Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса (УМК "Перспектива")
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Гашникова Татьяна Львовна

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса (УМК "Перспектива")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_umk_perspektiva_okr_mir_2_klass.docx73.19 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно– тематическое планирование

по окружающему миру

2 класс (68 ч)

№ урока

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся

Виды контроля

Планируемые результаты освоения материала

Регио-нальныйкомпо-нент

Дата

план

факт

Вселенная, время, календарь. 15ч

1

Мы – союз народов России.

1

К

Называть, находить и показывать на карте Россию, Ленинградскую область и г.Санкт-Петербург. Соотносить святыни России и своего края с традиционными религиями. Определять самое важное и интересное в культуре своего народа. Моделировать ситуацию общения игровых кукол на разных языках. Высказывать на основе своего опыта мотивированное суждение о роли русского языка в РФ.

Т

Уметь показать Россию на карте и глобусе. Называть некоторые достопримечательности своего края. Познакомиться с разнообразием народов и религий России. Определять понятие : государственный язык.

2

Мы- жители Вселенной.

1

Н

Определять по рисунку и моделям форму Солнца, Земли, Луны. Анализировать схему в учебнике и рассказывать по ней о движении Земли и Луны в космическом пространстве. Определять по схеме в учебнике число планет Солнечной системы, их названия и порядок расположения, сравнивать размеры планет. Перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров, осуществлять самопроверку. Узнавать небесные тела по описанию.

Т

Познакомиться со строением Вселенной. Ориентироваться в понятиях: Вселенная, небесные, или космические, тела, звёзды и планеты. Называть планеты солнечной системы.

3,4

Наш космический корабль – Земля.

2

Н

КП

Рисовать Землю- наш космический корабль. Находить на фотографиях в учебнике и на местности линию горизонта. Анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу. Определять по схему способ обозначения сторон горизонта, применять его, заполняя схемы в рабочей тетради.

Практическая работа в группе: изучить устройство компаса, определить стороны горизонта, зафиксировать результаты определения.

Находить на глобусе океаны и материки, определять их название и число, находить на глобусе нашу страну, определять материк, на котором она расположена, осуществлять самопроверку. Предлагать маршрут кругосветного путешествия и соответствующие средства транспорта.

Т

Тем

Находить линию горизонта. Научиться определять стороны горизонта по Солнцу и с помощью компаса, обозначать их. Показывать Россию на глобусе, выделять материки  и океаны.

Проверочная работа №1.

5

Время.

1

Н

По рисункам учебника определять настоящее, прошлое и будущее, выделять приметы времени. Предлагать рисунки-символы, обозначающие настоящее, прошлое и будущее, обосновывать своё решение. Определять временные характеристики изображенных событий. Располагать единицы времени в порядке их увеличения (уменьшения).

Практическая работа в группе: изучать устройство часов, определять время по часам, моделировать время на часах. Сравнивать достоинства и недостатки различных видов старинных часов.

Т

Уметь определять настоящее, прошедшее и будущее время. Знать единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Уметь определять и моделировать время по часам. Объяснять принцип солнечных, песочных и водяных часов.

6

Сутки и неделя.

1

К

Объяснять по схеме учебника причину смены дня и ночи. Моделировать смену дня и ночи с помощью схемы-аппликации. Участвовать в дидактических играх «Сутки», «День-ночь».придумывать и иллюстрировать сказочное объяснение дня и ночи. Находить в творчестве народов нашего края мифы, сказки, загадки о смене дня и ночи.  Определять количество дней недели. Называть их и выстраивать последовательность. Написать рассказ о интересном событии в семье, происходившем в воскресенье.

Проектное задание: составить фоторассказ о своей жизни за неделю.

Т

Знать единицы времени: неделя и сутки. Знать и объяснять причины смены дня и ночи. Называть дни недели и их последовательность.

7

Месяц и год.

1

К

Прослеживать по схеме изменение облика Луны в течение месяца и объяснять причины этого явления, моделировать смену лунных фаз в виде схемы-аппликации. Устанавливать связь между названием естественного спутника Земли и единицей измерения времени – месяцем. Отгадывать народные загадки о Луне, и соотносить образы загадок с разными лунными фазами.выстраивать правильную последовательность месяцев года, осваивать старинный способ определения количества дней в каждом месяце. Осуществлять взаимопроверку.

Тем

Знать и определять месяц и год как единицы измерения времени. Называть последовательно 12 месяцев. Знать старинный способ определения количества дней месяца.

Проверочная работа №2.

8

Времена года.

1

К

Перечислять времена года в правильной последовательности, называть, опираясь на годовой круг в учебнике, месяцы каждого сезона, предлагать для каждого времени года рисунки-символы. По схеме устанавливать связь сезонных изменений в природе с движением Земли вокруг Солнца и наклоном оси. Объяснять причины смены времён года, моделировать их в виде схемы-аппликации. Приводить примеры явлений в живой и неживой природе, в том числе сезонных. С помощью рисунков рассказывать о сезонных явлениях. Инсценировать мини-спектакли о жизни природы в разные времена года.  Работать со взрослыми: наблюдать и определять реальную длительность сезонов нашего края, выявлять специфические сезонные явления.

