открытый урок на тему "Родной край на территории России" (Крым)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

БИНАРНЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ И ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ «РОДНОЙ КРАЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ»

 

"Ребята, сегодня мы будем путешествовать по родному краю, по краю где мы живем. Тема нашего урока «Родной край на территории Российской Федерации»"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_krymu.doc352.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ЛИСТВЕНСКАЯ СОШ  

БИНАРНЫЙ УРОК

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ И ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

 «РОДНОЙ КРАЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ»

                                                             

                                     Разработка урока                                                      

                                          Мачулиной Натальи

                        Павловны

2015год

ЦЕЛЬ:  продолжить формировать понятие о природе России, формировать понятие «родной край», показать учащимся красоту и величие Крыма; продолжать формировать практические навыки работы с тетрадью, учебником, работать с географическими картами; способствовать формированию национальной сознательности и толерантных отношений младших школьников, их гражданской позиции; развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать чувства патриотизма  и гордости за свое отечество, любовь к родному краю; способствовать пониманию «творить добро», добывать знания и трудиться, приносить пользу своей земле.

ОБОРУДОВАНИЕ:  карта Крыма, иллюстрация с краевидами родных мест, рисунки учеников на тему «Мой Крым»; раздаточный материал: карточки, шифровки, фигурки голубя, тексты, пословицы; плакат со словом «Мир» на русском, украинском и крымскотатарском языках; костюмы народов, проживающих в Крыму, названия станций, бумажный цветок с написанными на лепестках пожеланиями всем крымчанам, ключ к шифрограммам:

ХОД   УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  МОМЕНТ.

Создание эмоционального фона. Игра «Передай другому».

Уч. –  Прозвенел звонок, начинаем мы урок.

          К гостям повернитесь, мило улыбнитесь.

          И скажите: «Добрый день»

А теперь повернитесь друг к другу и улыбнитесь друг другу. Повернитесь ко мне, поделитесь своими улыбками со мной. Спасибо.

Улыбка всегда располагает к общению. Думаю, что наше общение сегодня на занятии будет приятным. Садитесь.

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

  1. Блиц-турнир.

     - Какую тему изучали на прошлом уроке?

     - На каком материке мы живем?

     - В каком полушарии находится Европа?

     - Какое место по своей величине занимает Россия в Европе? Среди всех стран мира?

     - Какая река протекает по территории трех государств?

     - Какова её протяженность?

     - Назовите столицу России.

     

  1. Фронтальная проверка выполнения заданий в тетради.

Уч. –  Ребята, вы дома должны были определить протяженность территории Российской Федерации с севера на юг и с запада на восток используя масштаб, указанный на карте. (Ответы детей)

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА.

Уч. – Ребята, сегодня мы будем путешествовать по родному краю, по краю где мы живем. Тема нашего урока «Родной край на территории Российской Федерации»

IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Демонстрация иллюстраций.

Уч. – Ребята, узнаете ли вы то, что изображено на этих иллюстрациях?

Давайте составим «Сенкан» к слову Крым.

Ребята, а любите ли вы свой родной край?

Чтобы по-настоящему любить свой край, свою малую родину, нужно хорошо знать и её природу, и её людей. Сегодня мы постараемся расширить свои знания и увидеть Крым таким, каким прежде мы еще не знали. Давайте с этого и начнем наш урок, выясним, что вы уже знаете о родном крае.

V. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

1. РАЗМИНКА

Учитель читает 2 утверждения, а ребята выбирают правильное.

     

  1. Крым – это остров.

Крым – это полуостров.

                 2.Его омывают два моря.

                    Его омывают три моря.

                                           3. Это моря – Черное и Красное.

                                                         Это моря – Черное и Азовское

                                                                          4. Столица Крыма – Евпатория

                                                                              Столица Крыма – Симферополь

Послушайте стихотворение Лидии Огурцовой «Гимн моей земле», посвященный нашему полуострову.

ГИМН МОЕЙ ЗЕМЛЕ

У моря, на юге земли древних скифов,

Лежит полуостров, творенье веков.

Здесь реки и горы, леса и равнины,

Легенды, сказанья и песни отцов.

