Интерактивное путешествие по страницам Красной книги
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему

Щеколдина Марина Ивановна

Внеклассное бинарное занятие для учениов 2-х лассов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  бинарного внеклассного занятия для 2-х классов

«Интерактивное путешествие по страницам Красной книги».

Авторы: учителя ГБОУ средней общеобразовательной школы №594 Московского района Санкт-Петербурга Щеколдина М.И., Денисова О.В.

  1. УМК: Школа России.
  2. Тема урока: Интерактивное путешествие по страницам Красной книги.
  3. Основная цель: создать условия для овладения учащимися знаниями о животных Красной книги, формирования эмоционально-ценностного отношения к природе.

       Задачи урока:

  • Образовательные:
  1. Актуализация знаний учащихся о структуре Красной книги, её пользе для человечества и о животных Красной книги.
  2. Освоение доступных способов изучения природы (запись, сравнение, классификация).
  3. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
  4. Оказание помощи в осознании целостности окружающего мира, в освоении основ экологической грамотности.
  • Развивающие:
  1. Развитие умения работать с информацией (обрабатывать её различными способами, критически относится к информации).
  2. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза при рассматривании изображений.
  3. Развитие связной речи.
  4. Развитие умения самостоятельно делать выводы.
  •  Воспитательные:
  1. Формирование основ научного миропонимания через знакомство с Красной книгой.
  2. Воспитание уважительного отношения к мнению другого человека, готовности слушать собеседника и вести диалог.

Планируемые результаты:

  • Личностные результаты

Формирование уважительного отношения к высказываниям и мнениям других людей, развитие эстетических чувств, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

  • Метапредметные результаты

Овладение способностью понимать и принимать цель учебной деятельности, формирование умения планировать учебную деятельность, доносить свою позицию до других, слушать и понимать речь другого человека, совершенствование умения выделять существенные признаки объектов.

  • Предметные результаты

Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, сравнение), развитие навыков устанавливать причинно-следственные связи. Активизация у учащихся знаний о животных Красной книги.

  1. Литература
  • для учителя
  1. Баккал С.Н, Бардин А.В, и др. Редкие животные нашей страны. Л., 1989.
  2. Википедия – электронная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki
  3. По страницам Красной книги/под ред.Сущени Л.М. Минск, 1987
  4. Ожигов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1999.
  • для учащихся

Плешаков А.А. Атлас-определитель «От земли до неба» М., 2004

  1. Оборудование урока
  • для учителя

экран, компьютер, проектор, CD-проигрыватель, диск с записями, большой конверт.

  • для учащихся

конверты с карточками, клей, письменные принадлежности, атласы-определители.

  1. Используемые технологии
  • технология на основе личностной ориентации педагогического процесса;
  • технология проблемного обучения;
  • технология учебного диалога;
  • технология игрового моделирования.

VII.  Ход урока:

Речь и деятельность учителя.

Информация из разных источников

Речь и деятельность учащихся

1. Организационный: подготовка учащихся к работе

Учитель настраивает класс на занятие:

-Проверьте готовность к занятию: у вас должны быть 5 конвертов, пеналы, атлас-определитель.

-Сегодня вы работаете в группах: помните, что нужно быть очень внимательными к тому, о чём говорят ваши товарищи, если вы не будете соглашаться с ответом, что следует делать?

Учащиеся двух классов делятся на 4 группы.

Учащиеся проверяют готовность к занятию.

-Нужно выслушать до конца, потом задать вопрос по той части ответа, с которой не согласен, выслушать ответ, привести аргументы, совместно выяснить, кто прав.

2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности: подготовка учащихся к деятельности на основном этапе урока (актуализация знаний)

-Нам пришло письмо. Посмотрим, что в нём.

-Что это такое?

-Кому же понадобилась помощь? Может диск нам поможет?

Звучит музыка из передачи «В мире животных» (композитор Поль Мориа) (Приложение 2)

-Кто из вас слышал эту мелодию? Где?

-Кому понадобилась помощь?

-Каким животным? Может, свёрток подскажет?

Учитель открывает свёрток и достаёт оттуда Красную книгу.

-Вот наш путеводитель на сегодня. Мы будем путешествовать по Красной книги. Кто из вас видел такую книгу и может о ней рассказать?

