Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Сасиновская Елена Викторовна

Программа с описанием целей и задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_2_klass.docx101.23 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа  п.Нивенское

                                                                         Утверждаю

                                                                                                                                                   Директор школы _________________ Г. Г. Граховская

                                                                                                                                                    «  » _________________ 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   ПО  ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ   НА 2015 -2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

2 класс (68 часов)

Составлена  на основании:

Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа.

В 2ч. 3-е изд.,-М.:Просвещение, 2011.-317-(Стандарты второго поколения);

Авторской программы А. А. Плешакова,  М.: Просвещение”, 2011 год.

Учебника « Окружающий мир» 2 класс  А. А. Плешакова,  М.: « Просвещение», 2012 г.

                                                                                                                          Составила программу: Сасиновская Е.В.

                        Рассмотрено на заседании  МО                                                                   Согласовано

                        Рук. МО_______________ И. В. Сасиновская                                             Зам. директора ____________В.А. Белаш

                        «    »________________2015 г.                                                                       «    »__________________2015 г.                

        

Пояснительная записка по курсу « Окружающий мир »  2 класс (68 часов)

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развитияи воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, в соответствии с примерной программой начального образования по Окружающему миру А.А. Плешакова  УМК «Школа России».

Цели изучения курса:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основные задачи содержания курса:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

•Человечество как многообразие народов, культур, религий.                                                                                     • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом на изучение предмета «Окружающий мир» отводится 68ч,2 часа в неделю-34 учебные недели

  В рамках  предмета «Окружающий мир» во 2 классе выделено 20% на изучение внутрипредметного  модуля «ОБЖ». На модуль отводится -13 часов.

Сроки реализации программы

I четверть -18ч,

II четверть -14ч,

III четверть- 20ч,

IV четверть - 16ч.

Результаты изучения курса

Личностные результаты:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации
  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем ми.

Контроль

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты.

Система мер здоровьесберегающего характера  связана с формированием привычек к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня, к созданию условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях и др. На уроках окружающего мира – это  минутки релаксации, физкультурные минутки, зарядка для глаз, и др.

.

Распределение часов по разделам

№ п/п

Название раздела

Количество часов

по программе

по КТП

1

Где мы живём?

4

4

2

Природа.

20

20

3

Жизнь города и села.

10

10

4

Здоровье и безопасность.

9

9

5

Общение

7

7

6

Путешествия

         18

           18

Итого

        64ч

           64ч

Содержание рабочей программы

Где мы живем (4 ч)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные ве щи, машины, дома – это то, что сделано и построено рука ми людей. Наше отношение к окружающему.

Экскурсия: Что нас окружает?

Природа (20 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды

от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления.

Экологические  связи  между растениями  и  животными: растения – пища   и   укрытие   для   животных;   животные – распространители  плодов  и  семян растений  (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.

Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

Жизнь города и села (10 ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах.

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села.

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и   т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.

Здоровье и безопасность (9 ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.

Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по кататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.

Общение (7 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, от дых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

Путешествия (18 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсия: Весенние изменения в природе.

Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.

 

Материально-техническое оснащение

Печатные пособия

  1. Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения;
  2. Плакаты по основным темам естествознания магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т.п.);
  3. Географические и исторические настенные карты;
  4. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток, гербарии и др).

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  1. Термометры для измерения температуры воздуха, воды;
  2. Лупа;
  3. Компас;
  4. Часы с синхронизированными стрелками;
  5. Микроскоп (по возможности);
  6. Модели дорожных знаков;
  7. Муляжи фруктов.

Игры и игрушки

  1. Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры-путешествия и пр);
  2. Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

Электронно-звуковые пособия

  1. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности);
  2. Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения (по возможности).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 2 класс : учеб.дляобщеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2012.

2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2012.

3. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Проверим себя : тетрадь для учащихся 2 класса нач. шк. / А. А. Плешаков. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2012.

4. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Тесты. 2 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М. : Просвещение, 2011.

5. Плешаков, А. А. От земли до неба : атлас-определитель : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2012.

6. Плешаков, А. А. Зелёные страницы : кн. для учащихся начальных классов / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2012.

7. Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М. : Просвещение, 2012.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

  1. Плешаков, А. А. Окружающий мир / А. А. Плешаков // Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2012.
  2. Максимова Т.Н. Поурочные разработки, 2 класс/ к УМК «Школа России» А.А. Плешакова. –М.: «ВАКО», 2013.
  3. Тихомирова Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир», в 2-х ч/ к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир».    –М.: «ЭКЗАМЕН», 2014.

