Окружающий мир. Конспект урока для 2 класса. Школа " 2100" . Тема: Моря и острова
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Предмет: Окружающий

Класс: 2

Тема урока: Моря и острова

Цели урока: познакомить с характерными особенностями морей, островами и полуостровами.

Планируемые результаты:

Предметные: формирование умения вступать в диалог, эмоционально воздействовать на собеседника, формировать обстановку;

Личностные: развивать умение наблюдать, слушать, анализировать

Тип урока: выступление с презентациями

Оборудование: учебник «Окруж. мир 2 класс» , А.А. Вахрушев, О.В.Бурский  УМК «Школа 2100»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzh.mir_19.02.docx34.43 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы

Время

               Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

                    УУД

1. Организационный момент:
Словесный метод: ответы на вопросы.

 ≈ 1

Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. И с таким хорошим настроением мы начинаем наш урок. Посмотрите, чтобы у вас на парте обязательно лежали учебник и рабочая тетрадь. А теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? Молодцы!

Приветствуют учителя.

Настраиваются на предстоящую работу.

Проверяют готовность к уроку.

Л: Воспринимать речь, непосредственно обращённую к учащемуся.

Р: Организовывать рабочее место.

2. Актуализация опорных знаний:

Словесный метод: слово учителя, ответы на вопросы.

Словесный метод: ответы на вопросы.

Практический метод: выполнение заданий.



≈ 7

Равнины  Океаны  Реки  Горы  Озёра

– На какие группы их можно разбить? (Относящиеся к суше: равнины, горы, острова. Связанные с водой: реки, океаны, озёра.)

– Что общего во всех этих понятиях? (Это географические объекты.)

 Лена с Мишей придумали игру: назови географические объекты одним словом, объясни, что это такое, и разбей их на группы. Лена быстро справилась с заданиями, а Миша долго размышлял. Их ответы лежат в конвертах. Наверное, вы теперь хорошо разбираетесь в географических объектах и сможете определить, нет ли в ответах Миши или Лены ошибки. Хотите ли вы поиграть с ними и проверить их ответы? При выполнении заданий вам поможет карта.

Задание № 1. Обь, Лена, Амазонка, Ганг.

1. Общее название _______________

2. Объясните, что обозначает данное понятие _____________________

3. Разделите на группы, укажите причину выделения таких групп ___________

Ответ Лены:

1. Общее название: реки.

2. Река – это водоём. Для возникновения реки необходим наклон местности. Реки берут своё начало в горах. Впадают в океаны.

3. Я предлагаю выделить две группы: Обь, Лена, Ганг и Амазонка, т.к. первые реки текут по Азии, а Амазонка – по Южной Америке.

Ответ группы:

2. Река – это постоянный водоток. Для возникновения реки необходим наклон местности. Реки берут своё начало в горах, озёрах или родниках. Впадают реки в озёра, океаны или в другие реки. Вода в реках пресная.

3. Лена при объяснении причины выделения групп ошиблась. Нужно было указывать либо часть света, либо материки (Лена их смешивает). Мы тоже предлагаем выделить две группы: Обь, Лена, Ганг и Амазонка, т.к. первые реки текут по части света – Азии, а Амазонка – по Америке.

Задание № 2. Индийский, Тихий, Северный Ледовитый.

1. Общее название _______________

2. Объясните, что обозначает данное понятие ________________

3. Разделите на группы, укажите причину выделения таких групп _________________

Ответ Миши.

1. Это океаны.

2. Океаны – огромные водоёмы с солёной водой. Выделяют четыре океана. Они омывают материки.

3. Я предлагаю выделить в первую группу: Северный Ледовитый и Индийский, а во вторую – Тихий, т.к. первые омывают Евразию, а Тихий – Южную и Северную Америку.

Ответы групп:

 Мы считаем, что группы Мишей указаны неверно. Тихий океан тоже омывает Евразию. Можно, например, выдвинуть такую причину: омывает Америку и не омывает Америку.

Можно выделить и другие группы по другой причине: пересекают экватор, не пересекают экватор.

Первая группа: Индийский, Тихий. Вторая группа – Северный Ледовитый.

– Вы очень хорошо справились с заданием. А теперь попробуйте выполнить задания сами.