-Обратите внимание на цвет обложки. Что он может обозначать? (Слайд 1 Приложение 1)

-С какой опасностью могут сталкиваться животные?

-Попробуйте определить  цель нашего занятия.

-Мы хотим пригласить вас в путешествие по страницам Красной книги.

Один из учеников вскрывает конверт и достаёт содержимое: листок с надписью «Помогите!», диск и свёрток.

-Призыв о помощи.

Учащиеся слушают музыку.

- Передача «В мире животных».

- Животным.

Варианты ответов детей.

-Цвет красный, он может обозначать опасность.

-Они могут исчезнуть с лица планеты.

-Мы будем говорить о животных нашей планеты, которым угрожает гибель.

3. Усвоение новых знаний: формирование и систематизация конкретных представлений учащихся о структуре и истории возникновения Красной книги

(Слайд 2 Приложение 1)

- Вероятно, каждый из вас слышал о Красной Книге, но немногие знают ее историю. В середине 20 века во Франции на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП). Одной из основных задач союза было выявление видов животных (а позднее и видов растений), находящихся на грани исчезновения и пути их спасения. С этой целью в 1949 г. была создана постоянная комиссия службы спасения. В нее вошли видные зоологи из различных стран мира. Комиссия проделала огромную работу и составила список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных. Красный цвет – сигнал опасности. Поэтому список был назван Красной Книгой.

Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет напряженного труда.

-В каком же году появилась Красная книга?

-Посмотрите на страницы Красной книги. Что заметили?

-Как вы думаете, почему страницы разных цветов?

-Что обозначает каждый цвет? (Слайд 3 Приложение1)

- На красных страницах животные, находящиеся в опасности, на жёлтых – число которых сокращается, на белых – редкие, находящиеся на ограниченных территориях, чёрные – исчезнувшие с лица Земли, зелёные – численность которых удалось спасти.

-Первые варианты книг рассылались только руководителям стран. Они были похожи на календари, из которых можно было доставать листы или можно было вставлять новые. Как вы думаете, почему?

-Сейчас вы займётесь исследованием страниц Красной книги.

Учащиеся рассматривают слайд и слушают учителей

-1949+14=1963г.

Учащиеся рассматривают страницы и делают вывод:

-Страницы разных цветов: красного, жёлтого, белого, чёрного, зелёного.

-Разное состояние численности животных.

Варианты ответов детей.

-Постоянно изменялась информация о численности животных.

4. Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний. Установление осознанности освоения нового материала и организация деятельности учащихся по применению новых знаний

-Наше путешествие мы начнём с самых печальных страниц. Как вы думаете, с каких? Почему эти страницы самые печальные?

-Возьмите чёрный конверт. (Приложение 3)Достаньте содержимое. Сформулируйте задание.

-Определите порядок работы.

-Основой будет служить сам конверт.

-Попробуйте определить причину вымирания животных.

Учителя показывают слайды (слайд 4 Приложение 1) с изображением получившихся животных и комментируют:

Люди всегда добывали пищу охотой и рыболовством. Но когда человек пользуется дарами природы бесконтрольно, это ведёт к вымиранию целых видов.

Дронт

В конце 16 века люди открыли остров Маврикий в Индийском океане, встретили там крупную нелетающую птицу высотой 80 см с мягкими, как пух, перьями. Её назвали дронтом. До прибытия человека у дронта не было врагов. Он спокойно бродил по лесам, склёвывая с земли плоды и семена. Теперь он стал лёгкой добычей, к тому же, вкусной. Через 200 лет после освоения острова все дронты были истреблены.

Морская корова

Морская корова держит печальный рекорд – со времени открытия в 18 веке до полного исчезновения прошло всего 30 лет. Эти морские звери длиной 9м жили стадами у Командорских островов в Тихом океане. Они паслись на мелководье, поедая водоросли, и почти никогда не ныряли. На них охотились прямо с берега. Мясо очень хвалили, по вкусу сравнивали с говядиной.

Бескрылая гагарка

Прожила на Земле 2 млн лет. Она была похожа на пингвинов, только помельче – высотой 75см. Хорошо себя чувствовала в воде, по суше ходила неуклюже. Места гнездования бескрылых гагарок служили продовольственной базой для кораблей – моряки запасались в дорогу мясом птиц, их яйцами. В середине 19 века этот вид пернатых был полностью истреблён.

