Урок-проект "Охрана растений"
проект по окружающему миру (3 класс) на тему

Серёгина Наталья Ивановна

Донести до сознания детей понимание бережного отношения к растениям; сформулировать правила друзей природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx53.03 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир, 3 класс, программа «Школа России», учебник А.А. Плешакова

Тема:  «Охрана растений»

Тип урока – урок-проект

Цель: донести до сознания детей понимание бережного отношения к растениям; сформулировать правила друзей природы.

Задачи:

      1. Образовательные (обучающие) – узнать, почему многие растения стали редкими;

      доказать, что растения необходимо охранять.   Ознакомить  детей   с  мерами  охраны  растений; сформировать  правила друзей в природе и убеждение  в  необходимости  охраны  растений.

              2. Развивающие –способствовать развитию познавательных интересов, развивать          

              связную речь, внимание, мышление, память, воображение, фонематический слух.

             3. Воспитательные – воспитание  бережного отношения   к  растениям;   

                      популяризация экологических знаний среди детей и взрослых.

Список используемой литературы:  учебник А.А. Плешакова;

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

1.Объяснят понятие «экологическая проблема»;

2.назовут причины гибели растений;

3.назовут способы охраны растений;

4.сформулируют правила друзей в природе.

1.личностные-формирование чувства патриотизма, выработка собственной жизненной позиции в отношении к растений.

2.регулятивные-управление познавательной и учебной деятельности на основе поставленной цели.

3.познавательные-умение ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов.

4.коммуникативные-умение оформлять свою мысль в устной форме, уметь слышать и слушать.

Методы обучения: словестный, наглядный.

Оборудование (средства обучения): доска ученическая, мультимедийная установка, карточки с дополнительной информацией.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мобилизующий этап

Улыбнитесь друг другу. Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость.

Включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность Делать умозаключения, предположения Эмоционально-положительный настрой на урок, создание успеха, доверия.

Актуализация знаний

Мотивация

к деятельности.

Формулировка темы урока

Самоопределе-

ние к учебной деятельности

На слайде растения, окруженные красной линией.

Дети, я предлагаю вам сформулировать тему урока

Правильно. Сегодня  на  уроке  мы  продолжим  разговор  о растениях.  Мы будем заниматься с вами исследованием и докажем, что растения необходимо охранять. слайд3,4)

Нашими ключевыми словами на уроке будут:

Предположим…

Я думаю…

Я считаю…

Я выяснил… и т. д.

 Какие задачи мы поставим перед собой? 

 А, теперь нам с вами нужно вспомнить, как размножаются растения.

Формулируют тему урока

«Берегите растения»

Учатся сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи и контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Предположения уч-ся.

Проверка д\з

Дети читают рассказ о том, как животные помогают растениям размножаться.

Называют другие способы размножения

Коммуникация

Составление синквейна

 

Составляют синквейн со словом «растение»

Развивать умения наблюдать, сопоставлять, анализировать

Физ-ка

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг.

 (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Колокольчик, пижма

Расстилается ковёр

Клевер, медуница

Двигательная активность.

Пополнение словарный запас.

Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний

Сколько радости доставляет нам красота растений. А что ещё нам дарят растения?

Чем они служат для животных?

Назовите растения, которые вы увидели во время физ-ки.

Что вы о них знаете?

К сожалению хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений.

Что происходит с растениями?

Предположения детей

Слушать товарищей, понимать услышанное, дополнять ответы. Находить ответы на  поставленные вопросы.

Пути решение проблемы. Построение проекта выхода из затруднения

Давайте проведём исследование и докажем, что растения необходимо охранять.

Почему некоторые растения становятся редкими?

Выясните причины вымирания растений.

Какую роль в сохранении растений играет Гринпис?

( Подробнее вы можете узнать о ней ,прочитав сообщение, которое находится на вашем столе.)

Работа с учебником на стр.82 второй абзац

Работа в парах.

Обсудить, почему многие растения не оставят потомства, если ребята будут ловить бабочек.

