Главные вкладки

    Семья - коллектив близких людей
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

    Серёгина Татьяна Викторовна

    Урок окружающего мира разработан и проведен в рамках проекта Международного бакалариата. На уроке предусмотрены коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»); моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками; классификация качеств по признаку положительное — отрицательное (добрый — жадный, справедливый — несправедливый и др.); сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях; формирование понятия «семья»; труд и отдых в семье.                                                                    

                                                                                

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл semya_-_kollektiv_bliizkih_lyudey.docx28.78 КБ
    Office presentation icon semya.ppt2.64 МБ

    Предварительный просмотр:

    Окружающий мир (27.10.2015)

    Урок 16. Семья — коллектив близких людей.

    Цели:  Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное — отрицательное (добрый — жадный, справедливый — несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях. Формирование понятия «семья»; труд и отдых в семье.                                                                   

                                                                               

    Планируемые образовательные результаты:

    Личностные:

    • Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.
    • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
    • Развитие осознания необходимости культуры общения в семье.
    • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

    Метапредметные:

    Регулятивные УУД:

    • Умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем.
    • Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
    • Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

    Познавательные УУД:

    • Ориентироваться в учебнике, справочной литературе и других источниках.
    • Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
    • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.
    • Развитие способностей к творческому мышлению.

    Коммуникативные УУД:

    • Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.
    • Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.

    Предметные:

    • Отбирать из предложенных важные для семейной жизни условия
    • Уметь различать родственные взаимосвязи.
    • Определять роль в жизни человека культуры семейного общения

         

               Оборудование:

    Для учителя:

    1. Фотографии семей учащихся.
    2. Компьютер, мультимедиапроектор, экран.
    3. Презентация.
    4. Название темы урока: «Семья – коллектив близких людей».
    5. Карточки со словами: «семья»,  «поколение», «традиции» и их значениями,
    6. Толковые словари С. И. Ожегова, Д. Ушакова, закладки со словами «поколение», «традиции»
    7. Лист  для самостоятельной работы «Признаки дружной семьи».
    8. Отгадки к загадкам на магнитах, магнитная доска
    9. Куклы, изображающие членов семьи.

    Для учащихся:

    1. Смайлики.
    2. Карандаши, фломастеры, ручки.
    3. Учебники: Окружающий мир. 2 класс, часть 1.
    4. Рабочие тетради к учебнику Окружающий мир 2 класс.
    5. Листы   дли самостоятельной работы «Признаки дружной семьи».
    6. Фотографии, изображающие членов семьи, взаимопомощь, семейные традиции, тексты выступлений.
    7. Презентации для выступлений.

    Ход урока:

    I. Организация класса

    - Здравствуйте, ребята, и уважаемые гости. Мне очень приятно видеть вас всех. Сегодня мы собрались на необычный урок творчества, любви, радости и доброты.


    II. Актуализация знаний.

    - Наш урок я предлагаю начать с прослушивания песни. Подумайте, как она будет связана с темой нашего урока.

    (песня «Моя семья»)
    - Посмотрите на доску. Что вы видите? (Ребус:  
    )

    - Отгадайте его.

    - Исходя из этого, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (Семья).

    - А какие цели поставим для себя? Что хотим узнать? Чему научиться?

    - Какие качества студента IB помогут нам сегодня на уроке?

    III.         Самоопределение к деятельности

    - А может ли человек жить один и называть себя семьей?
    - Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком:
             Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно.

          Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.
    - Куда ты идешь?- спросил старик.
    - Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
    - Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.
    - Посмотри!- сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
          Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ.

    - Что же появилось у мальчика в семье? (общение)

    - Совершенно верно.

            - Исходя из этого, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (Семья).

    - А какие цели поставим для себя? Что хотим узнать? Чему научиться?

    - Какие качества студента IB помогут нам сегодня на уроке?

    - На уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья?  Что объединяет членов семьи? Как называют членов семьи? Как называют людей одного возраста?