Т

Знать времена года, уметь с помощью схемы объяснять научные причины смены времени года. Называть основные сезонные явления природы.

Проверочная работа №3.

9,10

Погода.

2

Н

К

Конструировать определение понятия «погода», сравнивать предложенное определение с эталоном в учебнике. Рассказывать по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям о явлениях погоды.

Практическая работа: изучить устройство термометра. Сравнить различные виды термометров, освоить способы записи показаний термометра, измерить температуру воздуха, воды, своего тела, зафиксировать результаты измерений в таблице. Объяснять назначение метеорологических приборов, осуществлять самопроверку. Узнавать явления погоды по фотографиям в раб.тетради,  учиться рисовать условные знаки погодных явлений.

Т

Знать составляющие погоды: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Знать устройство термометра и уметь пользоваться различными видами термометров, фиксировать их показания. Уметь записывать знаками наблюдения за погодой.

11

Календарь – хранитель времени, страж памяти.

1

Н

Сравнивать календари разных . обсуждать правила пользования ими. Сравнивать даты начала нового года в разных календарях.

Т

Понимать условность нового года в календарях разных народов. Уметь ориентироваться в сведениях, представленных на страницах календаря. Уметь находить в календаре дату своего рождения и различных событий жизни.

12

Красные дни календаря.

1

Н

Определять различие между государственными праздниками России и международными. Характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря. Составлять устный рассказ о праздниках в нашем городе. Иллюстрировать свой рассказ фотографиями.

Т

Уметь кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современной России. Называть некоторые праздники своего края..

13

Народный календарь.

1

Н

Соотносить народные приметы, связанные с погодой, с ощущениями разных органов чувств и с наблюдениями за живой и неживой природой. Проверять народный прогноз на погоду по ближайшему дню-погодоуказателю. Сравнивать результат с прогнозом метеорологов. Наблюдать за поведением животных, изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе. Отражать наблюдения в календаре долгосрочных прогнозов. Сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет.

Т

Знать некоторые приметы на погоду своего края и соотносить их с ощущениями различных органов чувств. Уметь предполагать погоду по приметам.

14

Экологический календарь.

1

Н

Высказывать предположения о том, что такое экология. Находить в тексте учебника определение экологии как науки. Рассказывать по рисунку в учебнике о природе – нашем зелёном доме, выражать своё отношение к природе в собственном рисунке. Вписывать в таблицу дата экологических дней, предлагать рисунки-символы к каждой дате. Проектное задание: фоторассказ об одном из экологических дней в школе.

Тем

Понять задачи экологии как науки, необходимость охраны природы. Называть некоторые даты экологического календаря.

Проверочная работа №4.

15

За страницами учебника. Экскурсия.

1

З

Сравнивать «старый» и «новый» город, находить взаимосвязь исторических событий и изменений в городе.  Сопоставлять фото разных лет  с реальными объектами.  Рассматривать достопримечательности города. Вспомнить историю их возникновения.

И

Обобщить и закрепить знания о родном городе.

Родной край- частица Родины . экскурсия по городу.

Осень. 17ч

16

Осенние месяцы.

1

К

Составлять на основе народной загадки схему круглого года с чередованием сезонов. Сопоставлять старинные и современные названия осенних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями осенних месяцев и со значительными событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления осенних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского языка. Сочинять устный рассказ по картине. Называть исходный материал и приёмы изготовления рукотворной игрушки. Сравнивать и различать общее и особенное в осенних праздниках разных народов России. Соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с сезонными особенностями природы и хозяйственной жизни разных народов России.

Т

Находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей осенью в старинных названиях осенних месяцев. Описывать красоту осенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме.проявлять заботу друг о друге

в совместном сезонном посильном труде

17

Осень в неживой природе.

1

К

По своим наблюдениям рассказывать о погоде летом и осенью. Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и осенними изменениями в природе. Извлекать из текста учебника информацию об осенних явлениях в неживой природе и составлять в рабочей тетради список таких явлений. Сравнивать иллюстрации учебника, определять по характерным признакам периоды осени. Играть в старинную детскую игру по правилам, описанным в учебнике.

Со взрослыми: наблюдать за погодой осенью, фиксировать результаты наблюдений в таблицах, сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в течение осени.

Т

Понимать зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности; усвоить названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе (иней, заморозки, моросящие затяжные дожди, туманы и др.); приучиться к наблюдениям за изменениями погоды.

18

Народные праздники в пору осеннего равноденствия.

1

К

Соотносить текст и иллюстрации учебника, выявлять и называть характерные атрибуты осенних народных праздников. Обсуждать в парах сходство и различия изучаемых праздников. Рассказывать об особенностях праздников земледельцев, охотников, оленеводов. Изготавливать куклу-зернушку по инструкции в р.т. устанавливать связь народных праздников с осенними изменениями в природе. Осознавать значение осенних народных праздников как выражение благодарности природе за всё, что она даёт людям.