Работа с текстом учебника с.83

Участвовать в диалоге, слушать и понимать других,  оформлять свои мысли в устной речи

Работа с доп информацией. Гринпис — это общественная некоммерческая независимая международная организация, цель которой сохранить природу и мир на планете.В переводе с английского обозначает – «зелёный мир»

Строить несложные рассуждения, делать выводы.

Экологическая проблема

На что указывает вся полученная вами информация по отношению к растениям?

- Растения  в опасности. 

Возникла проблема между человеком и природой. Какая наука изучает связь между живыми существами и окружающей средой? (экология)

Как называется эта проблема?

-экологическая проблема.

Ответы уч-ся.

Развивать умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; развивать критическое мышление; познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками.

Реализация

проекта

Решение проблемы

Помочь сформулировать вывод на основе анализа предложенного материала. 

Дополнения учителя

На охрану растений направлены специальные Законы. Согласно им, все редкие растения занесены в Красную книгу.

Предложить уч-ся назвать несколько растений нуждающихся в охране.

Люди должны:

1. Не рвать без нужды растения.

2.Планировать хозяйственную деятельность не во вред растениям.

3. Соблюдать правила поведения в природе.

4.Создавать заповедники и ботанические сады.

Жизнь без растений невозможна. Необходимо каждому из нас – людей –          изменить своё отношение к ним, иначе через несколько десятков лет исчезнут многие виды растений. Это надо понять и запомнить каждому человеку.

Предложения по созданию правил друзей природы

Беречь растения – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.

Я предлагаю вам сейчас создать листовки, в которых вы должны убедить людей в бережном отношении к растениям и дать необходимые советы. Необходимый материал у вас на рабочем столе.

Работа с учебником на с. 84 в парах.

Что полезного вы узнали?

Конструировать алгоритм выполнения учебного задания 

Создание условных знаков, призывающих людей, беречь растения.

Рефлексия

Прочитать условные знаки.

Какую цель мы ставили? Что мы исследовали?

Закончи предложения:

·        Я узнал (а)…

·        Я понял (а)…

·        Я доказал (а)

 Вывод: каждый человек должен бережно относиться к растениям и они вас отблагодарят

Учитель: а я вам хочу сказать спасибо за проделанную работу и прошу вас её оценить ( у каждого на парте есть «светофор»)

Закрепить знаки на доске.

Ответы детей

- Мы  получили  новые  знания  о растениях , узнали  почему  их  необходимо  беречь!

- как можно принимать  участие  в  их охране.

Уметь оценивать собственную деятельность

Д/з  по выбору

С.82-85 в учебнике;

В книге «Великан на поляне» прочитать рассказ «Кукушкины слёзы»;

Оформить книжку-малышку»Берегите растения»

Приложение.

Проект 1

«Что мы знаем о воде?»

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Цель проекта. Разработка и написание проекта «Что мы знаем о воде?»

Задачи.

Повышение мотивации к обучению.

Формирование экологической грамотности.

Формирование бережного отношения к водоёмам нашего края.

Повышение самооценки учащихся.

Проблемные вопросы:

Где встречается вода в природе?

Что мы знаем о воде?

Где находятся запасы пресной воды?

 Запасы пресной воды на территории Липецкой области.

Описание проекта.

Проект рассчитан на 1 неделю

Участники проекта: учащиеся 3  класса МБОУ СШ с. Тербуны в д. Васильевка

План исследования.

Выяснить запасы воды в природе.

Запасы пресной воды на земле.

 Запасы пресной воды на территории Липецкой области

Стихотворения о воде.

Ожидаемые результаты.

Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

Обучение приёмам исследовательской работы с книгами, сети Интернет в целях получения новых знаний.

Приобретение коммуникативных навыков.

Развитие речи и обогащение лексики.

Активное участие родителей в школьной жизни ребёнка.

.Наш проект называется «Что мы знаем о воде?»     Лиза

               Вы слыхали  о  воде?                      

