«Когда дом становится опасным. Огонь – друг и враг». «Начальная школа ХХI века»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Дорофеева Светлана Анатольевна

Тема урока    "Когда дом становится опасным. Огонь – друг и враг"

Цель: создать условия для знакомства с возможными опасными ситуациями, которые могут возникнуть в отсутствие родителей, причинами их возникновения, ориентировочными реакциями и готовностью им противостоять; формировать  умения самостоятельно строить и применять новое знание; формировать навыки безопасного поведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._urok_ogon_-drug_i_vrag_.docx68.89 КБ
Файл prilozhenie_.docx14.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 45» г. Белгорода

 «Начальная школа XXI века»

4 класс

                                         

         Окружающий мир

                                         

       «Когда дом становится опасным.

Огонь – друг и враг»                                                         

                                                                 Подготовила

                                                                                                     учитель начальных классов

                                                                                    первой квалификационной категории                                                    

                                                                                            Дорофеева Светлана Анатольевна

                       

                                                         

                                                             Белгород  2015 г.

«Начальная школа ХХI века»

 Программа «Окружающий мир, 4 класс», автор Н.Ф.Виноградова

«Окружающий мир» Н.Ф.Виноградова, Г.С. Калинова: 4 класс: учебник. –М.: Вентана-Граф, 2014

Тип урока:

Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.

Планируемые результаты

Предметные

Ученик научится:

  • называть правила противопожарной безопасности и правила поведения при возникновении пожара;
  • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
  • конструировать в учебных и игровых ситуациях правила   безопасного поведения в среде обитания.

Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)

Познавательные

  • Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.
  • Давать определение понятиям;
  • Владеть логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.
  • Выделять необходимый материал из текста, устного рассказа.
  • Делать выводы и умозаключения, преобразовывать одну информацию в другую.

Регулятивные

  • Осознавать границы собственных знаний и умений по теме « Когда дом становится опасным».
  • Формулировать тему,  удерживать цель и задачи учебной деятельности.
  • Уметь самостоятельно решать проблемные задачи.
  • Контролировать собственную деятельность по результатам выполнения задания.

Коммуникативные

  • Взаимодействовать (сотрудничать) при работе в паре, в группе.
  • Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
  • Строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы.
  • Соблюдать грамматические нормы речи.
  • Воспринимать целостную картину безопасных норм поведения, и их соблюдения.

Личностные

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
  • Проявлять готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения.

Тема урока    "Когда дом становится опасным. Огонь – друг и враг" 

Цель: создать условия для знакомства с возможными опасными ситуациями, которые могут возникнуть в отсутствие родителей, причинами их возникновения, ориентировочными реакциями и готовностью им противостоять; формировать  умения самостоятельно строить и применять новое знание; формировать навыки безопасного поведения.

Учебные задачи:

  1. Создавать ситуацию, при которой возникает необходимость формулировать проблему, предлагать пути ее решения для  получения новых знаний.
  2. Создавать условия для развития у умения структурировать  информацию. 
  3. Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи.
  4. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
  5. Выяснить, почему огонь называют и другом, и врагом.
  6. Узнать причины возникновения пожара.
  7. Запомнить правила поведения при пожаре.
  8. Узнать, как уберечь себя от ожогов и как пользоваться газовой плитой.
  9. Обучать контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Учебно - методическое обеспечение

Программа «Окружающий мир» 1-4 класс /  Н.Ф. Виноградовой - М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2012.

Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова  Окружающий мир: учебник для 4 класса 1 ч.- М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2014.  

Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова  Окружающий мир: рабочая тетрадь  для 4 класса 1 ч.- М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2014.  

Оборудование и учебно-дидактическое обеспечение:

- компьютер, мультимедийное оборудование;

- учебник «Окружающий мир» ч. 1;

- рабочая тетрадь №1;

- карточки с заданиями  для работы в парах и  группах;

- тест для самостоятельной работы;

- картинки с изображениями жизненных ситуаций.

Ход урока:

  1. Самоопределение к деятельности.

  Цель: мотивировать к изучению темы; включить обучающихся в деятельность на личностно-значимом  уровне.

У.: - Покажите, что вы прочитали с помощью этого знака. (Начало урока).

- Проверьте свою готовность к уроку. (Дежурный ученик показывает, как организовать своё рабочее место. Остальные обучающиеся проверяют свою готовность к уроку: учебник, рабочая тетрадь №1,пенал, дневник.)

