Урок Окружающего мира в 1 классе по теме "В подводном мире"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Комарова Наталья Константиновна

Урок - исследование, проведённый в 1 классе по теме "В подводном мире". На уроке дети методом наблюдения исследуют строение тела рыб, узнают о жизни в подводном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_om.rar1.99 МБ

Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 Г.КАМЕНСК - ШАХТИНСКОГО

                      УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ

                  ПО  ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

                                 В 1 КЛАССЕ

                ПО ТЕМЕ «В ПОДВОДНОМ МИРЕ»

 

РАЗРАБОТАЛА УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

  КОМАРОВА НАТАЛЬЯ КОНСТАНТИНОВНА.

        2015 Г.

Цели: познакомить учащихся с многообразием животного мира водоёмов, существенными признаками рыб, проблемой экологии водоёмов; развивать воображение, речь, мышление и познавательный интерес.

                                  Ход урока

Класс разбит на 4 группы.

  1. Организация класса. Психологический настрой класса.

             Учитель. Я люблю муравья.

                 Видел я, как он лез,

                 Через непроходимый лес

                 И как тащил бревно.

                 Я бы тут заблудился!

                 Бросил бревно!

                 Но он трудился.

- Нам с вами тоже предстоит сегодня потрудиться и получить новые знания.

II. Знакомство учащихся с животными водоёмов.

  1. Целеполагание.

а) Инсценирование заранее подготовленными детьми сказки «Щука зубастая»: Слайды № 1, № 2.

Учитель. - Есть у меня в деревне знакомый мальчик. Любит он у реки сидеть, да разные байки рассказывать. И вот что он мне рассказал:

Рыбак. В ночь на Иванов день родилась щука в речке,  да такая зубастая! Лещи, окуни, ерши – все собрались поглазеть на неё и дивились такому чуду. И стала она расти не по дням, а по часам: что ни день, то на вершок прибавится. И стала щука зубастая лещей, окуней полавливать: издали увидит леща, хвать его зубами, только косточки хрустят, на её зубах.  Что делать лещам да окуням? Собралась вся мелкая рыбёшка и стала думать, как извести щуку зубастую.

Окунь:  - Тошно нам всем теперь в нашей речке: щука зубастая проходу не даёт, всякую рыбу на зуб берёт.

Рыбак. Пришёл на совет и Ёрш Ершович и говорит:

Ёрш:   Полно вам думу думать да голову ломать, давайте переберёмся в мелкие речки да речушки, там нас никто не тронет. Будем жить припеваючи да деток наживаючи.

Автор. И поднялись все ерши, лещи, окуни из реки большой в речки малые. А щука зубастая, как не стало мелкой рыбицы, пошла червяков хватать, да на удочку и попалась.

Учитель. - Итак, ребята, о ком же пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке?

Дети. - О рыбах.

Учитель. - Названия каких рыб вы услышали в сказке?

Учитель. - Какие задачи поставим на урок?

Учащиеся. - Узнать больше о рыбах, местах их обитания, способе передвижения, питании.

- Сегодня вы будете настоящими учёными. Вам предстоит познакомиться с жителями подводного мира с помощью метода исследования. Для этого я разбила класс на научные группы. Поэтому, давайте повторим правила работы в группах.

Слайд № 3

2. Рассматривание частей тела рыб.

а) На столах перед каждой группой живая рыба в банках, накрытых тканью.

Учитель. - Давайте снимем волшебную завесу и раскроем тайну нашего сегодняшнего урока.

Учитель. - Я прочитаю вам стихотворение, а вы смотрите на рыбу, в банке и подумайте, о каких частях тела рыбы идёт в нём речь.

                 Крылья есть, да не летает,

                 Глаза есть, да не мигает,

                 Ног нет, да не догонишь.

Учитель. О каких крыльях говорится в загадке-шутке?

Учащиеся. Крылья рыбы – плавники.

Учитель. Найдите плавники у ваших рыб. Какие они?

Учитель. - У рыбы есть спинные, грудные и брюшные плавники.

Слайд № 4

б)  Рассматривание чешуи.

     Учитель. У вас на столах лежат конверты. Раскройте их и подумайте что это такое. (В конвертах чешуя рыбы.)

- Чем покрыто туловище рыб? (Чешуёй). Потрогайте её. Какая она на ощупь? (Гладкая)

- Попробуйте разломить, согнуть чешуйку. К какому выводу пришли? Для чего нужна чешуя?

Учащиеся.– Чешуя защищает тело рыб от повреждений, помогает передвигаться в воде.

Слайд № 5

Учитель. Чешуя у рыбы растёт постоянно. Летом рыба растёт быстро – чешуйка широкая, зимой рыба растёт медленно – чешуйка узкая.

 Где живут рыбы?

 Какова форма тела  рыбы? (рассматривание рыбы)

Учащиеся. Тело удлинённое, сжатое с боков, заострено спереди и сужено сзади; Учитель. Так тело рыбы приспособлено к передвижению в воде и легко рассекает воду.