Внутрипредметный образовательный модуль  «Основы безопасности жизнедеятельности»

Рабочая программа  по ОБЖ для 2 класса разработана на основе примерной программы, авторской программы Л. П. Анастасовой, П. В, Ижевского, Н. В. Ивановой. «Основы безопасности жизнедеятельности», утверждённой Министерством образования и науки РФ  (Москва, 2007г.) в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта второго поколения начального общего образования начальной школы. 

В соответствии с требованиями федеральных законов России: «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенногохарактера», «Об охране окружающей природной среды», «Опожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму» и другими — разработана программа курса «Основы  безопасности жизнедеятельности»

 Одними из основных моментов в практической реализации вышеназванных законов Российской Федерации являются:

  • постоянное информирование населения;
  • пропаганда знаний;
  • обеспечение правильных действий населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, в опасных для жизни и здоровья условиях.

В соответствии с вышеизложенным предлагается программа, обеспечивающая непрерывность обучения населения начиная с младшего школьного возраста правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях. Реализация программы позволит:

•привить учащимся начальные знания, умения и навыки в областибезопасности жизни;

  • сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
  • выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни, в случае возникновения различныхопасных и чрезвычайных ситуаций.

Цели курса:

  • формирование социального   опыта  школьника
  • осознание  им   необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации

 Задачи обучения:

  • развитие у детей чувства ответственности за своё поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • стимулирование у ребёнка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

  Для обучающегося 2 класса особенно актуальны следующие способы передачи своего отношения к полученной информации: движение (активное практическое действие, игра как реализация полученных знаний, рисунок) и слово (беседа, рассказ).

Программа построена на основе базисного компонента «Окружающий мир».

В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека

Программой предусмотрены обязательные практические занятия

  • работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
  • изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках,расположенных вблизи школы).

Компоненты разделов

Умения

 I.  Защита человека в чрезвычайных ситуациях

 

 

 Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. (Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».

 

 

II.  Основы медицинских знаний и оказание первой  медицинской помощи

 

 Знать пути передачи инфекционных заболеваний.

Причины отравлений. Знать признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами.

 

 

 III.Опасные ситуации, возникающие в       повседневной жизни,правила поведения учащихся

 

 Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты  от них.

Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.

Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть. 

Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса (Результаты обучения)

  • чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоемов;
  • правила поведения на пляже; правила купания в оборудованных и необорудованных местах;
  • правила безопасного поведения в лесу, в поле;
  • возможные опасные ситуации при движении по открытой  местности: ориентирование, правила поведения во    время дождя, грозы, снегопада и др.;
  • ядовитые растения, грибы, ягоды; правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;
  • от чего зависит наше здоровье; как живет наш организм; наши органы: головной мозг, нервы; глаза, уши, зубы ;  мышцы,  кости и суставы;  сердце и кровеносные сосуды,   желудок   и   кишечник;   что   такое   инфекционные заболевания, их связь с образом жизни; чем опасен избыточный вес;
  • травмы, порезы, ссадины и царапины; отравления, их причины и признаки;
  • какими бывают чрезвычайные ситуации; чрезвычайные ситуации природного происхождения; наводнения, причины наводнений;
  • как оповещают население о чрезвычайных ситуациях; что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».

 Умения:

 правильноперейти водоем по льду;

  • правильно вести себя на пляже;
  • плавать способом «кроль на груди»;
  • ориентироваться в лесу;
  • правильно вести себя на реке зимой;
  • правильно вести себя при встрече с опасными животными и насекомымизащититься от них;
  • распознать   отравление и оказать первую помощь при отравлении   грибами;
  • оказатьпервую помощь при царапине, ссадине, порезе,
    при небольшом ожоге или обморожении;
  • действовать по сигналу «Внимание всем!».

  Формы контроля

  • наблюдение;
  • беседа;
  • фронтальный опрос;
  • опрос в парах;

  •  Программа рассчитана на 17

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

  1. Анастасова Л. П.  Основы безопасности жизнедеятельности. 2 класс:  учеб. для общеобразоват. учреждений/ 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010.
  2. Анастасова Л. П.  Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1-2 кл. В 2-х частях Ч. 1-2. – М . : Просвещение, 2010.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

№ урока по теме

Раздел. Тема

Кол-во часов

Формирование компетенций

Ключевые

Обще-предметные

Предметные

1

Взаимодействие человека с окружающей средой

1

информационная

устный диалог

рассказать о способах предупреждения опасностей, как их можно избежать

2

Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.

