Рабочая программа и КТП по окружающему миру 2 класс, Поглазова
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Карпина Валентина Александровна

Рабочая программа и КТП составлены в соответствии с ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programmaktp_okr.mir_poglazova.docx40.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

финансово-экономический лицей г. Пензы

Рассмотрено

На заседании методического объединения учителей ________________________

Протокол № 1 от «……» …...2014 года

Руководитель МО _____________/

Согласовано

Заместитель директора по  УВР(НМР)

 ФЭЛ № 29

_____________________________

«……» ……………………………. 2014 года

Утверждаю

Директор ФЭЛ № 29

____________________________

Рассмотрено и утверждено на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от … августа 2014 года

Приказ № ………

«……» августа 2014 года

Рабочая программа

по окружающему миру

на 2014/2015 учебный год

класс 2 «А»

                                                                                                   

                                                                                                     

Учитель: Карпина Валентина Александровна

Пояснительная записка к рабочей программе

по окружающему миру

Рабочая программа разработана на основе требований:

  • Федерального государственного образовательного стандарта;
  • Федеральной примерной программы начального общего образования по окружающему миру, созданной на основе федерального государственного образовательного стандарта;
  • Авторской программы О.Т. Поглазовой «Окружающий мир»
  • Учебного плана МБОУ ФЭЛ № 29 г. Пензы на 2014/2015 учебный год

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

  • Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир. Учебник для 2 класса. В 2-х частях. – Смоленск, Ассоциация XXI век, 2012

а также дополнительных пособий для учителя:

  • Поглазова О.Т. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 2 класса. – Смоленск, Ассоциация XXI век, 2012
  • Лободина Н.В. Система уроков по учебнику О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилина «Окружающий мир» для 2 класса. – Волгоград, Учитель, 2013

и дополнительных пособий для учащихся:

  • Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1 и №2. – Смоленск, Ассоциация XXI век, 2013.
  • Поглазова О.Т. Тестовые задания для 2 класса. – Смоленск, Ассоциация XXI век, 2013

    Согласно действующему в лицее учебному плану рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения: количество часов во 2 классе: всего 68 часов, в неделю 2 часа.

    Настоящая рабочая программа учитывает особенности обучающихся во 2 классе, а именно, возрастные особенности восприятия, мышления и творческой деятельности детей младшего школьного возраста. В соответствии с этим реализуется программа по окружающему миру.

    На основании этой программы, целью которой является продолжение формирования у учащихся 2-ых классов универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов, реализуется  федеральный,  региональный или школьный компонент.

    Главной образовательной задачей является развитие и воспитание учащихся в процессе освоения ими начальных знаний о природе, человеке и обществе.


Требования к уровню подготовки учащихся после изучения курса «Окружающий мир» во 2-ом классе

Личностные результаты

  • ориентироваться в социальных ролях;
  • выделять нравственный аспект поведения;
  • соблюдать моральные, безопасные, экологически грамотные нормы поведения в обществе и природе

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

  • анализ своего знания и незнания;
  • постановка учебной задачи, умение принимать и сохранять учебную цель;
  • определить последовательность решения поставленной задачи, составление плана учебных действий;
  • коррекция своих действий;
  • оценка своих действий.

Познавательные универсальные учебные действия

  • осмысливать цель чтения;
  • осуществлять поиск необходимой информации;
  • определять основную и второстепенную информацию;
  • систематизировать информацию;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • дополнять готовые информационные объекты и создавать собственные.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
  • адекватно использовать речевые средства;
  • вступать в учебное сотрудничество;
  • проявление инициативы в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы;
  • оперирование в речи предметным языком.