Слайд № 6

Учитель. Какие части тела можно различить у рыбы?

Учащиеся. Голова, туловище, хвост; голова заострена спереди, туловище покрыто чешуёй для защиты от повреждений, хвост короткий и заканчивается хвостовым плавником.

Учитель. Рассмотрите внимательно голову рыбы и расскажите, что вы заметили.

Учащиеся. Отсутствует шея. Рот, ноздри, по бокам головы открытые глаза без век, сзади глаз жаберные крышки, прикрывающие органы дыхания рыбы, – жабры.

Учитель. Как рыба передвигается в воде?

Учащиеся. Изгибает туловище и хвост, двигает плавниками: спинными, грудными, брюшным,  передвигается вперед, вверх, вниз.

 Учитель. Передвижению в воде помогает слизь, покрывающая чешую, – рыба скользкая,  имеет своеобразный скелет, воздушный пузырь для всплывания.

Учитель. Как дышит карась?

Учащиеся. Он дышит кислородом, растворённым в воде; карась всё время открывает и закрывает рот, набирает в него воду.

Слайд № 7

Учитель. Изо рта вода проходит между жабрами и выходит наружу из-под жаберных крышек, которые всё время то приподнимаются, то опускаются; в жабрах кислород из воды поступает в кровь и разносится ею по всему телу рыбы. Если воду вскипятить, то кислорода в ней не останется, поэтому в кипячёной воде рыбы жить не могут. 

                                   Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А

Учитель. Чем питается рыба?

Учащиеся. Червями, личинками насекомых, обгладывает молодые побеги водных растений, некоторая рыба - хищная.  

3. Места обитания рыб.

 Работа с учебником, карточками из ТПО.

Учитель. - Откройте учебники на с. 54. Обсудите, чем различаются рыбы.

Учащиеся.- По форме, размеру и окраске.

Учитель. - О каких местах обитания рыбы вы узнали?

- Рыба может обитать в аквариуме, море, реке.

Учитель. - Разложите карточки с рыбами на три группы: речные и озёрные рыбы, морские рыбы, аквариумные рыбы.

Учитель. - Вы, ребята, знаете много разных видов рыбы. Давайте попробуем по описанию догадаться, о какой рыбе идёт речь.

Загадки. Доклады детей о рыбах. Слайды № 8, № 9, № 10.

На дне, где тихо и темно,
     лежит усатое бревно.    

                             (Сом)  

Хвостом виляет,
   Зубаста, а не лает.

                            (Щука)  

Мастер шубу себе сшил,
    Иглы вынуть позабыл.

                             (Ёрш)  

Учитель. - А теперь давайте познакомимся с обитателями морей и океанов.

Окунь морской, Камбала, Треска.

Слайды № 11, № 12, № 13. Доклады детей.

  1. Свободные высказывания по проблеме «Что посеешь, то и пожнёшь».

Учитель. - Рассмотрите рисунок на с. 55. Подумайте, почему он назван «Что посеешь, то и пожнёшь»?

- Будут ли рыбы жить в таком грязном водоёме?

Учащиеся рассматривают рисунок в задании на с. 55, объясняют роль человека в загрязнении и охране водоёма.

4. Кроссворд «Подберите названия рыб».

Учитель. - У вас на столах лежит лист со стихотворением. Давайте прочитаем его. Чтение ребёнком стихотворения.

Учитель. - А теперь найдите и подчеркните в стихотворении  названия рыб.

На реке Истре пескари быстрые.

В тихоне Сходне окуньки сегодня.

А река Тверца для линя - молодца

В Оке судаки – от руки до руки.

На Клязьме – праздник

Ходит сом-проказник

В Киржаче лещи – подсекай, тащи!

В Вятке завелись стерлядки.

А чей дом Волга – говорить долго.

На доске: Слайд № 14 

п

е

с

к

а

р

ь

о

к

у

н

ь

л

и

н

ь

с

у

д

а

к

с

о

м

л

е

щ

с

т

е

р

л

я

д

ь

III. Итог урока. Чтение вывода.

Учитель. - Что вы узнали о рыбах? К какому выводу пришли?

Слайды № 15.

Рефлексия урока. Золотые рыбки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консект урока и презентация к уроку окружающий мир (4 класс) по теме : Пустыня

Конспект с подробными заданиями и всеми материалами для урока...

Технологическая карта урока по ИЗО 1 класс на тему "В мире сказок. Буратино."

Создать условие для выполнения творческой работы « портрет». Формировать умение выполнять иллюстрацию сказочного героя....

Конспект урока окружающий мир, 3 класс "Путешествие по странам мира" ПНШ

Конспект урока по теме "путешествие по странам мира" 3 класс, по программе перспективная начальнач школа (ПНШ)....

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...

Презентация к уроку технологии во 2 классе на тему "Подводный мир. Рисунок с фонариком."

Презентация к уроку технологии во 2 классе на тему "Подводный мир. Рисунок с фонариком."...