    - А сейчас давайте выясним значения слов, о которых пойдёт речь на уроке.

    IV. «Открытие» нового знания. Словарная работа /слайд 2/

    1. - Прежде чем мы с вами начнем знакомиться с правилами общения и поведения в семье, давайте узнаем, а что же такое семья? Для этого поработаем с энциклопедией, словарем, Интернетом.

     (работа в группах)

    Инструктаж. Предлагаю вам девизом этой работы взять слова из басни Крылова «Лебедь, Щука и Рак», в которых заключена мораль.

    - Кто помнит эти слова?

    - Чего мы должны придерживаться, работая в парах?

    Дополнение учителя: 

    1. Семья́ - группа людей, которое связаны между собой брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общим бытом, взаимной моральной ответственностью

    (Материал из Википедии — свободной энциклопедии  http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F)

    Но мне ближе понятие, которое дано в словаре Ожегова.

    2. Семья - это группа живущих вместе близких родственников. (вывешивается определение на доске)

    3. В слове «семья», скрыто слово «семь», это означает, что раньше семья состояла не из 3-4 человек, а из 6-7. - Старинная семья

    Но и в наше время есть очень большие семьи.

    1. Работа со словарем (работа в группах)

    Каждой паре  я выдам слово, которое вам нужно расшифровать и найти его  толкование в словаре.

    Поколение – одновременно живущие люди близкого возраста.

    Традиции -  то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.

    - Как вы думаете, для чего человеку семья?

    - А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю в парах выполнить следующее задание: прочитайте предложения, записанные на жёлтых листочках. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?

    Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство.

    - Проверяем: Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством.

    - Итак, мы с вами назвали то, что объединяет членов семьи.

    -Я хочу прочитать вам одну легенду «Как появилась дружная семья».  

       Давным–давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот  решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы  хотите видеть свою семью».  Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы  семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:….

    - Как вы думаете, каких?

    - Поработайте в группах, напишите эти качества.

    (Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба)

    - Прочтём названия этих качеств.  

    - Запомните, ребята, эту легенду.

    Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир и согласие.  А значит, все будут счастливы.

    V.Первичное закрепление.

    1. Работа в парах». (слайд 5)

        - Что такое культура общения и нужна ли она в семье?

     (Вежливое культурное обращение между членами семьи. Слова могут радовать и огорчать.)

     Слово не воробей вылетит, не поймаешь.

    В семье должно быть доброе уважительное отношение.)

        2. Инсценирование рассказа В. Осеевой «Печенье»

    Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

    - Дели по одному,- строго сказал Миша.

    Мальчики высыпали всё печенье на стол и разложили его на две кучки.

    - Ровно? – спросил Вова. Миша смерил глазами кучки.

    - Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

    Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

    - Рассыпчатые!  Сладкие! – говорил Миша.

    - Угу! – отзывался с набитым ртом Вова.

    Мама и бабушка молчали. Когда всё печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму – она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку – она жевала корочку чёрного хлеба.  

                    - Как нужно было поступить мальчикам, чтобы всем было радостно?

    VI.Физкультминутка

    VII. Актуализация знаний.

    1. Работа с пословицами:

    (На доске пословицы и поговорки, напечатанные на листах, чтобы их можно было перемещать)

    • В гостях хорошо, а дома лучше.
    • В дружной семье и в холод тепло.
    • В недружной семье добра не бывает.
    • В семье согласно, так идет дело прекрасно.
    • В семье разлад, так и дому не рад.
    • Вся семья вместе, так и душа на месте.
    • В хорошей семье хорошие дети растут.
    • В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
    • В семье, где нет согласия, добра не бывает.
    • Согласие да лад - в семье клад.
    • Не будет добра, коли в семье вражда.
    • Отца с матерью почитать - горя не знать.
    • Человек без семьи, что дерево без плодов.
    • Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
    • Семья-опора счастья.

