Интегрированный урок окружающий мир и музыка по теме «Красная книга»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
В ходе урока учащиеся познакомятся с Красной книгой России, обобщат предсталение о факторах, угрожающих живой природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_okruzhayushchiy_mir_i_muzyka_2.docx | 35.06 КБ |
krasnaya_kniga.pptx | 2.85 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок окружающий мир и музыка
по теме «Красная книга»
ОбеременкоН.В.
учитель начальных классов
Шведова Е.Э.
учитель музыки
Цели:
Образовательные: познакомиться с Красной книгой России, обобщить предсталение о факторах, угрожающих живой природе.
Развивающие: развивать поисковую деятельность (развивать способность целесообразно наблюдать, исследовать и давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам).
Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно – следственные связи между объектами природы. Развивать навыки наблюдательности, навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении растений и животных.
Воспитательные: учить уважительному отношению ко всему живому, продуктивно работать в коллективе, уметь сопереживать.
Планируемые результаты:
Предметные: определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть представителей растительного и животного мира , занесённых в Красную книгу .
Метапредметные УУД: познавательные: добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике , так и в предложенных учителем словарях и книгах(это была частично-поисковая работа в малых группах по Красной книге)
Регулятивные: использовать литературу при работе по предложенному плану(работа самостоятельная: соотнесение иллюстрации и названия растения)
Коммуникативные: совместно договариваться о правилах поведения в природе и следовать им
Личностные: проявлять ценностное отношение к природному миру, осознавать важность и необходимость Красной книги для сохранения редких и исчезающих видов животных и растений (выводы на уроке).
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Самоопределение к деятельности.
Учитель.
- Посмотрите на слайды (на слайдах: красный сигнал светофора, божья коровка, знак «осторожно, дети», флажки, книга) Слайд № 2
- Как вы думаете, что объединяет эти картинки?
Учащийся.
- Они все красного цвета.
Учитель.
- О чём сигнализирует красный цвет?
Учащийся.
-Цвет опасности, осторожно,
Учитель.
- Почему же здесь книга оказалась?
-Оказывается, ребята, на самом деле есть такая книга, которая тоже имеет красный цвет. И название у неё – Красная книга.
Слайд № 3 (На слайде Красная книга)
- Захотелось ли вам заглянуть в эту книгу?
-Предположите, о чём будем говорить на уроке? Сформулируйте тему нашего урока? …….
Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
Учащийся.
Узнаем, что такое Красная книга, какие растения и животные в неё внесены. Подумаем почему они попали в Красную книгу, как их охранять.
III. Изучение нового материала.
Музыкальная загадка (Слайд 4)
Учитель.
- Сейчас прозвучит музыкальная загадка. Угадайте: как называется эта мелодия, её жанр.
Дети: Это песня «Здравствуй, Родина моя!»
- Это народная или композиторская музыка? Кто автор песни?
Дети: Композиторская. Авторы: музыка Чичкова, слова Иьряева.
- В каком характере мы исполним её?
Дети: Легко, быстро, легко, в танцевальном характере.
ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ ПЕСНЮ.
Здравствуй Родина (исполнение песни)
Учитель.
-Ребята, а кому и чему мы отвечаем в этой песне?
- Цветам, птицам, солнцу.
Учитель.
- А как можно всё это назвать одним словом?
-Природа
Учитель.
Предположите, как могут быть связаны природа и «Красная книга».
Учащийся.
-Красная книга содержит сведения о редких и исчезающих растениях и животных.
Учитель.
Сегодня мы говорим о Красной книге. Каждый из вас слышал о ней, но не все знают её историю.
Сообщение – «Из истории создания Красной книги». ( Слайд 5)
Ученые мира создали Международный союз охраны природы. Они стали изучать, каким растениям и животным надо помочь в первую очередь. Составили списки растений, которые исчезли или находятся под угрозой, издали в виде книги и назвали ее…? (Красная книга)
Учитель. Эта книга называется так потому, что красный цвет – действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных. ( Слайд 6)
Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году. Хранится в швейцарском городе Морже. В неё заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите. ( Слайд 7)
Как устроена Красная книга?
