окружающий мир 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Березина Надежда Александровна

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_1_okr_mir.docx98.89 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по предмету «Окружающий мир», соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по окружающему миру.

Рабочая программа составлена для общеобразовательного класса в соответствии с учебным планом МКОУ «Придорожная СШ» имени А.С. Новикова – Прибоя на 2015 – 2016 учебный год на 66 часов из расчета 2 часа  в неделю (исходя из 33 учебных недель в году).

Реализация учебной программы обеспечивается УМК по  учебному предмету «Окружающий мир», соответствующему Федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях на 2015 – 2016 учебный год, утвержденного приказом директора школы№57/1  от 22.06.2015 г «Об утверждении учебников, используемых в образовательном процессе»:

1. Плешаков А.А., Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч., М.: «Просвещение» -2012

2. Плешаков А.А., Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 1, 2,М.: «Просвещение»  - 2011        

3. Плешаков А.А., Окружающий мир. 1 класс. Электронное приложение к учебнику. М.: «Просвещение» -  2011

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Формы контроля и  возможные  варианты его  проведения

Фронтальный опрос.  Проводится как  беседа-полилог, в  котором участвуют  учащиеся всего класса. Основная цель таких бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы. Учитель подбирает такие вопросы, которые проверяют не только знание фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и др.) но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный опрос.

- Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные свойства и признаки. При  оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль  своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

-  Рассказ – рассуждение. Проверяет  умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и пр. Этот вид опроса важен для проверки уровня  развития  школьника, сформированности  логического мышления, воображения., связной речи-рассуждения.

Письменная проверка знаний. Используются задания, которые не требуют полного, обстоятельного  письменного ответа:

- тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправления высказывания и пр.;

- индивидуальные карточки-задания (дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п.). Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей;

- графические работы, позволяющие учителю проверить  осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком, схемой.

Работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями, сочетающая в себе элементы как устного, так и письменного опроса.  Используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная  цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт,  вести самостоятельно практическую работу.

Требования к результатам  усвоения содержания рабочей программы

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

                                                       

К концу 1 класса учащиеся должны знать:

  • свой домашний адрес и адрес школы;
  • правила безопасности при переходе улицы;
  • правила поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры; правила поведения во время экскурсий по городу и за городом;
  • основы взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе

Учащиеся должны уметь:

  • различать объекты неживой и живой природы;
  • различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, предметов старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены;
  • рассказывать о красоте и достопримечательностях своего села, города; называть имена знаменитых земляков, вспомнив их профессии и роль в жизни людей;
  • сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека (от детства до старости)

Содержание

Наименование разделов

Количество часов

В том числе часы на практические работы

1

Введение

1

2

Что и  кто?

20

7

3

Кто, откуда и куда?

12

8

4

Где и  когда?

11

2

5

Почему и зачем?

22

2

ВСЕГО:

66

19


Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Планируемые результаты

Характеристика деятельности учащихся

Форма контроля

Дата

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

По  плану

По факту

Введение

1

Задавайте вопросы.

1

Использовать общие приёмы решения задач: правила ориентирования в УМК.

Знать основные правила поведения в окружающей среде.

Ставить вопросы, используя слова-помощники: что?, кто?, как?, откуда?, куда?, где?, когда?, почему?, зачем?; обращаться за помощью к учителю.

Мотивация учебной деятельности

Учащиеся осваивают первоначальные умения:

— задавать вопросы;

— вступать в учебный диалог;

— пользоваться условными обозначениями учебника;

— различать способы и средства познания окружающего мира;

— оценивать результаты своей работы на уроке

Фронтальный опрос

Что и кто?

2

Что такое Родина?

1

Использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков (национальный костюм: цвет, орнамент и т. д.).

Использовать речь для регуляции своего действия

Формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание своей этнической принадлежности, гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей;

— сравнивать, различать и описывать герб и флаг России;

рассказывать о малой родине» и Москве как столице государства;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронтальный опрос

3

Что мы знаем о народах России?