1

Социально-трудовая

устный диалог

показать связь поступков и решений

3

Дом – машина для жилья. Учимся управлять этой машиной

1

общекультурная

рефлексия

продолжить знакомство с понятиями домашних опасностей: электричество, балкон, лифт

4

Как действовать в чрезвычайных ситуациях. Службы экстренной помощи.

 

1

информационная

устный диалог, монолог

тренировка эвакуации из школы по сигналу «Тревога!»

5

Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др.). Ориентирование. Правила поведения

1

Учебно-познавательная

устный диалог

развитие у детей самостоятельности и ответственности

6

Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов

1

ценностно-смысловая

устный диалог

закреплять знания детей о правилах безопасного передвижения по льду

7

Болезни, их причины и связь с образом жизни.

 

1

учебно-познавательная

устный диалог

научить, как избегать ситуаций, наносящих вред здоровью

8

Пути передачи инфекционных заболеваний. Меры защиты.

1

коммуникативная

устный диалог

развитие у детей бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих

9

Заноза, кровотечение, укус, ушиб, царапина, порез. Первая помощь.

1

ценностно-смысловая

монолог

формирование умений использовать полученные знания в повседневной жизни

10

Первая помощь при отравлении пищевыми продуктами, грибами.

1

учебно-познавательная

самоконтроль

формирование умений и навыков оказывать первую помощь при отравлении

11

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты).

1

ценностно-смысловая

устный диалог

познакомить обучающихся с возможными ЧС мирного и военного времени

12

Основные мероприятия ГО по защите населения. Оповещение населения о ЧС. Сигнал «Внимание всем!»

1

ценностно-смысловая

контроль

подготовить обучающихся правильно выполнять действия по сигналу «Внимание всем!»

13

Подготовка обучаемых к проведению практического занятия «День защиты детей».

 

1

учебно-познавательная

устный диалог

развивать самостоятельность при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях

Оборудование:
      Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» 1—4 кл.: (Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. — 24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). — М.: Просвещение: Рилионт, 2003

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ:

Литература основная:

      Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2005.
      
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб.пособие для 1—2 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2007.
      
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1—2 кл. В 2 ч. Ч. 1. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2007.
      
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1—2 кл. В 2 ч. Ч. 2 / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2007.

Календарно-тематическое планирование (68часов)

п/п

Раздел

Тема урока

Часы

Тип урока и формы работы

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы контроля

Сроки

Примечания

1

Где мы   живём 4ч

Родная страна

1

Урок-путешествие

Наша Родина-Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивания гимна.

Знания: узнают полное имя своей родной страны; познакомятся с целями и задачами раздела  и урока.

Умения: научатся приводить примеры народов России, различать государственные символы России, уважительно относиться

к Родине, её символам.

Навыки: исполнять гимн Рос. Федерации

Фронтальный опрос

2

Город и село

1

Урок-игра

Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе. Подготовка к выполнению проекта  «Родное село»

Знания: узнают о характерных  особенностях города и села.

Умения: научатся сравнивать городской и сельские дома, описывать предметы на основе предложенного плана, собирать информацию для проекта.

Навыки: находить изображения города и села; формулировать выводы

Текущий

3

Природа и рукотворный мир

1

Комбинированный

Объекты природы и предмет рукотворного мира. Наше отношение к миру.

Знания: узнают, что такое природа и предметы рукотворного мира, каким должно быть отношение человека
к миру.
Умения: научатся различать объекты природы
и предметы рукотворного мира.

Навыки: формулировать выводы из изученного материала

Текущий

4

Административная контрольная работа

1

контрольный

Проверка знаний и умений за 1 класс

Научатся оценивать свои достижения

Тест,

5

Природа (20ч)

Анализ контрольной работы.

Неживая

и живая

природа

1

Урок получения новых знаний

Знакомство с целями и задачами раздела. Неживая и живая природа .Признаки живых существ и отличие от неживой природы. Связи между неживой и живой природой.

Знания: узнают, какая бывает природа;

Умения: научатся различать объекты жив. и неживой природы, приводить примеры

Навыки: заполнять таблицу

Фронта-льный опрос

6

Явления природы

1

Урок-практикум

Что такое явления природы. Явления живой и неживой природы. Сезонные явления. Измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Термометр - прибор для измерения температуры. Виды термометров.

