КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Жизнь растений осенью»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Заборская Вероника Олеговна

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема: «Жизнь растений осенью»

 

Цели деятельности учителя: знакомство детей с осенними изменениями в жизни растений с изменениями окраски листьев и плодов.

 

Планируемые  результаты

Предметные:

  • знать разнообразием форм, окраску листьев растений в осенний период;
  • уметь распознавать лиственные и хвойные растения;
  • уметь узнавать растения по листьям и плодам.

 

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

 

Тип урока: урок открытия нового знания

 

Оборудование: программа: Учебник ПНШ «Жизнь растений осенью»  1 класс,презентация,карточки

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_okruzh_veronika_42.docx42.12 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 20 ноября, вторник

Школа: МАОУ СОШ №148

Класс: 1 «г»

Урок: 3

Кабинет: 203

Учитель: Симинихина Ю.А.

Студент: Заборская В., 32 гр

Методист: Боева С.З.

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема: «Жизнь растений осенью»

Цели деятельности учителя: знакомство детей с осенними изменениями в жизни растений с изменениями окраски листьев и плодов.

Планируемые  результаты

Предметные:

  • знать разнообразием форм, окраску листьев растений в осенний период;
  • уметь распознавать лиственные и хвойные растения;
  • уметь узнавать растения по листьям и плодам.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: программа: Учебник ПНШ «Жизнь растений осенью»  1 класс,презентация,карточки

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

1 мин

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вероника  Олеговна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Садитесь.

- Здравствуйте!

Готовить рабочее место, настраиваться на работу.

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

3 мин

Ребята, назовите предметы и явления, относящиеся к неживой природе?

У вас у каждого есть  пустая таблица и сейчас мы её будем заполнять  вместе  и проверим ваши знания.

Первая колонка, что нам нужно узнать?

А какая температура летом?

Какая  бывает погода летом?

А осенью?

Следующий столбик осадки.

Какие вы наблюдали осадки летом?

А осенью?

Облачность ,солнце  и продолжительность дописываем самостоятельно и будем проверять.

На слайде проверяем.

 -Облака, осадки,  небо, ветер ,солнце, вода в  водоёме и т.д

                       

Температуру летом и осенью

- тёплая

-осенью становится холоднее,

низкая температура

-дождь, град

-дождь и снег ,который быстро тает .

П: Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

3.

Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

7 мин

- Расскажите о погоде осенью.

  Про  осень  говорят:  “Осень  –  перемен    восемь”.  Почему  так  говорят?    А

сможете ли вы назвать все восемь изменений, перемен?

Дни стали короче. Листья пожелтели. Вода в реке холодная. Время сбора урожая. Птицы улетают. Звери впадают в спячку. Стало холоднее. Часто идут дожди.

- Сегодня мы узнаем некоторые тайны осени.

-Как вы думаете, растения это живая природа?

-Докажите.

- А растения меняются осенью?

-Ребята, как вы думаете ,о чём мы с вами будем говорить на уроке ?

- Какие цели поставим на урок?

Хорошо.

Прохладная погода ,первые заморозки, затяжные дожди ,первый снег ,листопады.

-да

Дышит, питается и растёт

-да

Тема урока: «Жизнь растений осенью»

-узнать какие растения бывают осенью.

- научимся давать понятие о лиственных и хвойных растениях

П: анализ объектов с целью выделения признаков

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Р: целеполагание

4.

Открытие нового знания

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

Динамическая        пауза

8 мин

1 мин

- Сегодня мы с вами совершим удивительную экскурсию по осеннему лесу, поговорим о правилах поведения в лесу, научимся различать деревья, узнаем, какие  изменения  происходят  в  жизни  растений  осенью.

 Но для этого нам нужно знать правила поведения на природе.

Какие правила поведения вы знаете?

-Хорошо. Молодцы

Посмотрите на слайд, я выделила три правила:

-Никогда не наноси вред природе.

-Не  трогай  домиков  животных,  их детенышей.

-Не  губи  деревья,  не  ломай,  не  делай

надписей,  не  собирай  сок.

- Правила поведения в природе определили.

  Прогулку  мы  начнём,  пролетая  над  лесом  на  вертолёте.  (Показываю на себе и дети должны повторить)Мы  посмотрим, какие  деревья  растут  в  лесу.  Усаживаемся  удобнее,  пристёгиваем  ремни

безопасности,  одеваем  наушники.    Отправляемся?!  Мы  поднимаемся

- Какие растения  мы видим  с  вертолёта? Рассмотрите картинку в  учебнике.

- Давайте сыграем в игру «Узнай растение»

Ребята мы делимся на группы по 4 человека и по листьям мы попытаемся найти к какому растению они принадлежат.

Тайна лиственницы

- Посмотрите, ветку  кто знает, как называется это дерево?  

- Конечно это – лиственница. А почему это хвойное дерево получило такое название?

- Правильно, потому что осенью, как и лиственные деревья, она сбрасывает

свои листья-хвоинки.  

-  На  какие  две  группы  можно  разделить  эти  растения,  если  посмотрим  на листья?

- Какие деревья относятся к хвойным?

  - Ребята, а вы заметили, какая красота!  

Лес, точно терем расписной:

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над солнечной поляной,

Заворожённый тишиной…

- Иван Бунин – известный русский поэт написал такие великолепные строки.

- Как вы думаете, почему поэт сравнивает лес с расписным теремом?

-В какие цвета раскрасила осень деревья и кустарники?

А теперь мы отдохнём ,а потом узнаем тайну листопада.

Мы зашли в осенний лес.  

Сколько здесь вокруг чудес!  

Справа березка в позолоте стоит,  

Слева зеленая елка глядит.  

Вот и зайка проскакал.  

От лисы он убежал.

Ой, это серый волк рыщет.