         У.:  - Молодцы, садитесь.

II. Актуализация опорных знаний.

 Цель:  актуализировать ранее полученные знания, необходимые для «открытия нового знания».

Метод словесной передачи, зрительного и слухового восприятия, проблемный.

 Приёмы обучения : словесная и наглядная передача учебной информации. 

Форма обучения: фронтальная.

Беседа.

– Прочитайте и объясните пословицы. (Ответы детей.)

СЛАЙД 1

Всякий дом хозяином держится.

Горе тому, у кого непорядки в дому.

-Какая  общая тема объединяет эти пословицы?

- Вы догадались, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Хотите узнать, какое горе может случиться с тем, у кого непорядки в дому?

Ш. Определение темы и постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель:  сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. 

Метод словесной передачи и слухового восприятия, проблемный, частично-поисковый.

Приёмы обучения: словесная передача учебной информации одновременно всем обучающимся, организация групповой  работы.

Форма обучения: групповая.

Определение темы урока

У.: - По содержанию учебника прочитайте тему урока на странице 76. Посмотрите, к какому разделу относится этот урок.  С помощью стикера откройте нужную страницу.

У.:  Кто может назвать тему урока?

Д.:  «Когда дом становится опасным». Раздел «Твоё здоровье».

У.: Эта тема очень большая, поэтому мы познакомимся с ней в течение двух уроков. Сегодня мы будем работать на стр.76-81 (на доску). 

Работа в группах (в четвёрках)гребля

У.: - Давайте вспомним  правила работы в группе.

  • Говори в полголоса. Не кричи!
  • Поделись своим мнением.
  • Дай возможность высказаться каждому товарищу в группе. Сотрудничай, уважай всех членов группы.
  • Выбери консультанта.

У: - Объединитесь в четвёрки.

- Просмотрите тексты, рисунки и задания на этих страницах. Обсудите в группе и предположите, о чем мы будем говорить сегодня, чем будем заниматься на уроке?

Проверка: ответы детей по группам.

  1. Мы с группой посовещались и предположили, что мы будем сегодня на уроке узнавать причины возникновения пожара.
  2. Мы будем читать  текст «Огонь - друг и враг».
  3. Совершим путешествие в прошлое в рубрике «Этот удивительный мир…»
  4. Прочитаем, как уберечь себя от ожогов и как пользоваться газовой плитой.  и  др.

У: - Опираясь на ваши рассуждения,  сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока?  Давайте внесём уточнение.

Тема  «Огонь – друг и враг»       (надпись на доску). 

Определение цели урока: 

У: - Опираясь на тему урока и ваши рассуждения,  поставьте  цель урока.

Проверка:  фронтальная. (Ответы детей) 

Цель: узнать о пользе огня и об опасностях, которые могут возникнуть при неправильном обращении с огнём. Выучить правила пожарной безопасности.

Составление плана урока:

У.: - Что поможет в достижении цели?

Д.: - План работы.

- Давайте составим план работы в соответствии с заданиями учебника.

 (На доске записан план работы на уроке в произвольном порядке, обучающиеся составляют в определённой последовательности).

План работы:

  1. Причины возникновения пожара.
  2. Почему говорят «Огонь - друг и враг».
  3. Правила поведения при пожаре.
  4. Как уберечь себя от ожогов.
  5. Как пользоваться газовой плитой.
  6. Итог.

IV. «Открытие нового знания».  Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

 Цель: решение устных задач и обсуждение проекта решения.

Метод словесной передачи и слухового восприятия, проблемный, частично-поисковый.

Приёмы обучения - словесная передача учебной информации одновременно всем обучающимся, организация групповой  работы.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

У.: - Приступаем к выполнению первого пункта плана.

 1. Причины возникновения пожара. 

Цель: дать представление о причинах возникновения пожара .

Работа по учебнику (с. 76).

- Давайте обратимся к учебнику. Что показывает этот условный значок? (Обсудим вместе).

 - Прочитаем отрывок из стихотворения. Рассмотрим рисунки. Ответим на вопросы: «Какие причины возникновения пожара? Почему огонь может стать врагом?».

(Чтение отрывка из стихотворения С. Я. Маршака «Пожар».)

Проверка фронтальная  (Ответы детей на вопросы.)

Причины пожара:  

  1. Не играй со спичками и зажигалками.
  2. Уходя из дома, не забывай выключать электроприборы.
  3. Не суши белье над плитой.
  4. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, бенгальские огни дома.
  5. Не играй с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
  6. Не разводи костер в лесу.
  7. Будь осторожен с газом.