Т

Уметь в обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов; называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл — благодарность природе; творчески проявлять благодарность природе в условиях современной жизни.

19

Звёздное небо осенью.

1

К  

На основе наблюдений рассказывать о впечатлениях от созерцания звёздного неба. Сравнивать древние и современные представления о созвездиях. Анализировать схемы созвездий Большая Медведица и Лебедь, соотносить схемы созвездий и старинные рисунки. Достраивать схемы созвездий в р.т., опираясь на иллюстрации учебника. В паре придумывать сказочное объяснение появлению на небе Большой Медведицы, иллюстрировать его рисунком.

Со взрослыми: наблюдать звёздное небо, используя атлас-определитель, фиксировать результаты наблюдений в виде записей в р.т.

Тем.

Понимать, что звезды, как и Солнце, — сгустки раскаленных газов; знают, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые; познакомиться с созвездиями Большая Медведица, Лебедь и древнегреческими мифами о них.

Проверочная работа №5.

20

Трава у нашего дома.

1

К

Рассказывать по своим наблюдениям о состоянии травянистых растений осенью. Устно описывать внешний вид наиболее распространённых травянистых растений. Отгадывать народные загадки, осуществлять самопроверку. Узнавать различные растения на рисунках и в природе.

Со взрослыми: определять с помощью атласа-определителя трав.растения ближайшего природного окружения, фиксировать результаты работы в виде записей, рисунков, фотографий.

Т

Понимать причины пожелтения травы осенью; распознавать травы с помощью атласа-определителя.

21

Старинная женская одежда.

1

К

Исследовать и сравнивать на ощупь лоскутки ткани из разных при родных материалов: шерсти, хлопка, льна, называть эти ткани. Определять особенности льняной ткани, по рисункам реконструировать  последовательность трудовых операций в старинной работе со льном, соотносить эти операции с образами загадки. Сравнивать и отмечать общее и различие в сезонной женской работе со льном у разных народов, планировать последовательность и согласованность распределение операций по изготовлению игрушки между мальчиками и девочками. Обобщать итоги совместной работы.

Т

Уметь назвать последовательность трудовых операций в работе со льном; выполнять задание учителя, распределяя операции между собой в группе.

22

Деревья и кустарники осенью.

1

К

Сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников. В парах узнавать изученные деревья и кустарники по листьям. Раскрашивать листья в соответствии с их осенней окраской. Сравнивать состояние лиственных и хвойных растений осенью. Узнавать изученные хвойные растения. Определять деревья и кустарники по плодам. Воспринимать и описывать красоту звуков и красок осени. Обсуждать сказку «Разговор в лесу» из книги «Великан на поляне», выражать своё отношение к поступкам людей, формулировать правила экологической этики.

Со взрослыми: определять деревья и кустарники в природе, наблюдать листопад, сроки его окончания у разных деревьев, результаты фиксировать в р.т.

Т

Понимать  причины листопада; познакомиться  с вечнозелеными хвойными растениями средней полосы России; продолжать развивать навыки работы с атласом-определителем и дополнительной литературой

23

Осенняя экскурсия.

1

З

Наблюдать за изменениями в живой и неживой природе, устанавливать взаимосвязь между ними. Фиксировать свои наблюдения, определять погоду и температуру воздуха. Оформлять свои наблюдения в таблице по ходу экскурсии. Сравнивать состояние лиственных и хвойных растений осенью. Узнавать изученные хвойные растения. Определять деревья и кустарники по плодам. Воспринимать и описывать красоту звуков и красок осени. Сравнивать состояние лиственных и хвойных растений осенью. Узнавать изученные хвойные растения. Определять деревья и кустарники по плодам. Воспринимать и описывать красоту звуков и красок осени.

Т

Осознать необходимость бережного отношения к природе, наблюдать за изменениями в природе. Оформить результаты наблюдений в виде знаков.

24

Чудесные цветники осенью.

1

К

Знакомиться с растениями цветника по материалам учебника и натур.образцам, оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия растений цветника, выделять наиболее понравившиеся растения, объяснять выбор. Определять растения школьного цветника. Узнавать изученные растения на фотографиях, рисунках и в природе. Различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов, проявлять уважение к культурным традициям, связанным с растениями. В парах сочинять сказочные истории из жизни осеннего цветника, разыгрывать сценки.

Со взрослыми: определять растения цветников у дома, фиксировать наблюдения.

Тем

Вспомнить, какие цветы дети видели в цветниках города (села) или в собственном саду осенью; понять, что выращивание цветов — большой труд на радость людям.

 Проверочная работа №6.

25

Грибы.

1

К

Сравнивать грибы по внешнему виду, с помощью схемы в учебнике узнавать и рассказывать о строении гриба, рисовать схему строения гриба, осуществлять самопроверку. Устанавливать связи грибов с растениями и животными.различать схожие внешне съедобные и несъедобные грибы по характерным признакам. Приводить примеры съедобных и несъедобных грибов. Обсуждать рассказ из книги «Великан на поляне» «Кому нужен мухомор?», обосновывать необходимость бережного отношения к грибам, формулировать правила эколог.этики.