1

Использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков (национальный костюм: цвет, орнамент и т. д.).

Использовать речь для регуляции своего действия.

Формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина Рос-сии, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание своей этнической принадлежности, гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов;

— работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках;

— обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью;

— работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Фронтальный опрос

4

Что мы знаем о Москве?

1

Использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков (национальный костюм: цвет, орнамент и т. д.).

Использовать речь для регуляции своего действия.

Формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства со-причастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание своей этнической принадлежности, гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве;

— узнавать достопримечательности столицы;

— работать в паре: рассказывать по фотографиям о жизни москвичей — своих сверстников;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронтальный опрос

5

Проект «Моя малая родина»

1

Использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков (национальный костюм: цвет, орнамент и т. д.).

использовать речь для регуляции своего действия.

Формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства со-причастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание своей этнической принадлежности, гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества

В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:

фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины;

— находить в семейном фотоархиве соответствующий материал;

интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины;

— составлять устный рассказ;

— выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);

— оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Индивидуальный опрос

6

Что у нас над головой?

1

Использовать общие приёмы решения задач: алгоритм нахождения созвездия на ночном небе.

Соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи.

Работать в группах, ставить вопросы участникам группы

Ценностное отношение к природному миру

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём;

— моделировать форму Солнца;

— работать в паре: моделировать форму созвездий;

— работать со взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради);

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронтальный опрос

7

Что у нас под ногами?

Практическая работа.  Определение образцов камней.

1

Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона: алгоритм определения вида камня.

Формулировать свои затруднения, свою собственную позицию

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам;

— практическая работа: определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя;

— различать гранит, кремень, известняк;

— работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Индивидуальный опрос

8

Что общего у разных растений?

Практическая работа. Определение частей растений.

1

Развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов: описание растения по готовому плану.

Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона: описание растения.

Ставить вопросы, обращаться за помощью, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Мотивация учебной деятельности, этические чувства, прежде всего, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;

— практическая работа в группе: находить у растений их части, показывать и называть;

— работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Индивидуальный опрос

9

Что растет на подоконнике?

Практическая работа. Определение с помощью атласа-определителя комнатных растений.

1

Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности: комнатные растения (название и краткое описание внешнего вида).

Формулировать и удерживать учебную задачу.

Ставить вопросы учителю и участникам рабочей группы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию

Ценностное отношение к природному миру

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам;

— практическая работа: определять комнатные растения с помощью атласа-определителя;

— различать изученные растения;

— работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, осуществлять "самопроверку;

— приводить примеры комнатных растений;

— рассказывать об особенностях любимого растения;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Индивидуальный опрос

10

Что растет на клумбе?

Практическая работа. Определение с помощью атласа-определителя названия растений цветника.

1

Подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки: краткое описание декоративного растения.

Формулировать и удерживать учебную задачу.

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Ценностное отношение к природному миру, мотивация учебной деятельности

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам;

— практическая работа: определять растения цветника с помощью атласа-определителя;

— работать в паре: узнавать по фотографиям растения цветника, осуществлять самопроверку;

— рассказывать о любимом цветке;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Индивидуальный опрос

11

Что это за листья?

1

Использовать общие приёмы решения задач: единый алгоритм распознавания породы дерева по листьям.

Формулировать и удерживать учебную задачу.

Использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы собеседнику с целью более прочного усвоения материала

Ценностное отношение к природному миру

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях;

— узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях;

— сравнивать и группировать листья по различным признакам;

— практическая работа в группе: определять деревья по листьям;

— описывать внешний вид листьев какого-либо дерева;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронтальный опрос

12

Что такое хвоинки?

Практическая работа.

Работа с гербарием.

1

Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности: распознавание сосны и ели.

Применять установленные правила в планировании способа решения: алгоритм описания дерева с целью определения его породы.

Задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— различать лиственные и хвойные деревья;

— практическая работа в группе: определять деревья с помощью атласа-определителя;

— сравнивать ель и сосну;

— описывать дерево по плану;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Практическая работа

13

Кто такие насекомые?

1

Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач: описание насекомого.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную: изучение видов насекомых.

Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Экологическая культура: ценностное отношение к при-родному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых;

— работать в паре: узнавать насекомых на рисунке, определять насекомых с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, приводить примеры насекомых;

— сочинять и рассказывать сказочные истории 1 по рисункам;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронтальный опрос

14

Кто такие рыбы?

1

Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач: описание рыбы по готовому плану

Преобразовывать практическую задачу в познавательную, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели: изучение видов рыб.

Определять общую цель и пути её достижения, вести устный диалог, слушать собеседника

Экологическая культура: ценностное отношение к при-родному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;

моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги;

— работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку;

— описывать рыбу по плану;

— приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронтальный опрос

15

Кто такие птицы?

Практическая работа. Изучение строения птичьих перьев.

1

Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач: описание птицы по готовому плану.

Применять усвоенные правила в планировании способа решения, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели: отличие птиц от других видов животных.

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Экологическая культура: ценностное отношение к при-родному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения, устойчивое следование в поведении социальным нормам

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;

— практическая работа: исследовать строение пера птицы;

— работать в паре: узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку;

— описывать птицу по плану;

— сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Индивидуальный опрос

16

Кто такие звери?

Практическая работа. Изучение строения шерсти животных.

1

Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщенно

фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач: описание животного по плану, предложенному другой группой.

Предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: самостоятельное составление плана описания животного.

Ставить и задавать вопросы, обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество

Экологическая культура: ценностное отношение к при-родному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения, устойчивое следование в поведении социальным нормам

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;

— практическая работа: исследовать строение шерсти зверей;

— работать в паре: узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку;

устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Индивидуальный опрос

17

Что нас окружает дома?

1

Моделировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач (определение вида и степени опасности объекта); узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их назначением.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную, составлять план и последовательность действий при возникновении опасной ситуации.

Работа в группах: определять цели, функции участников, способы взаимодействия; определять общую цель и пути её достижения

Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

характеризовать назначение бытовых предметов;

— находить на рисунке предметы определённых групп;

— работать в паре: группировать предметы домашнего обихода; проводить взаимопроверку;

— приводить примеры предметов разных групп;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронтальный опрос

18

Что умеет компьютер?

1

Использовать общие приёмы решения задач (алгоритм начала работы с компьютером), устанавливать аналогии, причинно-следственные связи.

Формулировать и удерживать учебную задачу, различать способ и результат действия.

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, осуществлять взаимный контроль

Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, установка на здоровый образ жизни, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— определять составные части компьютера;

характеризовать назначение частей компьютера;

— сравнивать стационарный компьютер и ноутбук;

— работать в паре: рассказывать (по рисунку-схеме) о возможностях компьютера, обсуждать значение компьютера в нашей жизни;

— моделировать устройство компьютера;

— соблюдать правила безопасного обращения с компьютером;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронтальный опрос

19

Что вокруг нас может быть опасным?

1

Использовать знаково-символические средства для решения задач; устанавливать причинно-следственные связи

Предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (разбор конкретных жизненных ситуаций, связанных с темой урока) и условиями её реализации.

Строить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода;

характеризовать опасность бытовых предметов;

— работать в паре: формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку;

— моделировать устройство светофора;

— оценивать своё обращение с предметами домашнего обихода и поведение на дороге;

— сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронтальный опрос

20

На что похожа наша планета?

1

Использовать знаково-символические средства (условные обозначения на карте, глобусе), поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (видеофрагмент, учебник, справочник).

Составлять план и последовательность действий; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Строить монологическое высказывание, слушать собеседника; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Эстетические потребности, ценности и чувства, уважительное отношение к иному мнению, принятие образа «хорошего ученика»

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— выдвигать предположения и доказывать их;

— использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;

— работать в паре: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли;

— моделировать форму Земли;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронтальный опрос

21

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

1

Строить рассуждения; обобщать, анализировать информацию; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Использовать установленные правила в контроле способа решения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач.

Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание, вести устный диалог

Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, принятие образа «хорошего ученика», начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

— Выполнять тестовые задания учебника;

— выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

— обсуждать выступления учащихся;

— оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Тестирование

Как, откуда и куда?

22

Как живет семья.

Проект «Моя семья»

1

Ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Ставить вопросы, обращаться за помощью к членам совей семьи, формулировать свои затруднения

Внутренняя позиция обучаемого на основе положительного отношения к семье.

— Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить;

— рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника;

— называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;

— рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи;

— оценивать значение семьи для человека и общества.

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

— отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий;

интервьюировать членов семьи;

— оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;

— составлять экспозицию выставки;

— оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Проектная деятельность

23

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Опыт, показывающий загрязнение и очистку воды.

1

Ставить и формулировать проблемы, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач (оформление наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков).

Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (очищение воды), вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

Формулировать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Осознание ответственности человека за общее благополучие, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— прослеживать по рисунку-схеме путь воды;

— обсуждать необходимость экономии воды;

— выяснять опасность употребления загрязнённой воды;

— практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Практическая работа

24

Откуда в наш дом приходит электричество?

Практическая работа. Сборка электрической цепи из электроконструктора

1

Строить рассуждения, обобщать, ориентироваться в разнообразии способов решения задач: способы получения электричества.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную (через сбор электрической цепи к понятию пути тока от электростанции до дома), составлять план и последовательность действий.

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, навыки сотрудничества в разных ситуациях

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество;

— запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами;

анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии;

— практическая работа в паре: собирать простейшую электрическую цепь;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Практическая работа

25

Как путешествует письмо

1

Составлять план и последовательность действий: этапы «путешествия» письма, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, эстетические

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— наблюдать за работой почты и рассказывать о ней;

— работать в паре: строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма, проводить взаимопроверку;

— различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки; работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронтальный опрос

26

Куда текут реки?

Практическая работа. Приготовление «морской» воды.

1

Использовать общие приёмы решения задач (работа с учебником и рабочей тетрадью), знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (путь реки от истока до моря) и условиями её реализации, предвосхищать результат, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Формулировать собственное мнение и позицию, свои затруднения; определять общую цель и пути ее достижения

Осознание ответственности человека за общее благополучие, экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море;

— сравнивать реку и море;

— различать пресную и морскую воду;

— практическая работа в паре: рассматривать морскую соль и проводить опыт по «изготовлению» морской воды;

— сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Практическая работа

27

Откуда берутся снег и лед?

Практическая работа. Изучение свойств снега и льда.

1

Выбирать наиболее эффективные способы решения задач, ставить и формулировать проблемы: простейшие опыты с объектами неживой природы.

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану), выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Предлагать помощь и сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя), принятие образа «хорошего ученика»

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов;

— наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Практическая работа

28

Как живут растения?

Практическая работа. Приемы ухода за комнатными растениями.

1

Использовать общие приёмы решения задач: создание перечня правил ухода за комнатными растениями; поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах.

Различать способ и результат действия: формирование условий, необходимых для жизни растений.

Определять цели, функции участников, способы

Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная)

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях;

— прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения;

формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений;

— практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Практическая работа

29

Как живут животные?

Практическая работа. Приемы ухода за животными из живого уголка.

1

Рефлексировать способы и условия действий; осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (условия, влияющие на сохранение жизни животного), сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона («Как называют ребяток-зверяток?»).

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика»

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях;

— работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку;

— практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка;

— оценивать свои достижения на уроке

Индивидуальный устный опрос

30

Как зимой помочь птицам?

Практическая работа. Изготовление кормушки из бумажного пакета.

1

Подводить под понятие на основе распознавания объектов (зимующие и перелётные птицы), выделения существенных признаков; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера: изготовление кормушки

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (способы помощи оседлым птицам); использовать речь для регуляции своего действия.

