Урок "Солнечная система. Солнце - звезда"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему

Орлова Лариса Викторовна

УМК: «Школа XXI века”
Предмет: Окружающий мир
Класс: 3 –й

Название раздела: «Земля – наш общий дом»

Номер урока в разделе: 3

Дата: 09 сентября 2014 года
Тип урока : комбинированный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_solntse_-_zvezda.docx42.49 КБ

Предварительный просмотр:


Технологическая карта урока.


Фамилия Имя Отчество: Орлова Лариса Викторовна

УМК: «Школа XXI века”
Предмет: Окружающий мир
Класс:
 3 –й

Название раздела: «Земля – наш общий дом»

Номер урока в разделе: 3

Дата: 09 сентября 2014 года
Тип урока :
комбинированный урок

Тема урока

 Солнечная система. Солнце - звезда

Цель деятельности учащихся

получение представления о Солнце, как объекте Вселенной (истории его происхождения, физических процессах, происходящих на нем, размерах, его влиянии на Землю и человека)

Цель деятельности учителя

создание условий для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления с использованием бально – рейтинговой системы

Задачи

Образовательные:

создать условия для актуализации опорных знаний, организовать формулировку темы урока,  учебной цели и учебных задач учащимися

Развивающие:

Продолжить работу по формированию умений самостоятельно добывать знания, овладению способами и критериями самоконтроля и самооценки.

Воспитательные:

воспитывать коммуникативную культуру, понимание ребенком своих возможностей и своей роли в окружающем мире

УУД

Личностные УУД:  

1.проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

2.высказывать  своё  отношение к происходящему, выражать свои эмоции

3. определять правила работы в парах, в группах

4.  оценивать себя  в соответствии с определённой ситуацией

5. устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

 Регулятивные УУД:

1. определять и формировать цель деятельности на уроке

2. планировать свои действия, исходя из целей, прогнозировать результаты своей работы, осуществлять контроль, оценивать качество работы

3. высказывать свои предположения, суждения

 Коммуникативные УУД:

1. слушать и понимать других

2. строить речевое высказывание в соответствии с поставленными целями, вопросами

3.  оформлять свои мысли в устной форме, отстаивать свою позицию, задавать вопросы

4. работать в паре, учитывать мнение других

Познавательные УУД:

1. представлять информацию в виде схем, извлекать информацию из научных текстов

2. делать выводы на основе анализа, обобщать

Планируемые  результаты

Предметные:

знать, что Солнце – объект Вселенной,  историю его происхождения, физических процессах, происходящих на нем, размерах, его влиянии на Землю и человека

Уметь

  1. работать с научным текстом
  2. осуществлять самоконтроль и самооценку

Личностные:

  1. сформированность внутренней позиции положительного отношения к обучению, устойчивой учебно – познавательной мотивации учения
  2. понимание причин успешности учебной деятельности, адекватной самооценки
    Метапредметные:
  1. ставить учебные задачи
  2. проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
  3. самостоятельно оценивать правильность действий и корректировать их
  4. учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию
  5. адекватно использовать речевые средства

Основные понятия

 Солнце, звезда, термоядерный синтез, скорость света, солнечные пятна, солнечные вспышки, солнечный ветер

Межпредметные связи

 Литературное чтение, астрономия, физика, математика, русский язык

Ресурсы:

 

 Информационный  материал:

1.Учебник: Окружающий мир: 3класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова.– 3-е изд., дораб. -М.: Вентана – Граф, 2012.

2.Рабочие тетради: Н.Ф. Виноградова Учимся думать и фантазировать для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Вентана – Граф, 2012

Демонстрационный материал:

Электронная презентация

Раздаточный материал:

Индивидуальные технологические карты учащихся, конверты с заданиями (кроссвордами, кластерами, научными текстами) . Весь раздаточный материал оформлен на листах разных цветов для более быстрого нахождения нужного материала и создания положительного психологического комфорта (выбираются цвета, способствующие лучшему запоминанию, созданию спокойной обстановки ).