Т

Понять, почему грибы выделены в особое царство живой природы; познакомиться со строением грибов; научиться отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых.

Проверочная работа №7.

26

Шестиногие и восьминогие.

1

К

По своим наблюдениям отвечать на вопросы о насекомых и жуках. По рисункам учебника рассказывать о многообразии насекомых, описывать паука-крестовика и его сеть. Узнавать изученных насекомых, раскрашивать, передавая особенности окраски. Прослеживать по схемам превращения насекомых, осуществлять самопроверку, моделировать превращения насекомых в виде схем. Обсуждать рассказ «Не обижайте паука» из книги «Великан на поляне», формулировать правила экологической этики.

Т

Знать, чем отличаются насекомые от паукообразных; познакомиться с этапами развития бабочки и стрекозы

Проверочная работа №8.

27

Птичьи секреты.

1

К

По своим наблюдениям отвечать на вопросы о птицах, определять перелётных и зимующих птиц. Узнавать на рисунке изученных птиц, классифицировать их по известным признакам. Приводить примеры перелётных и зимующих птиц. Выявлять в тексте учебника проблемные вопросы, высказывать предположения, осуществлять самопроверку. Отгадывать народные загадки о птицах.

Со взрослыми: наблюдать за птицами своей местности, определять их, фиксировать в виде рассказов, фото, рисунков.

Т

Понять причины, по которым перелетные птицы покидают родные края; научиться

различать перелетных и зимующих птиц.

Проверочная работа №9.

28

Как разные животные готовятся к зиме.

1

К

Устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных. Выявлять приспособительное значение спячки, линьки, запасания корма и других явлений. Сравнивать летнюю и осеннюю окраску меха белки и зайца, объяснять значение, расскрашивать в р.т. узнавать изучаемых животных по описанию. Обсуждать рассказ «Про дикого ежа и домашние неприятности», формулировать правила экологической этики.

Т

Понять, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет.

Проверочная работа №10.

29

Невидимые нити в осеннем лесу.

1

К

Извлекать их текста учебника и иллюстраций информацию о связях в природе. Анализировать рисунок и схемы в учебнике, соотносить их между собой, сравнивать разные виды схем.делать выводы о значении схем как способа изображения связей в окружающем мире. Рассказывать по представленным схемам о невидимых нитях. Моделировать связи в осеннем лесу с помощью схем-аппликаций. Обсуждать рассказ «Большой старый дуб» из книги «Великан на поляне», формулировать правила экологической этики.

Т

Узнать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу

Экологические связи в лесном сообществе. Растительный мир.

30

Осенний труд.

1

К

Сравнивать работы в городах и сёлах в старину и сейчас. Соотносить их с особенностями  в мире осенней живой и неживой природы, выявлять общее и различное. Конструировать алгоритм изготовления осенней куклы; контролировать и корректировать своё поведение в ходе совместной работы.  

Т

Знать некоторые виды работ, выполняемых осенью с культурными растениями и домашними животными; проявлять заботу о животных накануне предстоящей зимы; уметь выполнять некоторые виды посильной работы по подготовке дома и двора к зиме.

31

Будь здоров.

1

К

Формулировать правила здорового образа жизни осенью. Объяснять правила народных игр. Контролировать своё поведение  по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры.

Т

Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период; знать и уметь объяснить товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих для осени (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.

32

Охрана природы осенью.

1

К

Знакомиться с правилами охраны природы осенью. В паре анализировать рисунки учебника, рассказывать о правилах охраны природы. Обсуждать, в каких делах мы можем проявлять свою любовь к природе. Извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги. Предлагать меры охраны изучаемых объектов.

Со взрослыми: изготовить кормушку и подкармливать птиц.

Проектное задание: фоторассказ об осенней прогулке.

Тем

Освоить правила сбора грибов, ягод, орехов; выполнять правила поведения по отношению к перелетным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору.

Родной край – частица Родины.. изготовление и установка кормушек во дворах своих домов.

Зима. 16ч

33

Зимние месяцы.

1

К

Сопоставлять старинные и современные названия зимних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями зимних месяцев и со значительными событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления зимних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского языка. Сочинять устный рассказ по картине, сочинять и записывать произведение любого жанра о зиме. Подбирать в творчестве народов своего края народные приметы и прогнозировать изменение погоды, наблюдать и отмечать характер погоды 19 декабря для прогноза урожая на следующее лето.

Т

Научиться находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; описывать красоту зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.

34

Зима – время науки и сказок.

1

К

Сравнивать сказки разных народов, объяснять их смысл, формулировать их нравственное значение для современной жизни.

Т

Знать несколько зимних народных примет на погоду; уметь объяснить, чему учат народные сказки, как в них оцениваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость; рассказать о персонажах картин А. И. Морозова и братьев-художников А. П. и С. П. Ткачевых, опираясь на сюжет этих произведений.

35

Зима в неживой природе.