Будь счастлив здесь каждый и Богом одарен:

И русский, и грек, армянин, караим,

Еврей, украинец, болгарин, татарин,

Да здравствует добрый и щедрый наш Крым!

VI. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

  1. Практическая работа с физической картой России

Уч. – Ребята, мы отправляемся в путешествие по нашему родному краю и первая остановка «Крым – край, в котором мы живем».

РАБОТА  В  ПАРАХ

- Ребята, рассмотрите карту России и вспомните, сколько всего субъектов в Российской Федерации?

- С каким краем граничит наш Крым?

- Определите расстояние от областного центра Республики Крым до столицы России по масштабу, указанному на карте.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

Уч. – Послушайте рассказ «Три пояса Крыма». Отметьте на карте Крыма место, где мы живем (у детей индивидуальные карты Крыма).

Беседа по тексту.

- О каких поясах шла речь?

- В какой природной зоне Крыма мы живем? Почему?

- Закрасьте эту природную зону.

Уч. – Что такое Крым? Мы узнаем из ответов учеников.

Ответы детей:

- Крым – это край, где я родился и расту, хожу в школу и  играю с друзьями.

- Крым – это славная историческая земля с вековыми традициями народов, которые проживают на полуострове, площадь которого более 26 тысяч квадратных километров.

- Крым – это красивейшее место в мире с легендарными памятниками архитектуры и культуры, с солнечным южным берегом, заповедными лесами, чудесными крымскими горами и Черным морем.

- Крым – это моя Родина, которую я люблю, уважаю и забочусь о ней.

Уч. – Краю, в котором мы живем, поэтесса  Л.Фисейская посвятила стихотворение «Маленькая страна» (читают дети в национальных костюмах)

МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

На ладонях ласкового моря

Маленькая нежится страна.

Довелось ей много видеть горя –

Шрамы зализала все волна.

У нее лицо неповторимо,

И такого больше в мире нет.

Аура особая у Крыма,

Сам он – многокрасочный букет.

Отовсюду тянутся земляне

Прикоснуться к нашим берегам

И чуть-чуть завидуют крымчанам:

Повезло здесь поселиться нам.

Здесь уютно при любой погоде,

И, как было в прежние века,

Разные красивые народы

Говорят на многих языках.

Это им нисколько не мешает.

Меж собою все они дружны.

Хорошо друг друга понимают,

Толмачи им вовсе не нужны.

На ладонях ласкового моря

Маленькая нежится страна,

Сон ее оберегают горы,

Колыбельную поет волна.

ФИЗМИНУТКА

Встаньте дети, усмехнитесь,

     Земле нашей поклонитесь.

             За счастливый день вчерашний

                    Вы до солнца потянитесь,

                           Веретенцем покружитесь,

                                  Раз присядьте, два присядьте

                                        И за парты тихо сядьте.

           

Уч. – Продолжаем наше путешествие. Останавливаемся на второй станции «Родина и мир – жизнь в согласии».

- Каждый человек имеет свою Родину. Ребята, а что такое Родина? (Чтение лексического понятия слова «Родина» с таблицы).

А слышали ли вы слово «Патриот»?

 

Уч. – Прочитайте слова крымскотатарского просветителя Исмаила Гаспринского.

     Земля, где мы родились и выросли, - это наша Родина. Каждый человек любит и должен любить свою Родину. Но когда мы говорим «Родина», мы имеем в виду не только место, где мы родились но и край, куда входит наша земля… В этом краю живут разные национальности… Народы, живущие  в одном государстве, должны жить в дружбе и взаимопонимании.

1. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ

- Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать патриот своей страны? Выберите из списка и отметьте галочкой.  

АГРЕССИВНОСТЬ

БЕЗРАЗЛИЧИЕ

ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

ДОБРОТА

ЖЕСТОКОСТЬ

ЛЮБОВЬ К РОДНОМУ КРАЮ

РАВНОДУШИЕ

РЕШИТЕЛЬНОСТЬ

СМЕЛОСТЬ

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ

ЧЕСТНОСТЬ

-Ребята, послушайте стихотворение поэтессы Л.Фисейской.

РОДИНА

Родина! Это место где мы родились.

Родина! Это место где мы прижились.

Родина! Это крымская наша земля,

Где проложена нами стезя.

Отчий дом, что купается в нежных лучах.