Предметные результаты. В результате усвоения содержания курса ученик узнает:

  • человек – часть живой природы и член общества, условия его здоровья и благополучия, значение труда и творчества в его развитии, профессии людей;
  • правила безопасного поведения в природе и социальной среде;
  • основные нормы морали, культурного поведения; элементарные приёмы управления своим эмоциональным состоянием;
  • правила личной гигиены, способы сохранения и укрепления здоровья; приёмы первой помощи при легких травмах и простудных заболеваниях;
  • природные тела и явления, способы их изучения; основные космические тела, виды земной поверхности, виды водоёмов;
  • взаимоотношения в обществе; государственные символы; права и обязанности российских граждан;
  • названия наиболее многочисленных народов, населяющих Россию;
  • экологические проблемы современного города.

Годовое планирование учебного материала

(68 ч., 2 ч. в неделю)

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

Количество контрольных работ

Количество уроков - экскурсий

1

Человек и природа

10

-

-

2

Человек и общество

8

1

-

3

Природа вокруг тебя

29

2

2

4

Наша Родина - Россия

10

1

-

5

Человек - творец

11

1 (итоговая)

1

Итого

68

5

3

     

Содержание учебного курса «Окружающий мир» (68 ч.)

Человек и природа (10 часов)

Человек как часть живой природы и разумное существо. Здоровье человека, основные условия и способы его сохранения и укрепления. Значение для здоровья режима дня, закаливания, физических упражнений, спорта, прогулок на природе. Органы чувств, важность сохранения их здоровья. Оказание первой помощи при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог, обморожение). Использование целебных свойств растений. Личная гигиена школьника, поддержание чистоты и порядка в помещениях – залог здоровья. Важность знания правил безопасной жизни. Правила безопасного поведения в природе и дома (ядовитые растения, грибы, встреча с опасными животными; безопасное пользование бытовыми электрическими приборами, правила обращения с газом, водой, противопожарная безопасность).Правила поведения с незнакомыми людьми. Телефоны экстренной помощи.

Человек и общество (8 часов)

Общество – совокупность людей, объединённых общей культурой и совместной деятельностью. Человек – член общества.Значение труда для человека и общества. Разнообразие профессий: учёные, деятели литературы и искусства, учитель, врач, археолог и др. Важность и необходимость профессии эколог в современном мире. Наиболее распространённые профессии в городе, селе. Культура общения людей, правила этикета. Важность вежливого, уважительного отношения к окружающим. Эмоциональное состояние человека, проявление чувств. Друзья, взаимоотношения с ними. Физическая и духовная красота человека. Семья — ячейка общества, его основа. Члены семьи, родственники. Имя, отчество, фамилия, их происхождение. Родословная семьи (предки, ближайшие поколения). Место работы членов семьи, их профессии. Домашнее хозяйство, семейный бюджет. Взаимоотношения в семье, забота членов семьи друг о друге. Обязанности ребёнка в семье(забота о младших, стариках, больных, помощь взрослым).Труд, отдых, семейные праздники. Семейные реликвии и традиции.

Природа вокруг тебя (29 часов)

Кто и как изучает природу. Учёные, изучающие живую и неживую природу. Значение наблюдений и эксперимента в изучении законов природы. Природные явления, происходящие в живой и неживой природе. Способы их изучения. Объекты и явления неживой природы, наблюдаемые на дневном небе. Образование облаков, их разнообразие. Перистые, кучевые, слоистые,