Книга содержит разноцветные страницы: черные, красные, желтые, зеленые, белые и серые .
- Подумайте, по какому принципу выбирались цвета? (Ребята дают свои варианты ответов).
Черными страницы стали тогда, когда вообще с лица Земли исчезли
некоторые виды (морская корова, странствующие голуби и другие).
( Слайд 8)
На красных листах помещены сведения о видах, находящихся под угрозой
исчезновения и которые уже невозможно спасти без введения специальных мер охраны. (снежный барс, красный волк, амурский тигр). ( Слайд 9)
На желтых листах— уязвимые виды. Эти виды встречаются в количествах
достаточных для выживания, но их численность очень быстро сокращается (розовый фламинго, джейран).. ( Слайд 10)
На белых листах помещены сведения о редких видах растений и животных.
Эти виды не находятся под угрозой вымирания, встречаются очень редко, на ограниченных территориях, поэтому могут скоро исчезнуть (утконос, пятнистый олень). ( Слайд 11)
На зеленых листах — сведения о растениях и животных, которые удалось спасти от вымирания (речной бобр, лось) ( Слайд 12)
На серых листах — сведения о мало изученных и редких видах. Возможно, они находятся под угрозой, но так как нет достаточной информации, то нельзя оценить, к какой группе они относятся (слоновая черепаха, императорский пингвин) ( Слайд 13)
Учитель.
-Давайте познакомимся с некоторыми видами растений из Красной книги.
Учащиеся.
Кубышка желтая. (Слайд 14)
Кубышка – обычное водное растение. Встречается в прудах, озерах, и реках со спокойным течением. Цветет в мае – августе. Его красивые желтые цветки чуть поднимаются над поверхностью воды. Листья у этого растения крупные и плавают на поверхности воды. Цветок находится на длинной ножке, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоема. Срывая цветок, мы наносим большой вред самому растению, так как через место разрыва вода попадает внутрь. А это приводит к загниванию подводной части растения и гибели всего растения.
Башмачок настоящий «Венерин башмачок» (Слайд 15)
Очень редкое растение, довольно крупное, с крепким стеблем и толстым ползучим корневищем, которое изредка встречается по сырым лесам и оврагам. Его цветок – ловушка для насекомых, заставляет их, себя опылять, но многие насекомые так и остаются, навсегда прилипая к цветку, а те, кто посильнее, выбираются, уставшие, и на некоторое время теряют способность двигаться. А страдает растение из-за своего красивого цветка.
В Красную книгу занесли не только растения, но и животных, птиц.
Дальневосточный леопард (Слайд 16)
Подвид леопардов класса млекопитающих, отряда хищных, семейства кошачьих. Это один из самых редких представителей семейства кошачьих в мире. Многие специалисты считают дальневосточного леопарда самым красивым подвидом леопардов и часто сравнивают его со снежным барсом. Юг Приморского края – единственный в России ареал обитания дальневосточного леопарда. По данным последней переписи, в настоящее время в Уссурийской тайге обитает около 50 особей леопарда. Ученые многих стран и WWF озабочены вопросом сохранения вымирающего вида.
Амурский тигр (Слайд 17)
Амурский тигр – один из самых редких хищников планеты, самый крупный тигр в мире, единственный представитель вида, живущий в снегах. Амурский тигр занесен в Международную Красную книгу, в России эти звери обитают только в Приморском и Хабаровском краях. По данным последней переписи, популяция редкого зверя в РФ насчитывает около 450 особей.
Амурский тигр стал видом на грани вымирания в основном из-за браконьерства.
Черный журавль. (Слайд 18)
Всего в мире 14 видов журавлей. В нашей стране обитает 7 видов журавлей. А на Алтае можно встретить журавля-красавку и черного журавля.