 

Задание № 3. Средиземное, Баренцево, Чёрное.

1. Общее название _______________

2. Объясните, что обозначает данное понятие ________________

3. Разделите на группы, укажите причину выделения таких групп ___________

Группы начинают выполнять задание.

1. Мы считаем, что это моря.

2. Что такое море?

– Можно ли разбить моря на группы?

Ответы детей.

Задание № 4. Сахалин, Мадагаскар, Гренландия, Камчатка, Индостан.

1. Можно ли разделить на группы?

2. Дайте название.

– Объясни, что обозначает это понятие.

– Почему сразу вы не можете дать чёткий ответ на вопросы?

– Как вы считаете, чему будет посвящён наш урок?

Тема урока: Моря. Острова и другие части суши.

– На какие вопросы нам нужно ответить?

1. Относится к суше или к воде.

2. Где располагаются?

3. Какие объекты напоминает или с какими объектами связан.

4. В чём особенность данного объекта?

5. Моря относятся к воде. Значит, необходимо выяснить, солёная или пресная вода находится в них.

Слушают.

Отвечают на вопросы.

Дети получают конверты с заданиями.

Слушают.

Выполняют задания.

Слушают.

Выполняют задания.

Работают в группах.

Затрудняются в ответах

Формулируют тему урока

П: Воспринимают речь учителя.

П: Строят рассуждение.

П: Воспринимают речь учителя.

К: Ориентируются на партнера во взаимодействии.

К: Умение слушать и слышать.

П: Выполняют здание учителя.

П: Строят рассуждение

П: Воспринимают речь учителя.

П: Строят рассуждение.

П: Воспринимают речь учителя.

К: Ориентируются на партнера во взаимодействии.

К: Умение слушать и слышать.

П: Выполнять задание учителя.

К: Умение слушать и слышать.

П: Строят рассуждение.

П: Выполнять задание учителя.

К: Умение слушать и слышать.

П: Строят рассуждение.

3. Постановка учебной задачи и её решение:

Словесный метод: слово учителя, вопросы учителя.

Практический метод: выполнение двигательных упражнений.

Практический метод: работа с картой

≈12

≈3

≈10

Работа по учебнику.

– Попробуйте описать эти части суши. (Острова и неизвестная нам часть относятся к суше.)

– Верно. Найдите определение на с. 120. (Острова – это части суши, окружённые со всех сторон водой. А другие части суши окружены водой только с трёх сторон. Это полуострова.)

– Скажите, как взаимодействует с сушей вода? (Она размывает берега, уносит с собой камни, песок.)

Работа с плакатом.

– А как, вы думаете, образовались полуострова? (Если посмотреть на полуострова, то можно обратить внимание, что все они в центре имеют возвышенность, видимо, океан постепенно затапливает низкие участки суши, а высокие остаются.)

– А что бы произошло, если бы уровень моря понизился? (Полуостров превратился бы в остров.)

– Предположите, что произойдёт со временем с участком суши (нижний левый рисунок). (Мы считаем, что со временем вода размоет узкое место, связывающее полуостров с материком, и вместо него образуется остров.)

– Вспомните, ребята, как образуются вулканы. (Внутренняя сила поднимает с огромной силой верхние земные слои, на поверхность вырывается раскалённая магма…)

– А если всё это происходит в океане, что в результате может образоваться? Посмотрите на среднюю иллюстрацию на с. 123. (Мы думаем, что на этом месте возникнет остров.)

– Какие острова образуются из потухших подводных вулканов? Где их можно найти на карте?

– Как вы думаете, а могут ли живые организмы построить остров сами? Предположения детей.

– Тогда откройте с. 123 и прочитайте о ещё одном варианте возникновения островов.

– Поработаем с помощью плаката «Полуострова и острова.

– Ребята, скажите, случайными ли были вопросы Миши и Лены, связаны ли они с морями? (Лена и Миша рассматривали реки и океаны. Мы считаем, что и реки, и океаны связаны с морями.)

 – Давайте попробуем ответить на поставленные нами вопросы. (Многие реки впадают в моря, а моря являются частью океана.)

– Что мы знаем о воде в реках и океанах? (В реках находится пресная вода. А в океанах – солёная.)

