Тема урока "Моря и острова"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Бабаева Рухмия Уруджовна

Формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с новыми понятиями «моря» и «острова».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira.docx55.97 КБ

Предварительный просмотр:

 

Технологическая карта урока

Окружающий мир

Тема урока:

«Моря и острова »

                             Учитель:

                                                                                                                            Бабаева Р.У.,

                                                                                                                            учитель начальных классов,

                                                                                                                           МОУ «СОШ№13»г.Воркуты

Учитель:         Бабаева Р.У.

Учреждение:  МОУ «СОШ №13» г.Воркуты

Предмет:         окружающий мир

Класс:              2  

УМК:               ОС «Школа 2100»

Тема урока:    Моря и острова.

Тип урока:      урок открытия новых знаний.

 Формы:          фронтальная, работа в парах, работа в группах,  индивидуальная работа.

 Технологии обучения: технология деятельностного метода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, проектная технология.

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы: учебник: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир 2 класс. «Наша планета Земля» часть 1. М.: Баласс, 2011; компьютер, проектор, мультимедийная презентация; физическая карта полушарий, карточки для групповой и парной работы.

Методы обучения: проблемно-поисковые, практические, словесные.

Основные понятия, термины:   географические названия рек, островов, морей, полуостровов.

Цель: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с новыми понятиями «моря» и «острова».

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Задачи:

Образовательные задачи:

- помочь детям усвоить новые понятия «моря» и «острова» «полуострова»;

- научить узнавать и показывать на карте моря и острова, части света.

Развивающие задачи:

-  способствовать развитию пространственного воображения, познавательного интереса, кругозора, творческих способностей, интереса к чтению энциклопедической литературы;

- создать условия для развития  умений  работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом, толковым словарем русского языка;

- способствовать развитию навыков контроля и самоконтроля, навыков практической работы в группах;

- способствовать  развитию познавательной активности детей, умению  наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные задачи:

- способствовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;

- способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение);

- способствовать воспитанию уважительного  отношения  друг к другу, к народам, живущим на Земле;

- обеспечить условия для воспитания  эмоционально-положительного отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве;

- уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 

- воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);

- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

- быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Регулятивные  УУД:

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

- прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы, составление плана;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

- выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности.

Познавательные УУД:

  • - ориентироваться в своей системе знаний;
  • - извлекать и перерабатывать  информацию для открытия новых знаний;
  • - извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, карта, иллюстрация);
  • - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.

Коммуникативные УУД:

  • - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • - оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
  • - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • - совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
  • - осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы. 

-   уметь объяснять значение терминов «море», «острова»;

- работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой);

- находить на физической карте и глобусе моря и остова, географические объекты и их названия;

-  расширить знания о морях и водных  пространствах  нашей планеты.

Содержание урока

Технология

проведения

(этап урока, цель)

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный момент с психологический настроем.

Цель: формирование самооценки готовности  к уроку, создание психологической комфортности

Цель для учащихся: подготовиться к продуктивной работе.

Методы обучения: словесные (диалог), добрые пожелания мотивирующий приём «Яркое пятно»

- Здравствуйте, ребята! Вы готовы к уроку? Какое у вас настроение?

Позвольте начать наш урок с притчи. На уроках чтения мы знакомились с притчей, напомните, пожалуйста, что такое «притча»? ИТАК, Восточная притча.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

Слайд 1.

Ребята, вы поняли, к чему я это сказала? На уроке вы получите новые знания, какими они будут: большими или маленькими, интересными или не очень, зависит от вас, у каждого из вас они будут свои, всё в ваших руках.

Самоорганизация, оценивают свою готовность и  настрой на работу.

При́тча- короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Актуализация знаний

Цель: актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний

Цель для уащихся: вспомнить необходимые понятия: реки, океаны, горы, озёра…

Метод: подводящий диалог,игровой

III. Постановка учебной проблемы, определение  темы и цели урока.

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит постановка проблемы.

Цель для учащихся: обсудить затруднения, проговорить цель урока

Метод: проблемного диалога

 

 

–Добавьте к перечисленным понятиям недостающие. Объясните ваш выбор. На экране слайд со словами:      

Слайд 2

Равнины  Океаны  Реки  Горы  Озёра  Острова

– На какие группы их можно разбить?

