Конспект урока по окружающему миру на тему "Солнечное и лунное затмение" в 4 классе.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок разработан по программе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова с целью ознакомить учащихся с условиями наступления солнечных и лунных затмений, научить определять моменты наступления затмений, различать виды затмений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Окружающий мир»

на  тему: «Солнечное и лунное затмение»

Учебный предмет

Окружающий мир

Класс

4

Тип урока

Открытие нового знания

Тема урока

Солнечное и лунное затмение

Цель урока

Познакомить детей с причинами наступления солнечного и лунного затмения

Задачи урока

-Познакомить учащихся с условиями наступления солнечных и лунных затмений; научить определять моменты наступления затмений, различать виды затмений.

-  Воспитание мировоззренческих понятий: причинно-следственные связи в окружающем мире, познаваемость окружающего мира.

- Развивать навыки логического мышления, умение обосновывать свои высказывания, делать выводы.

Технологии, методы, приёмы

Методы стимулирования и осуществления учебно – познавательной деятельности, организационные приемы обучения

Основные понятия, термины

«затмение», «космос», «солнечное затмение», «лунное затмение»


Планируемый результат

Предметные умения

- раскрыть смысл понятия «затмение»;

- познакомить с процессами протекания лунного затмения  и солнечного затмения;

Метапредметные умения

Регулятивные:

- умение планировать свою деятельность во время урока;

- умение контролировать и оценивать свою работу и работу своих сверстников, вносить коррективы в свою работу.

Познавательные:

- уметь устанавливать причинно- следственные связи, уметь обобщать;

- умение сравнивать, анализировать;

- уметь осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные:

- умение формулировать свое собственное мнение и собственную позицию;

- умение задавать вопросы и выслушивать ответы.

Личностные

- учебно – познавательный интерес к изучению материала;

- чувство патриотизма;

- умение оценивать свою деятельность и деятельность других людей.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

- фронтальная;

- индивидуальная;

- групповая.

- учебник «Окружающий мир» 4 класс,  Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева;

- рабочая тетрадь  Е.В. Чудинова;

- интерактивная доска;

- презентация.

Технология обучения

Этапы урока

Формируемые УУД

Оформление доски

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организа-ционный момент

- умение слушать и понимать речь учителя;

- умение осуществлять самоконтроль;

-Здравствуйте, ребята!
- Я очень рада вас видеть.

-Проверьте, все ли у вас готово к уроку?
- Тогда, начнем урок.

Ученики проверяют готовность к уроку.

2.Построе-ние сюжетного плана

-  владеть диалогической формой речи;

- умение формулировать собственное мнение и собственную позицию;

- осуществлять подведение под понятие;

Изображение космоса.

 

Картинки с солнечными  и лунными затмениями

-Ребята, послушайте внимательно загадку и попробуйте её отгадать.

-Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут Вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты.

- Что это такое?

- Что мы можем увидеть в космосе?

- Какая звезда самая близкая к Земле? 

- Хорошо, молодцы!

- А вот  послушайте стихотворение С.Есенина.

-  Звёздочки ясные, звёзды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?

И почему так, когда вы сияете,

Маните в небо, в объятья широкие?

Смотрите нежно так, сердце ласкаете,

 Звёзды небесные, звёзды далёкие!

- Понравилось ли вам стихотворение? Что вы себе представили, прослушивая его?

-Хорошо. А вот ещё вам одно стихотворение. Слушайте внимательно!

-Что за чёрный диск на небе                

С нимбом огненным вокруг?        

Отчего так стало жутко        

 И забилось сердце  вдруг?

И замолкли разом птицы,

Зверь залёг в глухом лесу.          

И цветы свернули листья,

Потеряв свою красу.         

Страшно стало в одночасье

Будто это час потерь,

Видно, это не случайно

Стало вдруг темно теперь.

-Понравилось ли вам это стихотворение?

- Что вы представили, слушая его?

-О чем говориться в этом стихотворении?

-  Какие чувства у вас возникли?

-Посмотрите на эти кадры. Что вы видите?

- А как вы думаете, как называется такое явление?

- Молодцы, ребята!

- Так, вы, наверное, уже догадались, какова будет тема  нашего сегодняшнего урока. Назовите мне её.

-Верно, ребята. Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о солнечных и лунных затмениях.

-Сейчас мы посмотрим,  как же выглядит  солнечное затмение в процессе.

-Космос.

-Солнце.

- Что Солнце спряталось.

-Солнечное затмение, лунное затмение.

3.Определе-ние проблемы урока

- умение планировать свою деятельность исходя из поставленной задачи;

- владеть диалогической формой речи;

Показ видеоролика с солнечным затмением.

 -Что мы сейчас с вами увидели?

- Какой вопрос у вас возник, просматривая этот видеоролик? Обсудите вопросы в группах и запишите их на  общий лист на доске.