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

Осознание ответственности человека за общее благополучие, принятие образа «хорошего ученика»

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе;

— обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц;

— практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм;

— запомнить правила подкормки птиц;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Практическая работа

31

Откуда берется и куда девается мусор?

Практическая работа. Сортировка упаковок из-под продуктов

1

Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера, использовать общие приёмы решения задач: экологически сообразные правила поведения в природе.

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, выполнять учебные действия в материализованной форме: улучшение ближайшего природного окружения (школьный двор).

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного,

 Здоровье-сберегающего поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации;

— обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора;

— практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала;

— сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Практическая работа

32

Откуда в снежках грязь.

Практическая работа. Исследование снежков и снеговой воды.

1

Ставить и формулировать проблемы, моделировать.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: привлечение к природоохранительным мероприятиям; различать способ и результат действия: выполнение правил экологически сообразного поведения.

Ставить вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье-сберегающего поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений;

— обсуждать источники появления загрязнений в снеге;

формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений;

— сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Практическая работа

33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»

1

Строить рассуждения; обобщать, анализировать информацию; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Использовать установленные правила в контроле способа решения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач.

Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание, вести устный диалог

Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, принятие образа «хорошего ученика», начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

— Выполнять тестовые задания учебника;

— выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

— обсуждать выступления учащихся;

— оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Тестирование

Где и когда?

34

Когда учиться интересно?

1

Ориентироваться в разнообразии способов решения задач: разные пути к одному школьному помещению.

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: ориентирование в здании школы.

Ставить вопросы, обращаться за помощью к работникам школы, формулировать свои затруднения

Внутренняя позиция обучаемого на основе положи-тельного отношения к школе

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы;

— работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе;

— рассказывать о своём учителе; формулировать выводы из коллективного обсуждения;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронтальный опрос

35

Проект «Мой класс и моя школа»

1

Ориентироваться в разнообразии способов решения задач: разные пути к одному школьному помещению.

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем:

Ставить вопросы, обращаться за помощью к работникам школы, формулировать свои затруднения

Внутренняя позиция обучаемого на основе положи-тельного отношения к школе

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д.

— коллективно составлять рассказ о школе и классе;

— презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами);

— оформлять фотовыставку;

— оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Проектная деятельность

36

Когда придет суббота?

1

Оценивать информацию (достоверность); ставить и формулировать проблемы, связанные с понятиями «настоящее», «прошлое», «будущее».

Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона: последовательность дней недели и названий месяцев, формулировать и удерживать учебную задачу.

Формулировать свои затруднения; определять цели, функции участников, способы взаимодействия

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее;

— работать в паре: отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль;

— называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым;

— сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронтальный опрос

37

Когда наступит лето?

1

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; устанавливать аналогии: старорусские названия месяцев.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок: анализ придуманных значков для каждого времени года.

Строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание

Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, принятие образа «хорошего ученика»

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года;

— называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым;

— работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника;

— наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронтальный опрос

38

Где живут белые медведи?

Практическая работа.

Определение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды.

1

Обрабатывать информацию, узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

в соответствии с темой урока.

Вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия (простейший алгоритм описания природной зоны) в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Слушать собеседника; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нор-мам природоохранного, нерасточительного, здоровье-сберегающего поведения

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— практическая работа в паре: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль;

рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов;

— приводить примеры животных холодных районов;

— устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Практическая работа

39

Где живут слоны?

Практическая работа.

Определение на глобусе экватора.

1

Выполнять рефлексию способов и условий действий, искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема).

Использовать установленные правила в контроле способа решения.

Строить монологическое высказывание, слушать собеседника

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, не-расточительного, здоровье-сберегающего поведения

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их, осуществлять самопроверку;

— работать в группе: анализировать рисунок учебника, рассказывать по плану о полученной информации;

— приводить примеры животных жарких районов;

— устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Практическая работа

40

Где зимуют птицы?