Формы урока

Ф - фронтальная, И – индивидуальная, П – парная

Технология

 Проблемно – диалогическое обучение, с использованием методов критического мышления и бально – рейтинговой системы

                                                                        Организационная структура урока.

Этапы урока

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

(1.Познавательные УУД).
(2.Коммуникативные УУД).
(3.Регулятивные УУД).

Организационный момент
Время: 2 минуты

1.приветствуют  учителя

2.проверяют свою готовность к уроку

3.объясняют принцип работы на уроке с технологической картой

4.подписывают технологическую карту

1.стихотворное приветствие учеников

-Всем, всем! Добрый день! Прочь с дороги наша лень! Не мешай трудиться, Не мешай учиться!

2.настрой детей на успешную деятельность

3.проверка готовности детей к уроку

4.- Сегодня мы будем работать с технологической картой. Кто может объяснить, как будем работать?

 ---------------

 Применяют знания в работе с тех.картой

3.осуществлять самоконтроль, давать самооценку своей готовности к уроку

Проверка домашнего задания
Время: 5 минут

Презентация, слайд 1

1.решают кроссворд в паре

2.проверяют  решение по данному образцу

3.осуществляют самооценку

1.организация проверки домашнего задания в виде решения кроссворда

- Для работы на уроке нам нужны знания , полученные на предыдущих уроках, что для этого надо сделать? (–вспомнить пройденный материал)

–Предлагаю разгадать кроссворд в паре.

2.организация проверки правильности решения кроссворда

- Назовите вопросы и ответы, проверьте правильность на доске.

- Проставьте баллы в технологической карте.

 Решение кроссворда в паре, самопроверка по образцу,

самооценка деятельности

 

 Повторение и закрепление пройденного материала

1.ориентироваться в своей системе знаний,  ставят учебную задачу, планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей

2.уметь договариваться при работе в паре, отстаивать свою точку зрения 

3.осуществлять контроль, самооценку

Фаза вызова, актуализация знаний
Время:10 минут

Интерактивная доска

1. разгадывают загадку

2. записывают свои ассоциации в кластер, составляют фразы о Солнце

3. высказывают свои ассоциации, отстаивают своей позиции

4. заполняют технологическую карту

1.Загадка, подводящая к теме урока:

- Ты весь мир обогреваешь,

И усталости не знаешь

Улыбаешься в оконце, А зовут тебя все…(Солнце)

2.Организация работы с кластером

- Запишите 5 ассоциаций, которые возникают у вас, когда вы слышите понятие «Солнце»

2.Заполнение общего кластера на доске

- Назовите свои ассоциации

3.Организация записи и прослушивание фразы «Я знаю, что Солнце…»

- Запишите фразу, опираясь на названные ассоциации. Назовите свою фразу.

4.Подведение к выводу о необходимости расширения знаний по данной теме

- Как много вы знаете! Как вы думаете, все ли вы знаете о Солнце? Можем ли получить новую, интересную информацию? Что для этого надо сделать?

 Заполнение кластера с ассоциациями к понятию «Солнце», составление общего кластера, запись фразы «Я знаю, что Солнце…» на основе записанных ассоциаций, самооценка деятельности

 Повторение имеющихся знаний о Солнце, понимание  недостаточности имеющейся информации

1.делать выводы, высказывать ассоциации

2.оформлять свои мысли, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными целями, слушать и понимать других

3.  высказывать свои предположения, суждения, отстаивать свою точку зрения, осуществлять самооценку

Физминутка

Время: 2 минуты

Интерактивная доска

1.Принимают звуковую и зрительную информацию

2.Выполняют движения по образцу

1.Организация детей на выполнение физминутки

2.Контроль за правильностью выполнения упражнений

Погружение в атмосферу космоса, соответственно теме урока

___________

3.Самоорганизация на качественное выполнение заданий

Изучение  нового материала, фаза реализации, прием INSERT  
 
Время:16 минут

Презентация, слайд 2

1.индивидуально работают с научным текстом с использованием приема INSERT

2.работают в паре по анализу текста

3.осуществляют презентацию результатов совместной работы

4.заполненяют технологическую карту

 

1.Организация работы с научным текстом, оказание помощи при работе с новым приемом

- Достаньте из конвертов желтые листы. Прочитайте текст, проставьте знаки, которые видите на доске. Работайте самостоятельно.

