Конспект урока окружающего мира по теме "Мир глазами географа. Глобус и географическая карта" 4 класс. УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Шаршукова Вера Анатольевна

Цель урока: формирование общего представления о географии как науке.

Задачи урока:

  1. познакомить учащихся с наукой, изучающей Землю, - географией;
  2. сформировать представление о глобусе и географической карте, закрепить умение работать с картой и глобусом;
  3. развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_okr.mir_.doc439.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

4 класс   УМК «Школа России»

Шаршукова Вера Анатольевна, учитель начальных классов

МАОУСОШ № 8 г.Старая Русса

Тема урока: Мир глазами географа. Глобус и географическая карта.

Цель урока: формирование общего представления о географии как науке.

Задачи урока:

  1. познакомить учащихся с наукой, изучающей Землю, - географией;
  2. сформировать представление о глобусе и географической карте, закрепить умение работать с картой и глобусом;
  3. развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Ход урока

Дети с нормой

Дети IV вида

Одарённый ребёнок

I.  Проверка домашнего задания

  • Но сначала мы узнаем, как вы потрудились дома.
  • Объясните слова астронома: «Звездное небо - великая книга природы. Кто сумеет ее прочесть, перед тем раскроются несметные сокровища окружающего нас космоса»
  • А как надо наблюдать за звёздным небом?  (Чтение памяток, составленных детьми.)

Индивидуальная работа «Как называются эти созвездия и звезды?»

Ответы: 1 - Большой Пес, Сириус; 2 - Малая Медведица, Полярная звезда; 3 - Волопас, Арктур; 4 - Большая Медведица.

Тест «Звездное небо»  (Слайды)

-        Выбери верное утверждение:

1.        Галактика, в которой мы живем, называется ...

а)        Туманность Андромеды;

б)        Большое Магелланово облако;

в)        Млечный путь.

2.        Звезда-это ...

а)        раскаленный газовый шар;

б)        холодный шар, состоящий из твердых веществ.

3.        Созвездия - это ...

а)        группы звезд, изменяющие свои очертания;

б)        группы звезд, не изменяющие свои очертания.

4.        Звезда Сириус находится в созвездии ...

               а) Скорпион;                б) Большая Медведица;

в)        Большой Пес;        г) Телец.

5.        Полярная звезда всегда находится на ...

а) юге;            б) севере;

в) западе;        г) востоке.

6.        Самые яркие звезды имеют ... цвет:

а) красный;                    б) желтый;

в) голубой;                    г) белый.

Ответы к тесту: 1 в), 2 а), 3 б), 4 в), 5 б), 6 в).

Активное слушание.

Участие во фронтальном выполнении теста.

Самооценивание.

Ответы на уточняющие вопросы.

Выполнение теста с опорой на индивидуальный укрупнённый вариант.

Самооценивание.

Аргументированное оценивание.

Выполнение индивидуального задания.

Участие во фронтальном выполнении теста;

комментированное управление.

Самооценивание.

II. Работа над новой темой

На доске - фотография «Галактика Млечный Путь».

  • Мы с вами - жители галактики Млечный Путь, вот здесь находится наш дом - планета Земля.

Показ фотографии «Земля с борта космического корабля».

  • Сегодня мы посмотрим на мир глазами географов.
    Запись на доске: «Мир глазами географа».
  • Что нам предстоит выяснить? (Что такое география) Ведь вы не раз слышали это слово. Предлагаю вам объяснить.
  • Прочитайте, что об этом говорится на стр. 22 нашего учебника. Что же такое география? (Это наука о Земле. В переводе с греческого «география» означает «землеописание». Это слово образовалось из двух слов: «ге» - Земля и «графо» - пишу.)

Хотелось бы добавить, что «ге» - это сокращение от «Гея» -так звали греческую богиню Земли.

  • Кто такие географы? (Географ - специалист по географии.)
  • Что изучает география? Об этом нам расскажет наш незаменимый помощник - учебник (стр. 22, 23). Что же нам может объяснить современная география? (География объясняет, почему Земля такая круглая, почему в одних районах лежит снег, а в других - жаркое лето, почему в одних странах ловят рыбу, а в других добывают нефть.)
  • Какие изобретения человека помогают нам путешествовать по планете? (Это глобус и географическая карта.)
  • На ваших столах стоят маленькие модели планеты Земля, давайте познакомимся с ними поближе. Рассказать о глобусе вам поможет этот вопросник.

Вопросник лежит на каждом столе:

