Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Косова Анна Геннадьевна

Основные задачи курса

Ø уточнить имеющиеся знания у учащихся об окружающем мире,

Ø на основе наблюдений расширить представления о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды,

Ø умение наблюдать, сравнивать, сопоставлять устные описания с окружающей действительностью,

Ø формировать знания о природе своего края,

Ø Обогащение и уточнения словаря учащихся,

Ø учить детей бережно относиться к природе и всему живому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы»  под редакцией  В. В. Воронковой.

     М. Просвещение, 2013г.

 Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.

Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.

Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая об увиденном, они учатся связному высказыванию.

На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

Основные задачи курса

  • уточнить имеющиеся знания у учащихся об окружающем мире,
  • на основе наблюдений расширить представления о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды,
  • умение наблюдать, сравнивать, сопоставлять устные описания с окружающей действительностью,
  • формировать знания о природе своего края,
  • Обогащение и уточнения словаря учащихся,
  • учить детей бережно относиться к природе и всему живому.

Содержание тем программного курса 1 класса (второй год обучения) по программе 8 вида обучения.

Расширение знаний о предметах окружающей действительности, о неживой и живой природе, сравнение и наблюдение за изменениями в природе, обобщение предметов по простым признакам.

Классификация предметов по образцу и показу, а потом и по словесной инструкции.

Участие в беседе, развитие вопросно-ответной, диалогической речи, связного высказывания.

  1. Сезонные изменения в природе. Сезонные изменения в неживой природе.

Влияние солнца на изменения в природе: зима-солнце светит мало и не греет, лето- солнце светит долго, греет сильно. И т.д.

Знакомство с временами года и их названиями, формирование первоначальных представлениях о явлениях природы в разное время года.

Погода. Наблюдения за изменениями погоды.

Растения и животные в разное время года.

Наблюдения за изменениями окраски листьев, листопад, увядание трав. Набухание почек, появление листьев, первые цветы, цветение разных растений.

Наблюдение и описание птиц ворона, воробей.

Животные – медведь, заяц.

Одежда людей, игры детей в разное время года.

  1. Неживая природа

Наблюдение за признаками неживой природы: небо, звезды, солнце, ветер.

  1. Живая природа

Растения. Выявления простых представлений о жизни растений, их разнообразие. Уход за растениями.

Животные. Домашние и дикие животные, расширение знаний о животных, разнообразие, сходства и различие. Внешний вид, место обитание.

4.Человек.  Внешний облик, правильная осанка человека, лицо человека. Органы чувств человека. Охрана здоровья.

Экскурсии в разное время года. Наблюдение за изменениями в природе на личном опыте из своих наблюдений.

Повторение.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

Называть предметы, характеризовать их по основным свойствам,

участвовать в беседе, полно отвечать на поставленный вопрос,

составлять простые нераспространенные предложения,

распространять предложения по вопросам, правильно употреблять формы в речи.

Учащиеся должны знать:

Названия изучаемых предметов.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс (второй год обучения) по программе VIII вида 1 ч/нед.

Учитель: Косова Анна Геннадьевна

Дата

№ урока

Количество час. По разделу

Тема урока

Тип урока

Доп. Методический материал

Термины

Деятельность уч-ся

I четверть 9 час

Неживая природа

3 час

1

Объекты живой и неживой природы

Изучение нового

ИКТ, сюжетные картинки

природа

Ответы на вопросы, отгадывание загадок. Постановка вопросов

2

Земля и солнце. Наступление осени.

Комбиниров.

видео

Осень, ясно, облачно, пасмурно

Совместн. Деятельность, наблюдение, отв. на вопросы

3

Сезонные изменения в природе. Осень 6 час

Признаки осени

экскурсия

Сентябрь, октябрь, ноябрь

Сбор листьев, наблюдение

4

Растения осенью

Комбиниров.

ИКТ, видео, раскраски, карандаши, листья

Отв. На вопросы, раскрашивание листьев, наблюдение

5

Листья осенью

практика

листья

Гербарий, листопад

Составление гербария

6

День и ночь-сутки

Изучение нового

Наглядный материал

Ночь, день

Беседа

7

Занятия осенью

Изучение нового

Наглядный материал, видео

урожай

Наблюдение, беседа

8

Сезонные изменения в природе

Комбиниров.

Наглядный материал, видео

Дождь, ливень, пасмурно

Наблюдение, беседа

9

Одежда осенью

Комбиниров.

ИКТ, видео, раскраски, карандаши

Ответы на вопросы, отгадывание загадок. Постановка вопросов

II четв. 7 час

Сезонные изменения в природе. Зима.3час

1

Значение солнца.

Изучение нового

ИКТ

Тепло, жарко, греет

Ответы на вопросы

2

Сезонные изменения в природе. Зима

Комбиниров

Наглядный материал, видео

Холодно,  мороз, снежинки

Наблюдение, отв. на вопросы

3

Признаки зимы

Комбиниров

Наглядный материал, видео

Снег, снегопад, декабрь, январь, февраль

Наблюдение, отв. на вопросы

4

Зимние забавы.

Комбиниров

Наглядный материал, видео

Наблюдение, беседа

5

6

Животные 2 час

Животные зимой (заяц, медведь)

Комбиниров

Наглядный материал, видео

Линька, спячка, берлога

Беседа, отгадывание загадок

7

Солнце в жизни растений в разное время года

Изучение нового

Наглядный материал, видео

Беседа, отв. на вопросы.

III четв. 8 час.

Человек 7час

1

Человек. Части тела человека.

Изучение нового

Наглядный материал, видео, ИКТ

Части тела: голова, шея, туловище, руки, ноги.

Беседа, рассматривание картинок, сравнение.

2

Гигиена человека

Комбиниров

ИКТ

Беседа, рассматривание картинок, сравнение, составление алгоритма

3

Режим дня.

Комбиниров

Наглядный материал

составление алгоритма « мой день»

4

Лицо человека

Комбиниров

Наглядный материал, ИКТ

Совместная деятельность

5

6

Органы чувств - глаза

Изучение нового

Наглядный материал, ИКТ

Беседа, рассматривание картинок, сравнение.

7

Органы чувств-нос

Комбиниров

Наглядный материал, видео

Беседа, рассматривание картинок

8

Сезонные изменения в природе. Весна.6 час

Весна. Признаки весны.

Комбиниров

Наглядный материал, видео

Март апрель май сосульки

Беседа, рассматривание картинок

9

Изменения в природе с приходом весны

экскурсия

Пригревает солнце, набухают почки, ручьи

Наблюдение, сравнение, беседа

10

Цветы-первоцветы

Комбиниров

Наглядный материал, карандаши

Совместная деятельность

IV четв. 8 час.

1

Жизнь животных весной.

Изучение нового

Наглядный материал, видео

Совместная деятельность

2

Детеныши животных.

Изучение нового

Наглядный материал

Совместная деятельность

3

Птицы

Изучение нового

Наглядный материал, видео

Голова, туловище, крылья, клюв

Совместная деятельность

4

 Одежда и занятия весной.

Комбиниров

Наглядный материал, видео, карандаши, картинки, клей

Совместная деятельность

5

Человек 2час

Кожа человека

Комбиниров

ИКТ

беседа

6

Осанка. Скелет и мышцы человека.

Комбиниров

Картинки, видео, ИКТ

Совместная деятельность

7

Лето. Летние месяцы

Изучение нового

ИКТ

Июнь, июль, август

Беседа, рассматривание картинок

8

Игры и одежда летом.

Комбиниров

Картинки, видео, ИКТ

Совместная деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...