методическая разработка открытого урока " По дорогам войны"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Тюрнина Валентина Ивановна

урок по окружающему миру в 4 классе, посвященная 70-летию Великой победе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_dorogam_voyny.docx182.98 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка, посвященная  70-летию Победы в Великой Отечественной войне

по теме « По дорогам войны»

Выполнила учитель начальных классов Тюрнина Валентина Ивановна

МОУ «СОШ» с. Деревянск Усть-Куломского района Республики Коми

Цель: формировать патриотическое сознание у обучающихся , верность Отечеству.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с основными этапами Великой Отечественной войны, с её решающими сражениями.

2.Воспитание у школьников чувства глубокого патриотизма, уважения к тем, кто пережил все ужасы войны, желания и стремления жить в мире.

3. сохранять историческую память о героях ,развивать любознательность, патриотические чувства; чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Формирование УУД (универсальных учебных действий):

1.        Личностные – положительное отношение к героям войны;

              - соблюдение традиции праздника Победы;

              - стремление жить в гармонии с людьми других народов;

             - представление о ценностях жизни.

2. Регулятивные – жизненный оптимизм;

   - развивать умение разрешать внутренние разногласия;

  - учиться высказывать предположение (версию);

3. Коммуникативные – представление о том, что важно понимать друг друга;

    - уметь договариваться и разрешать конфликты;

4. Познавательные – получать информацию о жизни людей в военное  время;

  - делать выводы в результате   полученной информации.

        Оборудование: наглядность -плакаты по теме « ВОВ», глобус, иллюстрации о мире, альбомный лист, цветные карандаши, ИКТ.

Форма проведения: классный час.

 1.Организациооный момент

Просмотр фотографии к  9 мая (беседа с детьми)

- Ребята ,какому событию посвящена данная фотография?

- Верно! тема сегодняшнего нашего занятия "Великая Отечественная война"

– Что вы можете рассказать о Великой Отечественной войне?

- Да война принесла много горя ...

Весь народ поднялся на борьбу с врагом. Наши солдаты преградили дорогу врагу и, не щадя себя, шли к Победе. За годы войны произошли крупнейшие сражения под Москвой, Курском, Сталинградом

-Как  мы в наше время можем узнать о войне?(варианты ответов)

-А я предлагаю пройтись по дорогам войны, как когда-то шагали наши деды, дяди, освобождая каждый дом, улицу, города от врагов.

«Мы по дорогам пыльным с боем шли,

От бомб земля дрожала, как живая.

Мы каждый метр своей родной земли

Отстаивали, кровью поливая.»

1941 год

22 июня – Вероломное нападение фашистской Германии на СССР.

На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная Война. В 4 часа утра, когда мирные люди нашей страны спокойно спали, фашистская Германия без объявления войны своими танками и самолётами нарушила наши границы, ворвалась на территорию нашей страны, стала бомбить, разрушать города и сёла, убивать мирный наш народ.

22 июня – конец июля – Героическая оборона Брестской крепости.(слайд 3)

Брестская крепость

Оборона Брестской крепости. Первым советским пограничным стратегическим пунктом, расположенным на направлении главного удара группы армий "Центр" (на Минск и Москву) был Брест и Брестская крепость, которую немецкое командование планировало захватить в первые часы войны. К моменту нападения в крепости было от 7 до 8 тысяч советских воинов, здесь же жило 300 семей военнослужащих .Советским воинам приходилось отбивать по 6-8 атак в день. К концу июня враг захватил большую часть крепости. В результате кровопролитных боев и понесенных потерь оборона крепости распалась на ряд изолированных очагов сопротивления. Находясь в полной изоляции за сотни километров от линии фронта, защитники крепости продолжали мужественно сражаться с врагом.

1942 год

17 июля – 2 февраля 1943 года – Битва под Сталинградом.

Волгоград (Сталинград). Мемориал "Родина-мать зовёт"

По замыслу гитлеровского командования, немецкие войска должны были в летней кампании 1942 года достичь тех целей, которые были сорваны их поражением по Москвой. Главный удар предполагалось нанести на южном крыле советско-германского фронта с целью захвата города Сталинграда, выхода в нефтеносные районы Кавказа и плодородные регионы Дона, Кубани и Нижней Волги. С падением Сталинграда враг получал возможность отрезать юг страны от центра. Мы могли потерять Волгу - важнейшую транспортную артерию, по которой шли грузы с Кавказа. Оборонительные действия советских войск на Сталинградском направлении велись в течение 125 дней. Героическая оборона советских войск на Сталинградском направлении вынуждала гитлеровское верховное командование перебрасывать сюда всё новые и новые силы. 13 сентября немцы перешли в наступление по всему фронту, пытаясь захватить Сталинград штурмом. Сдержать его мощный натиск советским войскам не удалось. Они были вынуждены отступить в город. Дни и ночи не прекращались бои на улицах города, в домах, на заводах, на берегу Волги. Наши части, понеся большие потери, все же держали оборону, не оставляя город.

