Урок окружающего мира во 2 классе "Путешествие по страницам Красной книги"
план-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) по теме

Петрашенко Марина Михайловна

Урок окружающего мира по учебнику Плешакова А.А. "Путешествие по страницам Красной книги"

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Урок окружающего мира во 2 классе

Тема: Путешествие по страницам Красной книги

Цели: - дать учащимся представление о Красной книге

              России;

           - расширить и углубить знания детей о животных

             и растениях Красной книги Калужской

             области;

           - воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: диск с презентацией, учебники, тетради,

                           клей, фотографии животных и растений,

                           Красная книга.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей.

     -Отгадайте загадку:

                                       Не куст, а с листочками,

                                       Не рубашка, а сшита,

                                       Не человек, а рассказывает.

     -Что это? (книга)

     -Сегодня мы будем говорить не о совсем обычной книге. Цвет переплёта у неё – красный.

     -Как называется эта книга?

     -Что вы знаете об этой книге?

     

- Сегодня мы отправимся в путешествие по страницам Красной книги.   Слайд 1.

II. Работа над новым материалом.

    1.    - Как появилась Красная книга? Послушайте историю её создания.

     После ВОВ во Франции на международной конференции был основан Международный союз охраны природы.

     Его главной задачей было выявление видов животных и растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека.

     Была создана служба спасения, которая составила список животных и растений, которые находились на грани исчезновения или слали очень редкими. Такой список решили назвать Красной книгой.

     - Как вы думаете, почему назвали именно Красная книга, а не зелёная или жёлтая?

( Красный цвет -  внимание, стоп, не губите эти растения, этих животных.)

     - Красный цвет – сигнал опасности.

   

 -Красная книга – это не закон об охране природы, а сведения учёных об охраняемых животных и растениях.

2.   – Сегодня мы будем говорить о Красной книге России.

         Все животные и растения в ней разделены на группы.

     К первой группе относят те растения и животных, которые исчезли.

                       Слайд 2.

Например, шпажник болотный.

     Ко второй группе относятся те растения и животные, которые находятся под угрозой исчезновения. Как вы это понимаете? Например, это цветок – кубышка. А это что за зверь? (зубр)   Слайд 3.

    К следующей группе относят те растения и животных, численность которых постоянно сокращается. Как вы это понимаете? Это, например, водяной орех- чилим, а так же амурский тигр.     Слайд 4.

     Далее следуют растения и животные, которые стали редкими. Что это значит? Сюда относят красивейшие растения лотос, венерин башмачок; птиц: черного аиста, белого журавля – стерха.       Слайд 5, 6.

     Отдельно выделена группа неопределённых растений и животных. Как понимаете?

-Они ещё мало изучены, а могут относиться к любой из названных групп.   Слайд 7.

     Другая группа восстанавливающиеся животные и растения. Как понимаете? Благодаря специальным охранным мероприятиям, численность их стала расти. Сюда, например, отнесём белого медведя. Была разработана специальная программа по спасению этого зверя, запрещена охота и постепенно численность животных стала возрастать.  

               Слайд 8.

   3.- А теперь, листая страницы Красной книги, узнаем об этих растениях и животных поподробнее.

         - Первый раздел – растения.       Слайд 9.

         - Поговорим о кубышке. Кто нам расскажет об этом цветке?

Кубышка.   Слайд 10.

     Красивые жёлтые цветки поднимаются над поверхностью воды. Листья крупные, плотные, плавают на воде. Цветок растёт на длинном стебле, корневище которого лежит на дне водоёма. Обрывание цветков кубышки приносит большой вред, так как через место разрыва внутрь растения попадает вода. Это приводит к загниванию и гибели всего растения.

     - Почему же кубышка под угрозой исчезновения?

(После рассказа каждого ребёнка даю фотографию животного или растения, о котором он рассказывал. На обратной стороне – буква. В конце урока складывают ключевое слово – молодцы.)

     

-Следующее растение – водяной орех – чилим. Кто нам расскажет о нём?

            Чилим.      Слайд 11.

     Когда-то чилим рос повсюду. В России, на Украине, в Белоруссии. Около города Мурома есть озеро Ореховое. Его назвали так потому, что оно всё заросло чилимом. Раньше его размалывали на муку, варили в солёной воде, запекали на огне. Чилим – хорошее лекарство от дизентерии. Орех у него величиной  2-2,5 см. Гибкий стебель чилима прикрепляется ко дну, а может легко отрываться и свободно плавать. Если снова зацепится за почву, будет пускать корни. Чилим занесён в Красную книгу. Причины могут быть следующие: загрязнение водоёмов, сбор на корм скоту, много ореха съедают ондатры.

В Калужской области растет только в Козельском районе и тоже охраняется.             

                                   4.  - Другое редкое растение –  

       венерин башмачок.     Слайд 12. 

                                                                                         

         Красивые цветки? На что они

    похожи? Почему растение так называется? Прочитаем об этом в учебнике на странице 72.

     -Почему это растение стало редким?

     - Рассмотрите растения на стр. 70.

   

 -Как называется первое? Второе? Третье?  Прочитаем о нём на стр.71.

     

 -Все эти и многие другие растения занесены в Красную книгу, вы можете её посмотреть в нашей библиотеке.

                     Физкультминутка.

   5. Следующий раздел нашей книги – животные.     Слайд 13.

     - Это – амурский тигр. Кто нам расскажет о нём?