грозовые облака. Что изучает наука астрономия. Первые представления о небесных телах. Звёзды – раскалённые космические тела. Солнце – ближайшая к Земле звезда, источник света и тепла для растений, животных, человека. Опасность солнечного ожога и теплового удара. Правила безопасного поведения под солнечными лучами. Почитание Cолнца древними народами, его образ в произведениях народного творчества. Космические объекты и явления, наблюдаемые на ночном небе. Звёзды и созвездия. Кометы, метеоры, метеориты. Красота ночного неба. Планеты – холодные космические тела. Земля – планета. Общие представления о её форме, размерах и движении. Вращение Земли вокруг оси как причина смены дня и ночи, обращение вокруг Солнца – причина смены времён года. Глобус – модель Земли. Представления древних о Земле. Первый полёт человека вокруг Земли, первый космонавт мира, Ю. А. Гагарин. Вид Земли из космоса. Луна – естественный спутник Земли. Движение Луны вокруг Земли как причина изменения её видимой формы в течение месяца (фазы Луны). Материки и океаны Земли, их число, названия, расположение на глобусе и карте полушарий. Формы земной суши: горы, равнины, их разнообразие, условное обозначение на карте. Холм, части холма. Овраги, их образование и борьба с ними. Разнообразие гор. Горы и люди. Правила безопасного поведения в горах. Вулканы, опасность их извержения. Изменение и загрязнение суши людьми: карьеры и отвалы, свалки из пустых пород. Вода на Земле. Группы водоёмов: естественные и искусственные; с пресной и солёной водой. Естественные водоёмы: океан, море, озеро, река. Море и его значение для людей и природы. Морская вода, волны, опасность купания в море. Озеро – замкнутый водоём. Каспийское море – самое большое озеро мира. Байкал – глубочайшее озеро мира, жемчужина России. Река – постоянный водный поток. Части реки: исток, притоки, устье. Реки и люди. Болото, его значение для рек. Искусственные водоёмы: пруд, водохранилище, канал. Источники питьевой воды, важность сохранения их чистоты. Необходимость экономного расходования воды в быту. Проблема загрязнения (очистки) водоёмов. Правила безопасного поведения на водоёмах. Важность сохранения красоты и чистоты природы.

Наша Родина – Россия(10 часов)

Родина, соотечественники. Россия – многонациональное, одно из крупнейших по территории государств мира. Народы, населяющие Российскую Федерацию, их национальные традиции (на примере народов родного края). Уважительное отношение к своему и другим народам. Русский язык — государственный язык России. Территория Российской Федерации. Государственная граница России, её сухопутные и морские границы. Государственные символы России: флаг, герб, гимн. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – основной закон Российской Федерации. Права и обязанности граждан. Права ребёнка. Президент Российской Федерации – глава государства. Праздник и его значение в жизни общества. Государственные праздники: День защитника

Отечества, День Победы, День весны и труда, День России, День народного единства, День Конституции, День защиты детей и др.Москва – столица России, центр управления государством. Расположение Москвы на карте России. Некоторые достопримечательности столицы России(Кремль, Московский университет, московское метро, Большой театр, храм Христа Спасителя и др.). Российские города(города-миллионеры, города-герои, города воинской славы, древние города). Общее представление о гербах городов. Санкт-Петербург и его достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I —Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.).Горожане и селяне. Условия жизни в городе (на селе). Промышленные и жилые районы города. Культурные центры города (библиотеки, музеи, театры, стадионы и др.).Проблемы современного города (транспорт, переработка отходов, чистота и др.).Проблема загрязнения окружающей среды. Опасность пребывания на свалках Важность озеленения городов. Значение транспорта в жизни общества. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Экологические проблемы города, связанные с транспортом. Экологически чистые виды транспорта.

Родной край, родные места семьи. Родной город (посёлок). Достопримечательности и исторические памятники родногогорода (посёлка). Человек – творец (11 часов)

Человек – создатель и носитель культуры. Талант и трудолюбие. Творчество и мастерство человека. Музеи, их значение в жизни общества. Исторический, краеведческий, политехнический и другие музеи, их экспонаты. Музеи под открытым небом. Коллекции старинных предметов быта: одежды, обуви, домашней утвари, светильников и др. Значение письменности, счёта, средств связи в жизни людей. Бережное отношение к книге. Старинные и современные средства письменности, счёта, связи. Почта, телеграф, мобильный телефон, компьютер, электронная почта, радио, телевидение, пресса, Интернет. Мир искусства. Виды художественного творчества: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Образы природных пейзажей, времён года в искусстве: в поэзии, на художественных полотнах и др.Художественные музеи – хранилища произведений искусства. Эрмитаж, Третьяковская галерея –крупнейшие музеи страны. Красота природная и рукотворная. Симметричные и несимметричные предметы окружающего мира. Осевая, центральная, переносная виды симметрии. Линия и центр симметрии. Использование разных видов симметрии в творениях человека: в архитектурных сооружениях, парковых ансамблях, мостах, узорах одежды, предметов быта и др.Памятники культуры на ближайших улицах родного города(села), важность бережного отношения к ним.