                  Говорят,  она  везде!

                  Мы  ее  не  замечаем,

                  Мы  привыкли,  что  вода -

                  Наша  спутница  всегда.

 Вода — это не только жидкость, налитая в кружку                                    

Океан в котором миллионы лет назад зародилась жидкость-это тоже вода.

Тучи, облака, туманы это тоже вода.

Бескрайние ледяные пустыни — и это тоже вода.

Такие привычные для нас картины, как радуга, восход, заход солнца тоже связаны с водой.

Если  посмотреть на глобус,  то можно увидеть на нём очень много голубого цвета. Один поэт написал об этом шуточное стихотворение:

Если на карту земли посмотреть
Земли на Земле всего одна треть
Но странный вопрос возникает тогда
Планета должна называться «Вода»

На самом деле наша планета на две трети части состоит из воды.  Казалось   бы,  что  воды  на  Земле  очень   много. Океаны  и  моря покрывают  большую  часть   поверхности  нашей   планеты.  Но не  забывайте, что  вода  в  них  соленая,  а  людям  необходима  пресная  вода.  Пресной  воды существенно  меньше, лишь 2.7%   и  1/3  населения  Земли  испытывает  в  ней  острый недостаток.  

Без  меня  вам  не  умыться,

                    Ни  наесться,  ни  напиться!

                    Смею  вам  я  доложить:

                    Без  воды  нам  не  прожить.

Пресная вода это реки, пруды, озёра, подземные воды
Основным источником пресной воды являются атмосферные осадки.
 По этому поводу есть такая народная пословица:

«Весенний дождь лишний не бывает.»

 Колоссальные запасы чистой пресной воды заключены в айсбергах Антарктиды.

В нашей стране самые большие запасы пресной воды.

 Запасы озера Байкал, как подсчитали учёные,  хватило бы для всего человечества на 7 тыс лет.

В озере и на берегах обитают более 3600 представителей флоры и фауны, примерно 70% которых больше нигде не встречаются. В 1996 году Байкал был внесён в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

На территории Липецкой области находится 127 рек. Самые крупные это река Воронеж, Красивая меча, Дон.есть Матырское водохранилище.

Вывод: Цитата  французского  писателя А.Сент-Экзюпери:

 «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. … Ты самое большое богатство на свете…».

Проект 2

«Значение воды в жизни человека, животных и растений» 

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Цель проекта.

 Разработка и написание проекта «Значение воды в жизни человека, животных и растений» 

Задачи.

Повышение мотивации к обучению.

Формирование экологической грамотности.

Формирование бережного отношения к воде.

Повышение самооценки учащихся.

Проблемные вопросы:

Где встречается вода в природе?

Каково значение воды в жизни человека и других живых существ?

Описание проекта.

Проект рассчитан на 1 неделю

Участники проекта: учащиеся 3  класса МБОУ СШ с. Тербуны в д. Васильевка

План исследования.

Выяснить количество воды в теле человека, животного и растения.

Происхождение слово «вода»

Использование воды человеком.

 Значение воды для растений.

Значение воды для животных

Ожидаемые результаты.

Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

Обучение приёмам исследовательской работы с книгами, сети Интернет в целях получения новых знаний.

Приобретение коммуникативных навыков.

Развитие речи и обогащение лексики.

Активное участие родителей в школьной жизни ребёнка.

Не умыться, не напиться

                Без воды. 

Листику не распуститься

Без воды.

Без воды прожить не могут

Птицы, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода!

Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках и мы обнаружим влагу.

В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды.. Без пищи человек может прожить 2-3 месяца, а без воды погибает через неделю.
. Дожив до 60 лет, человек выпивает более 50 т воды – целую цистерну.