Знания: узнают, что такое явления природы; познакомятся с устройством и различными видами термометров.

Умения: научатся различать явления неживой
и живой природы; будут учиться измерять температуру воздуха, воды, тела человека.

Навыки: проводить опыты

Текущий

7

Погода и погодные явления.

1

Урок-практикум

Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научны предсказания погоды.

Знания: узнают, из чего складывается погода, о метеорологических знаках для обозначения погодных явлений.

Умения: научатся наблюдать
и описывать состояние погоды, обозначать явления погоды условными знаками, характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.

Навыки: рассказывать  по плану; вести наблюдения и фикс. результаты

Фронтальная, групповая

8

В гости

к осени.

Экскурсия

1

Экскурсия

Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе.

Умения: научатся наблюдать изменения в жив.и нежив. природе и устанавливать взаимосвязь между ними. Навыки: осознают необходимость бережного отношения к природе

Фронтальная, групповая

9

Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь

1

Комбинированный

Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе.

Знания: расширят (уточнят) знания об осенних изменениях в жизни растений, насекомых и птиц.

Умения: научатся наблюдать осенние явления
в неживой и живой природе родного края и рассказывать о них.

Навыки: выступать с сообщениями по изученному материалу, фоторассказам.

Фронтальная, групповая

10

Звездное небо

1

Урок-исследование

Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь, Зодиак.

Знания: узнают несколько новых созвездий.

Умения: научатся  различать изученные созвездия; будут учиться строить модель созвездий.

Навыки: пользоваться дополнительными источниками информации (Интернет)

Текущий

11

Заглянем в кладовые земли.

1

Практическая

работа

Горные породы и минералы. Гранит и его состав

Знания: узнают, что такое горные породы и минералы; вспомнят правила бережного отношения к природе

Умения: научатся различать сост. части гранита, а также горн. породы и мин

Фронтальный опрос

12

Про воздух и про воду

1

Комбинированный

Воздух. Значение воздуха для растений,  животных и человека. Загрязнение воздуха Охрана чистоты воздуха. Эстетическое воздействие созерцания неба на человека. Вода, её распространение в природе. Значение воды для растений,  животных и человека. Загрязнение воды Охрана чистоты воздуха. Эстетическое воздействие водных просторов  на человека.

Знания: узнают, почему чистый воздух, воду называют одним из главных богатств природы.

Умения: научатся рассказывать по схеме о загрязнении и охране воздуха, воды.

Навыки: уметь замечать и ценить красоту природы

Индивидуальная, групповая

13

Охрана чистоты воздуха и воды.

1

14

Какие бывают растения

1

Урок открытия новых знаний

Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы  и хвойные растения. Эстетическое воздействие растений  на человека.

Знания: узнают, на какие группы можно разделить растения.

Умения: научатся классифицировать растения, выделяя и сравнивая признаки групп растений, приводить примеры для каждой группы.

Навыки: замечать и ценить красоту мира растений

Фронтальный групповая

15

Какие бывают животные

1

Урок открытия новых знаний

Многообразие животных. Насекомые, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Зависимость строения животных от их образа жизни.

Знания: узнают, на какие группы можно разделить животных.

Умения: научатся приводить примеры животных разных групп, выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни.

Навыки: конструктивно работать в группе

Работа в паре

16

Невидимые нити. Связи в природе, между природой и человеком

1

Урок-

исследования

Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения «невидимых нитей»

Знания: осознают необходимость сохранения связей между жив. и нежив. природой.

Умения: научатся находить связи в природе Знания: осознают необходимость сохранения связей между жив. и нежив. природой.

Умения: научатся находить связи в природе

Фронтальный и индивид.опрос, групповая раб.

17

Дикорастущие
и культурные растения

1

Урок-исследование

Дикорастущие
и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях.

Знания: узнают, какие растения называют дикорастущими, а какие – культурными.

Умения: научатся сравнивать
и различать дикорастущие и культурные растения, делить культурные  растения
на группы, приводить пример.

Навыки: находить и обобщать новую информацию  в тексте

Работа в группах

18

Дикие
и домашние животные

1

Урок открытия новых знаний

Дикие
и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека. Разнообразие домашних животных.

Знания: узнают, каких животных называют дикими, а каких – домашними.

Умения: научатся сравнивать
и различать диких и домашних животных, рассказывать о значении домашних животных для человека.

Навыки: находить в доп. литературе нужную  информацию

Групповая  работа

19

Комнатные растения

1

Урок-практикум

Комнатные растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями.