Рефлексия: - Для чего выполняли это задание? (Ответы детей.)

У.:  - Приступаем к выполнению второго пункта плана.

2. Почему говорят: «Огонь – друг и враг».

 Цель: дать представление о пользе огня и об опасностях, которые могут возникнуть при неправильном обращении с огнём.

У.: - Как  вы  думаете,  почему  произошла  эта  история?  Давайте  разбираться.

1.) Чтение текста в учебнике «Огонь – друг и враг» ( стр.77:  1, 2 абзац)

2.) Сообщения  учащихся.

Презентация «Огонь – друг и враг».              

                                 Огонь – друг человека                                Слайды  № 2-11

     Огонь – давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел. Он нужен повсюду: и в домах, и в школах, на заводах и фабриках, в городах и сёлах. Значит, огонь – друг человека.

Он: отапливает дома в холодное время года; помогает приготовить пищу; используется в производстве: при  плавке металлов, изготовлении стекла и стройматериалов, обжиге керамических изделий, в теплоэлектростанциях, при запуске ракет и многое другое. Огонь стал надёжным помощником людей.

                                Огонь – враг  человека                                Слайды № 12-19

     Сила у огня большая – пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать коварным врагом. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли большие города, маленькие деревни, леса и всё живое.

Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждый час в огне погибает 1 человек, каждый третий погибший – ребёнок. 

У.: - Ребята, соблюдение правил пожарной безопасности поможет государству сберечь сотни тысяч рублей, а также сберечь здоровье и жизнь людей.

У.: - Давний друг человека – огонь  …   Откуда он произошёл, ваше мнение?

(Ответы детей.)

- Давайте совершим экскурсию в прошлое и узнаем. Какая рубрика нам поможет? Найдите в учебнике.

3.) Рубрика «Этот удивительный мир…».

( Чтение текста на стр.79)                                                       Слайды 20-21

Рефлексия: - Как вы считаете, мы выполнили этот пункт плана? Коротко вывод. (Ответы детей.)

У.: - Переходим к следующему пункту плана.

3. Составление правил поведения при пожаре.

1.) Чтение текста в учебнике «Огонь – друг и враг».

           (стр.79; продолжение с 3-го абзаца)

У.: - Сначала мы дочитаем текст до конца, и узнаем первое правило:

1.Как нужно дышать, если кругом дым?

2.) Работа со словарём.

- Найдите в тексте выделенное слово. ( «удушье»)

- Как определить значение этого слова? (по словарю)

- Определите по толковому словарику, что оно значит (учебник стр.140).

Проверка. Объяснение  слова «удушье» по словарю. 

3.) Формулировка  правил поведения при пожаре.

У.: - А теперь составим остальные правила поведения при пожаре.

Задание на стр. 78. Что показывает этот значок?тандем

Работа в парах

- Составьте правила поведения. Используйте опорные слова в «Подсказке» на стр. 79.

(Ответы детей в парах.)

У. : -Теперь мы сверим ваши ответы с учебником.   

Проверка:  Чтение вывода на стр.81 . 

- Если в доме возник пожар, а взрослых нет, сразу убегай.

- Выводи из горящего дома малышей.

- Никогда не прячься в горящем доме.

- Не пытайся тушить пожар самостоятельно.

- Зови на помощь.

- Звони по телефону 01.

Рефлексия: - Для чего выполняли это задание? (Ответы детей.)

Динамическая пауза. 

Цель: смена вида деятельности

«Мозговая гимнастика» (комплекс упражнений, направленный на улучшение мозговой деятельности).

  1. «Качания головой». Упражнение стимулирует мыслительные процессы.

У. - Встали,  поставили ноги на ширину плеч. Расправим плечи. Дышим глубоко. Вдох-выдох. Голову уроните вперед, позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.

  1. «Ленивые восьмёрки». Упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания.

У. -  Вытянутой правой рукой нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости восьмерки (три раза). Затем левой рукой, а потом обеими руками вместе (руки в замке).

  1. «Шапка для размышлений». Улучшает внимание, ясность восприятия и речь.

У.- «Наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки (три раза).

У. - Какой следующий пункт плана нашей работы? 

4. Как уберечь себя от ожогов.

5. Как пользоваться газовой плитой.        

