Семья - коллектив близких людей
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Серёгина Татьяна Викторовна

Урок окружающего мира разработан и проведен в рамках проекта Международного бакалариата. На уроке предусмотрены коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»); моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками; классификация качеств по признаку положительное — отрицательное (добрый — жадный, справедливый — несправедливый и др.); сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях; формирование понятия «семья»; труд и отдых в семье.                                                                    

                                                                            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_-_kollektiv_bliizkih_lyudey.docx28.78 КБ
Office presentation icon semya.ppt2.64 МБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир (27.10.2015)

Урок 16. Семья — коллектив близких людей.

Цели:  Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное — отрицательное (добрый — жадный, справедливый — несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях. Формирование понятия «семья»; труд и отдых в семье.                                                                   

                                                                           

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

  • Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.
  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Развитие осознания необходимости культуры общения в семье.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • Умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем.
  • Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  • Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в учебнике, справочной литературе и других источниках.
  • Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.
  • Развитие способностей к творческому мышлению.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.
  • Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.

Предметные:

  • Отбирать из предложенных важные для семейной жизни условия
  • Уметь различать родственные взаимосвязи.
  • Определять роль в жизни человека культуры семейного общения

     

           Оборудование:

Для учителя:

  1. Фотографии семей учащихся.
  2. Компьютер, мультимедиапроектор, экран.
  3. Презентация.
  4. Название темы урока: «Семья – коллектив близких людей».
  5. Карточки со словами: «семья»,  «поколение», «традиции» и их значениями,
  6. Толковые словари С. И. Ожегова, Д. Ушакова, закладки со словами «поколение», «традиции»
  7. Лист  для самостоятельной работы «Признаки дружной семьи».
  8. Отгадки к загадкам на магнитах, магнитная доска
  9. Куклы, изображающие членов семьи.

Для учащихся:

  1. Смайлики.
  2. Карандаши, фломастеры, ручки.
  3. Учебники: Окружающий мир. 2 класс, часть 1.
  4. Рабочие тетради к учебнику Окружающий мир 2 класс.
  5. Листы   дли самостоятельной работы «Признаки дружной семьи».
  6. Фотографии, изображающие членов семьи, взаимопомощь, семейные традиции, тексты выступлений.
  7. Презентации для выступлений.

Ход урока:

I. Организация класса

- Здравствуйте, ребята, и уважаемые гости. Мне очень приятно видеть вас всех. Сегодня мы собрались на необычный урок творчества, любви, радости и доброты.


II. Актуализация знаний.

- Наш урок я предлагаю начать с прослушивания песни. Подумайте, как она будет связана с темой нашего урока.

(песня «Моя семья»)
- Посмотрите на доску. Что вы видите? (Ребус:  
)

- Отгадайте его.

- Исходя из этого, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (Семья).

- А какие цели поставим для себя? Что хотим узнать? Чему научиться?

- Какие качества студента IB помогут нам сегодня на уроке?

III.         Самоопределение к деятельности

- А может ли человек жить один и называть себя семьей?
- Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком:
         Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно.

      Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.
- Куда ты идешь?- спросил старик.
- Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.
- Посмотри!- сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
      Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ.

- Что же появилось у мальчика в семье? (общение)

- Совершенно верно.

        - Исходя из этого, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (Семья).

- А какие цели поставим для себя? Что хотим узнать? Чему научиться?

- Какие качества студента IB помогут нам сегодня на уроке?

- На уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья?  Что объединяет членов семьи? Как называют членов семьи? Как называют людей одного возраста?

- А сейчас давайте выясним значения слов, о которых пойдёт речь на уроке.

IV. «Открытие» нового знания. Словарная работа /слайд 2/

  1. - Прежде чем мы с вами начнем знакомиться с правилами общения и поведения в семье, давайте узнаем, а что же такое семья? Для этого поработаем с энциклопедией, словарем, Интернетом.

 (работа в группах)

Инструктаж. Предлагаю вам девизом этой работы взять слова из басни Крылова «Лебедь, Щука и Рак», в которых заключена мораль.

- Кто помнит эти слова?

- Чего мы должны придерживаться, работая в парах?

Дополнение учителя: 

1. Семья́ - группа людей, которое связаны между собой брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общим бытом, взаимной моральной ответственностью

(Материал из Википедии — свободной энциклопедии  http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F)

Но мне ближе понятие, которое дано в словаре Ожегова.

2. Семья - это группа живущих вместе близких родственников. (вывешивается определение на доске)

3. В слове «семья», скрыто слово «семь», это означает, что раньше семья состояла не из 3-4 человек, а из 6-7. - Старинная семья

Но и в наше время есть очень большие семьи.

  1. Работа со словарем (работа в группах)

Каждой паре  я выдам слово, которое вам нужно расшифровать и найти его  толкование в словаре.

Поколение – одновременно живущие люди близкого возраста.

Традиции -  то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.

- Как вы думаете, для чего человеку семья?

- А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю в парах выполнить следующее задание: прочитайте предложения, записанные на жёлтых листочках. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?

Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство.

- Проверяем: Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством.

- Итак, мы с вами назвали то, что объединяет членов семьи.

-Я хочу прочитать вам одну легенду «Как появилась дружная семья».  

