Мир глазами географии. Глобус и географическая карта.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Миникаева Светлана Владимировна

конспект урока по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_okruzhayushchemu_miru_4_a.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Мир глазами географии. Глобус и географическая карта.

Цели: ознакомить учащихся с наукой, изучающей Землю,- географией; сформировать представление о глобусе и географической карте; закрепить умение работать с картой и глобусом; развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Оборудование: глобусы, физическая карта; карта полушарий; слайды; атласы.

Этапы

Содержание

Примечание

  1. Орг. момент

(30 сек)

  1. Проверка домашнего задания.

(6 минут)

  1. Работа по теме (14 минут)

  1. Физкультминутка «Музыкально-танцевальная пауза»(2 минуты)
  2. Работа по теме(9 минут)

  1. Подведение итогов урока.(5 минуты)

Домашнее задание (2 минуты)

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок по окружающему миру буду вести у вас я, а зовут меня Светлана Владимировна. Сегодня же мы посмотрим на окружающий нас мир глазами географов, узнаем, что такое география и что она изучает.

Но сначала мы узнаем, как вы потрудились дома. Объясните слова астронома: «звездно небо – великая книга природы. Кто сумеет ее прочесть, перед тем раскроются несметные сокровища окружающего нас космоса»

А как наблюдать звездное небо?

Тест «Звездное небо»

Выбери верное утверждение:

  1. Галактика, в которой мы живем, называется…

     а) туманность Андромеды;

б) Большое Магелланово облако;

в) Млечный путь.

2. звезда –это…

А) раскаленный газовый шар;

Б) холодный шар, состоящий из твердых веществ.

3. Созвездие –это…

А) группы  звезд, изменяющие свои очертания;

Б)группы звезд, не изменяющие свои очертания.

4. Звезда Сириус находится в созвездии…

А) Скорпион

Б) Большая Медведица

В)Большой Пес

Г) Телец.

5. полярная звезда всегда находится на…

А)юге,

Б)севере

В)западе

Г)востоке

6. Самые яркие звезды имеют… цвет:

А)красный

Б)желтый

В)голубой

Г)белый

А теперь открываем свои проверочные тетрадина стр.8-9. И выполняем задания.

1. Работа над новой темой. Беседа.

Мы с вами – жители галактики Млечный Путь, вот здесь находится наш дом – планета Земля.

Сегодня мы  посмотрим на мир глазами географов.

Нам предстоит выяснить, что такое география, ведь вы не раз слышали это слово. Предлагаю вам объяснить его.

  1. Работу по учебнику. С.22-23

Прочитайте, что об этом говорится на с.22 нашего учебника. Что же такое география? (это наука о Земле. В переводе с греческого «география» означает «землеописание». Это слово образовалось из двух слов: «ге» - Земля и «графо» - пишу.)

Хотелось бы добавить, что «ге» - это сокращение от «Гея» - так звали греческую богиню Земли. А как толкует слово «география» С.И. Ожегов? География – комплекс наук, изучающих поверхность Земли с ее природными условиями, распределение на ней населения, экономических ресурсов.

Кто такие географы? Что изучает география? Об этом нам расскажет наш незаменимый помощник – учебник (с. 22,23). Что же нам может объяснить современная география? Какие изобретения человека помогают нам путешествовать по планете?

На столе стоит маленькая модель планеты Земля, давайте познакомимся с ним поближе. Рассказать о глобусе вам поможет этот вопросник.

Вопросник лежит на каждом столе:

1)какую форму имеет глобус?

2)какую он имеет окраску?

3)почему глобус называют «мяч в сетке»?

4)какие две точки глобуса остаются на месте при его вращении?

5)что вы скажете о линиях, расположенных горизонтально?

6)как называют «главный пояс Земли»?

7)что вы скажете о вертикальных линиях?

Работа ведется в парах.

Ваши ответы должны быть четкими, говорим только о главном.