    С учетом уровневой специфики классов выстроена система уроков:

  1. уроки открытия нового знания (ОНЗ);
  2. урок-экскурсия (УЭ);
  3. урок – практическая работа (ПР);
  4. урок повторения и обобщения знаний (УО);
  5. уроки контроля и оценки знаний (УК).

Формы и средства контроля и оценки знаний:

  1. Контрольная работа
  2. Тестовые задания
  3. Устный опрос
  4. Самоконтроль

    В учебном процессе в соответствии с темой урока и дидактическими целями используются:  наглядные пособия, мультимедийный проектор, ноутбук, аудиозаписи, презентации, электронные материалы к учебнику http://umk-garmoniya.ru/electronic_support/e_resurse.php


Календарно – тематическое планирование

(всего 68 ч., 2 ч. в неделю)

п/п

№ в

разделе

Тема раздела,

урока

Тип урока

Дата по

плану

Дата по

факту

Планируемые личностные и метапредметные результаты

Планируемые предметные результаты

1-я четверть (16 ч.)

Человек и природа  (10ч.)

Умение сравнивать и объединять предметы в группы, выполнять тестовые задания, умение принимать и решать познавательные задачи, извлекать инф-ию из схем, рисунков, текстов учебника; чистоплотность; узнавать предмет по описанию признаков, пользоваться дополнительной литературой, составляя краткое сообщение; умение моделировать различные ситуации, опасные для жизни

Оперируют понятиями: тело, тела природы, изделия человека, источники информации, изобретатель, орудие труда, научные приборы, здоровье, закаливание, режим дня, функции органов чувств, их гигиена, первая помощь, болезнетворные микробы, правила ухода за кожей, лекарственное растение, целебное св-во, ядовитое растение, правила сбора лекарственных растений

1

1

Что нас окружает

УО

2

2

Тела окружающего мира

ОНЗ, ПР

3

3

Человек – часть живой природы

ОНЗ, ПР

4

4

Человек – разумное существо

ОНЗ, ПР

5

5

Здоровье человека. Значение природы для здоровья

ОНЗ

6

6

Органы чувств, их гигиена

ОНЗ

7

7

Органы чувств, их гигиена

ОНЗ

8

8

Чистота – залог здоровья

ОНЗ

9

9

Зелёная аптека

ОНЗ,  ПР

10

10

Азбука безопасного поведения

ОНЗ, ПР

Человек и общество (8ч.)

11

1

Человек – член общества

ОНЗ

Умение выделять в тексте главную мысль; осознавать себя частью общества; уважительное отношение к людям труда; культура общения; умение следовать правилам этикета; работать в паре, давать нравственную оценку поступкам, оценивать

Оперируют понятиями: человек – общественное существо, условия благополучия, общественный порядок, профессия, мастерство, экологическая проблема, язык мимики и жестов, правила этикета, физическая и духовная красота, нравственные ценности, эмоции, дружный коллектив, семья, поколение, родословная,

12

2

Разнообразие профессий людей

ОНЗ

13

3

Как мы общаемся. Правила этикета

ОНЗ, ПР

14

4

Физическая и духовная красота человека

ОНЗ

15

5

Друзья, их значение в жизни людей

ОНЗ

16

6

Контрольная работа

УК

2-я четверть (16 ч.)

17

7

Семья. Родственники

ОНЗ

своё состояние и состояние окружающих; умение выполнять проектную работу

обязанность, взаимопомощь, традиция, реликвия, личные дела и семейные, мужские и женские

18

8

Семейные заботы и семейные традиции

ОНЗ, ПР

Природа вокруг тебя( 29ч.)