Эти птицы сейчас находятся под угрозой исчезновения. Пока не поздно, их надо спасать. Журавли очень красивые птицы. У них длинные ноги, длинная шея, длинный клюв, которым они запросто достают насекомых из всех труднодоступных мест. Журавли едят также мелких грызунов, корни растений, ягоды и даже молодые побеги. В 2-3 года журавли образуют пары и больше никогда не расстаются. Журавли строят очень удобные гнезда на земле, в которые журавлиха откладывает яйца.
Филин (Слайд 19)
Это одна из крупнейших сов мира, у которой размах крыльев достигает 190 сантиметров. В последние годы ее популяция в нашей стране резко сокращается.редкие птицы Эти редкие виды птиц – хищники. Филины охотятся на улиток и мелких грызунов по ночам. Также они могут охотиться на небольших птиц, хотя предпочитает добычу неподвижную. Примечательно, что у каждого представителя этого вида есть своя территория, где он добывает себе еду
IV. Групповая работа ( Слайд 20)
Учитель
-Подумайте, почему многие растения и животные стали редкими, исчезающими? Обсудите этот вопрос в группах.
Учащийся.
Люди рвут цветы, а потом их выбрасывают. Растение погибает.
– А еще когда ходишь не по тропинкам, то вытаптываешь растения.
– Многие люди любят охотиться.
– Некоторые занимаются браконьерством и истребляют много животных.
Учитель
Послушайте (БЕЗ ОБЪЯВЛЕНИЯ) клип ( Слайд 21)
- Что вы почувствовали, слушая эту песню?
- Какие главные (значимые) слова можно выделить?
Автор песни - российский эстрадный певец Олег Газманов. Он написал музыку и слова и назвал её «Красная книга». И сам же её исполнил.
А кто ещё участвовал в исполнении? Помогали Дети (детский хор). О чем она помогла вам задуматься?
Учитель
-Можем ли мы помочь природе?
-Подумайте, как можно сохранить растения и животных. ( Слайд 22)
-Я вам предлагаю составить правила, которые помогут сохранить окружающую природу.
1 группа- составит памятки по охране растений
2 группа- составит памятки по охране зверей.
3 группа- насекомых
4 группа- птиц
5 группа- рыб.
Учитель
- Правила, которые вы придумаете, поможет запомнить музыка.
- В какой музыкальной форме (жанре) можно выразить эти правила?
- Как с помощью музыки можно выразить эти правила?
Спеть частушки. Что такое частушка? Коротенькая шуточная песенка.
На партах у вас лежат слова, которые вы можете использовать при создании вашей частушки.
Учитель
- Ознакомьте нас с вашими памятками.
- Исполните музыкальные правила.
Дети исполняют частушки
ВСЕ: .Шар земной - наш дом родной,
Но от века к веку
Он в опасности большой
От действий человека.
1. Мать – природу береги,
С детских лет её люби.
Ты её не загрязняй,
А чем можешь, помогай!
2. По лесочку мы пойдём,
Мусор вместе уберём .
Пусть щебечут соловьи
От зари и до зари!
3…Каждый год в края родные (через горы и моря)
Птицы возвращаются.
Мы скворечники не зря
Строить им стараемся!
4. Лес зелёный охраняй,
И зверей не обижай!
Не губи деревья ты,
Сохрани (посади) в лесу цветы!
5. Лес горит на всей планете
Задыхается земля,
Скажем дружно всем на свете:
«Жечь в лесу огонь нельзя!»
ВСЕ: На уроках изучаем,
Как природу охранять.
В «Красной книге» прочитаем,
Что нам надо защищать.
ВСЕ: Где б ни жили на планете,
За неё мы все в ответе.
Мы - помощники, друзья,
Мы, Земля, с тобой семья.
Учитель( Слайд 23)
Человек должен стать настоящим другом всего живого на планете. И только тогда страниц в Красной книге станет совсем мало и не будет так грустно осознавать, что самые большие катастрофы – дело рук самого человека.