    - А теперь давайте разделим эти пословицы и поговорки на две группы: в первую соберем все те, которые относятся к счастливой семье, а во второй оставим те, чего не должно быть в семье.

    Группа 1:

    • В гостях хорошо, а дома лучше.
    • В дружной семье и в холод тепло.
    • В семье согласно, так идет дело прекрасно.
    • В хорошей семье хорошие дети растут.
    • Вся семья вместе, так и душа на месте.
    • В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
    • Согласие да лад - в семье клад.
    • Отца с матерью почитать- горя не знать.
    • Человек без семьи, что дерево без плодов.
    • Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
    • Семья-опора счастья.

    Группа 2:

    • В недружной семье добра не бывает.
    • В семье разлад, так и дому не рад.
    • В семье, где нет согласия, добра не бывает.
    • Не будет добра, коли в семье вражда.

    - Посмотрите какая у нас получилась внушительная первая группа, и во всех пословицах часто повторялись одни и те же слова, посмотрите внимательно и назовите мне их.

    - Ничто так не сближает членов семьи, как семейные традиции. Сколько прекрасных традиций живёт в семьях! О традиции своей семьи нам расскажут: _________ и _______________(выступление учеников)

    VIII. Рефлексия.  

    - А теперь посмотрим, есть ли у вас проблемы в семье. И сделаем это так. Каждый из вас раскрасит свои квадратики, лежащие на парте в один из трех цветов: голубой, зеленый, оранжевый.

    (Таких три квадратика из белой бумаги заранее нужно положить на каждую парту)

    - Первый квадратик будет относиться к маме, напишите на нем цифру 1, с цифрой 2 – к папе, с цифрой 3 – к бабушкам и дедушкам.

    - А теперь, если у вас с мамой проблем нет, закрасьте квадратик в голубой цвет, если иногда бывают – в зеленый, а если часто – в желтый. Таким же образом раскрасьте остальные квадратики.

    - А теперь поместите квадратики на доску по цифрам 1, 2, 3.

    - Посмотрите, какая пестрая цветная картина у нас получилась.

    (Дети выполняют работу под фонограмму песни «Моя семья»

    IX.  Подведение итогов урока.

    - Ну, а в конце нашего урока небольшая творческая работа.

    (Учитель раздает альбомные листы, в центре нарисован круг.)

    Задание: дорисовать круг до предмета, с которым вы ассоциируете свою семью.

          Без чего на белом свете

    Взрослым не прожить и детям?

    Кто поддержит вас, друзья?

    Ваша дружная (все хором) СЕМЬЯ.

    Это слово каждый знает,

    Ни на что не променяет!!!

     

    X. Домашнее задание.

    Творческое задание: Написать сочинение на тему «Моя семья».


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «О родных и близких людях с любовью»

    способствоСпособствовать уважительному отношению к своим родителям и сверстникам...

    Открытый классный час "О родных и близких людях"

    час сердечного общения, дети и родители рядом...

    О родных и близких людях с любовью

    Задачи мероприятия: Способствовать формированию уважительного отношения детей к своим родителям           и  родителей к своим детям.Всеми д...

    Родительское собрание "О родных и близких людях с любовью"

    В своей практике приоритетным направлением в воспитательной системе всегда считаю направление «Семья». Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык...

    Родительское собрание - концерт "О родных и близких людях с любовью"

    Такие собрания помогают сплотить семьи, помогают родителям в воспитании детей и видеть, как счастливы дети, когда родители приходят к ним в классный коллектив. В подготовке к собранию принимают участи...

    «Семья – коллектив близких людей» 2 класс УМК «Школа XXI века»

    laquo;Семья – коллектив близких людей»УМК «Школа XXI века»Предметная область: Окружающий мир (автор: Н.Ф. Виноградова)Цели:Образовательная:Создать условия для усвоения понятий...