–Что общего во всех этих понятиях?

Сегодня мы продолжаем разговор о географических объектах. Попробуем отнести новые объекты к выделенным вами группам.

Есть желающие поработать индивидуально?

Дети получают карточку с заданиями.

Задание № 1. Обь, Лена, Амазонка, Ганг.

1. Общее название _______________

2. Объясните, что обозначает данное понятие _____________________

3. Разделите на группы, укажите причину выделения таких групп ___________

Задание № 2. Индийский, Тихий, Северный Ледовитый.

1. Общее название _______________

2. Объясните, что обозначает данное понятие ________________

3. Разделите на группы, укажите причину выделения таких групп

– Вы очень хорошо справились с заданием. А теперь попробуйте поработать по микрогруппам и выполнить задания сами. Для этого 1 и 3 парты поворачиваются к своим соседям (учитель раздает карточки группам. Дети обсуждают задание.

 

Задание№1 для микрогрупп:.

Средиземное, Баренцево, Чёрное, Каспийское.

1. Общее название _______________

2. Объясните, что обозначает данное понятие ________________

3. Разделите на группы, укажите причину выделения таких групп ___________

Группы начинают выполнять задание.

– Ребята, почему столько много разных версий возникло?

– Можно ли разбить моря на группы?

Задание №2 для микрогрупп. 

Сахалин, Мадагаскар, Гренландия, Новая Гвинея

1. Можно ли разделить на группы?

2. Дайте название.

– Объясните, что обозначает это понятие.

– Почему сразу вы не можете дать чёткий ответ на вопросы?

– Как вы считаете, чему будет посвящён наш урок?

-Сформулируйте тему урока.

      Слайд 3

– На какие вопросы нам нужно ответить? (ответы дети дают с помощью учителя.)

Относящиеся к суше: равнины, горы, острова. Связанные с водой: реки, океаны, озёра.

Это географические объекты.

Вызываются 2 ученика, им дается задание на карточке.

1. Общее название: реки.

2.Река – это водоём. Для возникновения реки необходим наклон местности. Реки берут своё начало в горах, впадают в океаны.

3. Я предлагаю выделить две группы: Обь, Лена, Ганг и Амазонка, т.к. первые реки текут по Азии, а Амазонка – по Южной Америке. (Ответ может быть и другой)

1. Это океаны.

2. Океаны – огромные водоёмы с солёной водой. Выделяют четыре океана. Они омывают материки.

3. Я предлагаю выделить в первую группу: Северный Ледовитый и Индийский, а во вторую – Тихий, т.к. первые омывают Евразию, а Тихий – Южную и Северную Америку( ответ может быть и другой)

1. Мы считаем, что это моря.

2. Что такое море?

Ответы могут быть самыми разными.

Ответы детей.

Мы ещё не разбирали, что такое море

Наверное, но мы не знаем, как это сделать.

1. Мы считаем, что это острова.

Морям и островам. 

Тема урока: Моря и острова

1. Что такое море и что такое остров.

2. Где располагаются.

3. Относится к суше или к воде.

4. Какие особенности имеет.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

КоммуникативныеУУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

.

ΙV. Совместное открытие знаний.

Цель:

-развитие умения извлекать информацию, необходимую для открытия новых знаний;

- организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными  и новыми знаниями, открытие новых граней в уже известном.

Цель для учащихся: познакомиться с понятиями «материк, океан, часть света»

Методы : частично –поисковый, работа с картой.

Физминутка для глаз

Цель: предупреждение утомляемости глаз, профилактика нарушений зрения

1. Работа по учебнику.

–Как вы думаете, что такое остров?  

-Рассмотрите рисунок и попробуйте описать эти части суши. Слайд 4

– Давайте прочтем определение в учебнике на с. 120 и посмотрим, верно ли мы  назвали что такое остров.                      Слайд 5

– А как вы думаете, как образовались острова?

Если посмотреть на острова, то можно обратить внимание, что все они в центре имеют возвышенность, видимо, океан постепенно затапливает низкие участки суши, а высокие остаются.

– Вспомните, ребята, как образуются вулканы.

– А если всё это происходит в океане, что в результате может образоваться? Посмотрите на среднюю иллюстрацию на с. 123.

– Какие острова образуются из потухших подводных вулканов?

Где их можно найти на карте?

– Как вы думаете, а могут ли живые организмы построить остров сами?