Умение ставить познавательную задачу, планировать ход исследования; эстетическое восприятие окр. мира; умение соотносить текстовую, графическую и иллюстративную инф-ию; соотносить видимые и реальные размеры тел, расстояний; анализировать рисунки и обобщать инф-ию; наблюдать природные тела; выполнять творческие работы; работать в паре, оценивать одноклассников; аргументировать свою т.з.; развивать воображение; умение выполнять в паре практические задания;

Оперируют понятиями: наука, ученый, способы познания, опыт, лаборатория, приборы для измерений и наблюдений, явление, тело, водяной пар, облако, туман, кучевые, перистые, слоистые облака, космическое тело, звезда, Солнце, действие солнечных лучей на организмы; правила поведения на солнце, созвездие, невооруженный глаз, телескоп, комета, метеор, метеорит, Земля, шарообразная форма, космонавт, космический корабль, глобус, экватор, сутки, год, луна –

19

1

Кто и как изучает природу

ОНЗ

20

2

Природные тела и явления

ОНЗ

21

3

Разнообразие облаков

ОНЗ, ПР

22

4

Солнце – ближайшая к Земле звезда

ОНЗ

23

5

Солнце и жизнь

ОНЗ

24

6

Звёзды и созвездия

ОНЗ

25

7

Кометы, метеоры, метеориты

ОНЗ

26

8

Земля – планета. Форма земли

ОНЗ, ПР

27

9

Движение Земли

ОНЗ

28

10

Луна – естественный спутник Земли

ОНЗ

29

11

Исследования луны. Человек на луне

ОНЗ

30

12

Планеты, движущиеся вокруг солнца

ОНЗ, ПР

31

13

Разнообразие космических тел ( обобщающий урок)

УО

32

14

Контрольная работа

УК

3-я четверть (20 ч.)

33

15

Поверхность Земли. Материки и океаны

ОНЗ

моделировать расположение предметов в пространстве; пользоваться условными обозначениями; моделировать объекты окружающего мира; развивать экологическое мышление; представлять результаты наблюдений в разной форме; различать объекты окружающего мира по существенным признакам; работать со схемами; выполнять и оформлять тестовые задания разных типов

естественный спутник Земли, астронавт, автоматическая станция, луноход, рельеф луны, 9 больших планет, астероиды – маленькие планеты, география, океан, материк, остров, полуостров, равнины, горы, плоская и холмистая равнины, холм, овраг, курган, борьба с оврагами, гора, её части, горный хребет, Эверест, Эльбрус, горная долина, пропасть, тоннель, снежная лавина, каменная осыпь, вулкан, гейзер, альпинист, мировой океан, океан, море, морская вода, пресная вода, река, части реки, водохранилище, водоканал, водопад, родник, наводнение, плотина, гидроэлектростанция, естественный, искусственный водоёмы, озеро, пруд, болото, экологически грамотное поведение, питьевая вода, водопой, колодец, фильтрация воды, экономия питьевой воды

34

16

Плоские и холмистые равнины. Овраги и борьба с ними

ОНЗ

35

17

Горы, их разнообразие

ОНЗ

36

18

Горы и люди. Безопасное поведение в горах

ОНЗ

37

19

Экскурсия. Формы суши родного края

УЭ

38

20

Земля и её поверхность (обобщающий урок)

УО

39

21

Вода на Земле. Океаны и моря.

ОНЗ

40

22

Значение моря для жизни людей

ОНЗ

41

23

Пресные воды суши. Река, её части

ОНЗ

42

24

Значение рек для людей

ОНЗ

43

25

Озёра, пруды, болота. Байкал – жемчужина России

ОНЗ

44

26

Значение воды на Земле. Загрязнение водоёмов

ОНЗ

45

27

Экскурсия. Водоёмы родного края

УЭ

46

28

Разнообразие водоёмов (обобщающий урок)

УО

47

29

Контрольная работа

УК

Наша Родина – Россия (10ч.)

