- Посмотрите сколько следов….. Кто здесь прошёл? (5   2)

- Посмотрите на первый след  послушайте и отгадайте - кто это?

1.Хозяин лесной

  Просыпается весной

  А зимой под вьюжный вой

  Спит в берлоге снеговой.  Кто это?  (щелчок на слайде - медведь)

Расскажите по плану (у вас на столах)

  1. Название животного.
  2. Как готовится к зиме.
  3. Чем питается зимой.
  4. Как прячется от стужи.

Медведь спокойно спит в берлоге всю зиму. Всё это время он обходится без пищи. Медведь запасает жир на всю зиму. Перед залеганием в спячку медведь питается с утра до вечера. Он ест корни растений, плоды ягод. Любимое лакомство – мёд. В середине зимы у медведицы появляются медвежата. Они питаются молоком матери и находятся в берлоге до весны. Спят медведи чутко. Если услышит шум у берлоги- просыпается и вылезает наружу. Такой медведь уже до конца зимы бродит по лесу.

- Они очень опасны, потому что голодные и могут напасть даже на людей.

- А кого называют шатуном?

 2.  - Чей следующий след, послушайте-

      Хвост пушистою дугой,

      Вам знаком зверек такой?

      Острозубый, темноглазый,

      По деревьям любит лазать  (щелчок на слайде- белка )

Рассказ по плану.

К зиме белка утепляет своё гнездо мхом, травой, потому что когда очень холодно, белки по лесу не прыгают, в гнёзда прячутся. К зиме белочка делает запасы. Какие? (орехи, грибы, шишки) Зимний мех  у белки мягкий и пушистый, а летний более редкий и короткий.  Её окраска: летом рыжая, а зимой серая, брюшко белое.

3.  Посмотрите на следующий след и отгадайте загадку:

     Дружбу водит лишь с лисой,

     Этот зверь сердитый, злой.

     Он зубами щёлк да щёлк,

     Очень страшный серый ... (щелчок на слайде - волк)

- Расскажите о волке по плану.

4.  Следующий след:

    Это что за зверь лесной

    Встал, как столбик, под сосной?

    И стоит среди травы -

    Уши больше головы. (щелчок на слайде - заяц )

 Рассказ по плану

Заяц легко передвигается по снегу. Его спасает белая тёплая шубка под цвет снега. Даже ноги его к зиме обрастают шерстью, ноги становятся шире, как будто беляк надел лыжи. Чем же они питаются? Зимой он питается корой молодых деревьев. К сожалению, у зайцев  много врагов: охотники, волки, лисы, орлы, совы и даже рыси.

5. Следующий след-

    Вырыла норку - и в норке живёт

    Бусинки глазки, малышка.

    Спелое зёрнышко в норке жуёт

    Серая- серая ...(Мышка - щелчок на слайде)

Рассказ по плану

- Кого боятся мыши больше всего? (лису)

-Ребята, а это чей след? (кабан-щелчок)

- А  следы каких животных мы очень редко или совсем не увидим зимой?

(тех, которые спят: медведи, ежи, летучие мыши, змеи,…и т.д.)

- Верно. Сюда же можно добавить сурков, сусликов, барсуков, бурундуков.

-А что же делают люди, чтобы облегчить жизнь животных зимой?

Лесники подкармливают животных,  оставляя сено, срубленные молодые осинки. Если мало в лесу еловых шишек, белочек подкармливают сухарями, желудями, семенами липы, подсолнуха.

- Какой вывод можно сделать, как живётся животным зимой?

- Молодцы! Получите от зимы ещё снежок-третий!                               

Давайте немножко отдохнём вместе с белками и зайцами…

Физминутка (муз.3песня«Пляшут белки, пляшут зайцы»)

Закрыли глаза….Прислушайтесь…. (фонограмма «Голоса птиц» 3)

Что вы слышите? (голоса птиц)

И мы оказались в гостях …У птиц.

             

- Что вы о них можете рассказать? (бывают перелётные, осёдлые и кочевые)

-Как называют  птиц, которые  никогда не улетают с насиженных мест и т. д.

Работа в группах – выполнив задание, вы узнаете почему птицы улетают на зиму (3 4 5 6 1 2 3 4)

- Возьмите  голубой конверт, выберите из списка лишнее слово, назовите первую букву. Из лишних букв мы сложим слово и узнаем ответ на вопрос.  (буквы на магнитах)

1гр. Шуба, галоши, варежки, шапка.

2 гр. Декабрь, январь, февраль, октябрь.

3 гр. Воробей, ласточка, синица, снегирь.

4 гр. Медведь, олень, барсук, еж.

5 гр. Сосна, дуб, кедр, ель.