1

К

По своим наблюдениям рассказывать о зимних изменениях в природе. Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и зимними изменениями в природе. Извлекать из текста учебника информацию о зимних  явлениях в неживой природе и составлять в рабочей тетради список таких явлений. Выражать своё отношение к красоте зимней природы, рассказывать по иллюстрациям учебника о зимних видах отдыха детей, устанавливать связь между ними и зимними изменениями в неживой природе. Отгадывать народные загадки о зиме, осуществлять самопроверку.

Со взрослыми: наблюдать за погодой зимой, фиксировать результаты наблюдений в таблицах, сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в течение зимы.

Тем

Обобщить и систематизировать наблюдения детей над зимними природными явлениями; пронаблюдать за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды);

запомнить дату зимнего солнцестояния

 (22 декабря) и день

зимнего солнцеворота

 (25 декабря).

Проверочная работа №11.

36-37

Звёздное небо зимой.

2

Н

Сравнивать схемы расположения ковша созвездия Большая Медведица осенью и зимой, выявляя различия. Сравнивать схемы созвездий Большая Медведица и Малая Медведица. Осваивать способ нахождения на небе Полярной звезды, определять по ней стороны горизонта. Придумывать сказку о созвездии Малая Медведица и Полярной звезде. В парах анализировать схему созвездия Орион, соотносить ее со старинным рисунком. Достраивать схему созвездия Орион в р.т.  Осваивать способ нахождения на небе звезды Сириус.

Со взрослыми: наблюдать звёздное небо, используя атлас-определитель, по заданиям р.т.,  фиксировать результаты наблюдений в виде записей в р.т.

Т

Научиться находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и Полярную звезду; научиться ориентироваться по Полярной звезде.

38

Зима в мире растений.

1

К

По своим наблюдениям отвечать на вопросы о зимних изменениях в жизни растений. Извлекать из текста учебника информацию о признаках, по которым можно узнать растения зимой. Распознавать деревья и кустарники по плодам, шишкам, силуэтам и другим признакам, используя атлас-определитель. Определять растения, зимующие под снегом. Устанавливать связи изученных растений с животными.

Со взрослыми: определять растения ближайшего природного окружения в зимнем наряде, выделять признаки, по которым определены.

Т

Запомнить способы определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам.

39

Зимние праздники.

1

К

Отмечать на схеме годового круга день зимнего солнцестояния и солнцеворота. Различать общее и особенное в зимних праздниках, описывать картину Б.Кустодиева «Елочный торг». Планировать изготовление и преподнесение новогодних подарков в семье и друзьям.

Т

Знать особенности народных обычаев рождественского праздника в странах Запада и России;Понимать, что обычай украшать ель возник как обычай рождественского праздника, а затем закрепился как новогодний обычай; уметь разобрать схему изготовления елочной игрушки и сделать ее своими руками.

40

Растения в домашней аптечке.

1

Н

На основе собственного опыта отвечать на вопросы о лекарственных растениях. По рисункам учебника узнавать названия наиболее распространённых лек.растений, находить среди них деревья, кустарники, трав.растения.

Практическая работа в группах: рассматривать предложенные растения и изготовленное из них сырьё, заполнять таблицу. В парах распознавать растения по сырью, осуществлять самопроверку, извлекать из текста учебника информацию о целебных свойствах изучаемых растений и их частей. Организовать дидактическую игру с использованием лек.растений.

Со взрослыми : знакомиться с лек.растениями домашней аптечки, записывать в тетрадь.

Т

Уметь называть несколько

лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения; рассказать о лекарственных растениях в домашней аптечке, привести примеры использования их лечебных свойств в домашних условия

41

Зимняя жизнь птиц и зверей.

1

К

В парах извлекать из текста учебника информацию о приспособленности птиц к условиям зимы. Находить изучаемых птиц на рисунках учебника. Узнавать зимующих птиц по клювам, устанавливать связь между строением клюва и особенностями питания. Обсуждать причины перемещения многих птиц в зимнее время к человеческому жилью. Используя учебник, готовить сообщения об особенностях зимней жизни зверей. Узнавать зверей по описаниям.

Со взрослыми: наблюдать за птицами города, определять их, продолжать подкармливать, по результатам наблюдений написать иллюстрированный рассказ.

Тем

Усвоить образ жизни и питания зимующих птиц; узнать о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку.

Проверочная работа №12.

42

Невидимые нити в зимнем лесу.

1

К

Извлекать их текста учебника и иллюстраций информацию о связях в природе. Анализировать рисунок и схемы в учебнике, соотносить их между собой, прослеживать по схеме связи между елью и лесными животными. Рассказывать по представленным схемам о невидимых нитях. Моделировать связи в зимнем  лесу с помощью разных схем. Придумать и разыграть сценки из жизни зимнего леса, отражающие природные взаимосвязи.

Т

Узнать о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу.

43

Природа зимой. Экскурсия.

1

З

Наблюдать за изменениями в живой и неживой природе, устанавливать взаимосвязь между ними. Фиксировать свои наблюдения, определять погоду и температуру воздуха. Оформлять свои наблюдения в таблице по ходу экскурсии.