-Так какой же вы вопрос вы перед собой поставили? (Каждая группа озвучивает свой вопрос).

- Ну что ж, сегодня на уроке мы раскроем ещё один секрет космоса и узнаем, почему же происходят затмения.

-Почему и как происходят затмения?

4. Сов –

местное открытие знаний

- умение планировать свою деятельность исходя из поставленной задачи;

-учитывать разные мнения и стремится к координации;

-уметь моделировать;

-уметь анализировать;

-осуществлять пошаговый контроль своей деятельности.

- Для того, чтобы найти на этот вопрос ответы, поработайте сейчас в группах и попытайтесь вместе найти ответ на ваш вопрос.

- Ребята, а сейчас, каждый подходит к моему столу и выбирает цветную карточку.

-Те, кто выбрал карточку желтого цвета, организуются в одну группу. Вы будете изучать происхождение солнечного затмения. Те, кто выбрал голубую карточку - идут в другую группу. Вы будете изучать происхождение лунного затмения.

-Быстро распределяемся по группам.   Организуется работа двух групп: одна группа изучает лунное затмение, вторая - солнечное затмение. В группе выбирается капитан, он распределяет обязанности и информацию между другими участниками. Группа выдвигает гипотезу, ищет решение вопроса, зарисовывает рисунок и готовит на листке развернутый ответ на вопрос. Группе выдаются карточки (10 штук)  с информацией, капитан каждому ученику в  группе выдает  какую-либо карточку с информацией. Он изучает её, выбирает главную мысль, делится ею с участниками и записывает на общий листок. После обмена информацией они зарисовывают рисунок к своему ответу. После группы показывают свои проекты.

- Все готовы? Ну что ж, сейчас мы узнаем, почему происходит лунное затмение?

-А как происходит солнечное затмение?

-Молодцы ребята! Это было очень познавательно и интересно.

.

5.Закрепле-ние по теме

- осуществлять итоговый контроль своей деятельности;

- уметь формулировать собственное мнение и собственную позицию;

- А сейчас, мы проверим,  как вы внимательно слушали сегодня на уроке.

-Работаем снова в группах.

Задание для групп: используя приборы, лежащие на вашем столе, получите модель солнечного затмения. Сравнить полученное изображение со схемой, зарисованной вами.

При затруднениях обратитесь к инструкции. 

Инструкция для выполнения экспери-ментального задания.

1. Расположите лампы на расстоянии 5-7 сантиметров друг от друга. Перед ними поместите шарик. За шариком поставьте экран.

2.Зажгите лампу. На экране видна чёткая тень от шарика.

З. Если теперь зажечь вторую лампу, на экране видны тень и полутень.

- Ребята, что у вас получилось?

- Верно, молодцы!  Вы получили модель солнечного затмения.

6.Рефлексия

- объективная самооценка себя, своих знаний;

- строить монологические высказывания.

- Во время солнечного затмения дневной свет ослабевает настолько, что можно видеть на небе яркие звёзды.  Голубые звёзды– горячие звёзды,  красные - холодные, жёлтые — менее горячие, чем голубые. Голубой  цвет - цвет радости,  успеха,  удовлетворения, красный - цвет усталости, неудовлетворённости, жёлтый - нейтральный, цвет спокойствия. И если вам сегодня было на уроке интересно работать, то выберите себе голубую звезду. Если вам было спокойно и привычно - жёлтую звезду, а если урок вызвал у вас отрицательные эмоции - красные звезды.

- Давайте теперь украсим наш космос звездами.  (Украшают звездами доску (небо)).

- Дети, посмотрите, какое красивое небо у нас получилось! Всем спасибо!

7. Домашнее задание

-слушать и понимать речь других;

-самоконтроль и самоорганизация.

-Дома вы выполните задания в рабочей  тетради № 2 и №3 на стр. 20.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Что такое воздух?", 2 класс

Подробный конспект урока + самоанализ урока....

Конспект урока по окружающему миру "Где на Земле теплее" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру "Где на Земле теплее" 2 класс ОС "Школа 2100"...

План-конспект урока по окружающему миру по теме "Животноводство" в 3 классе+ презентация

План-конспект урока по окружающему миру по теме "Животноводство" в 3 классе+ презентация...

конспект урока по окружающему миру "Отечественная война 1812 года" 4 класс

2012 год объявлен годом Российской истории. В преддверии празднования величайшей даты: двухсотлетия со дня Бородинской битвы , мы вспоминаем основные исторические моменты и героев Отечественной войны ...

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...

Конспект урока по окружающему миру во теме "Берегите воду!" (2 класс слабослышащие)Обобщающий урок

Обобщающий урок по окружающему миру. Задачи: урока  воспитание бережного отношения к воде, знаний  правил поведения на водоёмах; развитие произносительных навыков, связной монологическо...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо России. 3 класс. 1 урок.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо РоссииЦели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые резул...