1

Устанавливать причинно-следственные связи, выполнять сбор информации.

Осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц с использованием цветных фишек;

— работать в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, осуществлять самопроверку;

— объяснять причины отлёта птиц в тёплые края;

— приводить примеры зимующих и перелётных птиц;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронтальный опрос

41

Когда появилась одежда?

1

Строить рассуждения, анализировать информацию и передавать её.

Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (назначение разного рода одежды), составлять план и последовательность действий (характеристика конкретного вида одежды).

Осуществлять взаимный контроль, предлагать помощь и сотрудничество

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку;

— отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов;

— работать в паре: различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев;

— работать со взрослыми: изготавливать маскарадный костюм;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронтальный опрос

42

Когда изобрели велосипед?

1

Выбирать наиболее эффективные способы решения задач (разбор жизненных ситуаций, связанных с целью урока), использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач (правила ПДД для велосипедистов).

Предвосхищать результат, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок (части  велосипеда, правила ПДД для велосипедистов).

Прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения, строить понятные для партнёра высказывания; слушать собеседника

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, уважительное отношение к иному мнению

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— сравнивать старинные и современные велосипеды;

— работать в паре: извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку;

— обсуждать роль велосипеда в нашей жизни;

— запомнить правила безопасной езды на велосипеде;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронтальный опрос

43

Когда ты станешь взрослым?

1

Осуществлять сравнение, анализ информации, ставить и формулировать проблемы

Осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: последствия деятельности людей в природе, место и роль человека в биосфере как существа биосоциального.

Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать собеседника

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, осознание ответственности человека за общее благополучие

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— сравнивать жизнь взрослого и ребёнка;

— определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем;

— работать в паре: сравнивать рисунки учебника, формулировать выводы в соответствии с заданием;

— рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронтальный опрос

44

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?»

1

Строить рассуждения; обобщать, анализировать информацию; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Использовать установленные правила в контроле способа решения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач.

Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание.

Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, принятие образа «хорошего ученика», начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

— Выполнять тестовые задания учебника;

— выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

— обсуждать выступления учащихся;

— оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Тестирование

Почему и зачем?

45

Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью?

1

Моделировать, т. е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач (цвет, форма и размер); интерпретация информации.

Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (моделирование звёзд), использовать установленные правила в контроле способа решения (правила работы с пластилином).

Осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная)

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца;

— работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаимопроверку;

— использовать атлас-определитель для получения нужной информации; моделировать созвездие Льва;

— работать со взрослыми: наблюдать картину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронтальный опрос

46

Почему Луна бывает разной?

1

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач (фазы Луны, модель Земля - Луна); осуществлять сбор информации из всех доступных ис-точников.

Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (поиск решения поставленной проблемы).

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, целостный, социально ориентированный взгляд на мир

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны;

— моделировать из пластилина форму Луны;

— рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учёными, осуществлять самопроверку;

— работать со взрослыми: наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронтальный опрос

47

Почему идет дождь и дует ветер?

1

Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с темой урока, устанавливать причинно-следственные связи.

Предвосхищать результат; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимный контроль

Уважительное отношение к иному мнению, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— наблюдать за дождями и ветром;

— работать в группе: рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять причины возникновения дождя и ветра; осуществлять самопроверку;

— сочинять и рассказывать сказку по рисунку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронтальный опрос

48

Почему звенит звонок?

Практическая работа. Изучение возникновения и распространения звуков.

1

Осуществлять анализ информации, полученной в процессе переживания жизненных ситуаций, связанных с темой урока; ставить и формулировать проблемы

Формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную (изучение свойств звука).

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Эстетические потребности, ценности и чувства; осознание ответственности человека за общее благополучие

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира;

— практическая работа в паре: исследовать возникновение и распространение звуков;

— обсуждать, почему и как следует беречь уши;

— высказывать предположения о причине возникновения эха, осуществлять самопроверку;

— сочинять и рассказывать сказку по рисунку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Практическая работа

49

Почему радуга разноцветная?

