"Жизнь растений осенью"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Батяева Ирина Васильевна

В даном материале представлен развёрнутый конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь растений осенью"  в 1 классе по УМК ПНШ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.docx30.78 КБ

Предварительный просмотр:

Городской семинар учителей начальных классов.  Батяева И.В.  20.10.2015

Урок окружающего мира

Тема: Жизнь растений осенью

Цель: познакомить учащихся с изменениями в жизни растений осенью.

Задачи: познакомить учащихся с разнообразием форм, окраски листьев растений в осенний период;

дать понятие о лиственных и хвойных растениях;

познакомить с представителями растений, произрастающих в родном краю;

продолжить формирование деятельности наблюдения;

познакомить с правилами поведения в лесу, на природе;

научиться работать с лабораторным оборудованием лупа (микроскоп).

Оборудование: учебник Окружающий мир» 1 класс, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов, О.Н.Федотова; хрестоматия, тетрадь для самостоятельных работ; мультимедийный проектор, микроскоп, лупы, листья деревьев.

Планируемые результаты:

Предметные:

- определять характерные признаки осени;

-различать лиственные и хвойные растения;

-проводить простейшие наблюдения для нахождения необходимой информации;

- делать обобщения.

Метапредметные: уметь  планировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль учебных действий при помощи учителя. 

Личностные: понимать, что полученные знания на уроке окружающего мира пригодятся в практической деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Звонок прозвенел – отвечайте скорей,
Время года, какое стоит у дверей? (Осень)
Сегодня, ребята, урок листопада.
Вспомнить, узнать много нам надо.

Урок окружающего мира.

  1. Актуализация знаний

- Про осень говорят: “Осень – перемен  восемь”. Почему так говорят?  А сможете ли вы назвать все восемь изменений, перемен?

(Дни стали короче. Листья пожелтели. Вода в реке холодная. Время сбора урожая. Птицы улетают. Звери впадают в спячку. Стало холоднее. Часто идут дожди.)

- Сегодня мы узнаем некоторые тайны осени.

3. Сообщение темы и цели урока

- Откройте учебник на стр. 26 – 27 и назовите тему урока. (Тема урока «Жизнь растений осенью»)

О чём бы вам хотелось узнать сегодня на уроке? (Ответы детей)

- Ребята, вы для себя поставили цели.

- Сегодня мы с вами совершим удивительную экскурсию по осеннему лесу, поговорим о правилах поведения в лесу, научимся различать деревья, узнаем, какие изменения происходят в жизни растений осенью, поработаем в паре, проведём опыт, сделаем выводы, и, надеюсь, вы сделаете для себя интересные открытия.

Правила поведения на природе.

- Но отправляясь на экскурсию в осенний лес, давайте поговорим о правилах поведения в лесу.

(Никогда не наноси вред природе. Не убивай зверей и птиц, сохраняй жизнь всем, кто попадается в природе. Не трогай домиков животных, их детенышей. Не трогай птичьи яйца. Не губи деревья, не ломай, не делай надписей, не собирай сок. Не разжигай костров в лесу, не делай новых кострищ. Береги почву. Учись наблюдать в природе.)

- Правила поведения в природе определили.

4. Открытие новых знаний

А) Определение названия растений по их частям

- Прогулку мы начнём, пролетая над лесом на вертолёте. Мы посмотрим, какие деревья растут в лесу. Усаживаемся удобнее, пристёгиваем ремни безопасности, одеваем наушники.  Отправляемся?! Мы поднимаемся. (СЛАЙД   1)

- Какие растения мы видим с вертолёта? Рассмотрите картинку в учебнике. (Дети рассматривают картинку и называют растения)

- Давайте сыграем в игру «Узнай растение»

(Дети подходят к столу, на котором лежат части растений: листья, плоды, семена. Учащиеся берут часть растения и называют его, если не могут назвать, помогает учитель)

Части растений: берёзы, дуба, клёна, шиповника, тополя, ивы, сосны, ели, лиственницы, сирени, каштана, вишни.

Б) Тайна лиственницы

- Посмотрите, кто знает, как называется это дерево? (СЛАЙД  2, 3, 4, 5)

(Ребята рассматривают лиственницу).