Молодцы! Прекрасно поработали. Посмотрите на модель глобуса:

Каждая линия на глобусе имеет свое название. Вы уже сказали, что «главный пояс Земли» - это экватор, его еще называют «самая длинная параллель». Как же называют остальные горизонтальные линии? Как они расположены друг относительно друга? Как их можно назвать? Вертикальные линии, соединяющие полюса, называются меридианами. На глобусе указаны материки и океаны. Сколько океанов на Земном шаре? Назовите. Что вы можете сказать о материках?

Глобус не всегда был таким, как сейчас. Прочитайте о нем на с.24 вашего учебника.

Работа по тексту учебника.

Кто был создателем первого глобуса? Когда это было? И как ученый назвал свое творение?

Чем глобус Бейхама отличается от современного глобуса? По мере изучения Земли на глобусе появлялось все больше и больше географических объектов. Представьте себе, что вы отправляетесь в далекое путешествие по земному шару. Удобно ли вам будет в пути ориентироваться по глобусу? Значит, нужен другой помощник. Что это? Какими видами географических карт вы уже пользовались? А кто нам скажет, что такое «географическая карта»? точнее можно сказать так:

Географическая карта – это условное изображение поверхности Земли на плоскости.

Запишем данное определение в тетрадь. Предлагаю вам сравнить глобус и карту полушарий. Что между ними общего? А в чем их различие? Совсем не случайно эту карту называют «Карта полушарий». «Половинки» - это полушария. Какие полушария вы видите на карте? Обратите внимание на масштаб. Он нам показывает, сколько километров на местности соответствует одному сантиметру на карте. Дома сравните масштабы карт полушарий в учебнике (с. 26,27) и в атласе.

  1. Работа в рабочей тетради. с. 8, №1

Прочитайте. Используя текст учебника, дайте определения. Что такое  география? Запишите определение в тетради. Что такое глобус? Запишите определение в тетради. Что такое географическая карта? Запишите определение в тетради. С. 8,№2. Прочитайте. Определение физической карте мы давали, а какие бывают физические карты? Назовите виды этих карт. С. 9, №3. Прочитайте. Найдите в приложении фрагменты географических карт к этому заданию. Вырежьте их и наклейте в соответствии с подписями.

Проверка задания.

  1. Закрепление.

Дополните рисунок, подписав названия линий (работа в группах):

Далее выполняется задание «Подумай» на с.28.

Что изучает наука география? Подведение итогов работы. Выставление оценок.

Прочитайте текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с.22-29).

Выполнить задания №1,2 (с.29).

Высвечивается на экране


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глобус и географическая карта

Урок по окружающему миру во 2 классе  по системе Л. В. ЗанковаНа уроке уделяется большое внимание практической работе учащихся с глобусом и географической картой, прослеживается,   как...

Тест: "Глобус и географическая карта". 2 класс.

Тест предназначен для проверки знаний учащихся по теме: " Глобус и географическая карта".  Проверяется умение учащихся работать с контурной картой....

2 класс Окружающий мир Тема: Стороны горизонта. Народные приметы ориентирования. Глобус и географическая карта.

Окружающий мир. 2 класс(2 четверть, 19 декабря 2011г)Учитель начальных классов: Аверина Любовь ВладимировнаТема:  Стороны горизонта. Народные приметы ориентирования. Глобус и географическая карта...

Конспект урока "Глобус и географическая карта"

Конспект урока окружающего мира по системе Л.В. Занкова....

Презентация к уроку по теме " Глобус и географическая карта" 2 класс

Презентация к уроку по теме "  Глобус  и географическая карта" 2 класс...

Самостоятельная работа по теме "Россия на глобусе и географической карте"

Данная тестовая работа направлена на закрепление знаний обучающихся 4 класса по теме "Россия на глобусе и географической карте", входящей в раздел "Природные богатства России". Пре...

Конспект урока окружающего мира по теме "Мир глазами географа. Глобус и географическая карта" 4 класс. УМК "Школа России"

Цель урока: формирование общего представления о географии как науке.Задачи урока:познакомить учащихся с наукой, изучающей Землю, - географией;сформировать представление о глобусе и географической карт...