Т

Закрепить знания  о сезонных изменениях в живой и неживой природе.

44

В феврале зима с весной встречается впервой.

1

К

Характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов нашего края, инсценировать обход дворов на Масленицу. Планировать реальное проведение зимних праздников своего края.

Т

Знать, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым; знать, когда в народе отмечали первую встречу весны; уметь приготовить подарок старшим родственникам на Масленицу и выбрать веселую забаву для сверстников во время масленичного гулянья по традициям своего края.

45

Зимний труд.

1

К

Инсценировать зимнюю мужскую и женскую работу в старину, соотносить с видами работ в настоящее время в городе. Рассказать о том, как надо заботиться о домашних растениях и животных зимой в родном доме.

Т

Понимать социально-нравственное значение зимних посиделок для жизни молодежи разного возраста; знать особенности ухода зимой за растениями и животными; понимать необходимость поддерживать порядок на улице; уметь вырастить в домашних условиях 1—2 витаминных растения для поддержания здоровья в зимнее время.

46

Будь здоров.

1

К

Формулировать правила здорового образа жизни зимой. Объяснять правила народных игр. Контролировать своё поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры.

Т

Выполнять правила здорового образа жизни в зимний период; знать и уметь объяснить товарищу правила 2—3 народных игр, подходящих для зимы (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.

47

Охрана природы зимой.

1

КП

Знакомиться с правилами охраны природы зимой. В паре анализировать рисунки учебника, рассказывать о правилах охраны природы. Обсуждать, в каких делах мы можем проявлять свою любовь к природе. Извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги. Предлагать меры охраны изучаемых объектов. Обсуждать рассказ «Белый сказочный дворец» из книги «Великан на поляне», формулировать правила экологической этики.

Со взрослыми:  подкармливать птиц.

Проектное задание: фоторассказ о зимней прогулке.

тем

Соблюдать правила охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу — не оставлять после себя мусор; изготовить простейшие кормушки для птиц; знать особенности жизни зимой 2—3 диких животных.

48

За страницами учебника. Кладовые Земли.

1

Н

Практическая работа: узнавание образцов гранита, сланцев, боксита, песка, путиловского камня по описанию. Составление сравнительной таблицы.

Т

Познакомиться с полезными ископаемыми нашего края. Уметь описать 2-3 ископаемых и их применение.

Заглянем в кладовые Земли. Полезные ископаемые нашего края.

Весна и лето. 20 ч

49

Весенние месяцы.

1

К

Сопоставлять старинные и современные названия осенних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями осенних месяцев и со значительными событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления осенних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского языка. Сочинять устный рассказ по картине. Находить общее и различное в праздниках весеннего равноденствия разных народов России.

Т

Научиться находить признаки весенних явлений природы и указания на особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев; описывать красоту весенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; провести наблюдения за погодой 14 марта для сопоставления их результатов с результатами предстоящих наблюдений 6 мая; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.

50

Весна в неживой природе.

1

К

Рассказывать о весенних изменениях в природе. Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и весенними изменениями в природе. Работая в паре, извлекать из текста учебника информацию о весенних явлениях в неживой природе и составлять в р.т. список таких явлений. Сравнивать иллюстрации учебника, рассказывать по ним о признаках весны в городе и за городом. Играть в старинную детскую игру по правилам, описанным в учебнике, устанавливать связь между детскими играми и весенними изменениями в неживой природе.

Со взрослыми: наблюдать за погодой весной, фиксировать результаты наблюдений в таблицах, сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в течение весны.

Т

Понять причины потепления весной; усвоить дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления; продолжить работу по наблюдениям за погодой.

51

Весна – утро года.

1

К

Знакомиться с народными традициями встречи весны, инсценировать характерные праздничные ритуалы в виде мини-спектаклей. Рассматривая фотографии, описывать представленные на них события. В группах изготавливать по схеме-инструкции игрушку в виде весенней птички из ткани, украшать такими игрушками дерево во дворе школы.

Со взрослыми: участвовать в весеннем празднике по старинному календарю народов нашего края.

Т

Уметь объяснить, почему многие народы России и мира символически представляют весну в образе птицы; находить общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования нового года у северных народов в пору весеннего равноденствия; изготовить игрушечную птицу в любой технике и из любого материала (по выбору).

52

Звёздное небо весной.

1

Н

Сравнивать схемы расположения ковшей созвездий Большая Медведица и Малая Медведица в разные сезоны, выявить различия. Осваивать способ нахождения на небе созвездия Кассиопея, соотносить схему созвездия со старинным рисунком. В парах знакомиться с созвездием Лев, соотносить схему со старинным рисунком. Достраивать схемы созвездий Лев и Кассиопея в р.т. определять с помощью атласа-определителя другие созвездия и их главные звёзды.

Со взрослыми: наблюдать звёздное небо, используя атлас-определитель, по заданиям р.т.,  фиксировать результаты наблюдений в виде записей в р.т. использовать дополнительную литературу для составления рассказа об одном из созвездий. Придумать сказку о созвездии весеннего неба.