– Какая же вода в морях? (Наверное, пресная вода из рек смешивается с солёной из океана. Поэтому вода в море солёная.)

– К какому выводу вы пришли? (В море вода солёная.)

– Можете ли объяснить свой вывод? (Нет.)

– Мне кажется, что вам поможет схема на с. 122.

– Можно ли пить морскую воду?

– Давайте наш вывод запишем на доске. На какой вопрос мы ещё не ответили? (С какими объектами связаны моря?)

– Что вы установили? (Мы считаем, что моря связаны с реками и океанами.)

Работа с картой.

Чем нужно воспользоваться, чтобы ответить на второй вопрос?

– Нужно заглянуть в карту.

Некоторые моря омывают материк и являются продолжением океана: Охотское, Баренцево, Северное моря. Они отделены друг от друга полуостровами. Другие имеют небольшое сообщение с океаном, но большая их часть ушла глубоко в материк: Средиземное море, Балтийское море, Японское море, Красное море. Третьи находятся внутри материка – это большие озёра.

– Подтвердит ли наш вывод сказка? Откройте с. 121 и послушайте.

-Сейчас я расскажу вам сказку про Дракошу-Водохлёба, вы будете рассматривать иллюстрации и слушать меня внимательно.

 было людям придумывать названия морям?

– Какой вопрос возникает у вас? (Почему эти водоёмы названы морями?)

–На какой вопрос мы ещё не ответили? (Мы не ответили на вопрос: в чём особенность данного объекта?)

– Какой вывод можно сделать

Вода в океанах и морях находится на одном уровне.

 Можно ли сказать, что вода в реке или озере находится на той же отметке? (Река течёт по наклонной плоскости, озеро может находиться на любой высоте относительно уровня океана. Это зависит от того, где располагается место, в котором находится озеро.)

– Представим, что перед нами океан. Где будут находиться моря? (Мы думаем, что ближе к суше будут находиться моря.)

– Что происходит с водой в океане? Она неподвижна или нет? (Нет, вода находится в постоянном движении.)

– Как действует морская вода на сушу? Где больше всего опасностей подстерегает моряков в морях или океанах? (Мы считаем, что на сушу обрушиваются большие волны. Вода, наверное, разрушает поверхность суши, она может полуостров отделить от суши и превратить его в остров. Наверное, морякам из-за волн и небольшой глубины опаснее плавать по морям.)

– Просмотрите учебник на с. 121–122 и проверьте наши выводы. Что ещё нового вы нашли в учебнике?

– Вернёмся к заданиям Миши и Лены. Сможем ли мы их теперь выполнить?

Задание № 3.

Средиземное, Баренцево, Чёрное.

1. Общее название _______________

2. Объясните, что обозначает данное понятие. __________________

3. Разделите на группы, укажите причину выделения таких групп. ___________

Примерные ответы

1. Средиземное, Баренцево, Чёрное – это моря.

2. Море – огромный водоём, омывающий сушу. В море солёная вода. Вода в морях находится на одном уровне. Моря связаны с океанами. Морская вода разрушает поверхность суши.

Задание № 4. Сахалин, Мадагаскар, Гренландия, Камчатка, Индостан.

1. Можно ли разделить на группы?

2. Дайте название.

Объясните, что обозначает это понятие.

Ответы детей:

– Сахалин, Мадагаскар и Гренландия – это острова.

Острова – это участки суши, окружённые водой.

Камчатка, Индостан – это полуострова. Полуострова – это участки суши, с трёх сторон окружённые водой.

Физминутка. 

Работа в Рабочей тетради.

– Выполните задания в Рабочей тетради: 1-й вариант – задания 1 и 5, 2-й вариант – задания 3 и 4.

Слушают.

Отвечают на вопросы.

Воспринимают новую информацию.

Слушают учителя.

Работают в группах.

Выполняют двигательные упражнения.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание в рабочей тетради.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают учителя.

изучают карту приходят к выводу

Оценивают работу.

Делают заключение

Повторяют упражнения за учителем

П: Выполнять задание учителя.

К: Умение слушать и слышать.

П: Строят рассуждение.

П: Строят рассуждение

П: Выполняют здание учителя.

П: Строят рассуждение

П: Воспринимают речь учителя.

П: Строят рассуждение.