– Тогда давайте откроем с. 123 и прочитайте об ещё одном варианте возникновения островов.

– Где встречаются коралловые острова?

- Из чего они состоят?

Слайд 8,9

Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд  направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!

3. Работа с картой.          Слайд 10

- Посмотрите на карту. Найдите остров в Европе.

- Найдите острова в Азии.  Слайд 11

- в Африке. Слайд 12

- в Австралии    Слайд13

- в Северной Америке.   Слайд 14

- А как вы думаете, что такое полуостров?  

- А теперь давайте поищем полуострова Евразии.

 Слайд 15,16

- Найдите полуострова Америки,

- Африки.

- Ребята, а что же такое море?

 Давайте  рассмотрим иллюстрацию и попробуем дать определение. Слайд 17

– Куда впадают реки?

– Что мы знаем о воде в реках и океанах?

– Какая же вода в морях?

– К какому выводу вы пришли?

– Можете ли объяснить свой вывод?

 – Мне кажется, что вам поможет схема на с. 122.

– Можно ли пить морскую воду?

-Давайте сделаем вывод..

-На какой вопрос мы ещё не ответили?

– Что вы установили?

-Чем нужно воспользоваться, чтобы ответить на второй вопрос?

– Подтвердит ли наш вывод сказка? Откройте с. 121 и послушайте  Слайд 18

Учитель(или ученики) рассказывает сказку про Дракошу-Водохлёба, дети рассматривают иллюстрации или учитель беседует с учениками, использует иллюстрации.

– А зачем нужно было людям придумывать названия морям?

– Какой вопрос возникает у вас?

-На какой вопрос мы ещё не ответили?

 Давайте проведём опыт и понаблюдаем особенность данного объекта. Слайд 19

Демонстрация опыта  со шлангом 

– Какой вывод можно сделать?

 Можно ли сказать, что вода в реке или озере находится на той же отметке?

– Представим, что перед нами океан. Где будут находиться моря?

– Что происходит с водой в океане? Она неподвижна или нет?

– Как действует морская вода на сушу?

Где больше всего опасностей подстерегает моряков в морях или океанах?

–Найдите на карте моря каждой части света.

– Теперь давайте вернёмся к нашим заданиям. Сможем ли мы их теперь выполнить?

Что мы с вами делали?

– Какие умения формировали

Высказывают версии.

Острова – это части суши, окружённые со всех сторон водой.

Высказывают версии

Внутренняя сила поднимает с огромной силой верхние земные слои, на поверхность вырывается раскалённая магма.

На этом месте, наверное, возникнет остров?

Вулканические.

Предположения детей.

Не знаем.

В жарком поясе. Состоят из известковых домиков.

Великобритания

Сахалин, Японские острова.

Мадагаскар.

Новая Зеландия.

Гренландия.

Это  части суши, окружены водой только с трёх сторон.

Скандинавский, Аравийский, Камчатка, Индостан, Индокитай.

Лабрадор, Флорида, и т.д.

Сомали.

Море – огромный водоём, омывающий сушу.

Реки впадают в моря, а моря являются частью океана

 В реках находится пресная вода. А в океанах – солёная.

Наверное, пресная вода из рек смешивается с солёной из океана. Поэтому вода в море солёная. 

В море вода солёная. 

Нет.

Нет.

ВЫВОД: Вода в морях и океанах солёная.

С какими объектами связаны моря?

Мы считаем, что моря связаны с реками и океанами

Дети перечисляют.

– Нужно заглянуть в карту.

(Дети изучают карту Евразии и приходят к такому выводу.)

Некоторые моря омывают материк и являются продолжением океана: Охотское, Баренцево, Северное моря. Они отделены друг от друга полуостровами. Другие имеют небольшое сообщение с океаном, но большая их часть ушла глубоко в материк: Средиземное море, Балтийское море, Японское море, Красное море. Третьи находятся внутри материка – это большие озёра.

Ответы  учащихся

-Почему эти водоёмы названы морями?

-Мы не ответили на вопрос: в чём особенность данного объекта?

-Вода в океанах и морях находится на одном уровне.

Река течёт по наклонной плоскости, озеро может находиться на любой высоте относительно уровня океана. Это зависит от того, где располагается место, в котором находится озеро.

-Мы думаем, что ближе к суше будут находиться моря.

-Нет, вода находится в постоянном движении.