Тем

Запомнить положение весной созвездий Большая Медведица, Малая Медведица; научиться находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе.

Проверочная работа №13.

53

Весенняя прогулка-экскурсия.

1

К

Наблюдать за изменениями в живой и неживой природе, устанавливать взаимосвязь между ними. Фиксировать свои наблюдения, определять погоду и температуру воздуха. Оформлять свои наблюдения в таблице по ходу экскурсии.

Т

Знакомство с раннецветущими растениями, создание радостного эмоционального восприятия детьми расцветающей природы.

Настрой детей на восприятие информации.

Поверхность нашего края, связь с весенними явлениями. Охрана земной поверхности.

54

Весеннее пробуждение растений.

1

К

Рассказывать о весенних изменениях в жизни растений. Знакомиться с разнообразием раннецветущих растений., выявлять условия, необходимые для их цветения. Узнавать раннецветущие растения на фотографиях, рисунках и в природе. Характеризовать признаки весеннего пробуждения деревьев и кустарников. Обсуждать необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям, формулировать правила экологической этики.

Со взрослыми: наблюдать за весенним цветением растений по картинному плану в р.т., фиксировать сроки цветения.

Т

Понять причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми; научиться любоваться первоцветами и стремиться беречь их.

Красная Книга РФ. Раннецветущие растения ЛО.

55

Чудесные цветники весной.

1

К

Знакомиться с растениями цветника по материалам учебника и натур.образцам, оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия растений цветника, выделять наиболее понравившиеся растения, объяснять выбор. Определять растения школьного цветника. Узнавать изученные растения на фотографиях, рисунках и в природе. Различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов, проявлять уважение к культурным традициям, связанным с растениями. В парах сочинять сказочные истории из жизни весеннего цветника, разыгрывать сценки.

Со взрослыми: определять растения цветников у дома, фиксировать наблюдения.

Тем

Запомнить названия культурных растений весенних цветников, научиться находить их в атласе-определителе; научиться любоваться весенними цветниками и стремиться самому участвовать в создании таких цветников.

56

Весна в мире насекомых.

1

Н

Знакомиться с весенними изменениями в жизни насекомых. Узнавать изученных насекомых на рисунках и в природе. Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия красивых насекомых. Обнаруживать взаимосвязи в мире насекомых, по схемам в учебнике рассказывать о них, достраивать схемы в р.т. обсуждать отношение людей к насекомым, обосновывать необходимость бережного отношения к ним. В парах предлагать возможные варианты своего поведения при встречах с насекомыми, сопоставлять их с советами из книги «Великан на поляне», формулировать правила экологической этики.

Со взрослыми: наблюдать весеннее появление насекомых, фиксировать результаты наблюдений в р.т., определять насекомых в природе с помощью атласа-определителя.

Т

Научиться любоваться красотой бабочек, а не ловить их; понимать полезность пчел, ос, шмелей и муравьев; понимать взаимосвязь насекомых и птиц.

57

Весна в мире птиц и зверей.

1

К

Рассказывать о весенних изменениях в мире птиц и зверей. Знакомиться с жизнью птиц и зверей весной, с помощью текста учебника определять последовательность возвращения перелётных птиц, фиксировать её в р.т. Узнавать птиц на рисунке, осуществлять самопроверку с помощью атласа-определителя. Обсуждать отношение людей к птицам, формулировать правила эколог.этики. Играть в старинную игру, связанную с птицами, по правилам, описанным в учебнике. В парах придумывать диалоги зверей-родителей и их детёнышей, разыгрывать сценки.

Со взрослыми: наблюдать за птицами города, слушать весеннее пение птиц, написать рассказ, проиллюстрировать его рисунками.

Тем

Объяснять весенние изменения  в жизни птиц и зверей.

58

Невидимые нити в весеннем лесу.

1

К

Извлекать их текста учебника и иллюстраций информацию о связях в природе. Анализировать рисунок и схемы в учебнике, соотносить их между собой, сравнивать разные виды схем.делать выводы о значении схем как способа изображения связей в окружающем мире. Рассказывать по представленным схемам о невидимых нитях. Моделировать связи в весеннем  лесу с помощью схем-аппликаций. Использовать дополнительную литературу для написания собственного рассказа о кукушке.

Т

Узнать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу.

59

Весенний труд.

1

К

Инсценировать весеннюю  мужскую и женскую работу в старину, соотносить с видами работ в настоящее время в городе. Объяснять значение пословиц о важности весенних работ. Наблюдать за состоянием природы, соотносить свои наблюдения со старинными приметами.

Т

Научиться различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину; уметь объяснить значение пословиц «Весенний день год кормит»,

«Кто спит весною, плачет зимою»; научиться проводить наблюдения за состоянием природы 6 мая и сопоставлять эти наблюдения с ранее полученными данными о погоде 14 марта, ориентируясь на народные приметы этих дней.

Труд людей родного края: где работают родители.