Он себе добычу ищет.

 Все мы спрячемся сейчас,  

Не найдет тогда он нас.

В лесу такая красота!  

А нам за работу уже пора.

Тайны листопада

- Ребята, посмотрите и назовите, что это за явление природы?

- Почему осенью с растений облетают листья?

- Нет, не ветер является главной причиной листопада.

Весной и летом много

ветреных дней, а листья с деревьев не опадают.

- Посмотрите вот на эту сломанную ещё летом ветку. Листья на ней засохли, легко  крошатся,  но  отрываются  плохо.  А  теперь  попробуйте  оторвать листочек с неповреждённой ветки. Лист отделяется легко. Почему?

- Все дело в том, что летом черешки листьев прочно соединены с веткой.

-  Листопад  –  это  защита  деревьев  от  зимней  стужи  и  засухи.  За  теплые месяцы только одна большая берёза испаряет около 7 тонн воды, а это очень

много. Сохранив на зиму листья, через которые эта вода испаряется.

Слушать учителя

Не пинать грибы, не разрушать домики, не губить деревья и т.д

Растения: дуб, рябина, сосна,  ель, лиственница.

-Листья растений:  берёзы,  дуба,  клёна,  шиповника,  тополя, ели,

черёмуха, вишни, смородина

-лиственница

- Она  скидывает иголки

- На лиственные и хвойные

- Ель ,сосна лиственница.

- да

Слушают учителя

-Потому что много ярких осенних красок

Красный ,жёлтый ,оранжевый

-листопад

-они стали старыми и поэтому они облетают , а весной распускаются молодые листья.

-ветер обдувает листья.

Летом они крепко соединены из-за тепла, а осень слабые.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: свободное восприятие текста художественного стиля

Р.: - принимать и сохранять учебную задачу;

К.: участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями.

П: - извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, осуществлять поиск необходимой

К.: участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями.

Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.

5.

Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение физ. упражнений, чтение учащихся

Наглядный: учебная презентация

3 мин

Почему осенью идет листопад у лиственных

деревьев и кустарников?

 

- Покажите, как кружатся листочки.

- Но все ли деревья и кустарники сбрасывают листву?

-  Как  выглядят  в  эту  пору  ель  и  сосна?

- Из-за особых свойств листьев эти деревья называют хвойными. Зимой эти растения остаются зелеными. Почему?  Я прочитаю вам статью , вы слушайте внимательно.

Чтение статьи из хрестоматии стр. 14  

 - Почему ель и сосна не сбрасывают хвою на зиму?

- защита  деревьев  от  зимней  стужи  и  засухи

-показывают руками

Нет, ель и сосна не сбрасывает

Они хорошо переносят засуху, хвоя испаряет   очень мало воды. Поэтому хвойные деревья могут оставаться зелёными весь год.

П: смысловое чтение как осмысление цели чтения

П: выбор оснований для классификации объектов

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: чтение учащихся

Словесный: учебный диалог

10 мин

Работа по тетради для самостоятельных работ стр. 20

Соединить стрелками стволы и листья деревьев, раскрасить листья

Проверка по слайду.

Выполняют задание в тетради

7.

Включение в систему знаний, повторение

Словесный: учебный диалог

Практический: чтение учащихся

2 мин

Для чего нужен листопад?

Какую тайну лиственницы мы узнали?

Вспомните три основных правила поведения в лесу?

Почему ель и сосна не сбрасывают иголки на зиму?

Работа с учителем ,повторяют.

-защита  деревьев  от  зимней  стужи  и  засухи

-она сбрасывает свои иголки на зиму.

-Никогда не наноси вред природе.

-Не  трогай  домиков  животных,  их детенышей.

-Не  губи  деревья,  не  ломай,  не  делай надписей,  не  собирай  сок.

Они хорошо переносят засуху, хвоя испаряет   очень мало воды. Поэтому хвойные деревья могут оставаться зелёными весь год.

П: поиск и выделение необходимой информации

П: Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

8.

Рефлексия деятельности

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

 

3 мин

- Вам понравилась урок?

- Вы достигли цели урока?  

-  Оцените  свою  работу.  Выберите  тот  листочек,  который  соответствует

вашему  настроению  в  конце  урока.  Давайте  повесим  на  дерево  листочки.

- Если вам на уроке было интересно, вы узнали новое, то повесьте на дерево

жёлтый    листочек.  

-Если  урок  понравился,  но  что-то  осталось  непонятно  - красный  листочек,  а  если  вам  урок  не  понравился,  вам  было  скучно,  то

повесьте зелёный листочек.

- Да, дерево получилось осеннее, красивое. Молодцы.

-Анализировать свою работу на уроке

да

П: Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект по Окружающему миру Тема: «Разнообразие растений и животных» Класс: 1 «Б» Программа: Система Л.В.Занкова

Цель: обобщить знания детей о живой природе, о её разнообразии и изменчивости, о              зависимости от неживой природы, то е...

Конспект урока окружающего мира «В гости к осени» 2 класс (УМК «Школа России»)

Конспект урока окружающего мира (УМК «Школа России») «В гости к осени» 2 класс...

Конспект урока окружающего мира "Какие бывают растения" (2 кл. УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: познакомить детей с различиями между деревьями, кустарниками и травамиПланируемые результаты учащихся:Предметные:- Формировать у детей представления о растениях, их различия...

Урок окружающего мира. Тема: Разнообразие растений

Тема: Разнообразие растенийУМК: «Школа России», Плешаков А. А.Класс: 3....

Конспект урока окружающего мира "Как живут растения"

Предметная область: «Окружающий мир».УМК: программа «Школа России» 1 класс.Тип урока: открытие новых знаний.Тема: «Как живут растения?»Цель: расширить представления...