1

Преобразовывать практическую задачу в познавательную: преломление луча света, его распад.

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире,

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;

— запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма;

— высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять самопроверку;

— работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку;

— сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронтальный опрос

50

Почему мы любим кошек и собак?

1

Выделять и обобщённо фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач (перечень правил содержания домашних животных); выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную (создание условий, необходимых для содержания кошки и собаки дома), предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им, осознание ответственности человека за общее благополучие, устойчивое следование в поведении социальным нормам

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку);

— обсуждать наше отношение к домашним питомцам;

— рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой;

— практическая работа в паре: познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением;

— участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронтальный опрос

51

Проект «Наши домашние питомцы»

1

Выделять и обобщённо фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач (перечень правил содержания домашних животных); выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную (создание условий, необходимых для содержания кошки и собаки дома), предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им, осознание ответственности человека за общее благополучие, устойчивое следование в поведении социальным нормам

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

— наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений;

— фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях;

— составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх;

— презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов);

— оформлять фотовыставку;

— оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Проектная деятельность

52

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

1

Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; передавать информацию.

Использовать речь для регуляции своего действия.

Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье-сберегающего поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать в паре: определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку;

— рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном;

— устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника;

— сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронтальный опрос

53

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; интерпретировать информацию.

Различать способ и результат действия; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели (узнать животное по голосу).

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; строить понятные для партнёра высказывания

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесбере-гающего поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; передавать голосом звуки леса;

— объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину;

— работать в паре: устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации учебника), осуществлять самопроверку;

— оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения (прослушивания) рассказов из книги «Великан на поляне»;

— формулировать правила поведения в природе;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронтальный опрос

54

Зачем мы спим ночью?

Ставить и формулировать проблемы; устанавливать аналогии; строить рассуждения.

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.

Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Здоровьесбе-регающее поведение, установка на здоровый образ жизни

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека;

— работать в паре: рассказывать о правилах подготовки ко сну, использовать для выполнения задания цветные фишки, осуществлять взаимопроверку;

— оценивать правильность своей подготовки ко сну;

 — рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных; обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы»;

— определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронтальный опрос

55

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1

Выбирать наиболее эффективные способы решения задач; классифицировать по заданным критериям (отличие овоща от фрукта; внешние и внутренние отличия здорового и больного человека)

Предвосхищать результат (последствия правильного и неправильного питания), различать способ и результат действия (забота о здоровом образе жизни).

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их с использованием цветных фишек, осуществлять самопроверку;

— работать в группе: находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма;

— сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

— запомнить правила гигиены при употреблении овощей и фруктов;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронтальный опрос

56

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Практическая работа.

Как правильно чистить зубы.

1

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, грамотно строить рассуждения; обобщать полученную информацию.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок, (правила здорового образа жизни); адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Здоровьесбе-регающее поведение, установка на здоровый образ жизни

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук,

— отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение;

— рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки;

— практическая работа в паре: осваивать приёмы чистки зубов и мытья рук;

— запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные;

— формулировать основные правила гигиены;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Индивидуальный устный опрос

57

Зачем нам телефон и телевизор?

1

Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы (устройство автомобиля) для решения задач; классифицировать по заданным критериям

Использовать установленные правила

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни, мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная)

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— различать средства связи и средства массовой информации;

— рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов;

— объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов;

— работать в паре: сравнивать старинные и современные предметы (телефоны, телевизоры, радиоприёмники);

— обсуждать назначение Интернета;

— моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронтальный опрос

58

Зачем нужны автомобили?

1

Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы (устройство автомобиля) для решения задач; классифицировать по заданным критериям (назначение транспортного средства).

Использовать установленные правила (план описания транспортного средства) в контроле способа решения.