                             Амурский тигр.       Слайд 14.

     Это хищник из семейства кошачьих. Как  обычная кошка он очень чистоплотен и в течение дня много времени уделяет своему внешнему виду, вылизывая шерсть на теле. Тигр – бродяга – одиночка. Охотится в тёмное время суток. Добычей ему служат разные копытные: кабаны, косули, олени. Обладая огромной силой, он может утащить свою добычу на несколько километров.  Тигрица – мать не строит специального убежища, а выбирает пещеру для логова, в которой рождается от 1 до 4 детёнышей. Самка не подпускает самца к потомству. Амурский тигр занесён в Красную книгу, так как люди часто

убивали его из-за красивой шкуры. Да и детёныши у них рождаются редко - один раз в два – три года.

     Чтобы сохранить этого красивого зверя места их обитания стали заповедниками, где охота на них строго запрещена.

    - Следующий зверь – всем хорошо известный белый медведь. Кто о нём расскажет?

                         

      Белый медведь.      Слайд 15.

     Это самый крупный хищник на земле. Вес его может доходить до 1 т. Он хороший пловец и ныряльщик. Пальцы лап соединены перепонкой. Обитает на побережье Северного Ледовитого океана. Питается тюленями, рыбой. У него в природе нет врагов, отпор может дать только взрослый морж. У белого медведя нет постоянного дома, ночлег он устраивает между льдинами. Когда самке приходит пора стать матерью, она роет берлогу в снегу и ждёт появления малыша. Детёныши рождаются слепыми и глухими. Только через месяц начинают открывать глаза. Белый медведь занесён в Красную книгу, так как люди часто убивали этого зверя , используя мясо, жир и шкуру. Сейчас численность белых медведей стала возрастать. Охоту на него запретили.

         

- Поговорим о птицах.

     Кто это? Кто расскажет об этой птице?

 

       Черный аист.      Слайд 16.

     Мельче белого аиста. Оперение чёрное с зеленоватым или красноватым отливом. Клюв, горло и ноги – красные. Чёрный аист устраивает гнёзда в лесу, поблизости от воды, в трудно доступных для человека местах. Гнёзда сооружают из сучьев на высоких деревьях. Питаются рыбой, лягушками. Занесены в Красную книгу.

     Как вы думаете, почему?

- Ещё одна не менее интересная птица белый журавль или стерх. Кто о ней расскажет?

                                             

Стерх.     Слайд 17.

    Всё оперение белое, кроме краешков крыльев. Гнездится только на территории России, на севере и в Сибири. Стал редкой птицей из-за частого беспокойства на местах гнездований. Если почувствует приближение хищника, человека, или даже оленя улетает с гнезда и долго не возвращается, а гнёзда разоряют вороны, чайки . Часто браконьеры убивают этих красивых птиц.

     6. Работа в тетрадях.      Слайд 18.

   

- Чтобы выполнить это задание, рассмотрите животных в учебнике.

    - Как называется этот жук? Птица? Зверь?

   - Наклейте картинки с изображениями этих животных.

  7. Кроме Красной книги России, существует отдельная Красная книга Калужской области.       Слайд 19.

    -Назовите животных и растения, которые в неё занесены  и постарайтесь их запомнить. Называют.

   

- Интересный жук? Вика, расскажи о нем.

      Жуки-олени живут в дубовых рощах. Питаются гнилой древесиной.

   - Почему он стал редким? Полезен ли он? Что могут сделать дети, чтобы их стало больше?

                      Физкультминутка.

       - Для чего нужна Красная книга?     Слайд 20.

    - Какие советы вы можете дать по охране природы? Вам помогут значки.     Слайд 21.

   8.  – А теперь разгадайте кроссворд о растениях и животных Красной книги.    Слайды 22-28.

          1)Самый крупный хищник на земле  (белый медведь)

          2)Красивый белый журавль  (стерх)

          3)Аист, который строит жилище в трудно доступных для человека местах  (чёрный аист)

          4)Жук, который поедает гнилую древесину (жук-олень)

          5)Эта красивая полосатая кошка называется амурский…(тигр)

          6)Водяной орех (чилим)

    - Какое ключевое слово? Почему?

III. Итог.

    - В какой книге вы можете прочитать об этих животных и растениях?

   Вот и закончилось наше путешествие по страницам Красной книги.   Слайд 29.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Растения Кузбасса, занесённые в Красную книгу"

Тип урока: урок усвоения новых знаний.Тема урока: Растения Кузбасса, занесённые в Красную книгу. Цель урока: ознакомить с многообразием растений Кузбасса, занесённых в Красную книгу.Задачи урока:...

Урок по окружающему миру 4 класс по теме "Красная книга России"

Тема: Красная книга России Цели урока:рассказать о существовании Красной книги, содержащей сведения о редких, исчезающих растениях России;учить осуществлять поиск информации в учебниках, сп...

Разработка урока по окружающему миру 2 класс по теме : " Красная книга России"

В данном конспекте урока представлена методическая разработка по завершающей и обобщающей теме "Животные России " во 2  классе по учебнику А.А. Плешакова "Окружающий мир 2 класс"...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Охрана животных.Красная книга"

В презентации дается определение что такое Красная книга, а также познаввательный и занимательный материал....

Интегрированный урок окружающий мир и музыка по теме «Красная книга»

В ходе урока учащиеся познакомятся  с Красной книгой России, обобщат предсталение о факторах, угрожающих живой природе.  ...