У.: -Хочу объединить эти два пункта плана и выполнить задание по вариантам.

1.Самостоятельная работа по учебнику.тандем

 I вариант: с.79-80      (на доску)

II вариант: с.80-81      (на доску)

 - Прочитайте текст и запомните правила поведения.

У.: - Научите друг друга :  Как уберечь себя от ожогов.

                                               Как пользоваться газовой плитой.

Взаимопроверка в парах.

- А кто может научить меня? (Ответы детей по вариантам.)

I вариант.  

  • Проходя мимо кухонной плиты, не зацепись рукой за ручку сковороды или кастрюли.
  • Не снимай крышки с кастрюль, в которой кипит вода.
  • Не переноси кастрюли с горячей жидкостью.
  • Прежде чем принять ванну, проверь локтем, не слишком ли она горячая.
  • Открывая кран с водой, начинай с холодной, а потом постепенно добавляй горячую.

II вариант.

  • Прежде чем зажечь плиту, закрой на кухне окно.
  • Сначала зажги спичку, а затем открой газовую горелку.
  • Не накрывай кастрюлю крышкой.
  • Пока плита включена, не отвлекайся ни на какие другие дела.

Дополнительная информация: «Как действовать при ожогах».

У. :  - Я тоже хочу вас научить:

  • Если получил небольшой ожог, надо подставить обожженное место под струю ледяной воды. 
  • Если на месте ожога оказался пузырь, его нельзя прокалывать, чтобы не занести инфекцию.
  • При обширных ожогах надо сохранить стерильность, обернуть больное место чистой тканью и доставить человека к врачу.

Рефлексия: - Для чего выполняли это задание? (Ответы детей.)

V.   Контроль за процессом и результатом учебной деятельности.

Цель: установить степень усвоения темы, проконтролировать умения обучающихся использовать полученные знания, умения.

Метод  проблемный, частично – поисковый.

Приёмы обучения – тестирование.

Форма обучения – индивидуальная.

У: - А теперь вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?

-Как вы считаете, мы достигаем цели?

-Давайте проверим, как вы можете использовать свои знания, полученные на уроке.

Работа над тестом.

1.)Обведи буквы правильных ответов.

1.Если  в  доме  возник  пожар:

в)  останься дома и попытайся потушить пожар;

с)  не прячься в горящем доме и не пытайся тушить пожар. Срочно покинь   дом.

2.При  пожаре  звони:

не)   04;     же)   03;     ол)   02;      ог)   01.

3.Увидев  дым:

ром)  открой окна и проветри помещение;

нём)  немедленно покинь помещение.

4.Дыши  через:

ре)  сухую тряпку.

не)  мокрую тряпку;

5.Чтобы уберечь себя от ожогов, открывай  кран  с  водой :

шу)  холодной, а затем добавляй горячую воду;

му)  горячей, а затем добавляй холодную воду.

 6. Как пользоваться газовой плитой?  Сначала:

ти)  зажги спичку, а потом открой газовую горелку.

ба)  открой газовую горелку, а затем зажги спичку.

2.)Запиши буквы ответов в таблицу.  Прочитай.         

1 

2 

3 

4 

5 

6 

С 

ог 

  нём 

не 

шу 

ти! 

Самопроверка  тестов по образцу.                                                 Слайды 22-23

 (Учитель предлагает для проверки тест с ответами на слайде.)

Рефлексия: - Для чего выполняли это задание? (Ответы детей.)

VI. Творческое использование сформированных умений и навыков.

Цель: развивать творческие способности обучающихся, стимулировать желание к коллективному выполнению задания.

Форма обучения – групповая.

Метод обучения – проблемный, частично – поисковый.

Приёмы обучения – организация дифференцированной работы  в группах.

Создание плаката «Огонь – друг и враг». Работа в группах-шестёрках  (дифференцированные задания на листах).

У: - Как вы считаете, достаточно ли ваших знаний, чтобы создать плакат о правилах пожарной безопасности?

гребля

- Работать будем в группах, выполним интересное задание. 

  Консультанты, получите задания.

Желтые стикеры:

Выберите только те картинки, которые вы поместите в раздел  «Огонь - друг».

Красные стикеры:

Выберите только те картинки, которые вы поместите в раздел «Соблюдай правила пожарной безопасности».

Синие стикеры:

Составьте правила, которые вы поместите в раздел «Правила поведения при пожаре».

Зеленые стикеры:

Составьте из строчек стихотворение.