- Обсудите в паре, что было известно вам обоим, что нового вы узнали, запишите вопросы, которые у вас еще возникли по теме.

2.Организация презентации результатов деятельности учеников, оказание помощи во время выступления

- У кого есть общая известная информация? Прочитайте.

- Кто поставил знак + в одном и том же месте?

--Какие вопросы возникли?

 Работа с научным текстом с использованием приема  INSERT, обсуждение в паре результатов работы, презентация результатов совместной работы, самооценка деятельности.

 

 Получение представления о Солнце, как объекте Вселенной (истории его происхождения, физических процессах, происходящих на нем, размерах, его влиянии на Землю и человека)

 

 

  1. Добывать новые знания при работе с научным текстом, самостоятельное извлечение новой информации, умение презентовать результаты своей деятельности
  2. Умение работать в паре, договариваться, отстаивать собственное мнение, слушать и понимать других
  3. Планировать свою деятельность, исходя из ее целей, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Физминутка

Время: 1 минута

Выполняют движения по образцу

1.Организация детей на выполнение физминутки

2.Контроль за правильностью выполнения упражнений

Физические упражнения, способствующие отдыху и более плодотворной дальнейшей работе

3.Самоорганизация на качественное выполнение заданий

Рефлексия
Время:7 минут

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

1.Отвечают на вопросы

2.Заполненяют технологическую карту

3.Подсчитывают общее количество баллов, переводят баллы в оценку

 

1.Организация беседы о пользе и вреде Солнца

- В народе всегда с любовью и уважением относились к Солнцу. Докажите. (пословицы о Солнце). - Почему люди так ласково говорили о Солнышке? А в Древнем Египте бог солнца Амон считался страшным и злым богом. Как вы думаете почему? Какой вред может принести нам Солнце?  Как нам защититься от него?

2.Вручение подарков – книг «Защищайся о Солнца каждый день»

- Надеюсь, что вы узнаете, как правильно вести себя на солнце и найдете много интересных заданий. - На каких уроках нам понадобятся  полученные знания?

3.Подведение итогов, поощрение.

- Подсчитайте свое количество баллов. На доске вы видите, какое количество соответствует какой оценке. Кто получил 5?4?

4. Что вам понравилось на уроке, что было трудно, интересно?

Все молодцы! Сдайте ТК.

 Беседа о пользе и вреде Солнца, подсчет баллов, подведение итогов деятельности

 

  1. Делать выводы на основе полученной информации, обобщать, делать выводы на основе обобщения умозаключений
  2. В диалоге с учителем и другими учениками делать умозаключения и выводы, доносить свою позицию до других, прислушиваться к чужому мнению
  3. высказывать и обосновывать свое мнение, приводить аргументы, оценивать свою деятельность

Домашнее  задание

Время 2 минуты

1.Обдумывают возможные варианты домашнего задания

1.Что нужно, чтобы знания были крепкими? (-закрепить материал дома) -Какую работу вы бы хотели получить -Над чем вы хотели поработать?

Учитель предлагает ученикам несколько вариантов домашнего задания (ответы на возникшие в процессе работы с текстом вопросы, ответы на понравившиеся вопросы одноклассников, ответы на вопросы в учебнике, выполнение письменных заданий в тетради, творческая работа: доклад, рисунок, поделка и т.д.)

Вариативность и возможность выбора домашнего задания

____________

3.делать выбор, исходя из собственных интересов, предпочтений и возможностей

 

      Источники материалов для научной статьи:

http://v-kosmose.com/solntse-dlya-detey/, последнее обращение к сайту 07.11.2014

http://www.astrotime.ru/unastr4.html, последнее обращение к сайту 07.11.2014

http://kidwelcome.ru/zagadki-dlya-detei/pro-solntse, последнее обращение к сайту 07.11.2014

                                                                                                  Приложения

                                                            Технологическая карта ученика _________________________________________________________

ВИДЫ РАБОТЫ

БАЛЛЫ

МОИ БАЛЛЫ

Решение кроссворда

1.

