Проект проведения декады окружающего мира
проект по окружающему миру на тему

Котлова Елена Анатольевна

Часто возникают вопросы о проведении недели окружающего мира. Я, как руководитель МО, провожу декаду, т.к. невозможно все мероприятия провести за 5 дней. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городское бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя  школа № 372

Московского района  

Санкт-Петербург

Проект  предметной декады  начальных классов

Предметная декада по окружающему миру

«Знатоки Природы»

Автор-составитель: Котлова Елена Анатольевна,

 учитель начальных классов ГБОУ школа № 372 г.Санкт-Петербург

2015 год

Аннотация.

На изучение окружающего мира отводится два часа в неделю в каждом классе. Это тот минимум учебного времени, который необходим для реализации основных требований программы. Дополнением к курсу окружающего мира в начальной школе может быть внеурочная деятельность. Во внеурочной деятельности младшим школьникам необходима свобода действий, право выбора, полёт фантазии и творческих устремлений.  В совместной подготовке к викторинам, праздникам,  защите групповых проектов проявляется интерес детей к познанию нового, происходит развитие личности.  Одним из направлений внеурочной деятельности является проведение предметной недели (декады), которая включает в себя систему мероприятий. Такие мероприятия отвечают естественным для данного возраста интересам детей, учитывают их любознательность и эмоциональную отзывчивость, дарят романтику неизведанного, искорку познания, счастье открытий, радость общения. Предлагаемая разработка декады начальных классов поможет преодолеть трудности школьной жизни, адекватно относиться к успехам и неудачам в общении и учении, послужит взаимопониманию педагогов, детей и родителей, наполнит школьную жизнь интересным содержанием. Почему декада, а не неделя? Пятидневной недели не хватит для осуществления намеченного плана. Дети не готовятся заранее к декаде, а участвуют непосредственно в те сроки, которые прописаны в «Положении о проведении декады».

Данная методическая разработка проекта предметной декады по окружающему миру раскрывает опыт проведения предметных недель в системе развивающего обучения в начальной школе.

Разработка может быть полезна учителям начальной школы, воспитателям групп продлённого дня, педагогам дополнительного образования.


Содержание.

1. Введение…………………………………………………………….4-5

2.Основная часть………………………………………………………6-9

3. Заключение……………………………………………………….....10

4.Список использованной литературы………………………………11

  1. Введение.

Учиться должно быть интересно. Только тогда учение может быть успешным. В этом твёрдо убеждены педагоги начальной школы. Поэтому одна из основных задач учителя – научить детей учиться, сформировать у них потребность в учении, научить получать от учёбы удовольствие.

Цель: повышение профессиональной компетентности учителей, развитие познавательной и творческой активности обучающихся.

Задачи:

  1. Развитие у учащихся интереса к предмету «Окружающий мир».
  2. Формирование способности восприятия учащимися целостной картины мира, бережного отношения к природе, осуществление экологического воспитания.
  3. Создание условий для развития и реализации познавательных и творческих способностей учащихся, к изучению природы.
  4. Развитие умения работать самостоятельно, представлять результат индивидуальной деятельности.
  5. Создание условий для формирования здорового образа жизни.

Предметные декады в начальной школе – это праздник длиною в целую

декаду.  Каждый ученик выбирает  направление, которое ему интересно.

 Кто-то изображает предмет на рисунке, кто-то составляет ребусы,

подбирает загадки, стихотворения, участвует в викторине, олимпиаде и

т.д.

Все работы учащихся вывешиваются на школьных стендах в течение

декады.  Представлять свои работы и защищать свои проекты ученики

будут во второй половине декады . Накануне Недели оформляется

большой стенд, где вывешивается план проведения Недели.

В первый день недели учащихся и родителей встречает в фойе красочное

объявление о проведении Недели с приглашением посетить все

мероприятия. Во всех классах вывешиваются тематические газеты,

 проводится конкурс на лучшую газету или коллаж на тему декады

окружающего мира.

В рамках предметных декад учащиеся обучаются азам проектной и

исследовательской деятельности.

Даже первоклассники могут готовить свои проекты, выступают в роли

исследователей неизведанных пока тайн. Например, «А знаете ли вы,

 что…» Учителя в рамках декады могут проводить дополнительные  мероприятия для учащихся своего класса.