На протяжении всей жизни человек имеет дело с водой с утра до ночи, пользуется ею для приготовления пищи и питья, умывается. В дождливую погоду он укрывается под зонтом от воды, льющейся с неба, летом отдыхает у воды, зимой обогревается батареями водяного отопления и любуется узорами на окнах
 

С развитием человечества от самых древних времен до наших дней вода приобретала все большее значение. Мы узнали, что в древнегреческом языке вода— «гидра»., а в латинском — «аква». Отсюда произошли знакомые нам слова  ( гидростанция,  гидротехника, акваланг, акварель, аквариум, акватория,)

 Мы провели исследование и выяснили, что вода нужна человеку для

  • Питье
  • Личная гигиена
  • Уборка помещений и городских улиц
  • Вода используется человеком в народном хозяйстве:
  • Фабрики и заводы (чтобы получить 1 тонну бумаги, нужно использовать 250 тонн воды) Чтобы изготовить 1 тонну кирпича нужно 2 тонны воды.
    Выплавить 1 тонну стали нужно 150 тонн воды
  • Сельское хозяйство Вырастить одну тонну пшеницы — 1500 тонн воды 
  • Водные дороги.
  • Получение электроэнергии.
  • Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы.

Значение воды для животных.

- Многие животные воду пьют, а лягушки, жабы, тритоны, клещи - всасывают воду через кожу. Например, песчанки, мыши иглистые довольствуются той водой, которая поступает с пищей.

Есть на земле и такие интересные животные, у которых вода в организме образуется из жира.

Верблюд до 10 суток живет за счет запасов жира и может не пить воду. Но зато как найдёт воду, за 10 мин. выпьет 10 ведер воды.

 Вода – среда обитания живых организмов.

- Для многих живых организмов вода - дом родной, в воде живут рыбы, насекомые и много других организмов. Они приспособились жить в воде и не могут жить вне воды.

 Значение воды для растений.

Все растения, обитающие на суше, имеют приспособление к добыванию и сохранению влаги. Корни пшеницы, ржи, овса в поисках воды уходят вглубь земли до 1,5 метров.

  • У деревьев - на 10-12 м, а у жителя пустыни - верблюжьей колючки - до 20 м.
  • Мхи и лишайники, лишенные корней, научились улавливать водяной пар из воздуха.
  • Кактусы и алоэ в своих толстых листьях скапливают запасы воды. 

  •  Вывод: Вода нужна для поддержания жизнидеятельности всех живых организмов.Вода — это есть сама жизнь

Гринпис

Гринпис (в переводе с английского обозначает — «зелёный мир») — международная независимая неправительственная экологическая организация, состоящая из представителей разных стран... В России Гринпис существует с 1992 г., однако официальное представительство есть пока только в Москве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира во 2 классе" Культурные и дикорастущие растения. Для чего человек выращивает культурные растения?"

Урок по УМК "Перспективная начальная школа" по теме:"Культурные и дикорастущие растения. Для чего человек выращивает культурные растения?"...

Урок окружающего мира " Деревья, растения, травы. Части растений"

Урок окружающего мира  1 классТемаДеревья, растения, травы. Части растений.Цель: формировать правильное научное понятие «растение»; уточнить понятия «дерево», «кустарник», «травянистое растение»,...

«Разнообразие растений.Дыхание и питание растений»

Тема: Разнообразие растений. Питание и дыхание растений.Цели урока: познакомить детей с новой классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений; связь солнца, растений, людей.Вос...

Тема: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения

Методическая разработка урока по  окружающему миру. Тема урока: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения. Нетрадиционная форма6 Урок в зимнем саду. Тип урока: комбинированный....

План - конспект урока Разработка урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"

План - конспект урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) по теме "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"...

План конспект урока по теме "Размножение и развитие растений". Пр.р. «Рассмотрение плодов и семян растений», «Развитие растения из семени».3 класс

Представлен план конспект урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие растений". Пр.р. «Рассмотрение плодов и семян растений», «Развитие растения из семени» 3 класс...

Конспект урока «Растения – производители. Органы цветкового растения. Многообразие растений». 3 класс

Конспект  урока по  предмету «Окружающий мир». На тему: «Растения – производители. Органы цветкового растения. Многообразие растений.» Проведенного в 3 классе....