-Мы считаем, что на сушу обрушиваются большие волны. Вода, наверное, разрушает поверхность суши, она может полуостров отделить от суши и превратить его в остров. Наверное, морякам из-за волн и небольшой глубины опаснее плавать по морям

Учащиеся находят и называют моря.

Да.  

Примерные ответы

Карточка 1.

1. Средиземное, Баренцево, Чёрное – это моря.

2. Море – огромный водоём, омывающий сушу. В море солёная вода. Вода в морях находится на одном уровне. Моря связаны с океанами. Морская вода разрушает поверхность суши.

3. Дети предлагают свои варианты классификации.

Карточка 2.

– Сахалин, Мадагаскар и Гренландия – это острова.

Острова – это участки суши, окружённые водой.

Камчатка, Индостан – это полуострова. Полуострова – это участки суши, с трёх сторон окружённые водой.

Ответы  учащихся

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

КоммуникативныеУУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

V. Первичное применение нового знания

Цель: планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Цель для учащихся: усвоить новые понятия с проговариванием во внешней речи,

Метод:объяснительно-иллюстративный

Работа в Рабочей тетради.  

– Выполните задания в Рабочей тетради:

 1-й вариант – задания 1 и 5,

2-й вариант – задания 3 и 4./если есть время./

Поиграем в лото.

Первая команда отвечает за моря, вторая – за острова, третья – за полуострова.

Ведущий достаёт названия частей света.

1. Европа.

2. Африка.

3. Азия.

4. Америка.

5. Австралия.

Нужная команда отзывается, рассказывает о своих объектах. Остальные команды заполняют таблицу, используя рассказ группы.

Коммуникативные:  Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Умение работать в группах.

Личностные: Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

РегулятивныеУУД:

выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности.

  • Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.

VI. Итог урока: 

Цель: зафиксировать новые умения, полученные на уроке

-Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Удалось ли нам ее решить?

- Что нового узнали?        

- Как узнали, что помогло?

- Где пригодятся знания?

- Для чего надо знать карту, условные обозначения, материки и океаны?

Отвечают  на вопросы

Выслушиваются ответы детей.

.

Коммуникативные УДД: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД: Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: На основе анализа объектов делать выводы

VII. Домашнее задание

№1 стр. 31 в рабочей тетради,

 № 2 стр. 31 в рабочей тетради ,

с. 120-123 учебник, отвечать на вопросы

Записывают  задание

VIII. Рефлексия.

Цель: организовать рефлексию и самооценку  собственной деятельности.

Метод: словесный, метод стимулирования учащихся.

Выполняют задание по предложенному алгоритму, организовывая рефлексию собственной деятельности

Регулятивные: проводят контроль, коррекцию, оценку полученных знаний.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; Личностные: проводят нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема Моря и острова

Окружающий мир. 2-й класс. Тип урока: урок открытия новых знаний. Урок построен в ТРКМ. Технологическая карта урока. Тема Моря и острова Цели Формировать умение называть характерные ос...

Занятие по внеурочной деятельности кружка "Информатика" для 1 класса по теме: "Путешествие по острову информатики"

На занятии по внеурочной деятельности кружка "Информатика"  в 1 классе  путешествуя по острову информатики  можно обобщить знания по теме : Предмет....

Окружающий мир. Конспект урока для 2 класса. Школа " 2100" . Тема: Моря и острова

Предмет: ОкружающийКласс: 2Тема урока: Моря и островаЦели урока: познакомить с характерными особенностями морей, островами и полуостровами.Планируемые результаты:Предметные: формирование умения вступа...

Конспект открытого занятия по математике для детей 3 класса с ЗПР на тему: «Путешествие по Затерянному острову в поисках сокровищ»

Данное занятие  может  проводиться с детьми  с задержкой психического развития з-го года обучения....

Презентация - карта Затерянного острова к конспекту занятия "Путешествие по Затерянному острову в поисках сокровищ"

Данная презентация представляет собой карту Затерянного острова к занятию "Путешествие по Затерянному острову в поисках сокровищ"...

Урок по теме "Моря и острова"

Урок для обучающихся 2 класса по программе "Школа 2100"...

Методическая разработка занятия по теме «Путешествие по островам Великобритании»

Цель занятия: Обобщение знаний детей по темам «Animals», «Colours», «Let’s Learn to Count».  . ...