Урок окружающего мира в 1 классе "Откуда берутся шоколад, изюм и мёд?"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

Лепёхина Татьяна Васильевна

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе. УМК "Россия". Автор учебника Плешаков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka.doc86.5 КБ
Office presentation icon otkuda_berutsya_shokolad_izyum_i_med.ppt2.89 МБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир.

                              Тема: Откуда берутся шоколад, изюм и мёд?

Цели: 1. Формировать знания о производстве шоколада, изюма и мёда.

           2. Развивать внимание, память, мышление, монологическую речь.

           3. Воспитывать любознательность, чувство уважения к людям разных профессий.

Тип урока: изучение нового материала.

Универсальные учебные действия:

Личностные – формирование учебно -  познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи о производстве продуктов,                                                                                         - формирование устойчивого учебно – познавательного интереса к новым общим способам решения задач,                                                                              

-формирование   чувства уважения к людям разных профессий,                                                          -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, выраженной устойчивой учебно – познавательной мотивации учения.                                                                                                                                                                  

Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу,                                      

 - получать возможность совместно с учителем ставить учебные задачи (таблицы, тесты),                                                                                                         - осуществлять итоговый пошаговый контроль за результатами,      

  выполнять константирующий и осуществляющий контроль по результатам и способу действий,                                                                                  

 - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполненных действий и вносить необходимые коррективы.

Познавательные – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы (учебник, тетрадь),                                                                                                                 -  осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернета,                                                                                          

 - строить речевое высказывание в устной и письменной форме,                                          

  - проводить сравнения и классификацию по заданным критериям,                      

  - осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания критерий для логических операций,

Коммуникативные  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром,                              

  – использовать речь для регуляции своего действия ,                                            

  – адекватно использовать речь для планирования регуляции своей деятельности,                                                                                                                – уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,                                                                                                                        – аргументировать свою позицию и координировать её с позиции партнёра в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Планируемые результаты.

Возможность научиться:

- различать изученные объекты, их производство,

- активному и сознательному усвоению нового материала,

-сопоставлять объекты продуктов производства,

-проводить несложные наблюдения и ставить опыты,

Научатся:

-пользоваться элементарным оборудованием,

- использовать естественно – научные тексты,

- получат возможность научиться пользоваться литературой и Интернетом.

Технология проблемного обучения. (суть – моделирование реального творческого процесса за счёт создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы).

Оборудование:

  • Учебник «Мир вокруг нас». 1кл. А.А. Плешаков. М: Просвещение, 2013;
  • Рабочая тетрадь «Мир вокруг нас». 1кл. А.А. Плешаков. М: Просвещение, 2013;
  • Презентация в программе POWER POINT;
  • Тесты по предмету «Окружающий мир» Е.М. Тихомирова к учебному комплекту А.А. Плешакову «Мир вокруг нас» 1 кл. М: Просвещение. Издательство «Экзамен» Москва, 2013,
  • Изюм в шоколаде;
  • Для практической работы – стаканчики с водой, какао-порошок, ложка, кусочки шоколада, шоколадные конфеты, изюм;
  • Карточки с изображением вишни, смородины и винограда;
  • Карточки смайликов для рефлексии.

Литература:

  1. «Школа России». Концепция и программы для начальных классов. 2 ч., М: Просвещение, 2013 г. Окружающий мир.1кл. А.А. Плешаков.
  2. Учебник «Мир вокруг нас».1кл.  А.А. Плешаков. М: Просвещение, 2013
  3. Рабочая тетрадь «Мир вокруг нас». 1кл. А.А. Плешаков. М: Просвещение, 2013.
  4. Тесты по предмету «Окружающий мир» Е.М. Тихомирова к учебному комплекту А.А. Плешакову «Мир вокруг нас» 1 кл. М: Просвещение. Издательство «Экзамен» Москва, 2013.
  5. Е.П. Фефилова; Е.А. Поторогина. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас» 1кл. к учебному комплекту А.А. Плешакову. Москва «Вако», 2013.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя и обучающихся

время

I.Организационный момент

II.Актуализация знаний и подготовка к активному сознательному усвоению

Слайд № 1,2

III.Объяснение нового материала

Слайд № 3,4

Слайд № 5

Слайд № 6,7,8

Слайд № 8

IV.Физкульт-минутка

V.Продолжение работы по теме урока

Слайд №9

Слайд № 14

Слайд № 15,16,17,18

Слайд № 19

 

Слайд № 20-33

VI.Закрепление изученного материала

VII.Итог урока

-Прозвенел для нас  звонок –

 Начинается  урок.