V. Рефлексия ( Слайд 24)
Что вы узнали о Красной книге?
Ученик. Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности.
– Она призывает изучать природу.
– Эта книга предупреждает, что то или иное растение или животное в беде. Его нужно охранять.
VI. Итог урока
Какой вывод вы для себя сделали?
Как музыка помогает в этом? Как она влияет на людей?
Музыка заставляет задуматься ……помогает понимать красоту природы, призывает беречь её.
VII. Исполнение песни «Живет повсюду красота» ( Слайд 25)
1. Живёт повсюду красота:
Живёт ни где-нибудь, а рядом,
Всегда открыта нашим взгля-а-адам,
Всегда доступна и чиста.
Живёт повсюду красота:
В любом цветке, в любой травинке
И даже в маленькой росинке,
Что дремлет в складочке листа.
А-а-а...
2. Живёт повсюду красота:
Живёт в закатах и рассветах,
В лугах, туманами оде-ээтых,
В звезде, манящей как мечта.
Живёт повсюду красота,
Сердца нам радуя и грея,
И всех нас делает добрее
Она наверно неспроста.
А-а-а...
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Здравствуй, Родина моя!
Ученые мира создали Международный союз охраны природы. Они стали изучать, каким растениям и животным надо помочь в первую очередь. Составили списки растений, которые исчезли или находятся под угрозой, издали в виде книги и назвали ее…?
Эта книга называется так потому, что красный цвет – действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на опасность, предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных.
Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году. Хранится в Швейцарии. В неё заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите.
Кубышка жёлтая
Венерин башмачок
Дальневосточный (амурский) леопард
Амурский тигр
Чёрный журавль
Филин
Человек должен стать настоящим другом всего живого на планете. И только тогда страниц в Красной книге станет совсем мало и не будет так грустно осознавать, что самые большие катастрофы – дело рук самого человека.
Человек должен стать настоящим другом всего живого на планете. И только тогда страниц в Красной книге станет совсем мало и не будет так грустно осознавать, что самые большие катастрофы – дело рук самого человека
Красная книга Информирует Призывает Предупреждает Советует какие виды животных и растений в опасности изучать редкие виды растений и животных что растение или животное в опасности как сохранить редкие виды растений и животных
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Растения Кузбасса, занесённые в Красную книгу"
Тип урока: урок усвоения новых знаний.Тема урока: Растения Кузбасса, занесённые в Красную книгу. Цель урока: ознакомить с многообразием растений Кузбасса, занесённых в Красную книгу.Задачи урока:...
Трунова А.И. урок окружающего мира 1 класс по теме "Красная книга" УМК Перспективная Начальная Школа
урок окружающего мира ПНШ 1 класс...
Интегрированный урок Окружающий мир и музыка
Этот интегрированный урок знакомит учеников со свойствами снега и воды, с зимними музыкальными произведениями....
Интегрированный урок Окружающий мир и музыка "Урок Байкала"
Знакомство с природой Байкала, сохранение чистоты Байкала, слушание и пение песен о Байкале...
Урок по окружающему миру 4 класс по теме "Красная книга России"
Тема: Красная книга России Цели урока:рассказать о существовании Красной книги, содержащей сведения о редких, исчезающих растениях России;учить осуществлять поиск информации в учебниках, сп...
Разработка урока по окружающему миру 2 класс по теме : " Красная книга России"
В данном конспекте урока представлена методическая разработка по завершающей и обобщающей теме "Животные России " во 2 классе по учебнику А.А. Плешакова "Окружающий мир 2 класс"...
Интегрированный урок внеклассного чтения и музыки по теме «Серии детских книг о Великой Отечественной войне. Нас песня к Победе вела».
Интегрированный урок внеклассного чтения и музыки по теме «Серии детских книг о Великой Отечественной войне. Нас песня к Победе вела». 4 класс...