Странствующий голубь

До 19 века являлась одной из самых распространённых птиц на Земле. Длина тела 35—40 см, голова и поясница сизые, спина буроватая, грудь рыжеватая. Глаза алые. Жили голуби в Северной Америке. Странствующий голубь держался огромными стаями. За сезон пара странствующих голубей выводила только одного птенца. Вымирание странствующего голубя произошло по причине воздействия множества факторов, основным из которых было браконьерство.

-Теперь мы отправляемся на красные страницы. Что это за страницы?

-Возьмите красные конверты, достаньте содержимое.

-Теперь вы сами будете рассказывать о том животном, которое досталось вашей группе. Где вы можете найти информацию?

-Как будете искать?

- Найдите информацию, подготовьте человека, который сможет её хорошо прочитать.

Учителя иллюстрируют чтение на слайдах (слайд 5 Приложение 1)

После чтения каждой группы учителя спрашивают – всё ли было понятно, при необходимости поясняют.

Мы уже долго путешествуем по страницам Красной книги, пора отдохнуть.

Физминутка под песню в исполнении Ирины Грибулиной «Рыбы, птицы, звери» (Приложение 2)

-Продолжаем путешествие и оказываемся на жёлтых страницах. Что это за страницы?

-Возьмите жёлтый конверт, достаньте карточку (Приложение3). Посмотрите на неё, попробуйте определить задание.

-У вас одна карточка для ответов на всю группу. Как будете работать?

-Задания викторины;

1. Самый крупное млекопитающее на планете. Обитает в океане. Питается мелкими рачками.

2. Крупное животное семейства кошачьих с полосатой окраской.

3. Крупная, очень ядовитая змея с ярко выраженным рисунком на капюшоне.

4. Крупный бык тёмно-бурого цвета.

5. Грызун крупных размеров с перепонками между пальцами, веслообразным хвостом. Делает плотины на реках.

-Теперь проверим. Поменяйтесь карточками с ответами с соседней группой.

Учителя показывают слайд с правильными ответами и иллюстрациями (Слайд 6 Приложение 1)

Молодцы, теперь переходим к белым страницам. Поскольку на этих страницах находятся животные, которые обитают на небольших территориях, то для них организуют заповедники. Как вы понимаете это слово?

-Где можно найти точное лексическое значение слова?

-Возьмите белый конверт, найдите в нём ксерокопию страницы из толкового словаря и найдите значение слова «заповедник» (Приложение 3).

- Сейчас мы расскажем вам о некоторых заповедниках нашей страны. Заповедников в нашей стране много. Возьмите карту №1 (Приложение 3), рассмотрите её. Это не все заповедники, а только самые крупные.

-Теперь возьмите карту 2 (Приложение 3). Рассмотрите. В чём разница?

-Мы расскажем о некоторых из этих заповедников. Ваша задача – послушать информацию, найти этот заповедник на карте 1, затем найти его на карте 2 и закрасить точку его местоположения.

Учителя рассказывают (Слайды 7 – 8 Приложение 1; карточки в Приложении 3).

Учителя проверяют правильность заполнения карты 2.

-С какими страницами осталось познакомиться?

-Эти страницы самые радостные, почему?

-Возьмите зелёные конверты. Найдите в них карточки №1 и №2 (Приложение 3). Сформулируйте задание.

-Выполняйте. Если нужна помощь, поднимите руку.

Учителя демонстрируют слайд (Слайд 9 Приложение 1).

- Чёрные страницы, потому что эти животные исчезли с лица Земли.

-Из пазлов составить картинку.

-Собрать картинку, приклеить каждый фрагмент на основу.

Учащиеся выполняют задание.

Представитель группы показывает результат работы всем учащимся.

Варианты ответов детей.

Учащиеся слушают информацию.

-Животные, находящиеся в опасности.

Учащиеся достают из конвертов названия животных (Приложение 3).

-В атласах-определителях.

-Найдём раздел «животные», в конце раздела есть алфавитный указатель, там найдём по названию страницу со сведениями.