- Конечно это – лиственница. А почему это хвойное дерево получило такое название?

- Правильно, потому что осенью, как и лиственные деревья, она сбрасывает свои листья-хвоинки.

- На какие две группы можно разделить эти растения, если посмотрим на листья? (На лиственные и хвойные)

- Чем различаются листья этих деревьев? (Листья и листья – иголки – хвоинки)

- Какие деревья относятся к хвойным? (Ель, сосна, лиственница)

- Ребята, все эти растения - растения   нашего края и растут около нашей школы, и мы их видели, когда ходили на прогулку.

В) Почему происходит изменение окраски листьев

- Ребята, а вы заметили, какая красота!

Лес, точно терем расписной:

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над солнечной поляной,

Заворожённый тишиной…

- Иван Бунин – известный русский поэт написал такие великолепные строки.

- Как вы думаете, почему поэт сравнивает лес с расписным теремом?

-В какие цвета раскрасила осень деревья и кустарники? (В красный, жёлтый, оранжевый)

- Почему листья изменили окраску? (Ответы детей)

- Летом листья зелёные потому, что в них содержится много зелёного красящего вещества — хлорофилла. (Рассматриваем в микроскоп часть листа)  Помимо него, в листьях находятся и другие красящие вещества желтого и красного цвета. Но зеленого вещества так много, что летом оно заглушает все другие оттенки. Это зеленое вещество очень важное для растения и очень интересное. В процессе жизни растения оно постепенно разрушается, но под действием солнечного света вновь образуется. Летом солнце светит долго, солнечного света много, и лист все время остается зеленым. А осенью день становится короче, растения получают меньше солнечного света. Зеленое красящее вещество в листьях разрушается, и не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листьях убывает. И листья окрашиваются по-разному. Там, где больше вещества желтого цвета, они желтеют, а где больше красного цвета, краснеют. А поскольку в листьях количество красящих веществ разное, то растения и раскрашиваются множеством разнообразных оттенков.

- Ребята, а хотите посмотреть на частичку листа и увидеть зелёное вещество хлорофилл?

- А теперь посмотрите на листья сирени, какого они цвета? (Зелёные) (СЛАЙД 6)

- Как вы думаете, почему они осенью не меняют свою окраску?

- Правильно, потому что в листьях сирени и ещё ольхи, кроме зелёного,  других красящих веществ нет.

Вывод: - Так почему листья осенью изменили окраску?

5. Физкульминутка

Мы зашли в осенний лес. 
Сколько здесь вокруг чудес! 
Справа березка в позолоте стоит, 
Слева зеленая елка глядит. 
Вот и зайка проскакал. 
От лисы он убежал.
Ой, это серый волк рыщет.
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас, 
Не найдет тогда он нас.
В лесу такая красота! 
А нам за работу уже пора.

Г) Тайны листопада

- Ребята, посмотрите и назовите, что это за явление природы? (СЛАЙД  7)

- Почему осенью с растений облетают листья? (Ответы детей)

- Нет, не ветер является главной причиной листопада. Весной и летом много ветреных дней, а листья с деревьев не опадают.

- Посмотрите вот на эту сломанную ещё летом ветку. Листья на ней засохли, легко крошатся, но отрываются плохо. А теперь попробуйте оторвать листочек с неповреждённой ветки. Лист отделяется легко. Почему?

- Все дело в том, что летом черешки листьев прочно соединены с веткой. По ним проходят питательные вещества. Осенью в черешках листьев происходят изменения. В том месте, где они прикрепляются к ветке, образуется особый пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Теперь достаточно тяжести самого листа, удара капли дождя или дуновения ветерка, чтобы лист отделился от ветки. Таким образом, образование осенью в черешках листьев пробкового слоя способствует листопаду.

- Посмотрите, есть ли ранки от опавших листьев на веточках?

Д) Практическая работа в паре

(Учитель предлагает ученикам рассмотреть  в лупу опавшие листья разных деревьев и кустарников и убедиться, что у всех гладкий, округлый край черешка).