Мы пришли сюда учиться.

Не лениться, а трудиться.

Ни минуты не теряем.

Всем удачи пожелаем.

Начинаем урок окружающего мира. Сели ровненько, спину выпрямили, руки положили перед собой.

На прошлом уроке мы говорили о том, когда учиться интересно. Давайте вспомним, а я вам помогу.

Чтобы учиться было интересно,  школа должна быть какая?

Класс? Учитель? Ученики? А трудиться на уроке нужно как?

Значит, интересно ли будет нам на уроке или нет, в основном, зависит от нас с вами. Будем внимательными, старательными и любознательными.

Угадайте, кто такой же любознательный, как вы?

Муравьишка- Вопросик.

Однажды Муравьишка  увидел в книге вот такое чудо-дерево

-А у нас, ребята, вы встречали такие деревья? (нет).

-А что растет на этом дереве? (шоколадки, изюм и баночки с мёдом)

-Скажите, о чём сегодня пойдет речь на нашем уроке.  (Будем говорить про шоколад, изюм и мёд)

-Могут ли все эти продукты расти на деревьях? (нет/да)

      -Какой же вопрос возникает у вас? (Если эти продукты не растут на деревьях, то как же они получаются?) 

-Кто готов сформулировать тему нашего урока? (Откуда берутся шоколад, изюм и мёд?)

-Прежде чем найти ответ на данный вопрос, давайте выделим три главных слова:

шоколад, изюм, мёд

-А вот  вопросы Муравьишки. Как всегда, он приготовил их для Мудрой Черепахи . Но сегодня она не спешит сама на них отвечать, ей хочется, чтобы вы вместе с Муравьишкой поискали ответы на них сами. (кто производит? из чего производят? как производят? Для чего?). Эти вопросы и будут планом нашего урока.

-Рассмотрите рисунок. Наша первая цель – ответить на вопрос: откуда берётся шоколад. Здесь мы видим шоколадное дерево, которое растет в далекой жаркой стране..

-Эти деревья так и называются – Шоколадные деревья или деревья какао.

-Какие части дерева вы видите на этом рисунке? (ствол, листья, плоды)

-У этого дерева простые, широкие листья и большие, похожие на яйцо, плоды. 

-Это дерево удивительно тем, что цветы распускаются прямо на стволе, а затем здесь же появляются плоды.

-Плод очень крупный, на очень коротком черешке и прикреплен он прямо к стволу дерева.

-Рассмотрите плод в разрезе.

-Что  находится внутри плода? (семена)

-Какого они цвета? (белые)

-Эти семена называют какао-бобы. Их высушивают, при этом они темнеют, затем, измельчают в порошок.

-Как называется этот порошок? (какао)

-Кто же собирает плоды, высушивает, измельчает их? (люди)

-Что делают люди из какао-порошка? (шоколад, шоколадные конфеты)

-Сейчас мы тоже попробуем сделать шоколад. Работаем в парах.

Практическая работа

 -Возьмите порошок какао, он  насыпан в мелкую посуду, из  стаканчика добавьте немного воды. Хорошо размешайте до однородной массы. По цвету похож на шоколад? Попробуйте на вкус. Какой шоколад получился? (горький).

- А теперь попробуйте кусочек шоколада. Он какой? (сладкий).

-А почему у нас шоколад не получился сладкий? (для приготовления шоколада надо добавить сахар, молоко и другие добавки).  На обертке шоколадки с обратной стороны написан состав. Прочитайте, что добавляют в какао- порошок, чтобы получился настоящий шоколад.  Производство шоколада – это долгий и трудоёмкий процесс. На фабрике трудится большое количество человек, чтобы изготовить всеми нами любимые плитки шоколада.

 –Подумайте, на какой вопрос мы ещё не ответили? (для чего производят шоколад?)

 –Как, по вашему мнению, можно ответить на этот вопрос? (разные ответы). 

– Давайте послушаем про это сообщение. (рассказывает подготовленный ученик).

Сообщение обучающегося.

 – Шоколад – это полезный продукт, который необходимо включить в свой рацион питания. Шоколад содержит массу полезных веществ. Танин  регулирует работу пищеварительной системы.  Калий и магний улучшают работу мышечной и нервной системы. Магний необходим для работы сердца.  Глюкоза повышает работоспособность, улучшает деятельность мозга.  Ценное свойство шоколада – это способность повышать настроение. Если одолевают грусть и печаль достаточно съесть дольки шоколада.