Я отгадал слова, загаданные в кроссворде

От 0 до 6 баллов

Работа с кластером. Составление предложений.

1.

Я записал несколько ассоциаций в кластер

От 0 до 5 баллов

2.

Я записал предложение о Солнце

4  балла

Работа с текстом.

1.

Я прочитал текст и проставил знаки

10 баллов

2.

Я прочитал текст, проставил знаки и работал в паре

15 баллов

3.

Я активно работал и отвечал на вопросы

20 баллов

Работа на уроке

Я активно работал, отвечал вслух

+ 5 баллов

Я набрал(а) всего

_______баллов

Солнце

Наша система планет называется Солнечной системой. Есть триллионы других звезд во вселенной, такие же, как наше Солнце. Многие из этих звезд имеют свои собственные системы планет, спутники, астероиды и кометы.

Солнце родилось из огромного облака пыли и газа около 5 миллиардов лет назад. По мере своего роста, малютка Солнце становилось жарче и жарче. В конце концов оно достигло температуры 1 млн. градусов, достаточное для начала термоядерного синтеза. Термоядерный синтез это процесс, при котором звезды производят свой свет, тепло и энергию. Этот процесс происходит в сердце звезды — ядре. Это тепло излучается в открытый космос. Во время этого термоядерного процесса, звезды сжигают топливо, которым является водород.

 Солнце слишком горячо, чтобы когда-нибудь его посетить. Но есть области, которые немного прохладнее, чем другие. Эти области называются солнечными пятнами. Солнечные пятна все равно очень горячие. Однако, поскольку они немного холоднее, чем остальная часть поверхности Солнца, они имеют более темные цвета. Конечно, вы не можете смотреть прямо на Солнце, чтобы увидеть эти места, потому что вы можете повредить глаза. Астрономы должны использовать специальные телескопы с фильтрами и другими инструментами, чтобы иметь возможность увидеть темные пятна на поверхности Солнца.

Свет от Солнца, может достигнуть Земли всего за 8 минут! Это и есть   скорость света. Солнце находится на расстоянии от Земли около 145 миллионов километров.

Солнце выделяет огромное количество газа и плазмы в атмосферу. Эти выбросы называются солнечными вспышками. Некоторые солнечные вспышки могут быть по-настоящему огромными, и имеют впечатляющую мощность. Они могут привести к сбоям в работе спутников, которые находятся на орбите Земли, могут также вступать во взаимодействие с магнитным полем Земли для создания впечатляющих и красивых эффектов, известные как Северное и Южное сияние.

Когда Солнце сжигает водород в своем ядре, кусочки атомов вырываются в космическое пространство. Эти частицы вместе с излучением Солнца создают так называемый солнечный ветер. Этот ветер дует во всех направлениях от Солнца. Даже сейчас, когда вы читаете эти строки, частицы все время проходят сквозь ваше тело, и вы этого не осознаете.

Солнце на сегодняшний день является крупнейшим объектом в Солнечной системе. 98% всей материи в Солнечной системе приходится на Солнце. Это означает, что все планеты, спутники, астероиды, малые планеты, кометы, газ и пыл  в совокупности составляют лишь 2% всей материи в Солнечной системе. Солнце является настолько большим, что Земля может легко поместиться внутри Солнца миллион раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-семинар «Солнце — звезда, источник света и тепла на Земле. Луна — спутник Земли. Планеты земной группы».

   Урок помогает формировать у учащихся общие представления о солнечной системе, продолжать выработку целостных взглядов о небесных телах и космическом пространстве, выработ...

Солнце - ближайшая к Солнцу звезда.

Урок-исследования для 2 класса по учебнику окр.мира Поглазовой О.Т. 2012г. В архиве технологическая карта, раздаточный материал для работы в группах, музыкальная пауза, шаблон синквейна....

Солнечная система: Солнце (окружающий мир, 2 класс, УМК "Гармония").

В работе представлен материал для урока  окружающего мира во 2 классе по теме"Солнце". Презентация может быть использована в уроках и внеурочной деятельности в начальной школе в любом УМК....