Глобус и географическая карта
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Кулакова Светлана Витальевна

 

Урок по окружающему миру во 2 классе  по системе Л. В. Занкова

На уроке уделяется большое внимание практической работе учащихся с глобусом и географической картой, прослеживается,   как происходили накопление, обобщение, фиксация географических знаний в истории человечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon globus_i_geograficheskaya_karta.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

        С. В. Кулакова  210 – 247 – 380

         Тема: глобус и географическая карта.

        Тип урока: урок открытия нового знания.

        Цель: развитие  учебно – познавательного интереса к новому материалу.

        Предметные задачи урока:

     - формировать понимание того, что глобус – это модель Земли;

     - развивать представления о том, как происходили накопление, обобщение, фиксация географических знаний в истории человечества;

     - ознакомить с расположением географических объектов на глобусе и географической карте.

       Личностные задачи урока:

      - создать условия для проявления интереса к новому материалу, формирования представления об основных моральных нормах поведения.

       Метапредметные задачи урока:

      - принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале  (регулятивные);

       - строить сообщения в устной форме, находить в тексте ответ на заданный вопрос (познавательные);

       - использовать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, воспринимать другое мнение и позицию (коммуникативные).

      Оборудование: глобус, карта полушарий, учебник «Окружающий мир», 2кл., (авт. Н.Я. Дмитриева, А. Н. Казаков).

                                               Ход урока:

  1. Введение в тему урока.

  Учитель: Догадайтесь, какая сегодня тема урока. А поможет вам в этом загадка:

Моря есть – плавать нельзя,

Дороги есть – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя.

Ученик: Глобус.

Ученик: Карта.

 Учитель: Кто прав?

Ученик: Мне кажется, что обе отгадки будут правильными. Ведь и на глобусе и на карте есть моря, а плавать по ним нельзя, есть и земля, и дороги.

Учитель: Правильно. Мы сегодня будем говорить о глобусе и географической карте. 

С. В. Кулакова  210 – 247 – 380

(Достижение обучающимися планируемых результатов формирования УУД –овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления)  

  1. Работа над новым материалом.

  Учитель: Что такое глобус?

  Ученик: Уменьшенная модель земного шара.

  Учитель: После открытия Аристотелем шарообразности земли люди стали создавать ее модели – глобусы.

  Учитель: А какой был древний глобус?

  Подготовленный ученик: (Достижение обучающимися планируемых результатов формирования УУД – использование различных способов поиска, сбора информации)

– Один из первых глобусов был создан греческим ученым Кратесом во II веке до н. э. Сам глобус не сохранился, но остался только рисунок, на котором даже не все обозначены материки. И это естественно. Мир, который знал древний человек, был очень мал.

Самый древний глобус, который дошел до нас, был создан в 1492 году немецким ученым М. Бехаймом. Сделан он был из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует полмира.

  Учитель: Какие глобусы бывают?

  Подготовленный ученик: Глобусы бывают разные. Могут быть глобусы-сувениры, которые украшены золотом, серебром, драгоценными металлами.

 Глобус звездного неба. На нем изображены созвездия, Млечный Путь.

 Глобус стран мира. Глобусы с неровной поверхностью: все горы, все возвышенности на них выпуклые.

  Учитель:  Как устроен глобус?

  Ученики (читают самостоятельно текст на с. 83)

  (Достижение обучающимися планируемых результатов формирования УУД – овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами)

  Учитель: Что сразу бросается в глаза?

  Ученик: Глобус немного наклонен.

  Учитель: Почему глобус наклонили?

  Ученик: В таком положении Земля летит по орбите вокруг Солнца.

  Учитель: Что это за стержень торчит на Северном полюсе?

  Ученик: Стержень воспроизводит земную ось, вокруг которой вращается Земля.

  Учитель: Можно потрогать или увидеть земную ось?

  Ученик: На самой Земле никаких видимых полюсов-точек нет, и нельзя увидеть и пощупать земную ось. Их можно только вычислить математически.

  Учитель: Куда нацелена земная ось северным концом? Подтвердите ответом из учебника.

   Ученик: Северный конец земной оси направлен на Полярную звезду (зачитывает текст в учебнике).

   

  1. Физкультминутка.

    Учитель: Посмотрите, посередине глобус пересекает горизонтальная синяя линия. Она называется экватором.  Экватор делит Землю на Северное и Южное полушария.