Учащиеся читают.

Учащиеся повторяют движения за учителями.

-Там находятся животные, численность которых в последнее время заметно уменьшилась.

-Нужно ответить на вопросы викторины.

-Нужно выбрать одного человека, который будет писать, а ответы обсуждать все вместе.

Учащиеся обсуждают и записывают ответы:

  1. Кит
  2. Тигр
  3.  Кобра
  4. Зубр
  5. Бобр

Учащиеся проверяют ответы, ставят «+» или  «-».

Затем возвращают карточки.

Участники групп, не допустивших ошибок, встают.

Варианты ответов.

-В толковом словаре.

Учащиеся ищут значение слова и читают его.

Учащиеся рассматривают карту.

Дети рассматривают карту №2 и делают вывод:

-На этой карте заповедники обозначены, но они не подписаны.

Учащиеся слушают учителей и находят на карте Командорский и Астраханский заповедники.

-С зелёными.

-Там находятся животные, которых удалось спасти.

-Из текста карточки №1 выбрать информацию и заполнить таблицу в карточке №2.

Учащиеся выполняют задание.

Один человек от группы озвучивает информацию по карточке №2.

5. Систематизация и обобщение знаний. Обеспечение усвоения новых знаний

-Итак, мы посетили страницы Красной книги. Проверим, что вы запомнили. Разгадайте кроссворд. (Слайд 10 Приложение 1).

1. Цвет страниц Красной книги, на которых находятся животные в крайней опасности.

2. Птица, исчезнувшая с лица Земли.

3. Копытное животное, обитающее на островах Северного Ледовитого океана, у которого рога носят и самцы , и самки.

4. Очень ядовитая змея.

5. Полосатое животное семейства кошачьих.

6. Самое крупное млекопитающее на Земле.

7. Морское животное, полностью исчезнувшее с нашей планеты.

-Догадайтесь, какую букву нужно подставить в выделенный столбик, чтобы получилось слово?

-Кто слышал это слово, что оно означает?

-Чем помогает эта наука человеку?

Учащиеся разгадывают кроссворд.

-Э – экология.

-Наука, изучающая связи в природе.

-Лучше узнать природу, бережно к ней относится.

6. Подведение итогов

- Как вы думаете, про всех животных Красной книги мы поговорили?

-Как можно помочь животным и растениям Красной книги? Чем можете помочь вы?

-Молодцы, мы обязательно создадим проект «Наша Красная книга», а сейчас посмотрим фильм «Красота природы» (Приложение 1).

-Что на уроке понравилось? Что запомнилось лучше всего? Какие чувства испытали?

-Нет, там очень много животных.

-Бережно относится к природе. Нужно узнать об охраняемых растениях и животных края, в котором мы живём, создать свою Красную книгу.

-Учащиеся смотрят фильм.

Ответы учащихся.

7. Организационное завершение урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающий мир 4 класс, тема "Путешествие по страницам Красной книги".

Преподаватель – Афоненко Валерия ВладимировнаПредмет – Мир вокруг насТема – Путешествие по страницам красной книгиПродолжительность занятия –  45 минутАвторский медиапродукт – презентация 33 слай...

Урок окружающего мира во 2 классе "Путешествие по страницам Красной книги"

Урок окружающего мира по учебнику Плешакова А.А. "Путешествие по страницам Красной книги"...

Внеклассное занятие. Тема "Путешествие по страницам Красной книги Тюменской области"

Занятие ориентировано на умк "Перспективная начальная школа". Может быть использовано на уроке окружающего мира по теме :Природа родного края" или на занятиях в клубе "Мы и окружающий мир"...

Путешествие по страницам красной книги

Путешествие по страницам красной книги...

Интерактивная книжка "По страницам «Красной книги». Растения"

Интерактивная книжка "По страницам «Красной книги». Растения" создана для уроков окружающего мира и внеурочной деятельности, для учащихся 1-4 класса. Данный ресурс можно использовать при фронтальной, ...

Веб-квест "Путешествие по страницам Красной книги смоленской области"

Цели проектаОбразовательные:- Познакомить учащихся с Красной книгой, историей её создания и её разделами.- Совершенствовать их практические умения и навыки.- Раскрыть основные причины сокращения ...