   Давным–давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот  решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы  хотите видеть свою семью».  Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы  семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:….

- Как вы думаете, каких?

- Поработайте в группах, напишите эти качества.

(Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба)

- Прочтём названия этих качеств.  

- Запомните, ребята, эту легенду.

Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир и согласие.  А значит, все будут счастливы.

V.Первичное закрепление.

  1. Работа в парах». (слайд 5)

    - Что такое культура общения и нужна ли она в семье?

 (Вежливое культурное обращение между членами семьи. Слова могут радовать и огорчать.)

 Слово не воробей вылетит, не поймаешь.

В семье должно быть доброе уважительное отношение.)

    2. Инсценирование рассказа В. Осеевой «Печенье»

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

- Дели по одному,- строго сказал Миша.

Мальчики высыпали всё печенье на стол и разложили его на две кучки.

- Ровно? – спросил Вова. Миша смерил глазами кучки.

- Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

- Рассыпчатые!  Сладкие! – говорил Миша.

- Угу! – отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда всё печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму – она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку – она жевала корочку чёрного хлеба.  

                - Как нужно было поступить мальчикам, чтобы всем было радостно?

VI.Физкультминутка

VII. Актуализация знаний.

1. Работа с пословицами:

(На доске пословицы и поговорки, напечатанные на листах, чтобы их можно было перемещать)

  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • В дружной семье и в холод тепло.
  • В недружной семье добра не бывает.
  • В семье согласно, так идет дело прекрасно.
  • В семье разлад, так и дому не рад.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • В хорошей семье хорошие дети растут.
  • В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
  • В семье, где нет согласия, добра не бывает.
  • Согласие да лад - в семье клад.
  • Не будет добра, коли в семье вражда.
  • Отца с матерью почитать - горя не знать.
  • Человек без семьи, что дерево без плодов.
  • Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
  • Семья-опора счастья.

- А теперь давайте разделим эти пословицы и поговорки на две группы: в первую соберем все те, которые относятся к счастливой семье, а во второй оставим те, чего не должно быть в семье.

Группа 1:

  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • В дружной семье и в холод тепло.
  • В семье согласно, так идет дело прекрасно.
  • В хорошей семье хорошие дети растут.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
  • Согласие да лад - в семье клад.
  • Отца с матерью почитать- горя не знать.
  • Человек без семьи, что дерево без плодов.
  • Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
  • Семья-опора счастья.

Группа 2:

  • В недружной семье добра не бывает.
  • В семье разлад, так и дому не рад.
  • В семье, где нет согласия, добра не бывает.
  • Не будет добра, коли в семье вражда.

- Посмотрите какая у нас получилась внушительная первая группа, и во всех пословицах часто повторялись одни и те же слова, посмотрите внимательно и назовите мне их.

- Ничто так не сближает членов семьи, как семейные традиции. Сколько прекрасных традиций живёт в семьях! О традиции своей семьи нам расскажут: _________ и _______________(выступление учеников)

VIII. Рефлексия.  

- А теперь посмотрим, есть ли у вас проблемы в семье. И сделаем это так. Каждый из вас раскрасит свои квадратики, лежащие на парте в один из трех цветов: голубой, зеленый, оранжевый.

(Таких три квадратика из белой бумаги заранее нужно положить на каждую парту)

- Первый квадратик будет относиться к маме, напишите на нем цифру 1, с цифрой 2 – к папе, с цифрой 3 – к бабушкам и дедушкам.

- А теперь, если у вас с мамой проблем нет, закрасьте квадратик в голубой цвет, если иногда бывают – в зеленый, а если часто – в желтый. Таким же образом раскрасьте остальные квадратики.

- А теперь поместите квадратики на доску по цифрам 1, 2, 3.

- Посмотрите, какая пестрая цветная картина у нас получилась.

(Дети выполняют работу под фонограмму песни «Моя семья»

IX.  Подведение итогов урока.

- Ну, а в конце нашего урока небольшая творческая работа.

(Учитель раздает альбомные листы, в центре нарисован круг.)

Задание: дорисовать круг до предмета, с которым вы ассоциируете свою семью.

      Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная (все хором) СЕМЬЯ.

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!!!

 

X. Домашнее задание.

Творческое задание: Написать сочинение на тему «Моя семья».


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«О родных и близких людях с любовью»

способствоСпособствовать уважительному отношению к своим родителям и сверстникам...

Открытый классный час "О родных и близких людях"

час сердечного общения, дети и родители рядом...

О родных и близких людях с любовью

Задачи мероприятия: Способствовать формированию уважительного отношения детей к своим родителям           и  родителей к своим детям.Всеми д...

Родительское собрание "О родных и близких людях с любовью"

В своей практике приоритетным направлением в воспитательной системе всегда считаю направление «Семья». Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык...

Родительское собрание - концерт "О родных и близких людях с любовью"

Такие собрания помогают сплотить семьи, помогают родителям в воспитании детей и видеть, как счастливы дети, когда родители приходят к ним в классный коллектив. В подготовке к собранию принимают участи...

«Семья – коллектив близких людей» 2 класс УМК «Школа XXI века»

laquo;Семья – коллектив близких людей» 2 класс УМК «Школа XXI века»...