- Ранок нет, потому что листья не обрываются с веток, а отделяются в определенном месте — там, где черешок прикрепляется к ветке и где осенью образуется пробковый слой.

- Листопад – это защита деревьев от зимней стужи и засухи. За теплые месяцы только одна большая берёза испаряет около 7 тонн воды, а это очень много. Сохранив на зиму листья, через которые эта вода испаряется, берёза погибла бы от засухи: зимой столько воды из почвы не получишь. К тому же листья зимой только бы повредили деревьям. Снег, падающий на них, поломал бы ветки и сучья. Вот почему осенью идет листопад у лиственных деревьев и кустарников.

Вывод: - Почему деревья сбрасывают листву осенью?

Физкультминутка

- Покажите, как кружатся листочки.

- Но все ли деревья и кустарники сбрасывают листву?

- Как выглядят в эту пору ель и сосна? (Вместе с учениками учитель рассматривает листья-хвоинки).

- Из-за особых свойств листьев эти деревья называют хвойными. Зимой эти растения остаются зелеными. Почему?

Е) Чтение статьи из хрестоматии стр. 14

Вывод: - Почему ель и сосна не сбрасывают хвою на зиму?

Ж) Ветвепад

- Осенью бывает не только листопад, но и ветвепад. Почему так называется?

Ветвепад — еще одна загадка жизни растений осенью. Это явление ярко выражено у таких деревьев, как осина, дуб, вяз, ива, тополь.

Чтение статьи из хрестоматии стр. 15

Работа в паре. (Рассматриваем веточки тополя.)

- Что вы заметили? (Ответы детей)

- Вот и раскрыта ещё одна загадка жизни растений осенью - ветвепад.

6. Закрепление.

Работа по тетради для самостоятельных работ стр. 20 (СЛАЙД  8)

(Соединить стрелками стволы и листья деревьев, раскрасить листья)

Проверка по слайду.

7. Подведение итогов

- Вот и закончилась наша экскурсия   по  осеннему лесу.  Сегодня, я надеюсь,  вы узнали и увидели много нового и интересного.

- Какие открытия вы для себя сделали?

 (Изменение окраски листьев, листопад и ветвепад)

7. Рефлексия

- Получилась ли наша экскурсия такой, какой мы её задумали вначале нашего урока?

- Вам понравилась экскурсия?

- Вы достигли цели урока?

- Оцените свою работу. Выберите тот листочек, который соответствует вашему настроению в конце урока. Давайте повесим на дерево листочки. (СЛАЙД  9 ) 

- Если вам на уроке было интересно, вы узнали новое, то повесьте на дерево жёлтый  листочек. Если урок понравился, но что-то осталось непонятно - красный листочек, а если вам урок не понравился, вам было скучно, то повесьте зелёный листочек.

- Да, дерево получилось осеннее, красивое. Молодцы. Спасибо всем за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 1 классе «Окружающий мир» по программе ПНШ. Тема: «Жизнь растений осенью». Каменева Т.А.

Урок знакомит обучающихся с жизнью растений на Юге России в осенний период времени, расширяет кругозор детей, воспитывает внимательное и бережное отношение к природе, формирует общечеловеческие ценнос...

Урок окружающего мира в 1 - ом классе по теме "Жизнь растений осенью".

Данный урок является одним из уроков при изучении в первом классе темы «Осень». Выбрана нетрадиционная форма проведения урока. На уроке осуществляется дифференцированный подход к обучению, используютс...

Урок-экскурсия по окружающему миру "Жизнь растений осенью" 1 класс, УМК "Перспективная начальная школа"

Урок-экскурсия в осенний лес. Это увлекательное путешествие будет проходить вместе со сказочной героиней Осенью.Она познакомит ребят с изменениями в жизни растений в это время года....

Жизнь растений осенью

Экскурсия по окружающему миру по теме: «Жизнь растений осенью». 1 класс....

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Жизнь растений осенью»

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «Жизнь растений осенью» Цели деятельности учителя: знакомство детей с осенними изменениями в жизни растений с изменениями окраски листьев и плодов...

Тест по окружающему миру "Жизнь растений осенью", 1 класс.

Тест по окружающему миру "Жизнь растений осенью", 1 класс....