В классе действует незыблемое правило: каждый проект или творческая

 работа имеют право на оценку и признание одноклассников и учителя.

В рамках Декады обязательно проводятся классные и школьные

олимпиады по предмету. Формировать в детях желание участвовать в

олимпиадах надо с первого класса, с обязательным выявлением

 победителей и награждением. В 1-2 классах проводятся классные

 олимпиады, а в 3-4 классах классные и школьные туры.

На уроках действуют межпредметные связи. Например, окружающий мир-

русский язык «Деревья однокоренных слов», окружающий мир –

 технология «Изготовление кормушек для птиц», окружающий мир – ИЗО

«Коллаж «Звери», «Птицы», «Цветы», окружающий мир – литературное

чтение или ИЗО «Сказочная птица» и т.д.

Всю декаду в школе праздничное приподнятое настроение, все дети

заняты делом: играют, соревнуются, обсуждают, переживают.

В классах может быть проведен конкурс «Посади дерево», где на

листочках дерева прописывается имя участников того или иного конкурса

и в конце декады эти деревья вывешиваются в рекреациях 3 этажа школы.

Итог: количество участников декады окружающего мира.

В конце декады подводятся итоги: награждаются победители, учащиеся

готовят друг другу сюрпризы. Здесь принимают участие и родители,

готовят своим детям подарки.

Таким образом, после проведения предметных  декад у многих учащихся

меняется отношение к учёбе, появляется заинтересованность в познании

нового, усиливается интерес к процессу обучения.

Такие формы работы дают большой эмоциональный заряд, надолго

запоминаются детям, улучшают успеваемость по предмету, способствуют

формированию положительной мотивации учебной деятельности.

2.Основная часть.

2.1. Положение о школьной предметной декаде.

1. Общие положения.

1.1 Школьные предметные декады проводятся ежегодно методическими объединениями с целью повышения профессиональной компетенции учителей в рамках плана методической и научно-методической работы, а также для развития познавательной и творческой активности учащихся.

1.2. Задачи предметной декады:

совершенствование профессионального мастерства учителей через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;

вовлечение учащихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым дисциплинам;

выявление школьников, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области.

2. Организация и порядок проведения предметной декады.

2.1 Предметная декада проводится в соответствии с планом работы школы.

2.2 План подготовки и проведения предметной декады утверждается директором школы не позднее, чем за две недели до начала ее проведения.

2.3 Организатором предметной декады  является методическое объединение учителей начальных классов.

2.4 Участниками предметной декады являются:

все учителя, преподающие предмет или группу дисциплин образовательной области, по которой проводится предметная декада;

ученики школы, изучающие предмет или образовательную область, по которой проводится предметная декада.

2.4. В рамках предметной декады могут проводиться:

  • предметные олимпиады;
  • нетрадиционные уроки по предмету;
  • внеклассные мероприятия на параллели учебных классов и между параллелями;
  • общешкольные мероприятия.

2.5. Проведение предметной декады должно сопровождаться разнообразной наглядной информацией, которая располагается в кабинетах и в рекреациях  школы.

2.6. По итогам предметной декады может быть проведен набор в Научное общество учащихся, определены участники предметной районной олимпиады.

2.7. По итогам предметной декады наиболее активные участники награждаются грамотами и сертификатами.

2.8. По окончании предметной декады на заседании методического объединения проводится анализ мероприятий, организованных в ходе предметной декады.

2.9. По итогам предметной декады руководителю МО сдаются планы открытых мероприятий, включая тексты заданий для проведения предметных олимпиад и протоколы с их результатами.

2.2. Предметная декада по окружающему миру «Знатоки Природы».

2.2. 1. Основные задачи предметной декады.

1. Повышение интереса учащихся к учению, развитие их познавательных способностей, расширение кругозора.

2. Развитие у учащихся логического мышления, пробуждение глубокого интереса к решению нестандартных задач, умение применять полученные знания на практике.

3. Выявление одарённых детей по  предмету, всестороннее развитие интересов, способностей учащихся, оказание им помощи в сознательном выборе профессии.

2.2.2. Организация Декады.

 Руководство занимается:

1. Подготовкой и проведением предметной декады руководит оргкомитет.

2. В состав оргкомитета входят представители педагогического коллектива.

3. Оргкомитет намечает план проведения предметной декады и утверждает ответственных.

2.2.3.Порядок поведения школьной предметной декады.