        -Но, как известно, всему надо знать меру. Как вы это объясните? (много сладкого есть нельзя)

        -Правильно шоколад полезен в небольших количествах.

Вывод «Откуда берётся шоколад?»

 -А теперь сформулируйте полный содержательный ответ по намеченному нами плану, откуда берется шоколад. (Шоколад – это кондитерский продукт, производимый людьми из какао-бобов, сахара, молока и др. продуктов. Его производство трудоемко, т.к. в процессе изготовления участвует большое количество людей и техники. Делают шоколад на кондитерских фабриках. Шоколад полезен в малых количествах, т.к. это лакомство, а не еда)

- А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело!

      -О чём мы будем узнавать дальше? (откуда берётся изюм)

        -Наша цель – ответить на вопросы плана, которые мы выделили, узнавая про изюм.

         -Вы видите три рисунка

ВИШНЯ   СМОРОДИНА   ВИНОГРАД

-Подумайте и выберите верный ответ, поставив знак «+»  под тем словом, из чего, по вашему мнению, получается изюм (виноград)

Загадка

На шнурочке-стебелёчке

Сладких ягод груда

На большое блюдо..

-Что вы можете рассказать про производство винограда? (виноград высохнет и получаются маленькие сухие ягодки)

-Послушаем сообщение об изюме. (рассказывает подготовленный ученик)

Сообщение обучающегося.

-Изюм – это высушенный на солнце виноград.

-На земле не так много районов, где выращивают виноград и производят изюм. Потому что после созревания винограда необходим период жаркой погоды без дождей, чтобы была возможность его высушить. Виноград собирают с ветвей и укладывают на лотки рядами на 2-3 недели. Затем складывают в ящики и еще немного подсушивают. Из 1 кг. винограда получается примерно 1 стакан изюма.

-Кто занимается изготовлением изюма? (люди)

-Где люди используют изюм? (в кондитерских продуктах, варят компот, добавляют в мясные блюда, едят вместо сладостей)

Вывод «Откуда берётся изюм?»

         -Сделайте вывод об изюме, используя вопросы. (Изюм – это высушенный на солнце виноград. Его изготовлением занимаются люди. Изюм очень полезен, т.к. его добавляют в продукты)

-А сейчас отгадайте загадку:

-Сладкий, а не сахар, лечит, а не лекарство. (мёд)                                                                                  

-Расскажите по вопросам плана, что вы знаете о мёде? (Мёд делают пчёлы. Они его производят из нектара, который есть в цветах. Люди собирают мёд на пасеках. Таких людей называют пчеловодами.)    

Работа по учебнику

      –На станице 61 учебника прочитайте текст о мёде и рассмотрите рисунки.

 –Для чего нужен мёд? (лечить людей)

 –Послушайте ещё одно сообщение.(рассказывает подготовленный ученик)

Сообщение обучающегося.

–О пользе мёда известно ещё с тех времён, когда землю населяли первобытные люди. Однажды, случайно, обнаружив гнездо пчёл и попробовав золотистого нектара, они стали постоянно охотиться на гнёзда пчёл и собирать мёд. Мёд –это не только вкусный, но и ценный комплекс питательных элементов. Мёд оказывает успокаивающее действие, уменьшает кашель. Мёд помогает людям в поддержании здоровья.

Работа в тетради

- Закрепим наши знания, выполнив задания в тетради на странице 25. Прочитайте задание. Что нужно сделать? (соединить линиями что из чего получается)

- Поработайте самостоятельно.

- Что у вас получилось? (какао – бобы – с какао-порошком, виноград – с изюмом, медовые соты – с мёдом)

-А теперь проверим, кто из вас был внимательным весь урок. Возьмите красный карандаш и подчеркните нужное слово  красным цветом, ответив на вопросы теста.

Тест «Откуда берутся шоколад, изюм и мёд»

  1. Какое насекомое даёт мёд?

                              Оса, шмель, пчела

  1. Из какого вещества сделаны соты, в которых собирается мёд?

 Из глины, из воска, из дерева

  1. Высушенной ягодой какого растения является изюм?

Абрикоса, сливы, винограда

  1. Выберите профессию человека, который делает шоколад.

Повар, кондитер, кулинар

  1. Какой продукт врачи рекомендуют употреблять во время простуды?