- Итак, почему же улетают птицы на юг? (на доске слово –голод)

     Вот письмо издалека заграничное…(инсценировка)

«Здрасьте! Пишет Вам кукушка! Шлю Вам привет и свое ку-ку из жаркой Африки. У нас тут лето и жарко. Все цветет и зеленеет, бабочек-гусениц полным-полно. Так что сыты мы и довольны, чего и вам желаем! Многих наших птиц я повидала здесь – встретила и ласточек, и скворцов, и иволг, и соловьев. Всем им живется хорошо, но вот никому не удается на чужбине гнезд свить. А я уж что за любительница покуковать, а здесь ни гу-гу, то есть ни ку-ку, никому ничего не накуковала. Весной встретимся. Передаю привет от всех наших перелетных птиц. До свидания! Кукушка Ку-Ку»

- Как живётся нашим птицам на чужбине?

- Кукует ли кукушка?

- Вьют ли гнёзда?

- А какие птицы улетают от нас в тёплые края?  (утки, грачи, журавли, лебеди, скворцы, ласточки, дрозды, жаворонки, чибисы, зяблики, иволги, аисты и цапли).

- А какие птицы остаются зимовать? (воробьи, синицы, поползни, голуби, вороны, сороки.)

  Их называют осёдлыми      

- Как мы им можем помочь?

- Какие птицы прилетают к нам на зимовку? (чечетки, свиристели, клесты, снегири, белая сова, белая куропатка)

- А этих птиц называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера…  Для них наша средняя полоса как будто юг.

Вот как интересно об этом написано в сказке «Курорт «Сосулька» Николая Сладкова. (инсценировка)

Сидела Сорока на заснеженной елке и плакалась:

— Все перелетные птицы на зимовку улетели, одна я, птица оседлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт… Пальмы, бананы, жарища!

И слышит вдруг голос:

— Это смотря на какой зимовке, Сорока!

На какой, на какой — на обыкновенной!

Обыкновенных зимовок, Сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие — в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные — как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать — курортничать с Севера прилетели. Я — Сова белая, они — Свиристель и Снегирь и они — Пуночка и белая Куропатка.

— Что-то я вас не пойму толком! — удивляется Сорока. — Зачем же вам было в такую даль лететь киселя хлебать? У вас в тундре снег — и у нас снег, у вас мороз — и у нас мороз. Тоже мне курорт — одно горе!

Но Свиристель не согласен:

— Не скажи, Сорока, не скажи! У вас и снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковей. Но главное — это рябина! Рябина для нас дороже всяких пальм и бананов.

И белая куропатка не согласна:

— Вот наклююсь ивовых вкусных почек, в снег головой зароюсь — чем не курорт? Сытно, мягко, не дует.

И белая Сова не согласна:

— В тундре сейчас спряталось все, а у вас и мыши, и зайцы. Веселая жизнь!

И все другие зимовщики головами кивают, поддакивают.

— Век живи, век учись! — удивляется Сорока. — Выходит, мне не плакать надо, а веселиться! Я, выходит, сама всю зиму на курорте живу. Ну чудеса, ну дивеса!

— Так-то, Сорока! — кричат все. — А о жарких зимовках ты не жалей, тебе на твоих куцых крыльях все равно в такую даль не долететь. Курортничай лучше с нами!

Снова тихо в лесу. Сорока успокоилась. Холодные курортники едой занялись. Ну а те, что на жарких зимовках, — от них пока ни слуху ни духу.

- Какие птицы прилетели в гости зимой на наш курорт «Сосулька»?

- О чем беседовала с ними Сорока?

- Чем понравились гостям наши края? (снег поменьше, вьюга поласковей)

- Что понравилось Свиристели? (Рябина).

- А что полюбилось Куропатке (Ивовые почки и рыхлый пушистый снег, в который можно зарыться).

- Что понравилось Сове? (Мыши и зайцы, которыми она питается).

- Что понравилось Сове? (Мыши и зайцы, которыми она питается).

- Почему сорока не полетела в жаркие страны? ( куцые крулья)

- Какие птицы выводят у нас  зимой птенцов? (клесты)(слайд 16)

- Вьют ли наши птицы гнёзда в тёплых краях?

- Какой вывод можно сделать о жизни птиц зимой?

-Молодцы! Получите от зимы ещё один снежок-четвёртый!

Прощаемся с птицами, не будем им мешать и идём дальше…  

 Посмотрите, что это? (избушка лесника….)

Давайте зайдём!

Знакомьтесь! Сторож леса! «Здравствуйте, ребята! Вы уже много знаете и о животных, и о птицах. А вот какие зимние праздники вы знаете? »

- Ребята, а какие зимние праздники вы знаете по народному календарю?

(Сообщения детей)

 7 декабря Катерина - санница

Первое катание на санях — Екатерининское гулянье. В этот день устраивались гонки на санях. Всей деревней, стар и мал, собирались на каком-либо возвышении, пригорке, чтобы посмотреть на парней, поболеть за своих, оценить лошадей. Девушки отдавали должное женихам за их удаль, сноровку, силу.