1. В течение декады проходят различные мероприятия: конкурсы, игры, направленные на формирование познавательных интересов, способствующие развитию способностей учащихся.

2. Учителя, воспитатели в течение предметной недели проводят творческие мероприятия, открытые уроки, способствующие обмену методическим опытом.

2.2.4. Подведение итогов предметной декады.

1. Итоги предметной декады подводятся оргкомитетом, который определяет самых активных участников.

2. Победители тематических конкурсов, викторин и т. д. награждаются грамотами и дипломами.

3. Итоги проведения школьной предметной декады анализируются на заседании Методического объединения учителей начальных классов.

2.2.5. План проведения декады.

Декада окружающего мира «Знатоки Природы».

Цель декады: поддержать интерес учащихся к окружающему миру, расширять знания ребят о природе, воспитывать бережное отношение к природе, развивать умение видеть красоту окружающего мира.

Согласовано

Зам.директора по УВР

_________________/ Н.А.Онищенко/

Утверждаю

Директор ГБОУ школа 372

_______________ /А.В.Шепелев

План проведения декады окружающего мира «Знатоки природы»

 в начальных классах.

Дни недели

Дата

Класс

Мероприятия

Ответственный

В течение декады по индивидуальному плану

16-27 ноября

1 – 4

Взаимопосещение уроков окружающего мира.

Учителя, председатель МО,

зам.директора по УВР

Понедельник

16.11

1 – 4

Линейка

Беседа «Знай и люби свой край».

Классные руководители 1 – 4 классов

Вторник

17.11-     20.11

17.10-20.11

1 – 4

Фотоконкурс

«Посмотри, как мир хорош, в котором ты живешь!» (Природа нашего края)

Классные руководители, родители, дети.

Фотовыставка    домашних питомцев «Мы в ответе за тех, кого приучили».

Среда

18-11-

20.11

1 – 2

    3-4 классы

Чтение рассказов о животных. Лепка из пластилина фигурок литературных героев

«Пластилиновая фантазия».

Выставка работ.

Проекты «Самые-самые…» (из книги рекордов Гинесса)

Классные руководители, родители, дети.

Четверг

19-11-23.11

1-4

классы

3-4 классы 

Конкурс рисунков «Как не любить нам эту Землю»

Олимпиада (классный тур)

Председатель МО

Пятница

20.11-21.11

1-4 классы 

Конкурс кормушек

Акция

«Покормите птиц зимой»

Классные руководители, родители, дети.

Понедельник

23.11

1 классы

2-3 классы

4 классы

Викторина "Что растёт на грядке?"

Интеллектуальная игра «По лесным тропинкам»

Интеллектуальная игра «Знатоки природы»

1 кл. отв. Сочнева О.А.

2 кл.отв. Павлова Ж.В.

.

4 кл. отв. Котлова Е.А.

Вторник

24.11

3-4 классы

Олимпиада «Знатоки природы» (школьный тур)

Отв. Котлова Е.А.

Среда

25.11

1-4 классы

Подведение

итогов.

Награждение победителей.

Отв. Онищенко Н.А.,

Котлова Е.А.

План составила: руководитель МО ___________/Е.А.Котлова/

  1. Заключение. 

«Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я могу запомню.

Вовлеки меня – и это станет моим навсегда».

(Древняя пословица)

Изучив рефлексию учащихся и учителей, можно сделать следующие выводы:

Результативность. Все мероприятия направлены на развитие интеллектуальных и творческих способностей каждого ребёнка и имеют практическую направленность. Дети могли проявить себя в конкурсе рисунков,  чтении стихов, изготовлении кормушек и поделок из природного материала.
Новизна. Для развития познавательной активности, повышения мотивации учащихся используются электронные пособия, подготовленные учителями начальных классов. Материал для интеллектуально-познавательных игр содержит краеведческую направленность.
Эффективность. Декада по окружающему миру охватывает всех учащихся начальной школы. Созданные презентации освобождают учителя от повторного подбора наглядности.
Практическая ценность. Представленный материал могут использовать в своей работе учителя начальных классов, учителя-предметники, классные руководители, воспитатели.
Описание системы работы. Все классы в начале декады получают пакеты с заданиями для подготовки к конкурсам и выставкам. Каждый день ребят ждёт интересное творческое дело.
Интеллектуальные игры проводятся в виде путешествия по станциям. Перед игрой выдаются маршрутные листы, в которых указывается результат работы класса (в баллах) на каждом этапе пути. В конце предметной декады на общей линейке подводятся итоги, награждаются победители.