  1. Какую форму имеет глобус? (Глобус имеет форму шара, немного приплюснутого.)
  2. Какую он имеет окраску? Почему? (На глобусе есть синий, желтый, коричневый, зеленый, белый цвета. Синий — вода, желтый, коричневый, зеленый — суша, белый - лед.)
  3. Почему глобус называют «мяч в сетке»? (Глобус покрыт линиями, будто сеткой.)
  4. Какие две точки глобуса остаются на месте при его вращении? (При вращении на месте остаются полюса: северный и южный)
  1. Что вы скажете о линиях, расположенных горизонтально? (Горизонтальные линии разные по длине, у полюсов это маленькие колечки.)
  2. Как называют «главный пояс Земли»? («Главный пояс земли» - экватор.)
  3. Что вы скажете о вертикальных линиях? (Вертикальные линии соединяются в одну точку на полюсах.)
  • Ваши ответы должны  быть  четкими, говорим только о главном.
  • Молодцы! Прекрасно поработали, а сейчас предлагаю в тетради выполнить  рисунок:
  • Каждая линия на глобусе имеет свое название. Вы уже сказали, что «главный пояс Земли» - это экватор, его еще называют «самая длинная параллель». Как же называют остальные горизонтальные линии? Как они расположены друг относительно друга? (Линии расположены параллельно.)
  • Как их можно назвать? (Параллели.)
  • Вертикальные линии, соединяющие полюса, называются меридианами. На глобусе указаны материки и океаны. Сколько океанов на земном шаре? Назовите. (Четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый.)
  • Что вы можете сказать о материках? (Материков шесть: Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка.)
  • Глобус не всегда был таким, как сейчас. Прочитайте о нем на стр. 24 вашего учебника.
  • Кто был создателем первого глобуса? (Немецкий географ Мартин Бехайм.)
  • Когда это было? И как он назвал свое творение? (Это было в 1492 году. Свою модель он назвал «земное яблоко».)
  • Чем глобус Бехайма отличается от современного? (На нем не было Северной и Южной Америк, они не были открыты.)
  • По мере изучения Земли на глобусе появлялось все больше и больше географических объектов. Представьте отправляетесь в далекое путешествие по земному шару. Удобно ли вам будет в пути ориентироваться по глобусу? (Глобусом в путешествии пользоваться неудобно.)
  • Значит, нужен другой помощник. Что это? (Это географическая карта.)
  • Какими видами географических карт вы уже пользовались? (Физическая карта России, Политическая карта мира, Экологическая карта.)
  • А кто нам скажет, что такое «географическая карта»? (Географическая карта - это изображение Земли на бумаге.)
  • Точнее можно сказать так: Географическая карта - это условное изображение поверхности нашей Земли на плоскости.
  • Предлагаю вам сравнить глобус и карту полушарий. Что между ними общего? (На карте и на глобусе встречаются одни и те же цвета: синий, белый, коричневый, зеленый, желтый. На карте и на глобусе указаны материки и океаны. На карте и на глобусе мы видим экватор, параллели и меридианы. Также указаны Северный Полюс и Южный Полюс.)
  • А в чем их различие? (Глобус - это целый шар, а на карте две половинки.)
  • Совсем не случайно эту карту называют «Карта полушарий». «Половинки» - это полушария. Какие полушария вы видите на карте? (Западное полушарие и Восточное полушарие.)
  • Обратите внимание на масштаб. Он нам показывает, сколько километров на местности соответствует одному сантиметру на карте. Дома сравните масштабы карт полушарий в учебнике (стр. 26, 27) и в атласе.

III. Физкультминутка «Музыкально-танцевальная пауза»

Звучит музыка из художественного фильма «Кавказская пленница»: «Где-то на белом свете...».

IV. Закрепление

  • Дополните рисунок, подписав названия линий (работа в группах):
  • Соберите полушарие. Назовите географические объекты.
    Детям выдается восточное полушарие, разрезанное по экватору и по меридианам.
  • Восстанови рассказ: Модель Земли называют .... А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют .... Существует много видов географических карт. Это ... . На физической карте синим цветом обозначена ..., коричневым, желтым, зелены -..., белым - ... . Каждая карта имеет свой .... Если работаешь у настенной карты, стой ..., когда держишь указку в правой руке, и ..., когда указка в левой.

V. Итоги урока

Подведение итогов работы. Задание «Подумай» на стр. 28.  Выставление оценок.  

VI. Домашнее задание: Стр. 22-29. Ответить на вопросы «Проверь себя».  Выполнить задания 1, 2.

Постановка проблемы.

Работа с учебником.

Работа в парах.

Проблемное исследование.

Активное слушание.

Сравнение сформулированного понятия с оригиналом.

Проблемное исследование  

Самостоятельная работа.

Анализ результатов выполнение задания методом обсуждения.

Письменная фиксация проблемных вопросов, понятий, определений.

Работа с учебником.

Вопросник напечатан крупным контрастным шрифтом.

Работа в парах.

Чтение-рассматривание.

Активное слушание.

Сравнение сформулированного понятия с оригиналом.

Проблемное исследование  

Самостоятельная работа на укрупнённом образце.

Анализ результатов выполнение задания методом обсуждения.

Работа с энциклопедиями, словарями и Интернет-ресурсами.

Сравнительный анализ понятий из разных источников.

Работа в парах.

Проблемное исследование.

Выразительное чтение статьи  из учебника.

Участие в формулировании понятия.

Сравнительный анализ образцов.

Индивидуальное творческое задание

«Восстанови текст»

Презентация самостоятельной работы. Взаимопроверка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Средние века: время рыцарей и замков" (УМК "Школа России"). 4-й класс

Урок окружающего мира по теме"Средние века: время рыцарей и замков"(УМК "Школа России").4-й классс презентацией...

Конспект урока окружающего мира по теме "Самый маленький материк. Природа Австралии", 4 класс по Занкову

Тип урока: урок открытия нового знанияЦель урока: расширить представление об освоении мира и открытии новых земель, показать необычность растительного и животного мира Австралии.Предполагаемый результ...

Конспект урока окружающего мира на тему:"Что такое глобус?"

Формирование понятий «модель», «глобус»....

Конспект урока окружающего мира «Почему нужно много есть овощей и фруктов?» 1 класс.

На данном уроке окружающего мира учащиеся знакомятся со вторым правилом здорового образа жизни, а именно: здоровым полноценным питанием. В процессе усвоения учебного материала у учащихся формируется п...

Конспект урока окружающего мира Зечем нужно есть много овощей и фруктов? 1 класс, Школа России

Конспект урока по окружающему мируТема: «Почему нужно есть много овощей и фруктов?». Цель деятельности учителя: формирование знаний о витаминах, их значении для человека; ...

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян и древних башкир" в 4 классе УМК "Школа России"

В данном конспекте дается материал к уроку окружающего мира , в котором в ходе урока дети вместе с учителем находят сходства и различия в жизни древних башкир и древних славян...