           С. В. Кулакова  210 – 247 – 380

Покажите их на глобусе (дети показывают)

Помните, что на Земле в природе такой линии нет. Ее вычислили математически.

         Обратите внимание на две пары жирных пунктирных линий. Это тропики – северные и южные. Для них характерен жаркий климат, но чаще сухой. Здесь нет непроходимых лесов, как на экваторе, а есть полупустыни и пустыни.

       Найдите на глобусе пустыни. Каким цветом они обозначены? (дети показывают)

 Ближе к полюсам находятся Северный и Южный полярные круги.

 Найдите на глобусе место, где мы живем. Подумайте, в каком поясе мы живем? Какой у нас климат? Холодный, жаркий?

 Рассмотрим глобус. Какими цветами здесь все обозначено?

 Ученик: Вода – синим цветом, суша – зеленым, желтым, коричневым.

Учитель: Удобно ли работать с глобусом? Вся ли поверхность видна?

Ученик:  Работать с глобусом не всегда удобно. Видна только та часть поверхности земного шара, которая обращена к нам.

Учитель: Ученые условно разрезали глобус и перенесли на карту. Получилась карта полушарий с западным полушарием и восточным. На ней можно увидеть поверхность всего земного шара.

Учитель: Рассмотрите карту полушарий и скажите, что вы на ней видите?              

Ученик: Огромные участки суши и воды.

Учитель: Какого они цвета?

Ученик: Голубого.

Учитель: Как называются участки суши?

Ученик: Материки.

Учитель: Сколько материков?

Ученик: шесть.

Учитель: Покажите материки на западном полушарии и на восточном.

  1. Работа по осознанию нового материала.

(Достижение обучающимися планируемых результатов формирования УУД – понимание того, что для успешного решения разных социальных ситуаций необходимо уметь сотрудничать со  сверстниками. Не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций).

     Работа в тетради, с.18, задание 38

              (Достижение обучающимися планируемых результатов формирования УУД – использование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов, схем решения учебных и практических задач)

Учитель: Напишите понятия к данным определениям. Вашим помощником будет рисунок на странице учебника 84.

 Проверка задания (обмен тетрадями с соседом по парте)

   

  1. Итог урока.

   Учитель: Рассмотрите глобус и карту полушарий. Что вы нашли общего?    Какие различия вы заметили? (Достижение обучающимися планируемых результатов формирования УУД – овладение логическими действиями сравнения, анализа)

  С. В. Кулакова  210 – 247 – 380

Ученик: И на глобусе, и на карте вода синего цвета, суша – зелёного, коричневого, жёлтого цвета. На карте географические объекты крупнее, чем на глобусе.

Учитель: Какой цвет преобладает на глобусе и на карте полушарий?

Ученик: Синий.

Учитель: Какие материки расположены в восточном полушарии?

Ученик: Евразия, Африка, Австралия, Антарктида.

Учитель: В Западном полушарии.

Ученик: Северная Америка, Южная Америка, Антарктида.

Учитель: Покажите на глобусе или карте полушарий места, где в течение круглого года тепло.

Учитель: Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест: "Глобус и географическая карта". 2 класс.

Тест предназначен для проверки знаний учащихся по теме: " Глобус и географическая карта".  Проверяется умение учащихся работать с контурной картой....

2 класс Окружающий мир Тема: Стороны горизонта. Народные приметы ориентирования. Глобус и географическая карта.

Окружающий мир. 2 класс(2 четверть, 19 декабря 2011г)Учитель начальных классов: Аверина Любовь ВладимировнаТема:  Стороны горизонта. Народные приметы ориентирования. Глобус и географическая карта...

Конспект урока "Глобус и географическая карта"

Конспект урока окружающего мира по системе Л.В. Занкова....

Мир глазами географии. Глобус и географическая карта.

конспект урока по окружающему миру...

Презентация к уроку по теме " Глобус и географическая карта" 2 класс

Презентация к уроку по теме "  Глобус  и географическая карта" 2 класс...

Самостоятельная работа по теме "Россия на глобусе и географической карте"

Данная тестовая работа направлена на закрепление знаний обучающихся 4 класса по теме "Россия на глобусе и географической карте", входящей в раздел "Природные богатства России". Пре...

Конспект урока окружающего мира по теме "Мир глазами географа. Глобус и географическая карта" 4 класс. УМК "Школа России"

Цель урока: формирование общего представления о географии как науке.Задачи урока:познакомить учащихся с наукой, изучающей Землю, - географией;сформировать представление о глобусе и географической карт...