Знания: узнают, как в наших домах появились «живые  украшения».

Умения: научатся определять комн. Растения и находить в атласе- определителе информацию о них.

Навыки: узнавать комнатные растения и ухаживать за ними

Практическая работа

20

Животные живого уголка

1

Урок-практикум

Животные живого уголка: аквариумные рыбки, морская свинка, хомячок, канарейка, попугай. Особенности ухода за животными живого уголка. Роль содержания животных в живом уголке для  физического и психического здоровья человека

Знания: узнают, каких животных часто содержат в живых уголках.

Умения: научатся ухаживать
за некоторыми из животных жив. уголка. Использовать информацию из атласа-определителя для подготовки  сообщения.

Навыки: рассказать о своем отношении к животным

Практическая работа

21

Про кошек и собак

1

Урок-практикум

Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев.

Знания: узнают о различных породах кошек и собак, их роли в жизни человека.

Умения: научатся различать изученные породы, приводить примеры пород собак
и кошек с помощью атласа-определителя.

Навыки:

Групповая

22

Красная книга

1

Комбинированный

Необходимость создания красной книги. Красная книга  России и региональные  Красные книги. Сведения о растениях и животных, внесенных в красную книгу. Меры по сохранению и увеличению численности этих растений и животных

Знания: узнают, что такое Красная книга, какие растения и животные в неё внесены, познакомятся с мерами по сохранению и увеличению численности редких животных и растений, расширить и углубить знания о редких животных и растениях родного края.

Умения: научатся находить необходимую информацию в дополнительной литературе.

Навыки: бережное отношение
к природе

Фронтальный опрос

23

Будь природе другом!

Проект «Красная книга»

1

Комбинированный

Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки. Подготовка к выполнению проекта.

Знания: узнают, какие поступки людей разрушают природу, а какие помогают её защитить; осознают, что нельзя быть жестокими по отношению
к любому живому существу.

Умения: научатся анализировать факторы, угрожающие живой природе, будут учиться читать и рисовать экологические знаки.

Навыки: формулировать выводы из изученного материала; оценивать свои достижения в выполнении проекта

Фронтальная, индивидуальная, групповая работа

24

Проверка и оценка достижений по разделу «Природа»

1

Контрольно-обобщающий урок

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

Умения: научатся оценивать свои достижения, выполнять тестовые задания учебника.

Навыки: формулировать выводы из изученного материала; оценивать бережное или потреб. отношение к природе

Контрольная работа

25

Жизнь города и села (10 ч)

Экономика. Составные части экономики

1

Комбинированный

Экономика и ее составные части. Связи между составными частями экономики. Экономика родного края. Деньги

Знания: узнают значение слова «экономика»; осознают сопричастность членов семьи к областям экономики страны.

Умения: научатся называть составные части экономики и объяснять их взаимосвязь.

Навыки: готовить сообщение; читать предложенный текст,
находить в нем ответы на поставленные вопросы

Фронтальный опрос

26

Из чего что сделано.

1

Комбинированный урок

Использование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки. Уважение к труду людей.

Знания: узнают, из чего и как люди изготавливают различные изделия, как используются природные материалы для изготовления разных предметов.

Умения: научатся классифицировать предметы по характеру материала, изображать производственные цепочки с помощью моделей.

Навыки: формулировать выводы из изученного материала; оценивать свои достижения
на уроке

Фронтальный опрос

27

Как построить дом.

1

Виртуальная экскурсия

Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строительной техники в зависимости от назначения.

Знания: узнают, как работают строители в городе и селе.

Умения: научатся узнавать различные строительные машины и материалы, рассказывать об их назначении, выявлять характерные особенности возведения многоэтажного городского

и одноэтажного сельского домов.

Навыки: использовать свои наблюдения в разных видах деятельности

Фронтальный и индивидуальный опрос

28

Какой
бывает транспорт

Культура и образование

1

Комбинированный

Виды транспорта. Первоначальные представления об истории развития транспорта Учреждения культуры и образования, их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев. Первый музей России – Кунсткамера

Знания: узнают, на какие виды можно разделить транспорт.

Умения: будут учиться рассказывать об истории развития транспорта; научатся классифицировать транспортные средства, приводить примеры

Фронтальный и индивидуальный опрос,

беседа

29

Все профессии важны. Проект «Профессии»

1

Урок-игра

Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей. Подготовка к выполнению проекта.

Знания: узнают о разнообразии профессий, обсудят их роль в нашей жизни.