Дивный край! Он останется в наших сердцах.

Место встречи богов и крещенья Руси,

Где подсолнухи пьют капли свежей росы.

Родина! Это таинство звездных ночей,

Песни волн и ранжир кипарисов-свечей,

Сад Никиты, Салгир, Аю-Даг

И вершина Ай-Петри в снегах.  

Работа в парах

Уч. – Расшифруйте пословицу и приведите похожие по смыслу пословицы, которые вы знаете.

Одна у человека мать, одна и Родина

2. РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ

Найди и подчеркни в пословицах слово «Родина» или словосочетания, которыми его можно заменить.

Весь свет обошел, а рай в родимом краю нашел (Азербайджанская)

В своей стороне и зима милее (Литовская)

Где родной край, там и под елкой рай (Украинская)

Без глаз проживешь, без Родины – нет. (Болгарская)

Мала птица, а и та сое родное гнездо бережет (Русская)

3. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА. «МИКРОФОН»

- Ребята, Вам было дано домашнее задание: написать текст-миниатюру на тему: «Каким ты видишь Крым в будущем?». (Прослушивание работ учеников).

VII.ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

- А теперь давайте придумаем пожелания людям, живущим в Крыму, для каждого лепестка цветика-семицветика

 

  ПОЖЕЛАНИЯ:

- Быть терпимыми к чужим верованиям.

- Уметь прощать.                                 - Жить в мире и согласии.

- Принимать других людей такими, какие они есть.

- Заботиться о природе Крыма.          - Любить свой родной край.

- Сохранять историю полуострова.

ВЫВОД.

Уч. – Самое родное место для вас, ребята, на земном шаре – Крым, где живут твои родители, друзья, учителя, соседи. И это место будет оставаться для вас самым главным, даже если вы его когда-нибудь покинете.  Любите и берегите наш удивительный край с яркой и интересной историей. Помните, что лишь любовь, добрососедство и стремление к миру сохранят нашу Родину красивой, мирной и процветающей.

А теперь давайте на голубе мира напишем слова «Крым», «Родина» и «Мир» на языках, которые вы знаете.

                                           

Уч. – Отправляя голубка мира «в полет»,  мы тем самым говорим:

- Пусть всегда будет солнце

- Пусть всегда будет небо

- Пусть всегда будет мир

Все: И процветает наш Крым (Дети показывают рисунки на тему « Крым»)

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

1. Проработать статью «Родной край на территории России» (с.144-145), уметь отвечать на все вопросы.

2. Творческое задание: найти в дополнительной литературе и изобразить разные способы ориентирования по местным признакам (по растениям, с помощью животных, птиц, предметов неживой природы) в населенных пунктах.

IX. ИТОГ  УРОКА.

Беседа:

- Понравился ли урок?

- Чем понравился? Что для себя открыли?

Оценивание ребят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Сохраним природу родного края"

Воспитание экологической культуры у современных школьников - это не дань моде, а веление времени, продиктованная самой жизнью. Сегодня экологические знания включены в программу курса "Окружающий ...

Водоемы нашего края Открытый урок

Анализ вожоемов нашей местности...

Приложение к программе «Растим патриота России» . Направление: «Наш край» Проект: территория школы - цветущий сад.

Цель проекта:  На практических занятиях раскрыть значение таких профессий, как озеленитель, дизайнер, цветовод. Объединение усил...

Открытый урок , посвященный 74-летию образования Краснодарского края

Открытый урок по кубановедению, посвященный 74-ой годовщине образования Краснодарского края. Проведен в 1 классе....

исследовательский проект" Что значит для России Крым?"

В связи с последними событиями в Украине, когда во всех СМИ, на улице, дома мы слышим: "Крым, Россия, фашизм не пройдёт", представляемый вашему вниманию проект был и остаётся настолько актуальным и ин...

Открытый урок по Брянскому краю 2 кл

Открытый урок по Брянскому краю 2 кл...

Сценарий открытого учебного мероприятия «Особо охраняемые природные территории Югры» на тему «Путешествие в Верхне-Кондинский заказник»

Сценарий открытого учебного мероприятия «Особо охраняемые природные территории Югры» на тему «Путешествие в Верхне-Кондинский заказник»...