Мёд, изюм, шоколад

- Проверьте, правильно ли вы выделили слова:  3-2-3-2-1 (учитель называет порядок подчёркнутых слов, дети проверяют)

-Объясните пословицу «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». (Надо много трудиться, чтобы в жизни всё получалось. На уроке мы узнали, что люди много трудятся, чтобы у нас всегда были сладости.)

Мы ответили на все вопросы Муравьишки . Мудрая Черепашка тоже осталась довольна вашей работой.

Рефлексия

Было ли вам на уроке интересно учиться?

 -Подведём итоги. Если вам на уроке сегодня всё понравилось, прикрепите в таблицу кружок, если затруднялись в чём-то – треугольник, если ничего не понятно – квадрат. (дети берут фигуры и прикрепляют в таблицу)

-Молодцы, давайте похвалим себя за хорошую работу

-Я-молодец! Я думал, я старался, я делал открытия.

-Я очень рада, что у вас хорошее  настроение. Спасибо за урок!

1 мин.

7 мин

12 мин.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Откуда берутся шоколад, изюм и мед?» 1 класс © Лепехина Татьяна Васильевна учитель начальных классов МКОУ «Дедиловская СОШ»

Слайд 2

Откуда берутся шоколад, изюм и мёд?

Слайд 3

Шоколадное дерево

Слайд 4

какао-бобы (семена)

Слайд 8

На шнурочке – стебелёчке Сладких ягод груда – На большое блюдо.

Слайд 12

Высушенный на солнце виноград – это ИЗЮМ

Слайд 15

Как люди используют изюм?

Слайд 17

Мёд

Слайд 18

пасека улей

Слайд 22

рамка с сотами

Слайд 28

Для чего людям нужен мёд?

Слайд 29

Мёд – это витамины от природы Мёд – это лекарство Мёд – это природная косметика

Слайд 30

Тест «Откуда берутся шоколад, изюм и мёд» 1 . Какое насекомое даёт мёд? Оса, шмель, пчела 2 . Из какого вещества сделаны соты, в которых собирается мёд? Из глины, из воска, из дерева 3 . Высушенной ягодой какого растения является изюм? Абрикоса, сливы, винограда

Слайд 31

4 . Выберите профессию человека, который делает шоколад. Повар, кондитер, кулинар 5 . Какой продукт врачи рекомендуют употреблять во время простуды? Мёд, изюм, шоколад

Слайд 32

Тест «Откуда берутся шоколад, изюм и мёд» 1 . Какое насекомое даёт мёд? ( пчела ) 2 . Из какого вещества сделаны соты, в которых собирается мёд? ( из воска ) 3 . Высушенной ягодой какого растения является изюм? ( винограда ) 4 . Выберите профессию человека, который делает шоколад.( кондитер ) 5 . Какой продукт врачи рекомендуют употреблять во время простуды? ( мёд )

Слайд 33

Я – молодец! Я думал, я старался, я делал открытия!

Слайд 34

Домашнее задание Рассказать родителям, что нового вы сегодня узнали на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. 1-й класс. "Откуда берутся шоколад, изюм и мед?"

Урок окружающего мира. 1-й класс по теме "Откуда берутся шоколад, изюм и мед?"...

Методическая разработка по окружающему миру и развитию речи "Откуда берутся шоколад, изюм и мёд?"

Данное мероприятие было разработано и проведено для детей, обучающихся по программе школы VII вида....

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе "Откуда берутся шоколад, изюм и мёд?»

Знакомство обучающихся с производством известных им сладостей, показать их природное происхождение...

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Откуда берутся шоколад, изюм и мед"

Разработка урока в 1 классе по программе "Школа России" по учебнику Плешакова А.А. Включены разнообразные формы работы, содержит презентацию...

Презентация к открытому уроку по окружающему миру 1класс по теме "Откуда берутся шоколад , изюм и мёд?"

Презентация к уроку окружающий мир 1 класс по теме"Откуда берутся шоколад.изюм и мёд?" Школа России...

Открытый урок по окружающему миру 1класс по теме "Откуда берутся шоколад , изюм и мед?"

Конспект урока по окружающему миру 1 класс по теме : " Откуда берутся шоколадЮ изюм и мёд?"...

Открытый урок по окружающему миру 1класс тема "Откуда берутся шоколад ,изюм и мёд?"

Конспект урока по предмету окружающий мир в 1классе. Тема "Откуда берутся шоколад, изюм и мёд?"...