Умения: научатся определять

названия профессий по характеру деятельности.

Навыки: рассказывать о профессиях своих родителей и старших членов своей семьи; презентовать работы; оценивать результаты выполненного проекта

Фронтальный опрос

30

В гости
к зиме (экскурсия)

1

Урок-экскурсия

Наблюдение над зимними изменениями в живой и неживой природе.

Знания: узнают
о зимних изменениях в природе; систематизируют и обогатят знания о природных связях.
 Умения: будут учиться проводить наблюдения за зимними погодными явлениями, рассказывать о своих наблюдениях.

Навыки: соблюдать правила поведения в природе

Фронтальный опрос

31

Зимние явления в живой и неживой природе

1

32

Проверка и оценка достижений по разделу «Жизнь города и села»

1

Контрольно-обобщающий урок

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

Умения: научатся оценивать свои достижения.

Навыки: формулировать выводы из изученного материала

Индивидуальная работа

33

Презентация проектов «Родной город», «Красная книга», «Профессии»

1

проект

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

Знания: расширят и углубят свои знания
по выбранной теме;

Умения: научатся выступать с подготовленным сообщением, отвечать на вопросы.

Навыки: следуют правилам выступления перед аудиторией

Индивидуальная работа

Презентации

34

Здоровье и безопасность (9 ч)

Строение тела человека

1

Урок введения в новую тему

Знакомство с целями и задачами раздела. Внешнее и внутреннее строение тела человека. Местоположение важнейших органов и их работа.

Знания: узнают, какие части тела человека относятся к внешнему строению, а какие – к внутреннему.

Умения: научатся определять на своём теле места расположения внешних и внутренних органов.

Навыки: осознать необходимость безопасного и здорового образа

беседа

35

Модуль 1

Если хочешь быть здоров

Взаимодействие человека с окружающей средой

1

Урок-игра

Режим дня второклассника. Правила личной гигиены. Режим питания  и разнообразие пищи. Уход за зубами.

Знания: узнают, что необходимо для сохранения здоровья.

Умения: научатся правильно

строить режим дня, формулировать правила личной гигиены.

Фронтальный опрос

36

Модуль 2

Дорога, ее элементы и правила поведения на ней

1

Комбинированный

 Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Знания: узнают, какие правила дорожного движения должен соблюдать пешеход.

Умения: научатся различать основные дорожные знаки,  и объяснять, что они обозначают.

Навыки: осознать необходимость соблюдения ПДД

Фронтальный опрос

37

Школа пешехода

1

Урок-практика

Освоение правил безопасности пешехода. Практическая работа на пришкольном участке.

Знания: узнают, какие правила дорожного движения должен соблюдать пешеход.

Умения: научатся соблюдать изученные правила безопасности.

Навыки: осознать необходимость соблюдения правил дорожного движения

Групповая, фронтальная работа

38

Модуль 3

Дом – машина для жилья. Учимся управлять этой машиной

1

Комбинированный урок

Правила безопасного поведения в быту

Знания: узнают основные правила безопасного поведения в быту.

Умения: научатся объяснять потенциальную опасность быт.

Фронтальная и индивид.работа

39

Модуль 4

Пожар.

Как действовать в чрезвычайных ситуациях. Службы экстренной помощи.

1

Комбинированный урок

Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону.

Знания: узнают, повторят и запомнят основные правила противопожарной безопасности.

Умения: научатся вызывать пожарников по телефону

Навыки: осознать необходимость соблюдения правил безопасного поведения дома

Фронтальная и групповая работа

40

Модуль 5

На воде и в лесу

Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование.

1

Комбинированный урок

Правила безопасного поведения на воде и в лесу.

Знания: узнают основные правила безопасного

поведения на воде и в лесу, во время купания; повторят памятку «Чтобы не было пожара».

Умения: научатся избегать опасности, различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящих насекомых.

Навыки: следовать правилам безопасного поведения.

Фронтальная, работа в паре

41

Модуль 6

Опасные незнакомцы

Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов

1

Комбинированный урок

 Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Действия в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга»

Знания: узнают, когда незнакомые люди могут быть опасны; запомнят правила безопасного поведения с незнакомыми людьми.

Умения: научатся предвидеть опасность, правильно действовать при контактах с незнакомцами.

Навыки: выполнить вызов полиции по телефону

Групповая работа

42

Проверка и оценка достижений по разделу «Здоровье и безопасность»

1

Контрольно-обобщающий урок.