 1 января - День памяти былинного богатыря Ильи Муромца, оберегателя Руси. Хоть умри, а со своей земли не сходи. 

 7 ЯНВАРЯ – РОЖДЕСТВО

Рождество Христово - это один из главных праздников христианского мира (православных и католиков). Праздник радостный, светлый, с торжественными богослужениями в церквях и храмах Символы Рождества говорят людям о великой радости - рождении Христа. Рождество отмечают все христиане, но католики празднуют его 25 декабря, а православные - 7 января.

- А пословицы и приметы знаете?

Работа в группах желтый конверт   Надо собрать приметы и поговорки, чтобы быстрее вернуться назад…( 5 6 34)

1. Зимой снег глубокий — летом хлеб высокий.

2. Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

3. Воробьи дружно чирикают — к теплу.

4. Воробей прячет голову под хвост – к морозу и метели.

5. Вороны сидят на нижних ветках – к ветру, а на верхних – к морозу.

6. Если в зимнее время лес шумит — это значит, что вскоре будет оттепель.

- Молодцы!!!! Знаете очень хорошо!

И чтобы вернуться назад сторож леса предлагает нам пострелять в «Тире»

- Будьте внимательны, отвечайте быстро  вам нужно будет вспомнить и то,  и если попали в цель правильным ответом- зелёный круг, не попали (ответ неверный) – красный.

- Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью?

(Потому что зимой около человеческого жилья им легче найти себе пищу)

- Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже зимой, среди снега? (Клест. Клесты  выкармливают своих птенцов сосновыми и еловыми семечками)

- Пользу или вред приносят человеку зимой синицы, когда все насекомые спят? (Пользу: зимой синицы разыскивают в щелочках и скважинах коры деревьев спрятавшихся насекомых, их яички и личинки и массами их поедают)

- Пользу или вред приносит человеку зимой барсук? (Ни пользы, ни вреда; зимой барсук спит)

- Каких зверей зовут шатунами? (медведя)

- Как по  пню срубленного дерева  узнать, сколько было ему лет? (годичные кольца)

- Молодцы! Все выстрелы в цель! (Если есть красный круг - значит надо повторить…не знаем или не запомнили)

 (1231)        

- Итак, жизнь растений замирает, животным и птицам тоже не сладко приходится, можно ли сказать, что зима-это покой природы?

- Предположите, что  было бы  если б не было зимы?

- Что было интересного сегодня в путешествии?

- Что у вас получилось лучше всего?

- Зима дарит вам последний снежок! И давайте посмотрим, что же она хотела вам сказать! (переворачиваю снежки) С новым годом!

(231)

- А теперь нам понадобятся снежинки, которые вы выбрали в начале урока - если вам понравилось сегодня на уроке, то прикрепите около ёлочки (символ Нового года) снежинку так, чтобы получился снегопад, если нет – то под ёлочку так, чтобы получился внизу сугроб.  (музыка 5 вальс Амели)

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение устанавливать аналогии;

6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;

2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные УУД:

1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Окружающий мир.  Урок – путешествие.

Дата проведения:  21.12.2012г.

Тема: Времена года. Зима: покой природы. (Повторение.)

Тип урока: повторительно- обобщающий.

Технологии: здоровьесберегающая,  игровая,  ЭОР, технология проблемного диалога.

Цели:

Дидактическая:

- создать условия для осознания, осмысления и закрепления  информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий

Предметные:

- повторить (сезонные) зимние явления природы;

- формировать умение находить взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных.

Воспитательные:

- воспитывать чувство сопереживания, желание помочь нуждающимся животным;

1.ЭОР:

 Проектор, компьютер, презентация, фонограммы песни, музыки и голосов птиц.

2. Раздаточный материал:

 карточки и конверты  с заданиями для парной и групповой работы

3. Наглядный материал:

 картинки с образцами одежды, елочка  на ватмане, «снежки», сигнальные карточки для тира, буквы на магнитах.

Литература:

1. Учебник. А.А. Вахрушева, О.В. Бурский, А.С. Раутиан «Окружающий мир. Я и мир вокруг. 1 класс, часть1», Москва, Баласс, 2012г

2.  Рабочая тетрадь к учебнику окружающего мира для 1 класса «Окружающий мир. Я и мир вокруг». Москва, Баласс 2012г.

3. Методические рекомендации для учителя. «Окружающий мир. Я и мир вокруг.» Москва, Баласс 2012г.

4. Популярное пособие для родителей и педагогов Н.В. Ёлкина, Т.И. Тарабарина, «1000 загадок» Ярославль, Академия развития, 2004г

5. Презентация к уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Программа по окружающему миру3 класс

Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»

Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип  урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...

Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».

Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология  деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования

План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный  Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...