48

1

Родина. Родной край. Россия – многонациональное государство

ОНЗ

Патриотическое отношение к России, к малой Родине; умение работать с различными видами инф-ии; осознание себя гражданами своей страны – России; отличать государственные символы РФ от др. государств; ответственное отношение к гос-ым законам; умение находить инф-ию для ответа на вопросы; чувство

Оперируют понятиями: Россия, страна, территория, россияне, национальность, малая родина, РФ, республика, край, область, государственная граница, армия, герб, флаг, гимн, президент, закон, Конституция, права человека, гражданин, государственный праздник, столица,

49

2

Российская Федерация, её государственные символы

ОНЗ, ПР

50

3

Конституция- основной закон государства

ОНЗ, ПР

51

4

Москва – столица России. Российские города

ОНЗ

52

5

Контрольная работа

УК

4-я четверть (16ч.)

53

6

Родной город, его достопримечательности

ОНЗ, ПР

гордости за Родину, столицу, народ, подвиги; работать с блок-схемами алгоритмов; ответственное отношение к своему месту жительства; работать со словарем, планировать деятельность;  обсуждать проблемы, предлагать способы их решения

достопримечательность, город-герой, город-миллионер, кремль, герб города, архитектор, небоскреб, сквер, парк, улица, проспект, бульвар, площадь, отходы городского хозяйства, свалка, контейнеры для отходов,различные виды транспорта, правила безопасного поведения

54

7

Горожане и селяне

ОНЗ

55

8

Проблемы современного города

ОНЗ, ПР

56

9

Наземный, водный и воздушный транспорт

ОНЗ, ПР

57

10

Проблема загрязнения воздуха и воды при его использовании

ОНЗ, ПР

Человек – творец (11 ч.)

58

1

Разнообразие музеев. Экспонаты музеев

ОНЗ

Интерес к познанию исторического прошлого наших предков; бережное отношение к памятникам истории; умение наблюдать старинные предметы и описывать их; анализировать инф-ию; выполнять проектную работу и презентовать её; развивать творческие способности; развивать интерес к произведениям искусства; умение наблюдать и делать выводы; развивать воображение, наглядно-образное и логическое мышление, чувство гармонии; применять знания в практической деятельности.

Оперируют понятиями: музей, экспонат, быт, предметы быта, глашатай, гонец, почта, телеграф, художник, поэт, композитор, клоун, музыкант, певец, театр, цирк, консерватория, опера, пьеса, спектакль, симметричные и несимметричные предметы, признак симметрии, осевая симметрия, линия симметрии, центральная симметрия, центр симметрии, орнамент.

59

2

Старинные и современные предметы быта и одежды

ОНЗ

60

3

Старинные и современные средства письменности, счёта, связи

ОНЗ, ПР

61

4

Мир искусства. Художественное творчество человека

ОНЗ, ПР

62

5

Природа в произведениях литературы, живописи, музыки

ОНЗ, ПР

63

6

Красота природная и рукотворная

ОНЗ, ПР

64

7

Осевая симметрия

ОНЗ, ПР

65

8

Центральная и орнаментальная симметрии

ОНЗ, ПР

66

9

Виды симметрии в изделиях людей

ОНЗ, ПР

67

10

Экскурсия «Красота природная и рукотворная»

УЭ

68

11

Итоговая контрольная работа

УК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и КТП по окружающему миру 2 класс автор Н.Ф.Виноградова

Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственного стандарта начального образования по образовательной области «Окружа­ющий мир» (2004 г.)и предназначена для на...

Рабочая программа и КТП по окружающему миру 2 класс "Школа России"

Окружающий мирПояснительная запискаРабочая программа по окружающему миру разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «...

Рабочая программа и КТП по окружающему миру. 2 класс. Программа "Школа России". ФГОС

Рабочая программа и КТП по окружающему миру. 2 класс. Программа "Школа России". ФГОС...

Рабочая программа с КТП по окружающему миру по программе ПНШ 2 класс

Рабочая программа с КТП по окружающему миру по программе ПНШ 2 класс...