П: Воспринимают речь учителя.

К: Ориентируются на партнера во взаимодействии.

К: Умение слушать и слышать.

П: Строят рассуждение.

П: Строят рассуждение

П: Выполняют здание учителя.

П: Строят рассуждение

П: Воспринимают речь учителя.

П: Строят рассуждение.

П: Выполняют здание учителя.

П: Строят рассуждение

К: Умение слушать и слышать.

П: Строят рассуждение

П: Строят рассуждение.

П: Строят рассуждение

П: Выполняют здание учителя.

П: Строят рассуждение

П: Воспринимают речь учителя.

П: Строят рассуждение.

П: Строят рассуждение

П: Выполняют здание учителя.

П: Строят рассуждение

П: Воспринимают речь учителя.

П: Строят рассуждение.

4. Итог:

Словесный метод: слово учителя

≈3

Ребята, вы сегодня очень активно работали! Наш урок подходит к завершению. Давайте с вами подведем итоги. Что нового вы сегодня узнали? Какие выводы сделали? Где пригодятся знания? Молодцы, я за вас рада!
-Сейчас запишите Домашнее задание:

Делают выводы.

Отвечают на вопросы.

Записывают домашнее задание.

Р: Отслеживать цель учебной деятельности.

5. Рефлексия

Словесный метод: ответы на вопросы, самоанализ.

≈1

А теперь возьмите в руки ваши карандаши: зеленый, желтый и красный. Поднимите ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если - вы довольны собой, вам понравился урок, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. ЖЕЛТЫЙ, если - у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии.

И КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и сегодняшний урок не понравился.

Молодцы! Спасибо вам за урок! До свидания!

Самоконтроль.

Делают выводы.

Л: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предмет: Окружающий

Класс: 2

Тема урока: Моря и острова

Цели урока: познакомить с характерными особенностями морей, островами и полуостровами.

Планируемые результаты:

Предметные: формирование умения вступать в диалог, эмоционально воздействовать на собеседника, формировать обстановку;

Личностные: развивать умение наблюдать, слушать, анализировать

Тип урока: выступление с презентациями

Оборудование: учебник «Окруж. мир 2 класс» , А.А. Вахрушев, О.В.Бурский  УМК «Школа 2100» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка, 2 класс, "Школа 2100". Тема: "Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу".

Конспект урока русского языка, 2 класс, УМК "Школа 2100". Тема:Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу"....

План урока по Окружающему миру 1 класс Школа 2100. Тема: ТВЕРДЫЕ ТЕЛА, ЖИДКОСТИ И ГАЗЫ

Файл содержит план урока по Окружающему миру в 1 классе, программа "Школа 2100", учебник Вахрушева, с приложениями в виде материалов для распечатки, раздачи ученикам и размещения на доске....

Окружающий мир. Конспект урока для 2 класса. Школа " 2100" . Тема: Экологические системы.

Предмет: ОкружающийКласс: 2Тема урока: Экологические системыЦели урока: Показать взаимосвязь живой и неживой природы.Планируемые результаты:Предметные: формирование умения вступать в диалог, эмоционал...

Окружающий мир. Конспект урока для 2 класса. Школа " 2100" . Тема: Природная зональность.

Предмет: ОкружающийКласс: 2Тема урока: природная зональностьЦели урока: ознакомить учеников с природными зонами, их закономерным чередованием и проявлениями закона природной зональностиПланируемые рез...

Окружающий мир. Конспект урока для 2 класса. Школа " 2100" . Тема: Природные зоны холодного пояса

Предмет: ОкружающийКласс: 2Тема урока: Природные зоны холодного поясаЦели урока: ознакомить детей с природными зонами холодного пояса, их особенностями и обитателямиПланируемые результаты:Предметные: ...

Окружающий мир. Конспект урока для 2 класса. Школа " 2100" . Тема: Леса умеренного пояса

Предмет: ОкружающийКласс: 2Тема урока: Леса умеренного поясаЦели урока: детей с лесами умеренного пояса, их особенностями и обитателями; показать взаимную приспособленность живых организмов – членов э...

Урок окружающего мира 4 класс «Школа России» Тема: Моря, озёра, реки России

Урок окружающего мира 4 класс по УМК "школа России"....