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

Умения: научатся оценивать свои достижения.

Навыки: формулировать выводы из изученного  материала

Индивидуальная работа

43

Общение (7 ч)

Модуль 7

Наша дружная семья

Болезни, их причины и связь с образом жизни.

1

Комбинированный урок

 Знакомство с целями и задачами раздела.  Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье.

Знания: узнают, что такое семья, семейные традиции; повторят правила поведения с близкими людьми.

Умения: будут

учиться оценивать характер взаимоотношений людей в семье; научатся объяснять, что такое культура общения.

Навыки: формулировать выводы из изученного материала

Текущий

44

Проект «Родословная»

1

Проект

 Подготовка к выполнению проекта.

Знания: узнают родословную своей семьи.

Умения: научатся отбирать фотографии из семейного архива, составлять родословное древо своей семьи.

Навыки: презентовать свой проект с демонстрацией родословного древа

Индивидуальная работа

45

Модуль 8

В школе.

Пути передачи инфекционных заболеваний. Меры защиты

1

Комбинированный урок

Классный и школьный коллектив. Совместная учеба, игра, отдых. Этика общения с одноклассниками, учителями и руководством школы.

Умения: научатся обсуждать вопрос о культуре общения в школе; будут учиться оценивать характер взаимоотношений людей в школе.

Навыки: оценивать с нравственной позиции формы поведения,

Фронтальный опрос, беседа

46

Правила вежливости

1

Комбинированный урок

 Правила этикета в общении. Этикет общения по телефону. Правила поведения в общественном транспорте.

Знания: узнают, что такое культура поведения

и для чего она нужна.

Умения: научатся правилам вежливости при общении со взрослыми и сверстниками.

Фронтальная и групповая работа

47

Модуль9

Ты
и твои друзья. Правила поведения в гостях

Заноза, кровотечение, укус, ушиб, царапина, порез. Первая помощь

1

Урок-практика

Правила поведения в гостях

Знания: узнают, что самое ценное в дружбе.

Умения: будут учиться оценивать характер взаимоотношений между сверстниками, совершать добрые и справедливые поступки; научатся формулировать правила этикета.

Навыки: осознают необходимость культурного поведения
в гостях

Групповая и фронтальная работа

48

Мы – зрители
и пассажиры. Правила поведения в общественных местах

1

Комбинированный урок

Правила поведения в общественных местах.

Знания: узнают основные правила поведения
в общественных местах; повторят правила поведения в школе.

Умения: научатся правильно вести себя в зрительном зале, в общественном транспорте.

Навыки: осознают необходимость соблюдения правил поведения в общественных местах

Групповая работа

49

Проверка и оценкадостижений по разделу «Общение»

1

Контрольно-обобщающий урок

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

Умения: научатся оценивать свои достижения.

Навыки: формулировать выводы из изученного материала; оценивать свои

достижения в освоении учебного материал раздела

«Общение»

Индивидуальная работа

50

Путешествия (18 ч)

Модуль 10

Посмотри вокруг

Первая помощь при отравлении пищевыми продуктами, грибами.

1

Урок введения в новую тему

Знакомство  с целями и задачами раздела. Горизонт. Линия горизонта  Стороны горизонта. Форма Земли.

Знания: узнают, что такое горизонт и линии горизонта, какие бывают стороны горизонта.

Умения: научатся различать
и обозначать стороны горизонта на схеме.

Навыки: анализировать текст учебника, работать со схемой

Фронтальная и групповая работа

51

Ориентирование на местности

1

Урок-практика

 Что такое ориентирование на местности. Ориентиры.  Ориентирование по компасу. Как пользоваться компасом.

Знания: узнают, что такое ориентирование

на местности.

Умения: будут учиться ориентироваться по компасу. Навыки: осознать и применять правила поведения в природе

Фронтальный опрос

52

Компас

1

Урок-практика

Ориентирование по компасу. Как пользоваться компасом.

Знания: узнают, что такое ориентирование

на местности.

Умения: будут учиться ориентироваться по компасу. Навыки: осознать и применять правила поведения в природе

53

Формы земной поверхности

1

Комбинированный

 Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор.

Знания: узнают, какие формы земной поверхности бывают.

Умения: научатся сравнивать по схеме холм и гору.

Навыки: замечать и ценить красоту природы

Фронтальный опрос

54

Модуль 11

Водные богатства

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты).

1

Комбинированный

 Водные богатства нашей планеты. Части реки. Водные богатства родного края. Красота моря.