1943 год

5 июля – 23 августа – Битва под Курском.

В 1943 году гитлеровское командование решило провести свое генеральное наступление в районе Курска. Советское командование готовилось к этому наступлению. С середины апреля Генеральный штаб приступил к разработке плана как оборонительной операции под Курском, так и контрнаступления. А к началу июля 1943 года советское командование завершило подготовку к битве на Курской дуге. 5 июля 1943г. немецкие войска начали наступление. Первая атака была отбита. Однако, затем советским войскам пришлось отойти. Бои были очень напряженными, и добиться значительного успеха немцам не удалось. Противник не решил ни одной из поставленных задач и в конечном итоге вынужден был прекратить наступление и перейти к обороне.

22 марта 1943 года .Белорусская деревня Хатынь.

Это Было так. Все жители белорусской деревни Хатынь были сожжены заживо за то, что помогали партизанам. Небольшую деревню Хатынь окружили немцы. Они врывались в дома и выгоняли людей на улицу. Немцы сгоняли жителей в сарай. В нём становилось всё теснее и теснее. Матери пытались успокоить детей, но сами не смогли сдержать слёз. В Хатыни было немало многодетных семей: по 7, по 9 детей в семье. А девятнадцатилетняя Вера Яскевич качала на руках семинедельного сына. В сарай согнали всех стариков. Немцы обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Их сжигали живыми. Многие пытались вырваться из огня. Но фашисты расстреливали их из автоматов. Для 149 жителей этой деревни этот день стал последним.

Слушайте!!! К вашим сердцам обращаются колокола Хатыни. С гневом и болью рассказывают они о трагедии этой деревни.

В Хатыни четыре колодца,

(В былом - 26 дворов…)

В мир над колодцами льётся

Реквием колоколов:

-Родимые, помните, помните…

Живые - мы вечно в огне.

Сто сорок девять нас - помните!

Силой пусть станет гнев!

Пусть жгучая боль, словно пропасть,

Стоит на пути войны.

Пусть партизанские тропы

Памяти будут верны.

1944 год

27 января – Освобождение Ленинграда от вражеской блокады.

Одно из самых страшных событий Великой Отечественной войны - блокада Ленинграда немецкими войсками. Она длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года), - 872 дня.

К началу блокады в городе имелись лишь недостаточные по объёму запасы продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с блокадным Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находящееся в пределах досягаемости артиллерии осаждающих. Пропускная способность этой транспортной артерии была несоответствующей потребностям города. Начавшийся в городе голод, усугублённый проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей.

На Ленинград

Обхватом с трёх сторон

Шёл Гитлер силой сорока дивизий.

Бомбил. Он артиллерию приблизил,

Но не поколебал ни на микрон,

Не приостановил не на мгновенье

Он сердца ленинградского биение.

И, видя это, разъярённый враг,

Предполагавший город взять с набега,

Казалось бы, испытанных стратегов

Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.

И те пришли, готовые к победам,

А третий, Голод, шёл за ними следом.

Война – 900 дней и ночей блокадного Ленинграда (ныне Санкт -Петербурга). Это 125 г хлеба в сутки. Это сотни бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

1945 год

9 мая – День  ПОБЕДЫ.

И вот, наконец, 9 мая 1945 года наступила долгожданная Победа!

Сияет солнце в День Победы

И будет нам всегда светить.

В боях жестоких наши деды

Врага сумели победить.

Идут колонны ровным строем,

И льются песни там и тут,

А в небе городов-героев

Сверкает праздничный салют!

Пусть не будет войны никогда!

Пусть спокойные спят города.

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над моей головой.

Ни один пусть не рвётся снаряд,

Ни один не строчит автомат.

Пусть оглашают наши леса

Только птиц и детей голоса.

И пусть мирно проходят года,

Пусть не будет войны никогда!

Прошла война, прошла отрада,

Но боль взывает к людям:

"Давайте, люди, никогда

об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.

Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Давайте рассказывать об этой справедливой войне нашим детям и внукам, чтобы помнили. Народ поднялся на защиту Родины. Страна превратилась в огромный боевой лагерь. Уходили на священную войну наши деды и отцы, уходили мальчишки и девчонки.

Война была. Во многих семьях сохранились солдатские треугольники-письма, которые присылали с фронта отцы и деды, мужья и сыновья, братья. Они писали, что вернутся домой и только с победой. Народ поднялся на защиту Родины. Страна превратилась в огромный боевой лагерь. Уходили на священную войну наши деды и отцы, уходили мальчишки и девчонки.

Самую большую тяжесть войны вынесла на плечах женщина-мать.

Солдат  (пишет письмо) .

«Знаю, в сердце у тебя тревога-

Нелегко быть матерью солдата!

Знаю, всё ты смотришь на дорогу.

По  которой я ушёл когда-то.

Знаю я, морщинки глубже стали

И чуть-чуть сутулей стали плечи.

Нынче насмерть мы в бою стояли,

Мама, за тебя, за нашу встречу.

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди!»

«Здравствуй, дорогой Максим!

Здравствуй, мой любимый сын!

Я пишу с передовой,

Завтра утром - снова в бой!

Будем мы фашистов гнать.

Береги, сыночек, мать,

Позабудь печаль и грусть -

Я с победою вернусь!

Обниму вас, наконец.

До свиданья.»

                   Твой отец

«Дорогие мои родные!

Ночь. Дрожит огонёк свечи.

Вспоминаю уже не впервые,

Как вы спите на тёплой печи.

В нашей маленькой старой избушке,

Что лесами сокрыта от глаз,

Вспоминаю я поле, речушку,

Вновь и вновь вспоминаю о вас.

Мои братья и сёстры родные!

Завтра снова я в бой иду

За Отчизну свою, за Россию,

Что попала в лихую беду.

Соберу своё мужество, силу,

Буду немцев без жалости бить,

Чтобы вам ничего не грозило,

Чтоб могли вы учиться и жить!»

За годы Великой Отечественной Войны наш  народ потерял около 30 млн. человек. Если бы всех погибших мы почтили минутой молчания, то Земля молчала бы 47 лет.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и будни приходи.

Он защищал тебя на поле боя.

Упал, ни шагу не ступив назад.

И имя есть у этого героя -

Великой Армии простой солдат.

В память о погибших прошу всех встать. Склоним голову перед величием подвига русского солдата. Почтим память всех погибших в войне минутой молчания.

Использованная  литература:

1.Газета "Первое сентября. Начальная школа" (Приложение к журналу "Начальная школа") № 13/2003, стр.13.

2. Стихи о войне Татьяны Шарыгиной.

3. Стихи о войне для начальной школыhttp://wiki.iteach.ru/index.

Интернет-ресурсы:

http://www.uroki.net/scenar/scenar154.htm

http://intpicture.com/fotografii-vojny-1941-1945-godov/

http://www.hram-ks.ru/daty_vov.shtml

http://velikaja-vojna.narod.ru/PRILOJENIE/prilojenie0.htm

http://www.klassnye-chasy.ru/klassnyy-chas-geroi-vov

http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi

http://doc4web.ru/nachalnaya-shkola/klassniy-chas-posvyaschenniy-velikoy-otechestvennoy-voyne-poklon.html

http://www.menobr.ru/materials/729/52445/

http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по теме: «Colours»

Задачи урока.     Практические:Автоматизировать употребление лексики по темеПовторить образование множественного числа существительныхПовторить употребление ранее введе...

Методическая разработка открытого урока по теме: «Colours»

Задачи урока.     Практические:Автоматизировать употребление лексики по темеПовторить образование множественного числа существительныхПовторить употребление ранее введе...

Методическая разработка открытого урока по технологии в 4 классе

Тема: Цветы от любящего сердца  Цель: 1.Дать представления о цветах – барометрах, цветах из различных материалов;  познакомить с искусством создания конфетных букетов.2. Развивать ...

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "По дорогам войны" (исторический марафон), 2 классы

Меоприятие проведено в рамках Декады воинской славы в форме исторического марафона с элементами КТД. Учащиеся вторых классов прошли по станциям , затем учащиеся изготовили цветы и возложили их к обели...

Методическая разработка открытого урока "Воспитание физический качеств и двигательных способностей у детей начальных классов посредством настандартных уроков.

Материал методической разработки «Воспитание физических качеств и двигательных способностей у детей начальных классов посредством нестандартных уроков» предназначен для организации и прове...