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни, мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная)

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— классифицировать автомобили и объяснять их назначение;

— работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку;

— использовать представленную в учебнике информацию для выполнения задания;

— сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронтальный опрос

59

Зачем нужны поезда?

1

Строить рассуждения; анализировать информацию.

Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата (составление плана-описания железнодорожного транспорта), предвосхищать результат.

Строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание

Осознание ответственности человека за общее благополучие, этические чувства, прежде всего добро-желательность и эмоционально-нравственная отзывчивость

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— классифицировать поезда в зависимости от их назначения;

— работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль;

— использовать информацию учебника для выполнения задания, сравнивать старинные и современные поезда;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронтальный опрос

60

Зачем строят корабли?

1

Устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; обобщать полученную на уроке информацию.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели (назначение корабля).

Ставить вопросы, обращаться за помощью

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— классифицировать корабли в зависимости от их назначения;

— рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле;

— работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством корабля, проводить самопроверку и взаимопроверку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронтальный опрос

61

Зачем строят самолеты?

1

Ставить и формулировать проблемы; классифицировать по заданным критериям назначение самолётов); устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; вносить необходимые коррективы в действие после его за¬вершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную (составление рассказа «Аэропорт).

Задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание

Устойчивое следование в поведении социальным нор-мам, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— классифицировать самолёты в зависимости от их назначения;

— рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте;

— работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством самолёта, проводить самопроверку и взаимопроверку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронтальный опрос

62

Почему в автомобиле  и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

1

Строить рассуждения; анализировать информацию.

Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата.

Строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание

Осознание ответственности человека за общее благополучие, этические чувства, прежде всего добро-желательность и эмоционально-нравственная отзывчивость

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— обобщать сведения о транспорте, полученные на предыдущих уроках;

— обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте;

— работать в группе: знакомиться с правилами безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге; рассказывать о правилах безопасности в автобусе, троллейбусе, трамвае;

— участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности в транспорте и действия в опасной ситуации;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронтальный опрос

63

Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?

1

Строить рассуждения; анализировать информацию.

Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата.

Строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание

Осознание ответственности человека за общее благополучие, этические чувства, прежде всего добро-желательность и эмоционально-нравственная отзывчивость

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать в группе: знакомиться с правилами безопасности и спасательными средствами на корабле и в самолёте;

— участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронтальный опрос

64

Зачем люди осваивают космос?

1

Ставить и формулировать проблемы, связанные с темой урока; устанавливать при-чинно-следственные связи.

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач.

Определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника;

— работать в группе: высказывать предположения по вопросам учебника, осуществлять Самопроверку;

— моделировать экипировку космонавта;

— участвовать в ролевой игре «Полёт в космос»;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронтальный опрос

65

Почему мы часто слышим слово «экология»?

1

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы

для решения задач (плакаты экологической направленности); осознан-но и произвольно строить сообщения в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную (способы сохранения окружающей природы); ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости).

Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нор-мам природоохранного, не-расточительного, здоровье-сберегающего поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— находить в тексте учебника ответы на вопросы;

— приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой;

— оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них;

— участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы»;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Фронтальный опрос

66

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?»

1

Строить рассуждения; обобщать, анализировать информацию; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Использовать установленные правила в контроле способа решения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач.

Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание.

Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, принятие образа «хорошего ученика», начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

— Выполнять тестовые задания учебника;

— выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

— обсуждать выступления учащихся;

— оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Тестирование

Список литературы

Учебники

Учебно – методические пособия

Медиаресурсы

1. Плешаков А.А., Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: «Просвещение» - 2012

1. Плешаков А.А.,        Сборник рабочих программ «Школа России»

1-4 классы        М.: «Просвещение» - 2011

1. Окружающий мир. 1 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова                Москва «Просвещение»-  2011

2. Плешаков А.А., Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь №1,2.М.: «Просвещение»  - 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Программа по окружающему миру3 класс

Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»

Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип  урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...

Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».

Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология  деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования

План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный  Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...