Выберите номер телефона, по которому будем звонить в пожарную службу.

(Выполнение работы: приклеивание картинок и полосок с предложениями на цветные листы.)

Проверка.   Отчёт групп о работе.

VII. Итог урока.    Рефлексия деятельности.

Цель: научить соотносить полученный результат с поставленной целью; оценивать результат учебной деятельности.

У.: - Давайте подведем итог урока:

  • Как высчитаете, достигли мы цели урока?
  • Какие шаги мы делали для достижения поставленной цели?
  • Что вам было интересно?
  • Что вам было трудно?    
  • Считаете ли вы урок полезным? Почему?

(Ответы детей.)

VIII.  Оценивание работы обучающихся.

Цель: обеспечить у школьников способность к оценочным действиям.

У.: - Ребята, ну а теперь скажите, кто был самым активным на уроке? Чья работа вам понравилась? (Ответы детей.)

Самооценка.

  -Оцените свою работу на уроке на листе самооценки:

Лист самооценки

№ п/п

«Огонь – друг и враг»

Оцени себя

Знаю причины возникновения пожара.

Понял, почему говорят: «Огонь - друг и враг».

Запомнил правила поведения при пожаре.

Активно работал в паре.

Активно работал в группе.

Проверка.

IX.  Домашнее задание. Учебник стр. 76-81 прочитать; 

                                            по выбору: учебник стр. 81 «Портфельчик»;  

                                                                тетрадь стр. 26, № 74;

                                                                нарисовать рисунки по теме урока.

Приложение 1: Презентация

Приложение 2: Учебно- методическое обеспечение.



Предварительный просмотр:

Тест __________________________________________________________________________

Фамилия, имя

Обведи буквы правильных ответов.

1.Если  в  доме  возник  пожар:

в)  останься дома и попытайся потушить пожар;

с)  не прячься в горящем доме и не пытайся тушить пожар. Срочно покинь   дом.

2.При  пожаре  звони:

не)   04;     же)   03;     ол)   02;      ог)   01.

3.Увидев  дым:

ром)  открой окна и проветри помещение;

нём)  немедленно покинь помещение.

4.Дыши  через:

ре)  сухую тряпку.

не)  мокрую тряпку;

5.Чтобы уберечь себя от ожогов, открывай  кран  с  водой :

шу)  холодной, а затем добавляй горячую воду;

му)  горячей, а затем добавляй холодную воду.

 

6. Как пользоваться газовой плитой?  Сначала:

ти)  зажги спичку, а потом открой газовую горелку.

ба)  открой газовую горелку, а затем зажги спичку.

 

Запиши буквы ответов в таблицу.  Прочитай.

1

2

3

4

5

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие в начальной школе «Огонь-друг и враг»

Внеклассное мероприятие в начальной школе,посвященное 21-й годовщине МЧС России и362-годовщине со Дня образования пожарной охраны России«Огонь-друг и враг»Оборудование:Выставка рисунков на проти...

Праздник для начальной школы "Огонь - друг и враг человека"

Цели: показать детям, что огонь может быть другом и врагом; вспомнить причины пожаров и правила их устранения, оказание первой помощи пострадавшим; показать, как сложна профессия пожарника и воспитыва...

Сценарий мероприятия для начальной школы в форме надпредметного проекта "Огонь друг или враг?"

Содержательное внеклассное мероприятие по противопожарной безопасности.Аппробация новой формы работы-надпредметный проект....

Театрализованная программа для учащихся начальной школы "Огонь друг или враг ?"

Цель: пропаганда и расширение знаний детей о пожарной безопасности и тушении пожара.Задачи: знакомить детей с правилами безопасного обращения с огнем;закрепить знание номера телефона пожарной службы...

Сочетание антонимов с другими словами (УМК"Начальная школа 21 века"2 класс)

Цель урока: подбирать антонимы к разным значениям одного и того же слова.Планируемые результаты:Предметные:-наблюдать за словами, имеющими противоположное значение;-учить использовать в речи синонимы ...

Внеклассное занятие для детей начальной школы "Огонь - друг или враг?"

Внклассное меропритие по теме "Огонь - друг или враг человека" посвящено знаимой и важной теме. На данном занятии дети повторят правила в игровой форме....

Тест по окружающему миру "Когда дом становится опасным", 4 класс, "Начальная школа. 21 века"

Проверочная работа по окружающему миру составлена в форме теста, включающего 9 вопросов, с использованием различных типов заданий....