Знания: узнают, что составляет водные богатства нашей страны.

Умения: научатся называть части реки.

Навыки: замечать и ценить красоту русской природы

Фронтальный опрос

55

В гости к весне (экскурсия)

1

Урок-экскурсия

 Наблюдения над весенними изменениями в природе.

Знания: уточнят знания о весенних изменениях в природе.

Умения: научатся наблюдать

за состоянием погоды; будут учиться рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края, обобщать свои наблюдения. Навыки: правильно вести себя на улице зимой

Фронтальный опрос

56

Модуль 12

Весенние явления в неживой и живой природе.

Основные мероприятия ГО по защите населения. Оповещение населения о ЧС. Сигнал «Внимание всем!»

1

Комбинированный

 Наблюдения над весенними изменениями в природе.

Знания: обобщат знания о весенних изменениях в природе.

Умения: научатся замечать весенние изменения

в природе и рассказывать о них.

Навыки: работать с учебником; формулировать выводы на основе изученного материала

Фронтальный опрос

57

Россия на карте.

1

Комбинированный

 Что такое карта. Изображение территории России на карте. Как читать карту.  Правила показа объекта на настенной карте.

Знания: узнают, что такое карта, как выглядит на карте наша страна Умения: научатся правильно показывать объекты на настенной

карте; освоят приёмы чтения карты.

Навыки: осознают величие нашей страны

Фронтальный опрос

58

Проект «Города России»

1

Проект

 Подготовка к выполнению проекта

Знания: узнают новую информацию о городах России.

Умения: научатся описывать выбранный город, показывать его на карте.

Навыки: презентовать свой проект с демонстрацией фотогалереи, презентации; оценивать свои достижения в выполнении проекта

Индивидуальная работа

59

Путешествие по Москве

1

Урок-путешествие

 Москва- столица нашей Родины. Первоначальные сведения об истории основания города. План Москвы. Герб Москвы. Основные достопримечательности России.

Знания: узнают, когда и кем была основана Москва, что такое план и как вы-

глядит Москва на плане.

Умения: научатся находить Москву на карте России, называть

и описывать основные достопримечательности столицы.

Навыки: применять правила поведения в общественных местах

Фронтальный опрос

60

Московский Кремль

1

Урок-путешествие

 Московский Кремль- символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади.

Знания: узнают, что значит Московский Кремль для каждого жителя России.

Умения: научатся рассказывать о достопримечательностях Кремля и Красной площади.

Навыки: применять правила

поведения в общественных местах

Фронтальный опрос

61

Город
на Неве

1

Урок-путешествие

Санкт- Петербург- северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники.

Знания: узнают, чем замечателен город Санкт-Петербург, как он выглядит на плане.

Умения: научатся показывать город на карте, описывать его достопримечательности.

Фронтальный опрос

62

Путешествие по планете. Путешествие

по материкам

1

Комбинированный урок

 Карта мира. Океаны и материки, их изображение на карте Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света.

Знания: узнают, как выглядит наша планета на карте мира, что такое океаны
и материки;

осознают масштабность нашей планеты.

Умения: научатся находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки.

Навыки: осознание себя жителем планеты

Фронтальная и инд. работа

63

Проект «Страны мира»

1

проект

Физические и политические карты. Политическая карта мира. Знакомство с некоторыми странами. Подготовка к выполнению проекта.

Знания: узнают, какие карты называются политическими, а ка-

кие – физическими; познакомятся с политической картой мира.

Умения: научатся различать политическую и физическую карты мира, показывать на политической карте мира территорию России.

Индивидуальная, групповая работа

64

Модуль 13

Впереди лето

Подготовка к проведению практического занятия «День защиты детей».

1

Комбинированный урок

Летние изменения в живой и неживой природе. Красота животных и растений.

Знания: узнают о жизни насекомых и растений летом.

Умения: научатся работать с атласом-определителем.

Навыки: применять в практической деятельности Правила друзей природы, правила безопасного поведения

во время каникул

Фронтальный опрос

65

Проверка и оценка достижений по разделу «Путешествия»

1

Контрольно-обобщающий урок

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

Умения: научатся оценивать свои достижения.

Навыки: формулировать выводы из изученного материала; оценивать свои

достижения в освоении учебного материал раздела

«Путешествия»

Индивидуальная работа

66

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»

1

Презентация

Представление результатов проектной деятельности. Формирование  адекватной оценки своих достижений

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами, обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Презентация проектов

67

Резерв

68

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...