Таким образом, это не только развлечения для учащихся, но одна из форм организации обучения, которая углубляет, дополняет и повышает уровень образования обучающихся, способствует их развитию, расширяет кругозор. Предметные декады способствуют развитию познавательной активности учащихся. Через предметные декады мы можем вовлечь практически всех детей, создать условия, при которых вся начальная школа будет в течение определенного срока буквально погружаться в предложенную образовательную область, объединяя в едином порыве всех  учащихся и педагогов.

4.Список использованной литературы.

1. Предметные недели и праздники/авт.-сост. И.В.Аверьянова, Н.Н.Лапшина.-Волгоград: Учитель, 2008.

2. Школьные олимпиады для начальных классов/ о.А.Ефремушкина. Изд. 3-е.- Ростов н/Дону:Феникс,2005.

3. Первоклашки в гостях у сказки. Сценарии школьных праздников, театральных постановок, конкурсов и викторин. Серия «Школа радости» - Ростов н/Дону: «Феникс», 2001.

4. Лоскутова Н.А. Викторина «Что растёт на грядке?»/ Начальная школа, 2002. - № 5, стр. 89 – 91.

Приложение 1

Маршрутный лист

Календарь   декады

Понедельник, 16.11

Линейка

3-4 классы после 1 урока

1-2 классы после 3 урока

Беседы в классах

«Знай и люби свой край».

Календарь   декады

Вторник, 17 ноября

1-4 классы

Фотоконкурс

«Посмотри, как мир хорош, в котором ты живешь!» (Природа нашего края)

Фотовыставка    домашних питомцев «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Календарь   декады

Среда, 18 ноября

1-2 классы

Чтение рассказов о животных. Лепка из пластилина фигурок литературных героев

«Пластилиновая фантазия».

Выставка работ.

              3-4 классы

Проекты «Самые-самые…»

 (животные и растения из книги рекордов Гинесса)

Календарь   декады

Четверг, 19 ноября

1-4 классы

Конкурс рисунков «Как не любить нам эту Землю»

              Формат А-4

3-4 классы

Олимпиада (классный тур)

Календарь   декады

Пятница, 20 ноября

Суббота, 21 ноября

1-4 классы

Конкурс кормушек

Акция«Покормите птиц зимой» http://fs00.infourok.ru/images/doc/160/184365/hello_html_114e8b66.jpg

Календарь   декады

Понедельник, 23 ноября

1 классы,

Викторина

"Что растёт на грядке?"

урок, каб №

2-3 класс

Интеллектуальная игра «По лесным тропинкам»

Команда 6 человек от класса

4 урок, каб № 27

Календарь   декады

Вторник, 24 ноября

3-4 классы

Олимпиада

«Знатоки природы» (школьный тур)

по 5 человек от класса

на 1 уроке, каб №33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отзыв о проведенном уроке окружающего мира во 2 классе.

Отзыв о проведенном открытом уроке окружающего мира во 2 классе, УМК "Школа 2100"...

Декада окружающего мира и технологии в начальной школе

Подборка содержит материалы, которые помогут организовать и провести неделю окружающего мира и технологии в начальных классах. В перечни материалов представлена справка по проведению декады, презентац...

ПЛАН проведения недели окружающего мира в начальной школе

План проведения недели окружающего мира в начальной школе...

Отчёт о проведении Недели окружающего мира

Цели проведения:·        Развитие у учащихся интереса к предмету «Окружающий мир».·        Формирование у учащихся бережного...

Технологическая карта ПНШ для проведения урока окружающего мира в 3 классе «Как образуется почва»

Технологическая карта урока«Как образуется почва»Предмет: окружающий мирКласс: 3Тема урока: «Как образуется почва»Цель: закрепить знания о составе почвы; сформировать представление об образовани...

Технологическая карта ПНШ для проведения урока окружающего мира в 3 классе по теме: «Лес и его обитатели»

Технологическая карта урока«Лес и его обитатели»Предмет: «Окружающий мир»Класс: 3Тема урока: «Лес и его обитатели»Цели урока: повторить материал о растениях и животных леса;  расширить знан...