60

Старинные весенние праздники.

1

Н

Характеризовать весенние праздники в культуре народов России, своего края. Сравнивать традиции отношения к берёзе в культуре разных народов россии. Определять нравственный смысл легенд и песен о берёзе в культуре народов Севера.

Т

Уметь выразительно произносить народные благопожелания детям в Вербное воскресенье и молодоженам на Пасхальной неделе; научиться оформлять рамочки для фотографий своей и друга.

61

Будь здоров.

1

К

Формулировать правила здорового образа жизни весной. Объяснять правила народных игр. Контролировать своё поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры.

Т

Выполнять правила здорового образа жизни в весенний период; знать и уметь объяснить товарищу с помощью схемы правила двух-трех народных игр, подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.

62

Безопасность на улицах и дорогах.

1

К

Формулировать правила поведения на улицах и дорогах. Моделировать свое поведения в различных ситуациях. Аргументировать необходимость всегда соблюдать ПДД. В группах составлять памятку по культуре поведения на улице, на дороге.

Т

Закрепить и актуализировать знания правила поведения на дорогах. Формировать правила безопасного поведения.

63

Охрана природы весной.

1

З

Знакомиться с правилами охраны природы весной. В паре анализировать рисунки учебника, рассказывать о правилах охраны природы. Обсуждать, в каких делах мы можем проявлять свою любовь к природе. Извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги. Предлагать меры охраны изучаемых объектов. Обсуждать рассказ «Пожалейте берёзы» из книги «Великан на поляне», формулировать правила экологической этики.

Со взрослыми:  подкармливать птиц.

Проектное задание: фоторассказ о весенней прогулке.

Т

Уметь контролировать себя  во время прогулки в парке, сквере, лесу (не оставлять после себя мусор

и т. д.).

Природное сообщество пресного водоёма.

64

Лето красное.

1

К

Сопоставлять старинные и современные названия весенних и летних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями зимних месяцев и со значительными событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления весенних и летних  месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского языка. Сочинять устный рассказ по картине. Отмечать на настенном календаре и на схеме годового круга дни летнего солнцестояния и летнего солнцеворота. Характеризовать летние праздники и работу в старину.

Со взрослыми: наблюдать за погодой летом, фиксировать наблюдения в таблицах. Сравнивать их, делать выводы об изменениях в погоде в течение лета. Сравнивать результаты наблюдений в разные сезоны года, делать выводы об изменениях погоды в течение года.

Т

Научиться находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев; описывать красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.

65

Лето красное. Прогулка-экскурсия.

1

К

Наблюдать за изменениями в живой и неживой природе, устанавливать взаимосвязь между ними. Фиксировать свои наблюдения, определять погоду и температуру воздуха. Оформлять свои наблюдения в таблице по ходу экскурсии.

Т

Знакомство с  цветущими растениями, создание радостного эмоционального восприятия детьми цветущей природы.

Настрой детей на восприятие информации.

Умение наблюдать за жизнью насекомых, птиц, животных . Бережное отношение к окружающей природе

Экологические связи в лесном сообществе. Животный мир. Токсовскийзубропитомник.

66

Летние праздники и труд.

1

К

Соотносить летние праздники с видами работы в настоящее время в городе (селе), сопоставлять между собой традиции празднования летнего нового года с особенностями новогоднего праздника осенью, зимой, весной в культуре народов России. Определять нравственный смысл календарных праздников в культуре народов России и мира.

Т

Научиться выразительно читать стихотворение Л. Харитоновой о сотрудничестве природы и человека; разгадывать и составлять загадки о старинных орудиях труда; перечислять летние дары природы

своего края.

67

За страницами учебника. Старинные игры на свежем воздухе.

1

З

Объяснять правила народных игр при проведении летних праздников, играть в народные игры на свежем воздухе. Контролировать своё поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры.

Т

Выполнять правила здорового образа жизни в весенний  период. Уметь контролировать во время игры

свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.

Наш край сегодня. Старинные игры в современном празднике.

68

Итоговый урок.

1

КП

Участвовать в итоговой викторине за курс 2 класса.

И

Обобщить знания и умения детей.

Тип урока по целям:                                                                                  Виды контроля:

Н- ознакомление с новым материалом                                                 Т- текущий

З- закрепление                                                                                              Тем – тематический

П- применение знаний                                                                               И - итоговый

КП – проверка и коррекция

К – комбинированный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России"  по новым стандартам с УУД...

Календарно- тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка.   Данное планир...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс

Представлено планирование уроков по учебнику Поглазовой О.Т. (комбинированный курс) в 4 классе...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс "Школа 2100"

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс расчитано на 2 часа в неделю, всего 68 часов...

календарно - тематическое планирование по окружающему миру 3 класс

развёрнутое календарно - тематическое планирование по окружающему миру составлено на основе программы "Начальная школа 21 века" автор Н.Ф.Виноградова...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 2 класс

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Программа" ГАРМОНИЯ" 2 КЛАСС АВТОР: О. Т. ПОГЛАЗОВА...